Памятки для разбора на уроках русского языка.
материал
Эти памятки окажут помощь родителям и детям при выполнении разных видов разборов при выполнении домашнего задания по русскому языку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Морфологический разбор
имени прилагательного.
Часть речи.
Начальная форма (ед. ч., м. р., Им. п.).
Непостоянные признаки:
число;
род (только в ед.ч.);
падеж.
Роль в предложении.
Пример:
Я вышел из душной комнаты.
Из душной (комнаты) - прилаг., душная, ед. ч., ж.р., Род. п., вт. член.
Предварительный просмотр:
Морфологический разбор
имени существительного.
Часть речи.
Начальная форма (Им.п , ед.ч.).
Постоянные признаки:
собственное или нарицательное;
одушевлённое или неодушевлённое;
род;
склонение.
4. Непостоянные признаки:
падеж;
число.
5. Роль в предложении.
Пример:
Лёгкий мороз покрывает лужицу тонким ледком.
Мороз - сущ., мороз, нариц., неодуш., м.р., 1 скл., Им. п., ед. ч., подлежащее.
Лужицу-сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., В. п., ед. ч., вт. член.
Предварительный просмотр:
Морфологический разбор глагола.
Часть речи.
Начальная форма.
Постоянные признаки.
вид;
спряжение.
4. Изменяемые признаки:
число;
время;
лицо (есть только у глаголов в настоящем и будущем времени);
род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).
5. Роль в предложении.
Пример:
Мы уходим всё дальше и дальше в лес.
Уходим - глаг., неопр. ф. уходить, 2 спр., мн. ч., наст. вр., 1 лицо, сказуемое.
Предварительный просмотр:
Морфологический разбор местоимения.
Часть речи.
Начальная форме (Им.п.).
Лицо.
Число.
Род (только в 3 лице ед. ч.).
Падеж.
Роль в предложении.
Пример:
Пёс бежит за ней, ласкаясь.
За ней- местоимение, нач. неполн. ф.,.3 л., ед. ч., ж.р., Тв. п., вт. член.
Предварительный просмотр:
“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться”.
Венгер Л.А.
Вам известно состояние ожидания, когда кончается важная часть, предстоит что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное. На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение неизвестности…, все так перепутано, трудно… То перевозбуждение, то полная апатия, то вдруг живот болит, то голова, то плакать хочется, то на месте не усидеть, все из рук валится… Вам знакомо это состояние? Тогда вы легче поймете ребенка, находящегося на важном перепутье своей жизни: в промежутке между дошкольным и школьным детством”.
Уже совсем скоро наступит первый для вашего ребенка учебный год.
С замиранием сердца вы проводите таких уже взрослых, но таких еще маленьких и беззащитных малышей в школу.
Что их ждет впереди?
– С первого сентября у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами – один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться – значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным.
- Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести
первое правило:
- только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей;
второе правило:
- никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках.
- А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку
“Колобок” на психологический лад и попрошу вас принять активное участие в ее разборе.
Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.
Первая заповедь: Родившийся ребенок в семье должен быть всегда желанным.
По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них
колобок. Положили они его на подоконник остужаться.
Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.
Покатился колобок по дорожке
и встретил там сначала зайку потом медведя, потом волка.
Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.
Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.
Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.
Съела лиса колобка.
Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.
Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась с пятью важными заповедями для вашего ребенка.
Вы уже получили много советов по воспитанию ребенка. Сейчас поговорим о готовности ребенка к школьному обучению.
Предлагаем вашему вниманию небольшой тест.
Тест для родителей.
Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.
1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.
Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.
Самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.
Обязательно ли ребенок должен уметь читать и писать к 1 классу?
Не обязательно!
Для готовности к школьному обучению не принципиально, на самом деле, умеет ли ребенок читать или считать.
Но есть вещи, принципиальные для учебы в школе. Какие?
1. Фонематический слух, звукопроизношение.
деди (дети)
сима (зима)
клупок (клубок)
кнга (книга)
Речь ребенка далеко не всегда бывает правильной от природы.
К пяти годам он должен произносить все звуки!
Исправляйте ошибки ребёнка в разговоре с ним.
2. Память.
Жили-были три поросенка: Хрюша, Пятачок и Бублик. Хрюша толще Пятачка, а Пятачок толще Бублика.
Если для того, чтобы точно воспроизвести текст, ребенку потребуется прослушать его не более 3 раз, беспокоиться не о чем.
3. Ориентация в пространстве.
Нарисуйте ребенку картинку с массой подробностей. Домик с окошками, в одном есть занавеска, в другом – нет. Забор: справа грушевые деревья, слева – яблони. Из трубы идет дым. В левом углу – солнце, в правом – птицы и т. д..
И пусть ребенок перерисует эту картину в точности. Важно, насколько точно он это сделал.
4. Качество детского рисунка является одним из основных показателей готовности к овладению процессом письма
Всего 10–15 минут в день работы с книжкой-раскраской – и многие школьные проблемы будут решены еще до поступления в первый класс!
Важно, чтобы ребенок работал в спокойной обстановке. Можно включить музыку, которая помогает расслабиться, создает спокойное, умиротворенное настроение.
5. Личностная готовность.
Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.
Если у ребенка не сформировано положительное эмоциональное отношение к школе, то он активно сопротивляется учебе. Практика показывает, что это чаще всего бывает в трех случаях. Во-первых, ребенок не хочет справляться со школьными трудностями, так как родители не приучили его ограничивать свои желания и потребности. Во-вторых, активное не желание учиться встречается у тех детей, которых дома напугали школой: “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!” В-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. В этом случае, встреча с действительностью может вызвать сильнейшее разочарование, и у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.
Любите своего ребенка!
Любите любым: неталантливым, неудачным.
Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок – это праздник,
который пока с Вами!
Помните! Ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения.
Родителям раздаются памятки от ребёнка:
- Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяться глухим.
- Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это даёт мне ощущение тщетности попыток сравниться с вами.
- Не бойтесь быть твёрдыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить своё место.
- Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.
- Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
- Не подвергайте слишком большому испытанию мою честь. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
- Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить – это поколеблет мою веру в вас.
- Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться ещё больше. Покажите мне, что такое мужество.
Уважаемые родители!
1 сентября 2014 года Ваш ребенок начнет обучаться в первом классе по новым федеральным государственным образовательным стандартам.
По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.
Еще одна особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь их число расширено. С момента поступления ребенка в школу должен заключаться трехсторонний договор между родителями, директором учреждения и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны.
Родители обязаны обеспечить посещение ребенком уроков, выполнение домашнего задания, сообщать о причинах отсутствия ребенка на занятиях, посещать родительские собрания. У школы больше обязанностей, и главная - предоставить ученикам бесплатное качественное образование. Муниципалитет берет на себя содержание школы, а также содействует родителям и учащимся в получении образования в необходимой форме.
Стандарт предполагает организацию в образовательном учреждении, как первой, так и второй половины дня. В первой половине дня первоклассники будут изучать учебные предметы по учебно-методическому комплекту «Школа России» (обратить внимание на выставку, на которой представлен учебно-методический комплект)
Во второй половине дня будет организована внеурочная деятельность по разнообразным направлениям развития личности. Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей. На внеурочную деятельность отводится десять часов в неделю, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не будут относиться к обязательной учебной нагрузке.
Внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружков, секций с различными видами деятельности, позволяющими в полной мере реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В условиях реализации нового стандарта общий объем учебной нагрузки первоклассника составляет в неделю 21 час урочных занятий и 10 часов внеурочной деятельности при максимальной продолжительности учебной недели – 5 дней. Продолжительность урока для первоклассника составляет 35 минут (1 полугодие) Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Кроме того, для первоклассников устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
Стандарт позволит учащемуся:
- формировать индивидуальный образовательный маршрут;
- осваивать не отдельные предметы, а воспринимать мир в целостности и многообразии
Новый Стандарт поможет школьнику:
- научиться учиться самостоятельно;
- быть инициативным в постановке и решении новых задач;
- быть независимым в контроле и оценке своих образовательных достижений
– Обязательна ли школьная форма в 1 классе? ДА!
Форма дисциплинирует детей, является атрибутом, отличающим дошкольника от школьника. А именно об этом, как правило, и мечтают в первую очередь при поступлении все дети – они теперь первоклассники. (3 апреля в 17.30 собрание - форма)
– Есть ли домашнее задание в 1 классе?
Домашних заданий в 1 классе нет. Однако если вы хотите сформировать у своего ребенка качественные навыки письма, чтения, счета, то не отказывайтесь от тренировочных упражнений, которые может предложить учитель.
– Почему учителя не ставят оценки в 1 классе?
В 1 классе обучение безотметочное. Это оправдано тем, что ребенок находится в самом начале учебного пути. К концу первого года обучения уже можно судить о той или иной степени успешности младшего школьника.
В 1 классе основной упор делается на приобретение навыков учебного труда. Словесная или условно-знаковая оценка тоже зачастую присутствует в работе учителя с учеником. Важно, чтобы она была позитивной.
– Что делают дети на переменах?
Отдыхают. Причем отдых должен быть активным, ведь после урока, который предполагает пребывание ученика в однообразной рабочей позе, ребенку необходима разрядка.
На переменах допускаются подвижные и настольные игры (дети играют стоя). Главное, чтобы во время игры соблюдались правила безопасности, и школьники случайно не поранили друг друга, подражая агрессивным действиям героев современных фильмов.
Желаем, чтобы первые шаги в школьном мире были для Вашего ребенка
и Вас радостными и уверенными!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетический разбор на уроках русского языка в начальной школе по УМК "Система Занкова"
В данной работе представлен подробный план и подробное описание этапов фонетического разбора с наглядными примерами. Материал будет полезен как для учителей начальных классов, так и для родителе...
Памятки для разного вида разборов слов и предложений на уроках русского языка
На уроках русского языка в 4 классе большое внимание я уделяю фонетическому, морфологическому, синтаксическому разбору слов и предложений. В данном приложении я предлагаю памятки для детей, которые по...
Памятки для разбора слов по русскому языку
Памятки содержат алгоритм морфологического разбора имен существительных, имен прилагательных, глаголов, а также фонетического разбора....
Памятка для учащихся "Виды разбора на уроках русского языка"
Памятки для проведения фонетического, морфемного, морфологического разбора слова и разбор предложения в 3-4 классах начальной школы...
Памятки для уроков русского языка. Разбор предложения. Морфологический разбор частей речи.
Памятки предназначены для 4 класса....
Памятки для использования на уроках русского языка для учеников 1 класа по программе "Школа России"
Памятки можно распечатать для каждого ученика. Можно по 2 страницы на листе....
Памятка для синтаксического и морфологического разбора на уроках русского языка
Памятки для выполнения синтаксического и морфологического разбора....