Мотивы плохового поведения детей (тренинг)
материал на тему
Цель данной статьи: выработать умение понимать внутренний мотив ребенка, когда он не слушается и плохо себя ведет; умение заставить его слушаться; умение строить нормальные отношения с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_s_roditelyami_motivy_plohogo_povedeniya_detey.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
с родителями школы
на тему:
Цель: выработать умение понимать внутренний мотив ребенка, когда он не слушается и плохо себя ведет; умение заставить его слушаться; умение строить нормальные отношения с ребенком.
1-я часть – теоретическая
Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук» принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены. На самом же деле, в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особо чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок нуждается в помощи – и ни в коем случае не в критике и наказаниях.
Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это только кажется, что он «просто не слушается», «не хочет понимать», а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная.
Выделяют четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей:
1. Борьба за внимание.
Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.
2. Борьба за самоутверждение.
Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование «я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Если замечания и советы слишком часты, критика слишком резка, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать.
3. Желание отомстить.
Дети часто бывают обижены на родителей. Например, за то, что мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи (он у бабушки, в больнице), или родители уделяют больше внимания младшему и т.п. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.
4. Потеря веры в собственный успех.
Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома. Подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт критики в свой адрес и неудач, он вообще теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно…», «И буду плохой…».
Всякое серьезное нарушение поведения – это крик о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите!» Может ли родитель помочь ему? Практика показывает, что может. Но для этого нужно понять глубинную причину непослушания. Нужно разгадать, какая из четырех эмоциональных проблем мешает ему нормально существовать.
2-я часть – практическая
1. Анализ трудных ситуаций.
Раздаются карточки, на которых описаны различные ситуации; сначала возможно обсуждение в парах-тройках и т.п.
Примеры ситуаций:
Мама пятнадцатилетней девочки заметила, что дочь в последнее время стала хуже себя вести, грубить, отдалилась от нее. Отчуждение очень мучило маму. Но она не знала, как себя вести…
Подросток часто включает магнитофон «на полную катушку». Вам это страшно досаждает. Как быть?
Мама пятилетнего ребенка жалуется на выходку сына психологу: «Недавно сидим с мужем на кухне, разговариваем, а он открывает дверь, и прямо на нас с палкой идет, и прямо бьет!» Как вы думаете, в чем причина агрессии ребенка?
Подходя к дому, вы встречаете сына: лицо грязное, пуговица оторвана, но он рад встрече с вами. Вам неприятен его вид, стыдно перед соседями. Как быть?
2. Упражнение «В чем ошибка?».
Зачитываются фразы, в которых есть неточности; нужно определить, в чем ошибка, и написать вариант более действенного высказывания:
а) «Обед готов. Когда ты собираешься накрывать на стол?»;
б) «Я хочу, чтобы через пять минут ванная была убрана. Приступай!»;
в) «Нет, я не разрешаю тебе идти на лыжах. Ты сломаешь ногу»;
г) «Тебе нельзя идти играть на улицу, пока не уберешь в комнате».
Возможные варианты ответов:
а) не надо задавать вопрос, необходимо поставить задачу. Лучше сказать: «Обед почти готов. Иди накрывать на стол»;
б) слишком большой объем работы за короткое время. Лучше сказать: «К нам придут гости; помоги мне сейчас убраться в ванной»;
в) слишком критично. Предполагает неудачу. Лучше: «Ты сможешь пойти кататься на лыжах, когда научишься ездить как следует»;
г) неясно, какую работу нужно сделать. Лучше: «После того, как ты уберешь кровать, повесишь в шкаф одежду и подметешь пол, можешь идти играть».
В конце встречи психолог делает выводы, обобщает мысли, высказанные родителями, и сообщает о темах предстоящих встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мотивы плохого поведения детей.Причины стойкого непослушания
родительское собрание...
Мотивы плохого поведения
Данный материал можно использовать психологам,педагогам, родителям. Расскрыты основные причины плохого поведения и пути решения....
К родительскому собранию: " Мотивы плохого поведения детей. Причины стойкого непослушания"
Беседа с элементами практикума поможет понять родителям внутренние мотивы ребёнка в случае непослушания......
Родительский лекторий "Мотивы плохого поведения младших школьников"
В статье рассказывается о мотивах плохого поведения младших школьников....
Мотивы плохого поведения.
Как часто взрослые задаются вопросом: "Чего хотят дети, когда они «плохо себя ведут»? Откуда вообще берется плохое поведение?" Причины непослушания ребёнка, мотивы «плохого ...
"Мотивы плохого поведения детей" 2012 г.
С первого дня жизни ребенка родители начинают выполнять свой главный родительский долг – они становятся воспитателями....
Мотивы «Плохого поведения» детей.
В данном файле представлена тема о «Плохом поведении» детей. Причины стойкого непослушания. А так же предлагаются темы для обсуждения трудных ситуаций и пути их решения. В документе предло...