Родительское собрание" Семейные проблемы. Пощрения и наказания"
статья на тему
Ни для кого не секрет, что чем больше мы общаемся с ребёнком, чем больше проговариваем ситуации, в которые он попадает каждый день, тем больше мы помогаем ему не совершать плохих поступков, преодолевать соблазны плохого поступка. В этом ребёнку главный помощник и советчик-семья, его родные и близкие люди. Одной из форм просвещения родителей является родительское собрание. Не секрет, что в вопросах воспитания ребёнка в семье существует немало проблемных ситуаций. Иногда родители настолько напуганы ею, что у них не хватает мужества поделиться своими проблемами с педагогом, чтобы принять верное решение. Родительское собрание ,если его рассматривать в более современном формате, где педагог не поучает, а вместе с родителями ищет пути выхода из той или иной проблемной ситуации. И, конечно, это возможность обсудить различные ситуации в воспитании, учащихся,изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомить с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа учителя с родителями учащихся .
автор: Масливченко Т.Ф.- учитель Старо-Татауровской СОШ.
Ни для кого не секрет, что чем больше мы общаемся с ребёнком, чем больше проговариваем ситуации, в которые он попадает каждый день, тем больше мы помогаем ему не совершать плохих поступков, преодолевать соблазны плохого поступка. В этом ребёнку главный помощник и советчик-семья, его родные и близкие люди. Одной из форм просвещения родителей является родительское собрание. Не секрет, что в вопросах воспитания ребёнка в семье существует немало проблемных ситуаций. Иногда родители настолько напуганы ею, что у них не хватает мужества поделиться своими проблемами с педагогом, чтобы принять верное решение. Родительское собрание ,если его рассматривать в более современном формате, где педагог не поучает, а вместе с родителями ищет пути выхода из той или иной проблемной ситуации. И, конечно, это возможность обсудить различные ситуации в воспитании, учащихся,изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомить с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей.
Родительское собрание
« Семейные проблемы. Поощрения и наказание.»
Подготовка :
1.Изучение проблемного поля воспитательных затруднений и педагогических запросов родителей. На основании этих проблем готовятся ситуации для обсуждения в ходе собрания, по которым у родителей может быть мнение положительное и отрицательное .
2.До проведения собрания проводится анкетирование.
Анкета
- Какие методы в воспитательной работе вы используете чаще всего?/Требование, убеждение, наказание, поощрение./
- Соблюдаются ли в вашей семье единство требований к ребёнку? /да, нет, иногда/
- Какие виды поощрения вы используете в семейном воспитании?
/ словесная похвала, одобрение хорошего поступка всей семьёй, покупка ребёнку новой книги, игрушки./
- Наказываете ли вы ребёнка физически? /да ,иногда, нет/
- Положительно ли влияет на ребёнка избранная вами мера воздействия?
/ да, нет, не всегда /
- Доверяет ли вам ребёнок, делится ли своими секретами?/ да, нет, иногда/
- Стараетесь ли вы контролировать собственное поведение ради воспитания ребёнка?/да, нет, не всегда/
Вопросник
- Какова роль поощрения в воспитании детей? Приведите пример положительного влияния различных видов поощрения на вашего ребёнка.
- Какие виды поощрения вы используете в семейном воспитании?
- Какое место занимает поощрение в воспитании у ребёнка уважения к людям ,честности ,правдивости, трудолюбия?
- Нужна ли мера в поощрении детей? К чему приводит чрезмерное захваливание ребёнка?
- Вспомните своё детство. Наказывали ли вас в семье? Как вы относились к наказанию? Предупреждало ли наказание нежелательные ситуации с вашим участием?
- Как вы относитесь к физическому наказанию? Какова реакция ребёнка на него?
- Существует ли взаимосвязь между физическим наказанием и формированием отрицательных черт характера ребёнка?
- Каково значение единства требований родителей в поощрении и наказании?
Определить тему нашего сегодняшнего разговора поможет стихотворение
О.Гребнёвой « Родительское собрание на лесной полянке».
Как – то осенью в лесу прокатилась вдруг молва:
На полянке ровно в восемь собирает всех Сова.
Побросав дела и деток, не закончив сбор грибов,
Кто пошёл ,а кто летел на тревожный этот зов,
-Ты не ведаешь ,кума, чем встревожена Сова?
Может , твой Лисёнок снова в школе мучает Косого?
-Ой ,не говори, Енот, он и дома достаёт.
-Волк, дружище, твой сынок не срывал Сове урок?
-Я не знаю, может быть. Он ведь так умеет выть!
-Ну , а ты скажи ,медведь. Твой сынок ведь любит петь?
Может , он Совы терпенье испытал « прекрасным пеньем»?
-Не могу сказать , соседка, я ведь Мишу вижу редко.
Нацепив очки на нос, задала Сова вопрос:
-Отвечайте-ка, лесные родители!
Бьёте ли деток своих , мучители?
Зашумела тут толпа. Что за глупости, Сова?
-Я лисёнка лишь вчера долго за уши драла.
-Про медведя говорят: он на ухо туговат.
Пожалею я сыночка, приласкаю лишь пруточком.
Папа заяц на пеньке, хрумкая морковкой,
Громогласно заявил: « Я- противник порки!»
Я косых своих детей лапою не трогаю.
По дороге каждый день им внушаю строго:
« Не ходите на « ушах», не грызите в школах двери
И хвосты своих друзей вы не суйте в щели».
Протрещала тут Сорока: « Меня вы не судите строго.
Моим детям каждый день все уроки слушать лень.
Коль трещат они помногу, я ремень беру в подмогу».
Зашумела тут толпа, кто был прав, кто виноват.
Вдруг Сова на всех взглянула и крылом своим махнула:
« Всех хочу предупредить, о ремне в семье - забыть.
Ваши дети без ремня не могут и прожить и дня.
И от нас, учителей, ждут таких же вот вещей».
« Как не бить?»-кричит Енот. «Это верно»-шепчет крот.
« Я не справлюсь без битья !»-закричала белка злясь.
И родительские страсти накалились докрасна.
Не в Совиной было власти перекрыть их голоса.
« Бить или не бить- вот в чём проблема.
Она , к сожаленью, и сейчас современна.
И разрешить её возможно лишь тогда,
Когда любовь и лад в семье всегда.
Итак, вы теперь уже догадались ,какой будет тема нашего собрания, а точнее совместного обсуждения данной проблемы, которая на данный момент является актуальной:
« Семейные проблемы. Поощрения и наказание.»
-Нужно ли вообще поощрять или наказывать ребёнка? Должен ли быть он послушным, трудолюбивым ,вежливым ради подарка или страха быть наказанным?
-В самом деле, наблюдая за иными семьями ,где на детей обрушиваются то потоки родительской щедрости, то ураганы родительского гнева, невольно начинаешь сомневаться в полезности этих древних, как мир, воспитательных средств. И все же и поощрения, и наказания нужны, только применять их надо умело. Эмоциональный подъём, радость, восторг или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием, - всё это чувства, которые ребёнок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний основан педагогический эффект поощрения и наказания. Но если все это повторяется часто, становится привычным, радости ребёнка тускнеют, а огорчения либо тоже утрачивают свою остроту, либо вызывают хроническое состояние подавленности, уверенности в себе, рождают почву для невроза.
Поэтому первое правило- использовать и поощрения, и наказания не часто и лишь в том случае, когда это действительно необходимо. Поощрения и наказания могут приносить положительные результаты лишь тогда, когда они нацелены на организацию жизни детей, помогают им выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки, привычки. Необходимо научиться видеть за каждым поступком ребёнка его побудительные причины, постараться, прежде всего понять, почему он поступил так, а не иначе. А всегда ли мы утруждаем себя таким анализом?
Далее в ходе собрания учитель предлагает обсуждать и анализировать педагогические ситуации .
« Первоклассник Серёжа увидел у подъезда своего дома санки. Улучив момент , когда во дворе никого не было , он взял санки и принёс их домой. Возвратившись с работы, мать спросила у сына: « Откуда появились санки в квартире?- « Я их во дворе нашёл»,-без смущения ответил Серёжа.
- Какой должна быть реакция матери на ответ сына? Была ли подобная ситуация в вашей семье? Как бы вы поступили?
«Володя нагрубил учительнице. Мама посоветовала ему: « Завтра же на уроке встань и извинись!»- Сын заупрямился : « Что я такого сделал? Начну извиняться –ребята надо мной смеяться будут».Больше дома на эту тему разговоров не было, но когда на следующее утро Володя стал как ни в чём не бывало собираться в школу, мать сказала , что идёт с ним : « Иду извиняться за тебя, за то , что мы с отцом вырастили тебя таким грубым».-« Не надо мама!- всполошился Володя.- Я сам извинюсь».-«Нет, это надо было вчера говорить .А теперь придётся послушать, как мать извиняться станет».
Так она и сделала, и для Володи это было суровое наказание. Преподанный урок он запомнил надолго. А ведь не было ни угроз, ни резких слов .А.С. Макаренко писал: « Наказание может наказывать раба, а иногда может воспитывать и очень хорошего человека, и очень свободного, и гордого человека»
- Согласны ли вы с этим высказыванием?/обсуждение данной ситуации/.
Анализ-беседа по домашнему вопроснику.
- Стоит ли наказывать, если ребёнок искренне раскаивается в совершённом без злого умысла поступке, понимает, что причинил близким людям огорчения и неприятности?
- При каких ещё условиях надобность в наказании детей в семье отпадает?
- Надо ли наказывать за плохую оценку? Если надо, то как?
- Какие виды наказаний применяете вы?
- В чём вред физических наказаний?
-Да, для физических наказаний не может быть оправданий, они не допустимы ни в каких ситуациях, ни в какой форме! Они унижают ребёнка, озлобляют его, создают представление о допустимости такого рода разрешения конфликтов, отчуждают ребёнка от родителей, развивают отрицательные качества личности.
Нельзя также ребёнка лишать прогулки, оставлять без обеда, отменять данные ранее обещания, а также наказывать трудом. Только в одном случае такое наказание ( трудом) целесообразно: если вина ребёнка как раз в том , что закончив , допустим , клеить змея, ребёнок убежал во двор, забыв убрать за собой .Не торопитесь это делать сами, а потом скажите: «Насорил -убери! Да, ещё пол протри во всей квартире, чтобы другой раз не забывал, чтобы яснее стало, как мне нелегко каждый день поддерживать чистоту в квартире».
Первокласснику Вите было поручено покупать молоко для семьи..Мальчик с удовольствием выполнял поручение. Однажды, возвращаясь из магазина, он споткнулся, упал, разлил молоко. Домой Витя пришёл огорченный и в слезах рассказал о случившемся.«Бестолочь!- возмутилась мать.- От твоей помощи одни убытки! Марш в угол!» Мальчик, молча, выслушал упреки матери, но когда бабушка напомнила ему, что надо купить молоко, он категорически отказался идти в магазин.
- Как бы вы поступили на месте матери Вити? Какой педагогический вывод следует из этой ситуации?
Покупка вещи - самый популярный у родителей вариант поощрений, но самый ли лучший? Эффект поощрения отнюдь не пропорционален стоимости подарка. Главное-умение родителей подметить в поведении ребёнка хотя бы намёк на добрые побуждения и своевременно отреагировать, помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких ценных нравственных качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям и умение заботиться о них.
Миша с родителями отдыхал у бабушки в деревне. Здесь он познакомился со своим сверстником Ваней. Ваня убирался во дворе дома, и Миша начал ему помогать. Увидев, что сын работает во дворе у соседей, мать позвала Мишу домой и возмутилась: « Ишь, какой ты хороший! Дома тебя не допросишься помочь бабушке, а у соседей заработался! Посмотри, сколько пыли у тебя на костюме!». Мальчик опечалился, сел на завалинку у дома , поджидая , когда Ваня закончит работу.
- Чем руководствовалась мать, запретив сыну работать с другом?
- Оправдываете ли вы поведение матери Миши? Как бы вы поступили? Стоило ли поощрить сына?
А надо ли поощрять успехи своего ребёнка? Существуют ли какие-то правила? Давайте составим такие правила с вами вместе.
/ после совместного обсуждения /
Правило первое
Уметь слушать своего ребёнка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая при этом ребёнка, не отмахиваясь от него, проявляя терпение и такт.
Правило второе
Уметь говорить со своим ребёнком так, как вам бы хотелось, чтобы говорили с вами , проявляя мягкость , уважительность, включая назидательность, грубость и хамство.
Правило третье
Наказывать, не унижая , а сохраняя достоинство ребёнка , вселяя надежду на исправление.
Правило четвёртое
Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители – положительный пример для подражания каждый день.
Правило пятое
Признавать свои ошибки , просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.
Итак, давайте подведём итог :
- Поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия, тогда в поощрении ребёнок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказание -учиться правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.
- При всей , на первый взгляд, противоположности поощрений и наказаний они должны строиться по единому принципу: как можно больше требований к человеку и вместе с тем как можно больше уважения к нему. И не забывайте слова, которые чаще нужно говорить своему ребёнку:
« Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы всё преодолеем».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Проблемы адаптации первоклассников в школе»
Тема: «Проблемы адаптации первоклассников в школе». Цель собрания:1.Познакомить родителей с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.Вопросы для обсуждения:Физиологические тр...
Родительское собрание "О поощрении и наказании детей в семье"
Цель: познакомить родителей с видами поощрения и наказания, как хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей; опред...
Родительское собрание. Тема: «Поощрение и наказание»
Родительское собрание....
взрослые проблемы от детских наказаний.
ВЗРОСЛЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТ ДЕТСКИХ НАКАЗАНИЙ Уникальность семейного воспитания заключается в особойзначимости взрослых в жизни дошкольника. Родителями создается определенная атмосфера ...
родительское собрание Тема: «Поощрение и наказание детей в семье"
Родительское собрание на тему "Поощрение и наказание детей в семье"...
"Проблемы поощрения и наказания детей"
Методическая разработка классного родительского собрания....
Родительское собрание на тему «Меры наказания и поощрения в современных семьях»
Родительское собрание на тему «Меры наказания и поощрения в современных семьях»....