Доклад на тему:"Подготовка к школе"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Подготовка ребенка к школе».
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка.
Все дети шестилетнего возраста приходят в школу с огромным желанием учиться. Они уверены, что все сумеют сделать, что все у них получиться.
Первый год учебы имеет огромное значение не только в жизни ребенка, но и родителей. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Это сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей, и ограничений. Теперь ребенок каждый день должен ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя. А главное – заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.
В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника». В поддержании у первоклассников этой позиции неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
Всем вам, взрослым, хочется, чтобы все было хорошо, чтобы ваш ребенок прекрасно учился, не болел, не уставал, был всегда веселым и жизнерадостным. И для этого вы стараетесь подготовить ребенка к обучению в школе. Многие из вас считают, что для этого достаточно научить его читать, считать, писать. Однако для полноценного воспитания этого недостаточно. Ребенок, поступающий в школу, должен быть подготовлен к новому образу жизни, к новой системе взаимоотношений с людьми, к активной умственной деятельности. Поэтому первоочередной заботой родителей и воспитателей должно быть всестороннее развитие ребенка с помощью занятий с ним.
Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в школу, необходимы знания об окружающем мире – о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Вполне достаточно, если в итоге дошкольного обучения, ребенок начнет отличать живое от неживого, растение от животных, природное от созданного руками человека, вредное от полезного.
Начальная школа рассчитана на детей, не получивших никакой специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности к школьному обучению. Вместе с тем значительная часть детей, поступающих в 1 класс, умеет читать, а счетом в той или иной мере владеют почти все дети. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличии от содержательной стороны, о количественных соотношениях вещей и их отличии от предметного значения этих вещей. Поможет ребенку учиться в школе и усвоение понятия числа и некоторых других первоначальных математических понятий.
Что касается навыков чтения, счета, решения задач, то их полезность зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы. Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при усвоении, если он строится на базе развития фонематического слуха и осознания звукового состава слова, а само чтение является слитным или послоговым.
Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать.
Так же обстоит дело со счетом – он окажется полезным, если опирается на понимание математических отношений, знания числа и бесполезным или даже вредным, если усвоен механически.
Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности ребенка, особенности развития его интересов.
Познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени и не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделяли достаточного внимания.
Наибольшие трудности испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией.
Формированию устойчивых познавательных интересов способствуют условия систематического дошкольного обучения. Однако даже в этих условиях, часть детей обнаруживает интеллектуальную пассивность, и для ее преодоления требуется углубленная индивидуальная работа с ребенком.
Уровень развития познавательной деятельности включает в себя и определенные качества восприятия и мышления ребенка. Важное значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени.
Обучение в школе, систематическое усвоение знаний предъявляют высокие требования к мышлению ребенка. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное.
Еще одной стороной психического развития, определяющей готовность ребенка к школьному обучению, является развитие его речи – овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своей мысли, объяснить то или иное явление природы.
Ребенок от природы любознателен. Он очень рано начинает интересоваться окружающим миром. Все малыши - «почемучки». От того, как взрослые отвечают на их бесчисленные вопросы, и зависит, угаснет или разовьется природная любознательность ребят.
Скажем, когда ребенок задает вопрос о причинах каких-либо явлений, взрослый может прямо ответить на него, даже объяснить, а может так организовать опыт самого ребенка, что ответ будет найден им самим. Например, малыш спрашивает: «Почему у стола 4 ножки»? Можно сказать: «Иначе он упадет», и ребенок этим ответом удовлетворится. Но поддержит ли это его пытливость, создаст ли желание задуматься над физическими закономерностями окружающего? Вряд ли. Во всяком случае в значительно меньшей степени, чем тогда, когда мы поступим иначе: вывернем одну ножку у игрушечного стола и предложим ребенку поставить на этот угол достаточно тяжелый предмет, допустим деревянный кубик. Малыш убедиться сам, что стол потерял устойчивость, и легко найдет этому объяснение: «Потому что положили тяжелое, а здесь не подперто».
Подготовка ребенка к школе включает также формирование элементарных математических навыков и представлений развитие сообразительности.
Большинство детей, поступающих в 1 класс, умеет считать до 10, 20 и более. Дети любят большие числа, некоторые с гордостью говорят, что могут сосчитать до тысячи. Родители таких детей часто высказывают опасение, что их ребенку будет скучно на уроках математики, где вначале считают в пределах десятка. Иллюстрация к этому – типичный пример из практики.
Пятилетний Вова – гордость своих родителей – бойко и уверенно считал до 100. Мама и папа с удовольствием демонстрировали «математические способности» сына при любом подходящем случае. Однажды одному из гостей родители сообщили о том, что их сын растет очень сообразительным и у него наверняка будут большие успехи в математике, и предложили убедиться в том, как он замечательно умеет считать. Вова, серьезно сдвинув брови, затараторил: «1, 2, 3… 35, 36…» «Подожди, подожди,- сказал гость. – Ты лучше скажи мне, сколько ног у собаки?» Вова на несколько секунд задумался, было видно, что он не понимает чего от него хотят, мотнул головой и сказал: «Нет, лучше я вам до 100 посчитаю».
Дело в том, что дети нередко заучивают счет неосознанно, механически, т.е. за названием числа у них нет реального представления о величине этого числа, Такой счет не развивает мышление ребенка, а, напротив, притупляет его математические способности. Поэтому, обучая дошкольника счету, необходимо учить его пересчитывать конкретные предметы: кубики, мячики, игрушки и т.д. Только в этом случае в сознании ребенка образуется связь между числом и количеством.
Причиной трудностей, с которыми встречаются первоклассники при решении задач, является отсутствие ясных временных и пространственных представлений, бедность жизненных наблюдений. Многие начинающие школьники неотчетливо представляют, что означает: одинаково, столько же, поровну, больше, меньше, старше, моложе, раньше, позже, глубже, мельче, короче, длиннее и т.д.; путают правую и левую стороны;
В начале школьного обучения от ребенка не требуется знание больших чисел. Но до поступления в школу необходимо, чтобы он умел сознательно считать в пределах 10; знал прямой и обратный счет первого десятка, представлял себе состав названного числа, т.е. умел разложить это число на слагаемые; решал простые жизненные задачи, примерно такого типа: « На столе лежало 5 книг. Положили еще 2 книги. Сколько всего книг стало на столе»; «К Ване пришел товарищ. Мама дала им 6 яблок и посоветовала разделить поровну. По сколько яблок получил каждый?»
Чтобы ребенок считал сознательно, он должен с каждым понятием о числе связывать определенное представление о той или иной совокупности предметов. Так, например, называя число 3, он должен уметь считать три предмета; пересчитать их по порядку: один, два, три; Сложить в одну группу, например: три листочка, три карандаша, три яблока; нарисовать названное количества кружков, квадратиков, домиков; показать на пальцах.
Уже на первых уроках маленькие школьники выполняют несложные упражнения в тетрадях. При групповой форме обучения у учителя нет возможности контролировать каждого ученика, поэтому необходимо, чтобы будущий первоклассник хорошо ориентировался на странице в тетради и в книге, знал, где расположена правая, левая, верхняя и нижняя стороны листа и его середина; имел представление о том, что начинать писать надо слева в верхней части листа, а не посередине, как это делает большинство дошкольников.
Практика обучения в 1 классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при выполнении графических упражнений. Причины этого: во-первых, отсутствие интереса к усвоению письма и выполнению графических упражнений; во-вторых, недостаточная «зрелость» мелкой мускулатуры кистей рук; в-третьих, недостаток опыта выполнения графических движений.
Следует помнить, что потребность «писать по-письменному» у дошкольников выражена в меньшей степени, чем интерес к чтению. Без побуждения и помощи со стороны взрослого 6-7 летние дети практически не усваивают навык письма. Напротив, интерес к чтению у детей старшего дошкольного возраста возникает спонтанно, и уже на шестом году жизни они знают много букв, просят взрослых научить их читать, некоторые овладевают навыком чтения самостоятельно, почти без взрослого. Возраст от 6 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом для обучения чтению. В этом возрасте нормально развивающийся легко и с удовольствием учится читать. Вместе с тем, физиологические основы графической стороны письма развиты еще очень слабо, к тому же современные дошкольники мало рисуют, раскрашивают, лепят; поэтому выполнять графические упражнения и писать 6-7 летние дети, как правило, не любят: им трудно и, следовательно, не интересно.
Из-за плохой подвижности пальцев, недостаточной координации у детей, как правило, плохой почерк. Чтобы этого избежать, следует укрепить мышцы пальцев рук, выполняя определенные упражнения:
- массаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- лепка фигур;
- выполнение движений с мелкими предметами ( мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);
- выполнение «закручивающих» движений (закручивание гаек в конструкторе);
- специальные упражнения для подготовки руки к письму.
Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур, с одинаковым нажимом. Перед такой работой ставятся задачи: штриховать аккуратно и обязательно заканчивать начатое.
Если у ребенка нет желания заниматься рисованием и штриховкой, его нельзя заставлять. Это может привести к стойкому нежеланию выполнять письменные работы в школе. В этом случае нужно постараться заинтересовать его вначале красивой тетрадкой, новыми карандашами и т.д., постепенно переключая интерес на результат графических действий. Для того, чтобы у ребенка появилось желание заниматься графическими упражнениями, нужно, чтобы он испытал удовольствие от результатов своих действий.
Во время занятий рисованием и штриховкой нужно следить за тем, чтобы ребенок правильно сидел за столом и правильно держал карандаш.
Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «неположено» лавиной обрушиваются на первоклассников. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.
Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам надо адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.
Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Период адаптации к школе, связанный с присоблением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длиться один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на целый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью, от помощи родителей.
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Многое на этом пути зависит и от родителей первоклассника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Родительское собрание: методика подготовки и проведения"
Материал доклада поможет правильно подготовить и провести родительские собрания в школе....
Доклад на тему:"Подготовка детей к школе".
Доклад включает информацию о подготовке детей к школе для родителей будущих первоклассников. В нём включены психологические и учебные аспекты подготовки ребёнка . Его можно использовать , как выступле...
Доклад на тему: Возможности УМК Школа 2100 для реализации требований ФГОС
Главная задача Образовательной системы «Школа 2100» - помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в Жизни, умеющими п...
Доклад на тему: "Сотрудничество семьи, школы и социума в воспитании гармоничной личности"
Для полноценного гармоничного развития учащихся необходимо наладить сотрудничество семьи, школы и социума....
Доклад на тему: «Речевая подготовка детей к школе в семье»
Здесь найдёте нужные рекомендации родителям по развитию устной речи ребёнка...
Доклад на тему: «ВПР по окружающему миру в начальной школе: назначение, источники подготовки, рекомендации по устранению пробелов, универсальные рецепты успеха».
В докладе рассматривается вопрос о назначении ВПР, о том, какие источники при подготовке можно использовать. Также указаны задания, с которыми учащиеся справляются легко, и те задания, при выполнении ...