Как помочь ребенку успешно адаптироваться к школе
статья (1 класс) на тему

Прусакова Екатерина Анатольевна

 В помощь родителям и учителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь каждому первокласснику успешно адаптироваться к школе?

Каждый учитель начальных классов сталкивался с проблемой обеспечения благополучной школьной адаптации своих учеников. От того, насколько хорошо педагог умеет решать проблемы адаптационного периода, зависит не только успешность обучения первоклассников, но и их эмоциональное отношение к школе, личностное благополучие, душевное и физическое здоровье.

Всем хорошо известно, что успешная адаптация ребенка к школе зависит от системы межличностных отношений, в которую вступает первоклассник с первых дней нахождения в коллективе сверстников и учителей. Поэтому очень важно, чтобы у школьника были сформированы следующие качества:

1. Эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности:

– желание участвовать в совместной деятельности;
– позитивные переживания в процессе совместной деятельности, уверенность в успехе;
– адекватная эмоциональная реакция на ошибки и неуспех деятельности своей (товарища);
– желание предложить свою помощь в процессе деятельности;
– желание принимать помощь от других.

2. Деловые отношения в совместной деятельности на уроке:

– умение принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней;
– умение взаимодействовать в условиях совместной работы.

3. Новые социальные роли, связанные с реализацией межличностных отношений:

– понимание того, что я как ученик – часть классного коллектива

4. Умение презентовать себя:

– рассказывать о себе, о своих возможностях, объективно их оценивать;
– выслушивать мнение участников деятельности о своей работе;

– высказывать свое мнение о достигнутом результате деятельности.

Для формирования вышеуказанных качеств необходимы специальные задания.  С этой целью можно использовать уроки окружающего мира.

Для обеспечения успешной адаптации всех учеников этот предмет содержит большие потенциальные возможности, так как по своим целям, функциям, содержанию в наибольшей степени способствует социализации младших школьников, помогает первокласснику найти свое место в новом коллективе сверстников.

Вот пример такого задания, которое  можно провести с первоклассниками в первые дни сентября.

Знакомство

Цели: развитие навыков общения (умение рассказывать о себе, составлять портрет одноклассника, выступать у доски); воспитание у детей умений слушать, принимать и выполнять инструкцию учителя; знакомство детей друг с другом.

Время выполнения: 15 минут.

Форма проведения: парная,

Оборудование: каждому ребенку нужно раздать по два кружка из плотной бумаги: на одном – лицо с улыбкой, на другом – недовольное лицо. На обратной стороне указывается фамилия ученика

Организация занятия. Учитель объявляет тему урока – «Давайте познакомимся». И делаете небольшое вступление, например такое: «Мы с вами начинаем вместе учиться и пока еще не знаем друг друга, поэтому сегодня я предлагаю всем нам познакомиться. Узнайте у своего соседа по парте, как его зовут, что он больше всего любит, чем охотнее всего занимается. А затем поменяйтесь ролями».

После того как ребята закончат диалоги, каждый ряд по очереди выходит к доске, и ученики по очереди рассказывают, что узнали о своих соседях.

Когда все дети выступят, предложите им с помощью пиктограммы выразить свое отношение к заданию: если задание понравилось, дети покажут смеющееся лицо а если не понравилось – грустное.

Методический комментарий к занятию

Процесс выполнения данного задания может стать предметом анализа, что позволит учителю выделить несколько групп первоклассников, имеющих свои особенности общения. Их необходимо учитывать в процессе формирования межличностных отношений в адаптационный период.

1-я группа. Первоклассники с радостью приступают к заданию: они спрашивают (если еще до сих пор не знали) имя соседа, с удовольствием рассказывают о себе. Они умеют задавать вопросы, отвечать на них, внимательно слушают другого.

2-я группа. Дети не сразу приступают к диалогу, им необходима  помощь учителя – повторить задание, например так: «Познакомься поближе со своим соседом, расскажи ему, как тебя зовут, что ты больше всего любишь. А затем твой сосед расскажет о себе». Как правило, этого достаточно для того, чтобы первоклассники начали общаться. Таким образом, главная трудность детей этой группы состоит в неумении принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней.

3-я группа. Первоклассники не приступают к выполнению задания. Тогда учитель должен оказать помощь – прямое участие, например: «Скажи своему соседу, как тебя зовут, начиная со слов: “Меня зовут...”» Помощь может понадобиться и далее: «“Я больше всего люблю читать книги, а ты?” Таким образом, учитель предоставляет достаточно подробный план, по которому дети будут общаться. План должен быть развернутым, включать прямой образец (при необходимости).

Среди  учеников могут быть такие, которые не захотят рассказывать о своем соседе, будут выражать агрессивность по отношению к нему. Всякие виды помощи в данном случае могут оказаться бесполезными. Необходимо  спокойно для себя отметить  особенности этих детей, понимая, что такая реакция не является подлинным отношением к однокласснику, а служит отражением  трудностей презентации своего партнера.

Необходимо особо похвалить тех ребят, которые во время выполнения задания старались (в той или иной степени) преодолевать стеснительность, робость и другие трудности.

Проведение задания «Знакомство» поможет установить причины трудностей в общении первоклассников с самых первых недель пребывания в школе. Так, в процессе выполнения задания можно выделить следующие наиболее типичные причины

1. Плохое знание русского языка у детей, для которых он не является родным. Вследствие этого первоклассники плохо воспринимают незнакомую речь, затрудняются ответить на вопрос, выразить то, что знают. В этом случае необходимо  развивать активный словарь, создавать ситуации общения с разными детьми.

2. Заикание ребенка часто делает детей стеснительными, поэтому они неохотно вступают в речевые контакты. От учителя требуется большая моральная поддержка, которая выражается в показе одноклассникам всех достоинств ребенка.

3. Плохо развитая речь первоклассника (нарушение звукопроизношения, недоразвитие повествовательной речи) приводит к тому, что он чаще предпочитает невербальные формы общения, то есть ему проще заплакать, закричать, ударить, толкнуть одноклассника и т.д. На первых порах нужно поручать  таким ученикам задания, не требующие развернутых словесных формулировок (например, раздать карточки, стереть с доски, повесить картинки). Это будет постепенно повышать их самооценку, придаст детям уверенности в своих силах.

4. Тревожность, замкнутость (вследствие психологической травмы или сложной атмосферы в семье) выражается в том, что ребенок долго присматривается к учителю, одноклассникам.  Задача учителя – с первых дней узнать, чем больше всего интересуется ребенок; необходимо больше общаться с его семьей. Все это поможет понять причины эмоционального состояния первоклассника. Чаще хвалите его, много общайтесь персонально, подбадривайте, включайте невербальные формы общения (дотроньтесь, приласкайте). Желательно, чтобы такой ученик имел доброжелательного, открытого соседа по парте.

После этого занятия можно поиграть в игру, которая называется «Снежный ком», которая поможет детям запомнить имена всех одноклассников. Ход игры: дети садятся в круг. Первый называет свое имя. Следующий ребенок называет имя предыдущего и свое. Третий ребенок называет имена первых двух детей и свое. И т.д. Последний (учитель) называет имена всех детей. Эта игра развивает память и внимание.

У меня на всех уроках присутствует помощник – мышонок Головастик. Дети играют с ним с большим удовольствием и совершенно перестают стесняться, становятся уверенными и быстрее раскрываются. Т.к. ведущей деятельностью некоторых первоклассников продолжает оставаться игра, то и все обучение и воспитание проходит через игру. Существует много игр, способствующих уменьшению возбуждения и развитию самоконтроля.

Игра «Слушай команду»

Цель игры. Развитие способности к сосредоточению.

Ход игры. Дети маршируют под музыку. Затем музыка внезапно прерывается, и ведущий шепотом произносит команду (сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки и т. п.).

Примечания: Команды  даются  только  на  выполнение  спокойных движений. Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя.

Игра  «Кто за кем?»

Цель игры. Снижение возбужденности детей.

Ход игры. Звучит спокойная музыка (например, «Гавот» А. Ферро или «Инвенция» И. С. Баха). В комнате расставлены стулья. Ведущий называет первого ребенка, он начинает двигаться между стульями и, когда в музыке возникает перерыв, садится на стул. (Другие дети — стоят в стороне и смотрят.)

Затем ведущий вызывает другого ребенка, под музыку он тоже двигается между стульями и садится тогда, когда возникает перерыв.

Игра продолжается до тех пор, пока на стулья не сядут все дети.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ

КОММУНИКАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Игра «Командиры»

Цель игры. Развитие сосредоточенности и способности к концентрации.

Ход игры. Все дети сидят на стульях полукругом. Ведущий задает ситуацию:  «Вы — командиры, перед вами карта, и вы ее сосредоточенно и внимательно изучаете».

Выразительные движения и мимика: сощуренные глаза, нижняя губа закушена, голова наклонена вперед, указательный палец движется по воображаемой карте.

Игра  «Раздумье»

Цель игры. Укрепление способности к концентрации, успокоению.

Ход игры. Звучит спокойная музыка. Один из детей — «грибник» (пошел в лес по грибы), а другие — лесные деревья. Грибник ходит по лесу между деревьями, он заблудился. Когда музыка кончается, он останавливается и задумывается: «Куда идти?»

Выразительные движения: ребенок стоит, руки сложены на груди, смотрит перед собой. (Роль грибника должен сыграть каждый ребенок.)

ИГРЫ

НА СНЯТИЕ СТРАХОВ

Игра «Битва со Змеем-Горынычем»

Цель игры. Снятие страха перед агрессией (нападением сказочного существа); реализация индивидуального подхода.

Ход игры. Игра направлена на снятие страха у одного-двух участников. Другие дети выступают в качестве одного из условий успешной коррекции (групповая помощь).

Например, кто-то из детей очень боится Змея-Горыныча. Страх перед сказочным персонажем снимается за 1—2 игровых занятий.

Сначала детям предлагается самим нарисовать Змея-Горыныча. Затем сыграть битву со Змеем-Горынычем. Сказочный город (поставленные по кругу стулья), в нем живут царевич, царевна и ремесленники. Город сторожат 2 стражника. Иван-царевич уходит на охоту. Царевна готовит обед. Ремесленники работают (кузнец кует, маляр красит и др.). Стражники обходят город.

Вдруг налетает Змей-Горыныч. Он ранит стражников, убивает ремесленников, а царевну уводит в свою пещеру. Змей-Горыныч встает перед пещерой
и сторожит ее.        

Иван-царевич возвращается с охоты. Стражник (раненый) показывает, куда Змей-Горыныч увел царевну. Иван-царевич идет сражаться со Змеем-Горынычем. Они борются, Иван-царевич побеждает Змея-Горыныча. Из пещеры выходит царевна. Иван-царевич ведет ее в город. Ремесленники радуются, кричат «ура», хлопают в ладоши.

Примечания:

Все роли распределяются между детьми.

Ивана-царевича предлагается сыграть тому ребенку, у кого замечен ярко выраженный страх перед сказочными персонажами.

После окончания игры обсудить, что чувствовал каждый ребенок в игре. Показать, что не надо бояться  страшных  персонажей.

Игра  «Нарисуй свой страх»

Цель игры. Снятие страхов.

Ход игры. Дети рассаживаются за столами. Ведущий предлагает им нарисовать рисунок под названием «Мой страх».

После того как дети выполнят задание, необходимо обсудить, чего боится каждый ребенок.

ИГРЫ

НА СНЯТИЕ БОЯЗНИ ШКОЛЫ

Игра «Школа»

Цель игры. Снятие страха перед школой, ускорение адаптации к школе.

Ход игры. Игра состоит из двух этюдов.

1-й этюд. «Школа для животных»

Из общего числа детей отбираются те, которые боятся школы. Каждый ребенок по желанию выбирает для себя роль какого-либо животного (трясущегося от страха зайца, агрессивного тигра). «Животные» рассаживаются за парты, входит «учитель» (ведущий) и начинает урок. «Животные» ведут себя в соответствии со своей ролью. Если у детей есть страх не перед школой, а перед учителем, то один из детей играет учителя: «Здравствуйте, звери! Кто выучил домашнее задание?»

2-й этюд. «Школа для людей»

Если в первом этюде допускались различные «звериные» ситуации, то во втором этюде школа представлена как нечто светлое, возвышенное, доброе. Проводится урок рисования. Дети рисуют сюжет «Школа». Один из детей выполняет роль учителя. Можно модифицировать урок рисования. «Учитель» рисует на доске какую-либо фигуру (круг, квадрат и пр.). Дети перерисовывают эту фигуру. «Учитель» обязательно хвалит тех, у кого получился хороший рисунок.

Игра «Кляксы»

Цепь игры. Снятие агрессии и страхов, развитие воображения.

 Ход игры. Подготовлены чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, какого им хочется, плеснуть «кляксу» на лист и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная «клякса».

Агрессивные или подавленные дети выбирают краску темных цветов. Они «видят» в «кляксах» агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище и др.). Через обсуждение «страшного рисунка» агрессия ребенка выходит вовне. К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного ребенка. Последний будет брать для рисунков светлые краски и видеть приятные вещи (бабочек, сказочные букеты, стрекоз и др.). Посредством общения со спокойным ребенком на предмет интерпретации «кляксы» агрессивный ребенок успокаивается.

Примечания:

Дети,  предрасположенные  к гневу,  выбирают преимущественно черную или красную краску.

Дети   с   пониженным   настроением   выбирают лиловые и сиреневые тона (цвета грусти).

Серые и коричневые тона выбираются детьми напряженными, конфликтными, расторможенными (пристрастие к таким тонам говорит о том, что ребенок нуждается в успокоении).

Домашний уголок.

Дети  6-7 лет очень привязаны к своим родителям и тяжело переживают расставание с ним даже на несколько часов. Поэтому в классе можно сделать домашний уголок,  где помещаются фотографии улыбающихся детей и их родителей. Каждый раз, когда ребенку будет не хватать маминой улыбки, он посмотрит на фотографию и почувствует поддержку мамы.

Семинар

 «Адаптация ребёнка к школе»

Тема: «Как помочь первокласснику успешно адаптироваться к школе?»

Учитель начальных классов Прусакова Е.А.

           

              26 октября 2012 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помочь ребенку успешно учиться. Как?

Материал для родительского собрания...

Рекомендации: Как помочь ребёнку легче адаптироваться к школе"

Цель: повышение психологической компетенции родителей...

"Как помочь ребенку легче адаптироваться к обучению в школе"

памятка для родителей первоклассников[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"5603215","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"313","width":"475"}}]]...

Пятиклассники и их адаптация. Как помочь ребенку успешно перейти в 5 класс?

Статья содержит материал связанный с адаптацией детей в 5 классе, советы для родителей, которые помогу преодолеть этот непростой период жизни ребенка....

как помочь учащимся быстрее адаптироваться к школе после летних каникул

Не секрет, что учащимся непросто дается начало года. Учителя отмечают, что их трудно собрать, ученики  как будто все забыли, их мысли не направлены на учебу,  внимание рассеянно и т.д. Однак...

Сценарий родительского собрания "Как помочь ребенку успешно учиться?"

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.Задачи: расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми...