Помочь ребенку успешно учиться. Как?
материал (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Родительское собрание.
« Помочь ребенку успешно учиться. Как?»
«Хорошими людьми становятся больше
от упражнений, чем от природы».
Демокрит.
«Гений – это внимание!
Не важно, кто это сказал,
Важно, что это так.
Уважаемые родители! Сегодняшняя наша встреча будет посвящена проблемам, которые связаны с успешностью детей в учебно-познавательной деятельности. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность младших школьников к учебной деятельности.
Отчего же зависит успешная познавательная деятельность школьника? От многих факторов. Сегодня я хочу остановиться на самых, на мой взгляд, важных: физическое здоровье и эмоциональное состояние ребенка и внимание.
Ни для кого не является секретом, что начало обучения ребенка в школе – это экзамен на зрелость той семьи, где он растет и развивается. Если семья не готова к пониманию важности этого этапа в жизни ребенка, то со временем есть вероятность того, что ребенок войдет в одну из статистических групп, о которых я скажу ниже. Отсутствие у родителей понимания проблемы, незнание своего ребенка, родительский эгоизм и тщеславие, неумение наладить контакт со своим ребенком, нежелание поддержать его в этот весьма непростой период его жизни может привести к стрессам и трагедиям всего периода обучения в школе.
Итак, подробнее рассмотрим 1-ый фактор: физическое и эмоциональное состояние первоклассника. Как чувствуют себя наши дети после 2-х месяцев обучения в школе? Я приведу лишь некоторые цифры статистики:
- Лишь 20-25% первоклассников, переступающих школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучен6ия в школе;
- К концу первой четверти худеют 30% учащихся-первоклассников;
- 15% первоклассников жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желания учиться;
- Треть уч-ся первых классов имеют различные формы нарушения осанки, которые усугубляются в 1-ый год обучения в школе;
- 10% детей, поступивших в первый класс, имеют нарушения зрения различной степени тяжести;
- 20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости;
- лишь 20% процентов первоклассников выдерживают ночной норматив сна;
- ежедневно основная масса первоклассников недосыпают от 1,5 до 2-х часов.
Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка является несоблюдение режима дня школьника. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим дня». А зря. Нельзя ,конечно, понимать режим дня как некую догму. Выполнение режима дня позволяет сохранять физическое и равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:
- снижением количества правильных ответов в школе и дома после того, как ребенок выучил материал урока;
- повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
- рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
- изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.
Безусловно, невозможно работать без утомления, но ведь задача семьи состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни ребенка, которая позволит избежать влиянию утомления на его здоровье.
Младший школьник много времени проводит в школе, посещает различные кружки, секции, он подвижен и вместе с тем легко возбудим поэтому ему требуется полноценный отдых – сон. В возрасте 6-7 лет суточная норма сна составляет 11 часов, в 8-10 лет -10 часов. Спокойный сон обеспечивает отдых и высокую работоспособность человеческому организму. Полноценный сон является одним из важнейших условий высокой умственной работоспособности. Правильная организация умственного труда (очередность и время приготовления домашних заданий, правильная посадка, освещение, отсутствие раздражающих факторов (посторонние разговоры, работающий телевизор, музыка и др.) предупреждает возникновение переутомления и его отрицательных последствий. А неправильная организация умственного труда школьника приводит к частому проявлению симптомов переутомления, таких, как головная боль, головокружение, быстро наступающая слабость, покраснение глаз и ушных раковин, рассеянность, раздражительность, плаксивость и т.д. В таком случае ребенка следует показать врачу, так как эти признаки могут предшествовать развитию нервно-психических заболеваний.
В целях профилактики полноценного сна желательно. Чтобы ребенок смотрел не более 2-3 телепередач в неделю. Дети младшего школьного возраста очень впечатлительны, доверчивы и восприимчивы, поэтому сцены насилия и жестокости, увиденные ими по телевизору, не только лишат их полноценного глубокого, спокойного сна, но и могут стать причиной нервных срывов и даже психических заболеваний. Вот почему взрослые члены семьи должны еженедельно изучать программу телепередач, выбирая те, которые не навредят ребенку. О вреде компьютерных игр, разрушающих психику ребенка, я думаю знают все, и мне не стоит на этом останавливаться.
Дорогие родители, еще я хочу вам напомнить, что дефицит двигательной активности ребенка-первоклассника составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребенок должен активно двигаться не менее 2-х часов. Важную роль в удовлетворении биологической потребности в движении играют ежедневная утренняя гимнастика и проведение физкультурных минуток во время приготовления домашних заданий.
Несомненно, сложно приводить ребенка к выполнению режима дня, но чаще всего истоки детской неорганизованности лежат в укладе семьи. Поэтому прежде всего родителям нужно самим стать более собранными и организованными, а уже потом требовать этого от своих детей. Помочь детям в соблюдении режима дня может игра, в процессе которой любые навыки приобретаются легче и быстрее. Кроме того, на протяжении 2-3х месяцев родителям необходимо выполнять основные режимные моменты вместе с ребенком. Не следует наказывать детей за забывчивость, а наоборот, хвалить их за каждую попытку придерживаться режима дня. Ситуация успеха порождает психологические условия принятия деятельности, стимулирует желание неоднократно пережить чувство удовлетворения собственными делами.
Как уже говорилось выше результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.
Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.
Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объема усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.
Умение концентрировать свое внимание помогает ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.
Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.
Одной из главных проблем не только первоклассников, но и всех учеников начальной школы, является недостаточное развитие процессов произвольного внимания в дошкольном возрасте. В дошкольный период в детском саду и в семье этому важнейшему психическому процессу было уделено недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье.
Если ваш ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений (кроме телевизора и игр на телефоне, компьютере) – все это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в ученой деятельности:
- если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам (жуки-зуки);
- если недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы и цифры в словах, предложениях (трава-трва);
- если ребенок переставляет слоги в словах, это также связано с неустойчивостью внимания.
Хочется еще раз подчеркнуть, что внимание является важнейшей составной частью результативности учебной деятельности вашего ребенка. Никогда не поздно начинать! Помогите своему ребенку стать внимательным. Для того, чтобы он стал внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание. Вот некоторые рекомендации:
- В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка.
- Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечением.
- Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого любую возможность: прогулки на свежем воздухе, походы, игры ит.д.
- Развивая внимание ребенка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше останавливайтесь на достигнутых им успехах.
- Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.
- В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания
- Наберитесь терпения и не ждите немедленных результатов. Поверьте, они непременно будут, если ваши упражнения с ребенком на развитие внимания будут систематичны и последовательны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку хорошо учиться в школе?
Довольно часто родители жалуются на то, что ребенок неплохо начал учебу в первом классе, а потом утратил интерес к ней. И уже в третьем-четвертом классе не хочет не только делать уроки, но и ходить в ...
Пятиклассники и их адаптация. Как помочь ребенку успешно перейти в 5 класс?
Статья содержит материал связанный с адаптацией детей в 5 классе, советы для родителей, которые помогу преодолеть этот непростой период жизни ребенка....
Как помочь ребенку успешно адаптироваться к школе
В помощь родителям и учителям...
Сценарий родительского собрания "Как помочь ребенку успешно учиться?"
Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.Задачи: расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми...
Рекомендации родителям учащихся 3 классов на тему «Как помочь ребенку успешно освоить учебную программу и стать более самостоятельным и культурным человеком?»
Рекомендации родителям учащихся 3 классов на тему«Как помочь ребенку успешно освоить учебную программу и стать более самостоятельным и культурным человеком?»...
Сценарий родительского собрания "Как помочь ребенку успешно учиться?"
Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся. Задачи: расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с дет...