Родительское собрание "компьютер и школьник"
методическая разработка (1 класс) по теме
Представлены теоретические основы взаимодействия компьютера и школьника, опасности при работе с ним и памятка для родителей, как избежать опасностей в общении с компьютером.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompyuter_i_shkolnik.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему:
«Компьютер и школьник»
Пожалуй, уже невозможно представить себе современного человека, не владеющего хотя бы простейшими навыками работы на компьютере. Одно из величайших изобретений XX века, которое поистине может быть названо «магическим кристаллом знаний», компьютер стал незаменимым помощником для людей самых разных профессий; трудно даже назвать ту отрасль человеческой деятельности, в какой компьютер не может быть применен. И чем раньше ребенок познакомится с компьютером, чем уверенней будет чувствовать себя в общении с ним, тем легче ему будет найти свое место в жизни, тем шире откроются перед ним перспективы.
Компьютер - прекрасный помощник в обретении знаний. Разработаны и пользуются популярностью многочисленные обучающие программы (обучалки) по иностранным языкам, математике, физике, химии, географии, изобразительному искусству, медицине, музыке и т.д. Обучающие программы для самых маленьких построены в виде игр. в которых вместе с ребенком принимают участие любимые им герои сказок, популярных мультфильмов; для детей среднего и старшего школьного возраста обучающие программы посложнее - в виде занимательных тренажеров с привлечением обильного наглядного материала, с использованием графики, со звуковым сопровождением и т.д. Разработаны и простейшие программы для детей, помогающие в ознакомлении с компьютером, в освоении клавиатуры и пр. Все больше появляется в продаже различных компьютерных энциклопедий - но самым разным отраслям знаний. Ну, и, конечно, компьютер позволяет получать самую свежую информацию из всемирной «паутины» Internet.
Это все положительные факторы общения с компьютером, но есть еще и негативное воздействие компьютера на организм человека, его здоровье.
Итак, какие же существуют вредные для здоровья факторы и как уменьшить их при общении с компьютером.
1. Нагрузка на зрение
Первый и самый главный фактор - это нагрузка на зрение. Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка (или другого пользователя) возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. Однако заметим сразу, не компьютер является основной причиной развития близорукости у ребенка. Огромную роль в этом играет наследственность, телевизор, чтение в темноте. При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть существенно снижена.
1.1. Во-первых, вредны подеpгивания изобpажения из-за низкой частоты веpтикального обновления или из-за низкого качества pазвеpтки монитоpа.
1.2. Второй по значимости фактор утомляемости глаз - это содержание изображения. Перечислим варианты изображений по восходящей от наименее вредных до наиболее вредных:
1.2.1. Легче всего глаз воспринимает статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Поэтому, для глаза ребенка или взрослого достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста.
1.2.2. Хуже воспринимается рисование на компьютере. Здесь звук уже не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняет глаз.
1.2.3. Намного тяжелее приходится зрению в том случае, когда ребенок (пользователь) вынужден читать с экрана текст. Поэтому Интернет - штука достаточно опасная, поскольку здесь приходится много читать, и читать быстро.
1.2.4. Ну и, наконец, настоящие убийцы глаза - это игры. Движущееся изображение, мелкие элементы - все это приводит к такому переутомлению, которое снимается очень нескоро.
Общий итог
Насколько же компьютер опасен для зрения? Сравнивая его с телевизором, следует помнить, что разрешение дисплея и его качество во много раз выше качества телевизионной трубки. Однако дисплей, как правило, ближе. И все же можно считать, что нагрузка на глаз от монитора немного ниже, чем от телевизора. Поэтому время, проведенное за компьютером, и время, поведенное перед телевизором, следует суммировать.
2. Стесненная поза
Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье при работе с компьютером, является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок (или взрослый) должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенное положение, и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стесненной позы возникают следующие нарушения:
2.1. Затрудненное дыхание. Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным проявлениям.
2.2. Боли в мышцах спины, шеи и головные боли. Человеческое тело не приспособлено для того, чтобы проводить долгие часы в фиксированном положении. Длительные периоды неподвижности снижают приток крови к мышцам, что приводит к накоплению продуктов метаболизма, раздражающих нервы задействованных мышц. Если этот застой случается в мышцах плеч, спины или шеи, может возникнуть головная боль, поскольку мышцы передают "сигналы дискомфорта" нервам чувствительных тканей лица, головы и кожи черепа.
2.3. Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы. Иногда возникает искривление позвоночника.
2.4. Заболевания суставов кистей рук. Это профессиональное заболевание, ранее преследовавшее машинисток в редакциях, а ныне - операторов компьютеров. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать множество мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания.
Как помочь уменьшить вредное влияние стесненной позы
Следует сидеть в максимально удобном положении в максимально удобном кресле. Ваша спина должна сохранять ровное положение, ноги должны прочно опираться на пол, а голову следует держать ровно, а не выпячивать вперед, подобно черепахе, выглядывающей из своего панциря. Кроме того, ваше кресло должно быть твердым, но обеспечивать достаточную опору в области поясницы. Поэтому, самое важное в уменьшении нагрузки - это правильно подобранная мебель. И столы, и стулья, и прочие аксессуары должны быть специализированны, причем подобраны именно для детей.
Стул. Хороший стул снимает половину нагрузки. Специальный операторский стул на роликах, с регулируемой спинкой, без подлокотников и вращающийся вокруг своей оси позволяет ребенку изменять позу во время работы. Дети с удовольствием ерзают на таких стульях, а значит, их грудная клетка и позвоночник работают. Газовый патрон дает возможность регулировать высоту строго индивидуально, и это так же снимает утомление.
Стол должен быть только специализированным, со специальной выдвижной доской под клавиатуру. Дело в том, что когда ребенок пишет, рисует, работает мышкой или играет, ему нужен высокий стол. Для печатания клавиатура должна быть расположена на 7-10 см. ниже. Выдвижная доска позволяет соблюсти все требования, и плюс к тому заставляет ребенка периодически изменять позу.
3. Психическая нагрузка
Третий по важности фактор - это психическая нагрузка. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область весьма мало изученная, поскольку современная мультимедиа-техника появилась лишь недавно. И все же можно психическую нагрузку уменьшить.
* Во-первых, в работе следует делать перерывы. На уроке за этим следит учитель, дома на компьютере следует поставить таймер, например, из пакета Norton Utility. Каждые 30 минут - перерыв на 15 минут, для взрослого - 10 минут. Во время перерыва необходимо делать упражнения для зрения и на расслабление, описанные в самом конце рекомендаций.
* Во-вторых, следует внимательно следить за содержательной стороной игр, в которые играет ребенок, за тем, что он программирует, и какие сайты он посещает. Хотя в общественном сознании укоренилась мысль о том, что самое вредное в компьютере - это излучения, на самом деле воздействие на психику ребенка может оказаться намного серьезнее.
4. Излучение
4.1.У современных мониторов приняты выдающиеся меры по обеспечению безопасности. В частности, того излучения, которое собственно называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны) монитор практически не производит. В нем нет устройств со столь высокой энергией. Так же практически ничего не излучает системный блок. От монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское излучение (ионизирующее излучение), которое в 2-3 раза меньше естественного радиационного фона. При таком уровне излучения видеодисплейный терминал (монитор) не представляет какой-либо опасности для здоровья человека.
Вредными для человека являются другие виды излучений:
4.2. Постоянное электpостатическое поле высокой напpяженности. Сам по себе потенциал не страшен, но этот потенциал создается между экраном дисплея и лицом оператора, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки, как пули, врезаются в кожу того, кто сидит перед экраном. Это постоянное электpостатическое поле может быть вpедно пpи заболеваниях глаз и кожи
Имеются следующие современные способы борьбы с этим явлением:
Снижение количества пыли в помещении. В частности, в компьютерных классах крайне нежелательно применение мела, поскольку мел постепенно переходит с доски на лица детей путем разгона статическими полями. Обратите внимание - хороший компьютерный класс оборудован маркерной доской, кондиционером и пылеуловителем, а иногда "Люстрой Чижевского". Эти устройства снижают количество пыли в помещении, а "Люстра Чижевского" еще и подавляет статические поля.
Ну, а самый простой способ борьбы - после занятий на компьютере умыться холодной водой.
4.3. Высокочастотные электромагнитные поля. Их воздействие сравнимо с радиацией, но, к счастью, они очень быстро уменьшаются с расстоянием, элементарно экранируются и управляются. В современных мониторах все излучение отводится вверх и частично назад. Вперед не излучается ничего. Поэтому в школах компьютеры расставляют вдоль стен таким образом, чтобы люди не могли находиться возле их задних стенок. А вот наклоняться над монитором, чтобы поглядеть на него сверху, не рекомендуется.
4.4. Низкочастотные электромагнитные поля. Низкочастотные электромагнитные излучения до сих пор не считались вредными, поскольку от компьютера они ниже, чем, скажем, от электрического утюга. Однако по данным PC Week за февраль 2000 следует, что взаимодействие собственных полей монитора и внешних электромагнитных полей может вызывать интерференцию, из-за которой изображение на экране начинает мерцать, вызывая ухудшение зрения и головную боль. Радикальные способы борьбы с этим явлением пока, по сведениям журнала, не найдены.
КАК ПРЕДОХРАНИТЬ СЕБЯ И БЛИЗКИХ ОТ ВРЕДНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ МОНИТОРА?
Самым безопасным для глаз монитором является монитор на жидких кристаллах и жидкокристаллический проектор, затем следуют профессиональные 15-дюймовые мониторы, 17-дюймовые мониторы и 14-дюймовые мониторы. Завершают список устаревшие мониторы с диагональю 14 дюймов выпуска ранее 1997 года.
Час игры на устаревшем мониторе по нагрузке на зрение равноценен двум часам игры на хорошем мониторе.
Безопасная продолжительность работы ребенка за компьютером зависит от многих обстоятельств. При хорошем оборудовании рабочего места и правильном подборе рода занятий время безопасной работы может быть значительно продлено, в два-три раза по сравнению со старыми нормами. И, наоборот, при плохой организации рабочего места даже общепринятые нормы могут быть вредны для здоровья.
Вывод.
Какие бывают вредности и как их снизить:
1. Снижение утомляемости глаз:
- хороший дисплей 15 дюймов (14 и 17 дюймовый мониторы более утомительны); правильное расстояние до дисплея (45-60 см);
- чтобы избавиться от бликов на экpане от дополнительных источников света они должны использоваться только для подсветки документов. Естественный свет должен падать сбоку (слева);
- вpемя непpеpывной pаботы с монитором: для взpослого - 2 часа;для pебенка - 30 минут; пеpеpыв - не менее 15 минут;
- ограничение времени игры в игры, подобные Doom и работы в Интернете (самое вредное для зрения);
- поощрение мультимедиа со звуком (расслабляет зрение).
2. Снижение физического утомления (стесненной позы):
- специальный компьютерный стул на газпатроне, без подлокотников;
- специальный компьютерный стол с выдвижной доской под клавиатуру.
3. Снижение психического напряжения:
- ограничение времени игры в Doom (и в подобные игры) и работы в Интернете;
- регулярные перерывы по 15 минут через каждые 30 минут.
4. Снижение электромагнитного излучения:
- установка монитора задней стенкой к стене;
- исключение пыли в помещении;
- умывание холодной водой после работы;
- понижение в воздухе концетpации легких аэpоионов и повышение тяжелых аэроионов при работе монитора вызывает головные боли. Необходимо хоpошо пpоветpивать помещение и, пpи возможности, установить ионизатоp;
- беpеменным и коpмящим матеpям pабота на компьютеpе запpещена (из-за возможного отрицательного действия электpомагнитного поля).
5. Контроль родителей
КиберМама™ - программа для родителей, позволяющая планировать, контролировать и ограничивать работу детей на домашнем компьютере.
Эта программа позволяет создавать расписание работы ребенка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ в Интернет.
КиберМама™ проста и понятна в использовании и не требует от родителей специальных компьютерных навыков и знаний.
Памятка для родителей.
Какие бывают вредности при работе с компьютером и как их снизить:
1. Снижение утомляемости глаз:
- хороший дисплей 15 дюймов (14 и 17 дюймовый мониторы более утомительны); правильное расстояние до дисплея (45-60 см);
- чтобы избавиться от бликов на экpане от дополнительных источников света они должны использоваться только для подсветки документов. Естественный свет должен падать сбоку (слева);
- вpемя непpеpывной pаботы с монитором: для взpослого - 2 часа; для pебенка - 30 минут; пеpеpыв - не менее 15 минут;
- ограничение времени игры в игры, подобные Doom и работы в Интернете (самое вредное для зрения);
- поощрение мультимедиа со звуком (расслабляет зрение).
2. Снижение физического утомления (стесненной позы):
- специальный компьютерный стул на газпатроне, без подлокотников;
- специальный компьютерный стол с выдвижной доской под клавиатуру.
3. Снижение психического напряжения:
- ограничение времени игры в Doom (и в подобные игры) и работы в Интернете;
- регулярные перерывы по 15 минут через каждые 30 минут.
4. Снижение электромагнитного излучения:
- установка монитора задней стенкой к стене;
- исключение пыли в помещении;
- умывание холодной водой после работы;
- понижение в воздухе концетpации легких аэpоионов и повышение тяжелых аэроионов при работе монитора вызывает головные боли. Необходимо хоpошо пpоветpивать помещение и, пpи возможности, установить ионизатоp;
5. Контроль родителей
КиберМама™ - программа для родителей, позволяющая планировать, контролировать и ограничивать работу детей на домашнем компьютере.
Эта программа позволяет создавать расписание работы ребенка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ в Интернет.
КиберМама™ проста и понятна в использовании и не требует от родителей специальных компьютерных навыков и знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для проведения родительского собрания на тему: "Развитие памяти младшего школьника. Учим стихи наизусть".
Как помочь ребенку выучить стихи наизусть? В данном материале представлены методы заучивания стихов наизусть в зависимости от ведущего типа памяти ребенка....
Родительское собрание во 2 классе по теме:«Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день».
Разработка родительского собрания во 2 классе с анкетами для родителей и учащихся, с памятками для родителей....
Родительское собрание в 4 классе по теме: "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника""
В разработке родительского собрания представлены анкеты для учащихся и родителей, тестирование и памятки для учащихся....
родительское собрание "Младший школьник:помоги ему учиться"
разработка родительского собрания с заданиями и советами родителям...
родительское собрание "Здоровье школьника" презентация "Здоровье"
«Кто такой здоровый человек?»...
Проблема стилей родительского воспитания.Трудности детско – родительских взаимоотношений в процессе воспитания младших школьников
В статье представлены следующие моменты: группы семей по типу родительского отношения к ребенку; термины благополучная и неблагополучная семья, четыре параметра родительского п...
Родительское собрание "Адаптация школьника в 5 классе"
Конспект родительского собрания, которое знакомит родителей с особенностями перехода учащихся из начального звена в среднее, рекомендации для родителей....