собрание "Режим дня в жизни школьников"
методическая разработка (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Режим дня в жизни школьников!»
Дата проведения:
25. 10. 2010 г.
Место проведения:
Кабинет №11
Разработала:
Учитель начальных классов
Былинкина Л.
Осинники 2010
Задачи: показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника; убедить родителей необходимости формирования у ребёнка привычки выполнения режима дня
Ход собрания
Вступительное слово
Хорошими людьми становятся больше от упражнений,
чем от природы.
Демокрит
Начало обучения ребёнка в школе – это экзамен на зрелость той семьи, в которой он растёт и развивается. Если семья не готова к пониманию важности этого этапа в жизни ребёнка, со временем есть вероятность того, что ребёнок войдёт в одну из статистических групп, приведённых на доске.
Отсутствие у родителей понимания проблемы, незнание своего ребёнка, родительский эгоизм и тщеславие, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребёнком, поддержать его в этот весьма непростой период жизни может привести к стрессам и трагедиям всего периода обучения в школе.
Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребёнка может быть несоблюдение режима дня школьника. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима дня ребёнком как некую догму.
Выполнение режима дня позволяет ребёнку сохранить физическое и психическое равновесие, что даёт возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведёт к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребёнка.
Низкая работоспособность характеризуется:
снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребёнок выучил материал урока;
-повышением количество ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
- рассеянностью и невнимательностью ребёнка, быстрой утомляемостью;
изменением почерка ребёнка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.
Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни ребёнка, которая позволит избежать влияния на его здоровье.
Здоровье можно рассматривать как «правильную деятельность живого организма» или просто»то или иное состояние организма…». Обратимся ко второму определению, которое можно дополнить признаками «крепкое» или «слабое» здоровье. Понятно, что для каждого родителя важно, чтобы здоровье его ребёнка было крепким. Но, анализируя даже медицинские справки , можно сделать вывод, что здоровье наших школьников таковым не является. Почему? Каковы причины нарушения самочувствия? Попытаемся вместе найти пути решения возникшей проблемы.
2.Статистика
лишь 20-25% первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения в школе.
К концу 1 четверти худеют 30% учащихся –первоклассников.
15% жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желания учиться.
Треть учащихся имеют различные нарушения осанки, которые усугубляются в первый год обучения.
10% детей имеют нарушения зрения различной тяжести.
20% детей входят в группу риска в связи со склонности к близорукости.
Лишь 24% выдерживают ночной норматив сна.
Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса.
Анализ анкетирования детей.
В котором часу ты встаёшь утром?
Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?
Ты встаёшь охотно по утрам или с трудом?
Какие процедуры входят в твой утренний туалет?
Делаешь ли ты зарядку по утрам?
Ты делаешь её один или вместе с родителями?
Как долго ты делаешь уроки?
Ты выполняешь их сам или тебе помогают твои родители?
Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задания?
В котором часу ты идёшь спать?
4. Ознакомление родителей с режимом дня.
Режим – это установленный порядок чего-нибудь – из словаря Ожегова. Значение режима увеличивается не только из-за изменения нагрузки, но ещё и потому, что новые обязанности требуют от младших школьников большей собранности и дисциплинированности. Режим помогает правильно сочетать труди отдых. Врачи утверждают, что режим дня – это лучшая мера , предупреждающая возбудимость и раздражительность детей. Режим может помочь сохранить нормальную работоспособность в течение дня, в течение всего учебного года. Согласно исследованиям врачей- гигиенистов, работоспособность в течение дня бывает не одинакова. Так, можно установить два пика трудоспособности. Первый пик приходится на промежуток времени с 8-00 до 11-00 часов утра – дети в это время находятся в школе. Затем происходит снижение трудоспособности. Второй пик приходится на промежуток времени между
16-00 и 18-00 часами, а потом следует резкий спад трудоспособности. Из этих данных следует, что жесткий контроль за выполнением домашних заданий после 18-00 часов пользы не приносит, и эта работа может нанести скорее вред, чем пользу. Как же должен быть распределен весь обычный день первоклассника?
Заготовки режима дня
У вас на столах есть примерный режим дня первоклассника, давайте вместе разберём его и определимся со временем.
Утро Ребёнку необходимо умыться, одеться , убрать свою постель. Эти умения должны быть сформированы до того, как ребёнок пойдёт в школу. Необходимо обойтись без излишней спешки и нервозности, одёргивая и покрикивая на детей
Зарядка. Мамы и папы! Помните!
Дефицит двигательной активности ребёнка – первоклассника составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребёнок должен ежедневно активно двигаться не менее 2 часов.
Для того чтобы зарядка стала для вашего ребёнка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:
Приучать своего ребёнка к гимнастике с 2 – 3 лет.
Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
Включать весёлую и ритмичную музыку.
Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
Выполнять зарядку вместе со своим ребёнком.
Выполнять зарядку в течение 10 – 20 минут.
Включать в комплекс зарядки не более 8 – 10 упражнений.
Подмечать и подчёркивать достижения своего ребёнка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
Менять упражнения, если они наскучили ребёнку и придумывать вместе с ним новые упражнения.
Дорога до школы. Лучше использовать путь до школы для неторопливой прогулки перед уроками, поэтому из дома лучше выходить заранее.
Занятия в школе.
Дорога из школы домой. Нужно сделать обязательным требование: после школы сразу домой.
Переодевание после школы.
Обед.
Свободное время. Возможно его использовать на сон, прогулку, отдых, выполнение работы по дому, которая должна быть регулярна и контролироваться со стороны взрослых. Стоит прислушиваться к мнению врачей по поводу распределения свободного времени:
-не меньше 3 часов должно отводиться на прогулки и подвижные игры;
30 –40 минут на посильную работу по дому;
1 час – на самообслуживание
оставшееся время на кружки, секции и другие учреждения дополнительного образования;
на подготовку домашних заданий учащимся 1 класса отводится 1 час, проводить через 10 – 15 минут оздоровительные минутки – отдыхи.
Вечером. Следуем отвести время для общения с ребёнком, непродолжительному просмотру детских передач по телевизору или работе на компьютере.
Подготовка ко сну.
Ночной сон.
Памятка для родителей
Заранее составьте для своего ребёнка режим дня с учётом особенностей жизни вашей семьи. Приучайте ребёнка к его соблюдению.
По мере возможности контролируйте, как ребёнок соблюдает режим дня, проанализируйте и сделайте выводы.
Обратите внимание на то, достаточно ли развиты у вашего ребёнка навыки самообслуживания, привлекайте его к участию в домашних делах.
Приучать ребёнка к такому режиму дня следовало до начала занятий в школе. На привыкание к новому распорядку может уйти от двух недель до двух месяцев. Это будет зависеть и от ребёнка, и от умения взрослого строго следовать своим требованиям. Роль режима дня станет нормализующей жизнь семьи только после того, как соблюдение режима дня станет для первоклассника привычкой. Но работы для этого предстоит проделать очень много. Желательно, чтобы табличка с таким режимом дня висела над рабочим столом первоклассника.
5. Робота в парах по выявлению того, чего нельзя делать родителям при соблюдении режима дня
Например: НЕЛЬЗЯ
будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему;
кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребёнку такая еда нравиться;
требовать от ребёнка отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
заставлять ребёнка спать днём после уроков или лишать его этого права;
кричать на ребёнка вообще и время выполнения домашних заданий в частности;
заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;
сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день;
смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
ругать ребёнка перед сном;
не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно;
не прощать ошибки и неудачи ребёнка.
Если родители не хотят играть раздаётся коробочка с разными цветами. Красный цвет начинает отвечать на вопросы.
6. Подведение итогов
Анализ анкетирования детей.
В котором часу ты встаёшь утром?
__________________________________________________________________-
Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?
__________________________________________________________________
Ты встаёшь охотно по утрам или с трудом?
_____________________________________________________________________
Какие процедуры входят в твой утренний туалет?
-________________________________________________________________
Делаешь ли ты зарядку по утрам?
-____________________________________________________________________
Ты делаешь её один или вместе с родителями?
_________________________________________________________________
Как долго ты делаешь уроки?
___________________________________________________________________
Ты выполняешь их сам или тебе помогают твои родители?
___________________________________________________________________
Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задания?
__________________________________________________________________
В котором часу ты идёшь спать?
__________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание для 1 класса "Режим дня в жизни школьника"
Методическая разработка родительского собрания для 1 класса "Режим дня в жизни школьника"...
Родительское собрание.Режим дня в жизни школьника.
Родительское собрание для 1 класса.Содержит анкеты,теоретический материал, памятки для родителей....
Здоровый образ жизни школьника
Презентация для учителей...
доклад на родительском собрании в первом классе режим дня в жизни школьника
данный материал использовался при выступлении на собрании с родителями будущих первоклассников...
Родительское собрание по теме: "Режим дня в жизни школьника"
В данном сценарии родительского собрания рассмотрена тема, которая важна как для родителей, так и для детей. Именно от режима зависит успеваемость, настрой, настроение учащегося....
Родительское собрание "Телевизор в жизни школьника"
Цели собрания:1.Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором2.Показать влияние телевизионных просмотров на психику маленького ребенка...
Здоровый образ жизни школьника
Цель: Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека. ...