Рекомендации для родителей
методическая разработка по теме
рекомендации для родителей как работать над развитием мелкой моторики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendacii_roditelyam.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня в первые классы приходят 50- 60% первоклассников, у которых отмечаются речевые нарушения, способные вызвать серьезные трудности при обучении в школе. Большинство этих нарушений не заметны для учителей и родителей, то есть» не специалистов», и не вызывает у них тревоги. А между тем ребенок, не различающий звуки на слух, пропускает буквы при записи слов, заменяет одну букву на другую. Дети с недостаточным словарным запасом не могут быстро подобрать проверочные слова, и даже зная правила, допускают ошибки на правописание безударных гласных, парных согласных и т.д. Не все знают, что серьезные проблемы в обучении письму и чтению возникают и у тех детей, у которых плохо развита моторика рук. И это отражается не только на почерке. Такие школьники смешивают на письме буквы, написание которых осуществляется тонкими дифференцированными движениями руки( б-д, в-д,ш-щ). А недостаточная сформированность зрительных и пространственных представлений, зрительной и слуховой памяти - серьезное препятствие в обучении не только письму и чтению, но и математике, рисованию и другим предметам. Поэтому родители дома в игровой форме должны помочь своему ребенку закрепить полученные в школе знания и усвоить в школе знания и усвоить необходимые навыки.
Запомнить название и расположение частей тела помогают простые считалочки.
Есть у нас на пальцах ногти,
На руках - запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь,
И животик не забудь,
Бедра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп,
Есть и колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две,
Скулы, брови и виски,
И глаза, что так близки,
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы - посмотри,
Подбородок под губой-
Вот что знаем мы с тобой!
Для общего речевого развития ребенка необходима тренировка артикуляторного аппарата. Можно выполнять специальную гимнастику, которую подскажет логопед, но если у ребенка нет нарушений звукопроизношения лучше брать чистоговорки и скороговорки:»Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока»; «Задрожали зайки, увидев волка на лужайке»;»Шла Саша по шоссе и сосала сушку»;»Три сороки, три трещотки, потеряли по три щетки, три сегодня, три вчера, три еще позавчера»;»У зайки Бубы разболелись зубы»
Ась – ась – ась - вот какой карась.
Ось- ось- ось - какой красивый лось.
Сы - сы – сы - тикают часы.
Цо- цо- цо- выйти на крыльцо.
Ша- ша- ша - нашли мы малыша.
Шо- шо- шо- я рисую хорошо.
Ши- ши- ши- что-то шепчут камыши.
Жа- жа- жа- иголки у ежа.
Же- же- же - машина в гараже.
Развитию моторики и зрительно - пространственных представлений способствуют и упражнения по составлению разрезной картинки. Дома дети могут собирать пазлы или картинки, разрезанные на части взрослыми, например круг, квадрат. Можно сделать игру - лото из старых открыток, разрезанных на 4 части, тогда детям нужно будет ориентироваться и в цветовой гамме. Этой же цели способствуют различные графические диктанты, упражнения в срисовывании и дорисовывании фигур. Фигуры для графических диктантов может придумать сам ребенок.
Рассматривая собранный из разрезных деталей рисунок, дети могут называть первый, второй или третий звук в названии картинок ( рыба, лопата). Задания по выделению звуков из слов по определению позиции конкретного звука в слове тренируют детей в звуковом анализе и синтезе, учат прислушиваться к звучащему слову. Дома детям можно предложить самостоятельно придумать слово на заданный звук или со звуком в заданной позиции.
Многие школьники смешивают на письме буквы, состоящие из одинаковых элементов, поэтому на занятиях много внимания отводится закреплению зрительного образа букв, их конструированию и реконструированию. Предложите ребенку сложить буквы из палочек, преобразовать одну букву в другую:» преврати букву Б в букву В, букву Г- в букву П»
Родители часто спрашивают, как развивать моторику рук дома. Для этого не требуется специальных приспособлений, сил и времени. Можно использовать все, что в данный момент находится под рукой: карандаш ( строим заборчик на пальцах), шнурок ( выложите букву Б из шнура), маленькие мячики или шарики для настольного тенниса.»Я катаю мой орех, будет он круглее всех». Ребенок может помочь вам перебрать крупу, или же просто насыпать ее из мешка или банки горстью.
Недостаточный словарный запас - одна из основных проблем младших школьников. Большинство правил требует от учащихся быстро и правильно подобрать несколько однокоренных слов. Это вызывает трудности у всех детей, даже в старших классах школы. Ошибки на правописание безударных гласных занимают первое место среди прочих. Пополнять словарь малыша следует постоянно. Вспомните, что дети очень хорошо запоминают рекламные ролики. Дело в том, что детская память устроена таким образом, что ребенок легче запоминает то, что мелькает перед глазами быстро и достаточно часто. Если вы систематически будете приучать его играть в те игры, о которых сами уже забыли, да еще и сами активно включитесь в игру, ошибок у вашего ребенка станет значительно меньше, а со временем они, возможно, исчезнут совсем. Вспомним детские игры со словами:
1. Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Ваня, Толя, Вова, Андрей ( имен девочек, названий городов, ре и т.д)
2. «Да» и »Нет» не говорите, черно с белым не берите. Вы поедете на бал?
3. «Поле чудес»
4. «Найди слово» ( в небольшом тексте, находите и загадываете одно из слов, а ребенок должен задавать наводящие вопросы, характеризующие это слово: »В этом слове 5 букв? «В нем есть мягкий знак?» и т.д
5. «Наборщик» (составить как можно больше слов из букв, входящих в состав, например, слова - самолет).
6.Какие слова живут в кухне, в комнате, в классе?
7. Играем в города ( записать названия города, имя, дерево и т.д начинающиеся с одной буквы).
8. Развитие зрительной памяти и внимания можно тренировать в играх Пекессо, Мемориана и д.р. Разложите перед ребенком несколько пар картинок лицевой стороной вниз и предложите вспомнить, где какая пара расположена. Угаданные картинки ребенок »выигрывает».
Итак, больше занимайтесь со своими детьми, играйте с ними, вместе придумывайте новые игры. Совместные с ребенком игры не только разовьют речь вашего малыша, но сделают семью крепче и дружнее. Игра - любимое занятие детей любого возраста, а если есть возможность соревноваться и выигрывать у папы и мамы- то успех в учении обеспечен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендация для родителей первоклассника "Памятка для родителей"
Памятка разработана для родителей учащихся 1 класса с целью помочь своему ребёнку адаптироваться к условиям обучения в школе....
Работа с родителями. Беседы с методическими рекомендациями Как родители могут помочь ребенку учиться
Работа с родителями. Беседы с методическими рекомендациямиКак родители могут помочь ребенку учиться...
Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)
познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...
Рекомендации для родителей "Дети и родители: секреты общения"
Рекомендации для родителей "Дети и родители: секреты общения" будут полезны родителям, которые заитересованы в темлых, позитивных отношениях между ними и их детьми. Одним из самых ценных аспекто...
Рекомендации для родителей Советы родителям в воспитании детей младшего школьного возраста
Рекомендации для родителейСоветы родителям в воспитании детей младшего школьного возраста...
Ситуативные игры для родителей учащихся начальных классов. (Методические рекомендации для родителей)
Ситуативные игры для родителей учащихся начальных классов. (Методические рекомендации для родителей)...
Совместная деятельность школы и родителей по обучения и воспитанию (памятки-советы и рекомендации для родителей)
Совместная деятельность школы и родителей по обучения и воспитанию (памятки-советы и рекомендации для родителей)...