Что нужно знать родителям об отношениях ребенка с друзьями
классный час на тему

Волчкова Оксана Владимировна

Родителю всегда и во всем хочется контролировать своего ребенка, и круг друзей и знакомых также. Пытаемся выбрать для ребенка по своему желанию. Искусственно ограничивая круг общения ребенка, родители выращивают *тепличное растение*, абсолютно не приспособленное к жизни.
                   Не научившись самостоятельно оценивать людей и разбираться в них, то есть не приобретя коммуникативные навыки общения, подросток во взрослой жизни может оказаться беспомощным. Но не следует, предоставляя ребенку полную свободу в выборе друзей, абсолютно не контролируя  его.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. ВАШ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН САМ ВЫБИРАТЬ СЕБЕ ДРУЗЕЙ.

Родителю всегда и во всем хочется контролировать своего ребенка, и круг друзей и знакомых также. Пытаемся выбрать для ребенка по своему желанию. Искусственно ограничивая круг общения ребенка, родители выращивают *тепличное растение*, абсолютно не приспособленное к жизни.
                  Не научившись самостоятельно оценивать людей и разбираться в них, то есть не приобретя коммуникативные навыки общения, подросток во взрослой жизни может оказаться беспомощным. Но не следует, предоставляя ребенку полную свободу в выборе друзей, абсолютно не контролируя  его.
             Ребенок в 7 летнем возрасте, попадая в коллектив сверстников, сам еще не способен провести четкую грань между хорошим и плохим, добром и злом, не в состоянии сам определить, кто его друг, а кто нет. Именно в этом возрасте ребенок нуждается в помощи родителей, в их деликатном руководстве. Маленький ребенок быстрее прислушается к вашим наставлениям. Очень важно в младшем возрасте сформировать представление о хороших и плохих людях, о положительных и отрицательных качествах личности, научить руководствоваться в выборе друзей позитивными принципами.

В младшем школьном возрасте дружба детей длится непродолжительное время. Нигде не подчеркивается, что нужно всеми силами поддерживать детские привязанности ребенка. Пусть ваш ребенок научится делать собственный выбор. Предоставьте ему возможности, необходимые для укрепления его дружеских отношений, а с деталями он разберется сам.

Вы можете ожидать от ребенка продолжительных дружеских отношений с теми детьми, с которыми он имеет общие интересы и схожие личные качества. Большинство детей выбирают себе друзей, живущих по соседству. В этом есть смысл. Они не только чаще видят своих друзей, но и находятся в общей социальной среде.

  1. РЕБЕНОК, КОТОРЫЙ ВЫБИРАЕТ ДРУЗЕЙ СТАРШЕ СЕБЯ.

Родители иногда беспокоятся, что их ребенок выбирает себе друзей среди ребят старшего возраста. Сначала рассмотрим вопрос о старших друзьях. Очень часто это признак того, что ребенок опережает свой возраст в развитии. У него мало общего со сверстниками и он предпочитает компанию взрослых детей. Но эти дети могут воспользоваться его невинностью и вовлечь его в нескончаемую серию дурных поступков и шалостей. А поскольку старшие дети могут хвастаться своей ловкостью и другими умениями, существует опасность, что частое напоминание о них только вынудит ребенка к закомплексованности.

В а ш а   з а д а ч а: скорректировать эту ситуацию. Проследите, чтобы старшие друзья не провоцировали его на «подвиги», к которым он еще не готов. А в разговоре с ребенком необходимо выяснить, достаточно ли у него разумный взгляд на свои способности.

3. РЕБЕНОК, КОТОРЫЙ ВЫБИРАЕТ ДРУЗЕЙ МЛАДШЕ СЕБЯ.

Ребенок, который выбирает друзей младшего возраста, иногда это делает, чтобы освободиться от комплекса неполноценности. По той или иной причине ему трудно контактировать с детьми своего возраста, и он компенсирует это, общаясь с детьми младшего возраста. Трудность состоит в том, что ребенок отрицает возможность вести себя соответственно своему возрасту, а это отдаляет его все дальше от сверстников, и у него все меньше и меньше становится шансов их догнать. Ваша задача: помочь ему расширить круг интересов и стимулировать дальнейшее развитие, поскольку его маленькие друзья этого ему предложить не могут.

4. КОГДА РЕБЕНОК ПРИВОДИТ ДРУЗЕЙ В ДОМ.

Если вы гостеприимно встречаете друзей своего ребенка у себя в доме и проявляете к ним интерес, это поможет ему наладить с ними хорошие отношения. Если вам приходится корректировать поведение детей, помните, что ребенок, который ведет себя неприлично у вас в гостях, возможно, делает то, что позволяют ему делать его родители. Постарайтесь корректно объяснить своему гостю, какого поведения вы от него ждете, и не забудьте привести серьезные доводы. «Если ты будешь так шуметь, я не смогу работать» или «Вы затеяли хорошую игру, но играть в нее лучше на улице», или «Говорить со мной так нельзя, если ты хочешь, чтобы мы подружились».

Памятка для родителей (Слайд  )

– Научите ребенка дружить с мальчиками и девочками.

– Поддерживайте дружбу ребенка со сверстниками, они помогут ему развиваться.

– Принимайте друзей у себя дома, это поможет их лучше узнать.

– Корректируйте поведение детей во время игр в деликатной форме.

О неподходящих друзьях

Тревога родителей по поводу привязанностей их детей (попадание в «плохую компанию») принимает две формы. С одной стороны, это друг, которого явно не назовешь положительным: он может ругаться, иметь негативные намерения и показывать дурные примеры вашему ребенку. С другой стороны, друг может быть законопослушным, но вам не дает покоя постоянно присутствующее чувство неловкости. Многие родители признаются с сожалением, что подобные чувства они испытывают к другу, имеющему отличное от их ребенка происхождение (социальное, интеллектуальное, этническое).

Неподходящие друзья.

Сначала рассмотрим проблему с другом, которого вы не приемлете: неподобающий общественный и моральный облик, отрицательно влияющее окружение и т. п. Обстоятельства жизни, по сравнению с вашим ребенком, сложились явно не в его пользу, и его едва ли можно обвинять за упущения в воспитании и пороки в характере. Наличие такого друга, как ваш сын или дочь, и вхожесть в ваш дом могут оказать на него благотворное воздействие. С другой стороны, ваше беспокойство и заинтересованность в собственном ребенке вполне понятны и естественны. У вас возникают тревожные мысли, что у него разовьются плохие привычки, а это не доведет до добра. Конечно, вы не можете ждать, что ваш ребенок «переделает» своего друга.

Приглашайте друга в дом, но не разрешайте им быть вместе за его пределами.

Начните с того, что поговорите с другом по-доброму, но твердо, и предупредите его, что пока он находится в вашем доме, вы не потерпите сквернословия и никаких проделок. Если он пообещает, это значит, ваш разговор возымел на него действие. Отправляясь на экскурсию или прогулку со своим ребенком, берите его друга с собой, открывая перед ним возможности, которых он наверняка не имеет дома, и присматривайтесь, как он и ваш ребенок ладят друг с другом. Но не разрешайте отлучаться им вдвоем и не отпускайте своего ребенка домой к другу, когда не знаете, что там творится. Если ваш ребенок запротестует, объясните, что ему разрешают приводить друга к себе домой, а посещать его дом – нет. Если ребенок не пойдет на это, тогда запретите ему видеться с другом вообще. Вы оказываете любезность, привечая друга у себя в гостях, тогда и ваш ребенок без лишних вопросов любезно согласится с вашим решением.

Если дружба не настоящая, то другу вашего ребенка скоро наскучат все эти запреты, и он исчезнет из поля зрения. Если, с другой стороны, он сильно привязался к вашему ребенку, он исправится. Но попытайся он склонить вашего ребенка к нарушению ваших правил или откажись признать запрет на негатив или вызывающее поведение, тогда вы должны твердо заявить своему ребенку, что не разрешаете приводить товарища домой. После первых попыток сопротивления вашему ребенку ничего не останется, как признать справедливость вашего решения. В любом случае шансы таковы, что дурным манерам его друга теперь положен конец.

Почему нельзя запрещать дружбу с самого начала?

Некоторые родители спрашивают, почему нужно доводить до такой беды? Почему с самого начала не запретить их отношения? Дело в том, что ваш ребенок в любом случае видится с другом в школе. Если вы наложите табу на их дружбу, их отношения будут развиваться в тайне от вас. Лучше позволить ребенку приводить друга домой и попытаться выяснить, что связывает вашего ребенка с ним. При этом ребенок усвоит полезный урок, как нужно выбирать друзей. Но с другой стороны, если ваш ребенок оказывает сильное и положительное действие на нового друга, тогда визиты в ваш дом могут помочь ему. По крайней мере, это продемонстрирует ему, на каких условиях возможна длительная дружба.

Если, в конце концов, вам приходится запретить дружбу, но вы чувствуете, что его друг в школе влияет на вашего ребенка, поговорите с учителем. Обычно учителя очень хорошо осведомлены о дружеских отношениях среди детей и дипломатично разведут их в разные стороны, если увидят, что один ребенок использует другого в своих целях. Поговорите с учителем, если чувствуете, что ребенок сошелся с плохими ребятами. Разузнайте поподробнее о них, поймите, чем они привлекают вашего ребенка. Может быть, ему не хватает «приключений» в обычной жизни? Помогают ли они ему чувствовать себя «большим»? Берут ли они его на испуг или просто дразнят? Постарайтесь разрешить какие бы то ни было проблемы, встающие перед ребенком, которые заставляют его искать дружбу с этой группой детей. Будьте тверды и стойте на том, чтобы он не общался с ними. С одним неподходящим другом вы сможете управиться, но с целой компанией – бывает невозможно. Ведь поведение целой компании оказывает больше дурного влияния, чем каждый ребенок в отдельности. Объясните свои доводы, но оставайтесь непреклонны в своем решении держать их на расстоянии друг от друга.

Памятка для родителей

• Познакомьтесь с друзьями своего ребенка.

• Принимайте его дома, где вы можете за ним понаблюдать.

• Делайте замечания в корректной форме.

• Замечайте неловкости и позже вскользь упоминайте о них.

• Выясните причину дружбы.

• В случае очевидности вредности общения твердо запретите общаться, компенсируя временем, которое проведете с ребенком сами.

• Познакомьте с другими детьми, с ребенком ваших общих знакомых, друзей.

Друзья разного происхождения

Мы обратимся к еще одному спорному вопросу, когда хорошо воспитанный друг имеет совсем иное происхождение, чем ваш ребенок. Такие отношения заставляют вас (давайте будем откровенны) встретиться лицом к лицу с собственными предрассудками. Вы симпатизируете ему, вы хотите быть дружелюбными, но в то же время вас беспокоит, что друг не совсем «подходит» вашему ребенку. В глубине души вам хочется, чтобы ваш ребенок разочаровался в нем. Хотелось бы предостеречь вас от подобных желаний.

Вашему ребенку необходимо научиться общаться с людьми любых социальных слоев общества.

Такие опасения абсолютно естественны. Но, образовывая ребенка всесторонне, нельзя не ориентироваться на такой факт, как классовое общение. В школе (как и в другом сообществе, коллективе различных социальных и культурно-просветительных учреждений) собираются дети разного социального происхождения вместе, чтобы они могли гораздо больше узнать друг о друге на благо каждого. Как только ребенок начинает посещать школу, он расширяет границы своего социального окружения. Ему предстоит научиться понимать точки зрения детей с отличным от него социальным и этническим происхождением. Ему придется учиться оценивать людей с другими взглядами на жизнь, отличными от тех, которые ему преподносила его семья.

Поэтому, стараясь сузить круг его друзей до таких людей, как он сам, вы рискуете затормозить познание мира ребенком.

Не спускайте глаз с его друзей, приглашайте их домой, знакомьтесь с ними.

Мы уже говорили с вами о том, что детские привязанности стремительно меняются, особенно в начальной школе. В течение одной-двух недель ваш ребенок может просто неразлучно следовать за своим приятелем, а потом вдруг резко отношения (часто по пустякам) разрываются, и ваш ребенок смотрит на вас с неподдельным изумлением, когда вы спрашиваете его, почему он больше не играет с Петей. Для вашего ребенка дружба с Петей канула в прошлое. Они узнали друг о друге все, что им надлежало узнать, и двинулись в своем познании мира отношений дальше.

Всегда нужно знать, где находится ваш ребенок.

От пяти до одиннадцати лет дети (особенно мальчики) растут смелыми до отчаяния и демонстрируют возрастающую тенденцию к дерзновенным поступкам, которые приводят их к неприятным объяснениям с «авторитетными лицами» (учителями, завучами, директорами школы и т. д.). В таких делах лучше предупредить несчастье, чем потом разводить руками. Поэтому родителям необходимо знать как можно больше о жизни ребенка вне дома и вести надзор над ним и его общением должным образом. Он слишком молод для того, чтобы приходить домой поздно или не приходить вовсе до тех пор, пока вы точно не узнаете, где он находится. Было бы отлично, если бы вы знали, кто его друзья и где они живут. И если ваш ребенок понимает, что он не должен никуда уходить, не предупредив вас и не спросив вашего разрешения, это очень хорошо.

Всегда знайте, кто друзья вашего ребенка.

Необходимо удостовериться в том, что вам хорошо известны друзья ребенка; в этом случае, если ребенок попросит разрешения пойти куда-то с неблагонадежным приятелем, вы бы могли сказать «нет» и в дальнейшем не изменять своего решения. Пусть он приглашает Васю домой, если хочет, но если он отправится с ним погулять, то об этом не может быть речи.

Памятка «Как предостеречь ребенка
от неблагонадежных друзей»

– Знайте, кто друг вашего ребенка.

– Знайте, где находится ваш ребенок.

– Познакомьтесь с родителями друзей вашего ребенка.

– Пригласите друга к вам в гости и понаблюдайте за ним.

– Узнайте, как обычно проводят дети досуг совместно.

– Проявляйте строгость, если вы видите, что друг явно плохо влияет на вашего ребенка.

Что делать, когда рвется дружба

Несмотря на все усилия, прикладываемые вашим ребенком, иногда может произойти разрыв дружеских отношений, которые он так стремился сохранить. Девочки тяжелее переживают эти потери, чем мальчики, чувство обиды угнетает их. Будьте готовы к тому, что ребенок может стать раздражительным и грубым после ссоры с другом или начнет плакать, будет крайне подавлен. У взрослого подобная реакция вызывает искушение подразнить детей, потому что по своему собственному опыту знает, что это не конец света, но насмешкам здесь не место, поскольку своим поведением вы дадите ребенку почувствовать, что не понимаете его страданий. Поэтому в будущем ребенку станет все труднее подходить к вам и делиться своими переживаниями, а в настоящее время непонимание добавит к его душевным страданиям ощущение изолированности.

Если бы вы оказались способными сказать ребенку два-три ободряющих слова: «Да, я помню, как мне было плохо, когда я потеряла своего лучшего друга», то это оказало бы ему большую моральную поддержку. Выслушайте все до мелочей, если ему хочется выговориться, дайте волю покритиковать поведение любого друга. Но если вы сами выступите с осуждениями, то удивитесь, как быстро ребенок переменит тактику и начнет защищать своего друга. Отношения и чувства к своему другу все еще неровные. Дайте  возможность ребенку определиться, все обдумать, успокоиться.

Памятка для родителей

– Найдите время выслушать ребенка подробно.

– Не пытайтесь критиковать и смеяться, каким бы ни был повод для разрыва с другом.

– Приведите примеры ссор с друзьями из собственной жизни.

– Внушите мысль, что жизнь на этом не заканчивается.

– Попытайтесь переключить внимание на других друзей.

– Отвлеките каким-то интересным делом, игрой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что нужно знать родителям об отношениях ребенка с друзьями

Родителю всегда и во всем хочется контролировать своего ребенка, и круг друзей и знакомых также. Пытаемся выбрать для ребенка по своему желанию. Искусственно ограничивая круг общения ребенка, родители...

Что нужно знать родителям о ребенке-третьекласснике

Что нужно знать родителям о ребенке-третьекласснике...

Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во 2 класс

Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во 2 класс...

Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в 4 класс?

В 4 классе  заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Последние можно сравнить с фундаментом дома. Поэтому можно сказать, что заканчивается строительство фу...

«Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в 4 класс?»

В 4 классе  заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Последние можно сравнить с фундаментом дома....

Ребенок от 1 до 7. Что нужно знать родителям?

В презентации собраны материалы, которые уместно использовать на родительском собрании или в любом взаиимодействии с родителями. В простой логически выстроенной форме показыны основные вехи развития р...

«Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во 2 класс».

Ознакомить родителей с особенностями развития детей- учеников 2 класса, предложить практические рекомендации по воспитанию детей данного возраста...