Памятка
материал (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Памятка для родителей
РАЗВИВАЕМ
МЫШЛЕНИЕ
РЕБЁНКА
ШАГОНАР – 2011
Во многих сказках главному герою при ходится отгадывать три загадки, чтобы спасти свою жизнь или по лучить руку и сердце прекрасной принцессы. Одной из самых труд ных загадок считается такая: «Что на свете всего быстрее?» И ум ный сказочный герой отвечает: «Всего быстрее мысль человеческая». Что же такое «мысль», «мышление» и как специально научить ребенка думать?
Уметь мыслить — значит уметь оперировать знаниями. (Поэтому важно, чтобы у ребенка был определенный запас знаний, то есть развит общий кругозор). Человек обучается умению оперировать знаниями в личном жизненном опыте, но особенно важно для развития мышления школьное обучение, потому что оно специаль но направлено на вооружение учащихся многообразными знания ми и умение их использовать. Сознательно усваивая учебный материал, вскрывая связи и отношения между предметами и явлениями действительности, школьники постепенно учатся формировать точ ные и ясные понятия, делать правильные суждения и выводы, строить умозаключения, систематизировать полученные знания, срав нивать, обобщать и конкретизировать материал. Ни на одну психи ческую функцию так не влияет обучение, как на мышление.
И все же знания сами по себе малоценны, если человек не умеет ими оперировать, применять в нужной ситуации для решения той или иной проблемы, научной или житейской. Поэтому для разви тия мышления столь же важно научиться в процессе получения и накопления знаний производить умственные операции.
ИЗ СКАЗАННОГО ВЫШЕ СЛЕДУЕТ, ЧТО КОМПОНЕНТАМИ МЫШЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:
1. Содержательный компонент, то есть знания, полученные в результате чувственного познания, и сохраненные в виде образов. Знания же, полученные в результате логического познания, сохраняются в виде понятий. Понятие – это мысль, выраженная в слове; это обобщенное, опосредованное, общее (существенное) знание.
2. Операционный компонент – это система мыслительных операций.
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ:
- Анализ — это мысленное расчлене ние предмета или явления, выделение его частей, признаков, свойств.
- Синтез — мысленное соединение элементов, частей, признаков в некоторое целое. В отдельных этапах мысленного процесса на пер вый план выступает или анализ, или синтез.
Пример: Процесс понимания предложения на иностранном языке проте кает следующим образом. При первом чтении смысл предложения остается непонятным. Тогда на первый план выступает процесс ана лиза: человек выделяет отдельные слова и устанавливает их значе ние (припоминает, смотрит в словарь). Однако можно знать значения всех слов в отдельности и все-таки не понимать смысла предло жения в целом. Необходима еще синтетическая работа мысли — объединение в одно осмысленное целое всех значений отдельных слов. И только тогда, когда это объединение произошло, человек на чинает понимать смысл предложения. Существенными составляющими логического мышления явля ются обобщение и абстрагирование.
- Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений действительности, имеющих те или иные общие свойства. Обобщение выражается в том, что среди конкретных, единичных, индивидуальных особенностей предмета и явления па первый план выдвигаются те, которые являются об щими для целой группы объектов и характеризуют эту группу.
- Этот процесс отвлечения от несущественных признаков и мысленного выделения одних лишь существенных особенностей данной группы объектов называется абстрагированием.
Существует еще ряд мыслительных операций, овладение ко торыми необходимо для развития мышления. Это, например:
- сравнение – оно позволяет вскрыть сходство и различия вещей/ явлений;
- классификация – объединение предметов и явлений в классы по сходству;
- аналогия – установление сходства в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами и понятиями.
ПУТИ РАЗВИТИЯ И АКТИВИЗАЦИИ
МЫШЛЕНИЯ.
С помощью специ альных упражнений и тренировок можно достичь высокого уровня овладения мыслительными операциями.
Активизирует мышление способность самостоятельно ставить задачу и стремление найти решение (т. е. мотивация). Особенно ценна для развития мышления детей привычка совместно с родителями (а в последующем – самостоятельно) анализировать инфор мацию, выделять противоречия, подмечать сходство, видеть не обычное в обычном, отходить от привычных штампов, искать нестандартные, самостоятельные решения.
- Умение сформули ровать вопрос — первый шаг к активной творческой мыслитель ной деятельности. Родители могут помочь детям научиться ставить и формулировать вопросы, в том числе и к учебному материалу.
- Второй шаг — анализ возможных ответов на этот вопрос и выбор из них верного.
- Третий шаг — проверка пра вильности решения.
На продуктивность мышления большое влияние оказывает эмо циональное состояние. Известно, что высокий уровень волнения приводит к ухудшению работы мысли. Самые распространенные барьеры в развитии мышления — это отсутствие мотивации («Мне это не надо»); отказ от активной мыслительной работы в связи с неуверенностью («У меня это все равно не получится») и склонно стью некритично относиться к авторитетам («Маша отличница, по этому ее решение задачи правильнее моего»).
Для того чтобы научиться самостоятельно продуктивно мыслить, следует воспринимать свои ошибки как ценную возможность само совершенствования. А для этого родителям следует внушать детям веру в себя и свои умственные способности, учить не бояться ошибок.
ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ:
1. Упражнения, направленные на развитие умения классифицировать слова по определенному признаку и обобщать. Примеры слов: туфли, ель, трамвай, суп, ночь, снег, сапоги, радость, земляника, салат, дождь, гнев, утро, самолет и т.д. (как видим, данные слова можно объединить по группам, которые обобщенно называют: обувь, пища, явления природы, части суток, эмоции, транспорт, растения). Для данного упражнения можно использовать любые существительные, используя инструкцию: «разбей слова на группы», или «Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты, символы, государственные деятели, морфемы и т.д.)".
2. Для развития операций анализа и синтеза можно использовать упражнения «Найди как можно общего и различного в понятиях». Например: хлеб и масло; нос и глаза; яблоко и земляника; часы и градусник; кит и лев; эхо и зеркало; флаг и гимн, корова и заяц и т.д.
3. Упражнения, для формирования умения устанавливать связи между понятиями, проводить аналогии.
Данное упражнение предполагает установление отношений, в которых находятся данные слова. Примерная пара слов служит как бы ключом выявления этих отношений. Зная их, можно подобрать пару к контрольному слову. Работа с этим упражнением ведется совместно взрослым и ребенком. Задача взрослого - подвести ребенка к логическому выбору связей между понятиями, возможности последовательно выявлять существенные признаки для установления аналогий. Каждое задание досконально разбирается: находится логическая связь, переносится на приведенное рядом слово, проверяется правильность выбора, приводятся примеры подобных аналогий. Примерные виды заданий:
1) лошадь – корова
жеребенок (подбери нужное слово)
2) собака – щука
шерсть (подбери нужное слово)
3) учитель – врач
ученик (подбери нужное слово)
4. Упражнение "Анаграмма". В основе этого упражнения лежат задачи комбинаторного типа, т.е. такие, в которых решение получается в результате создания неких комбинаций. Примером таких комбинаторных задач являются анаграммы - буквосочетания, из которых необходимо составлять осмысленные слова. Например:
а) к, о, с в) е, р, о, м д) л, а, н, е, п
б) у, д, б г) ш, а, к, а е) к, ч, а, р, у
5. Использование самых различных логических задач. Развивая словесно-логическое мышление через решение логических задач, необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от общего к общему, когда посылки и заключение являются суждениями одинаковой общности) умозаключения. Например: а) Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая девочка - в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если Маша не рассматривала картинки в журнале? б) Миша сильнее, чем Олег. Миша слабее, чем Вова. Кто сильнее всех? в) Два мальчика сажали морковь и два - картошку. Что сажал Сережа, если Володя сажал картофель, Валера с Сашей и Саша с Володей сажали разные овощи, а Валера с Сережей тоже сажали разные овощи?
Подобные и другие упражнения широко представлены в научно-популярной литературе для учителей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Федотова В.А. Памятки по ПДД для младших школьников.
В данной работе представлены памятки – обращения (листовки) по правилам дорожного движения в соответствии с погодными условиями. Цель пособия: снижение уровня детского травматизма на дорогах, воспитан...
Памятки по чтению для младших школьников
Памятки для учащихся начальной школы применяются для оформления классного уголка по чтению . В уменьшенном формате можно распечатать индивидуально для каждого ребёнка...
Работа над предложениями. Памятки для учащихся.
Такие памятки могут пригодиться на уроках русского языка и для индивидуальной, и для групповой работы....
памятка родителям
Родителям о причинах детской неуправляемости...
Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"
Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....
Памятка родителям первоклассника
Памятка родителям первоклассника...
памятка по правописанию орфограмм
В данной памятке попыталась объединить многие изученные орфограммы по русскому языку ...