Родительское собрание: "ФГОС -качественно новый результат образования"
план-конспект урока (1 класс) по теме
Уважаемые родители!
С 1 сентября 2011 года в школах Российской Федерации введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения. Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373.
В нашей школе №10 ФГОС введен в первых класса. Они занимаются по следующим программам:
1а,1б - «Планета знаний», 1в- «школа 2000…», 1г-Школа России классическая.
Школа полностью укомплектована педагогическими кадрами, способными по уровню квалификации осуществлять на практике обучение первоклассников с использованием деятельностного метода, все учителя прошли курсы повышения квалификации с учетом нового ФГОС начального общего образования.
В школе разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС на 4 года;
Нормативная база школы приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.);
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
С 1 сентября 2011 года в школах Российской Федерации введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения. Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373.
В нашей школе №10 ФГОС введен в первых класса. Они занимаются по следующим программам:
1а,1б - «Планета знаний», 1в- «школа 2000…», 1г-Школа России классическая.
Школа полностью укомплектована педагогическими кадрами, способными по уровню квалификации осуществлять на практике обучение первоклассников с использованием деятельностного метода, все учителя прошли курсы повышения квалификации с учетом нового ФГОС начального общего образования.
В школе разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС на 4 года;
Нормативная база школы приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.);
В чем отличие новых стандартов отныне действующих?
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:
- требований к результату образования,
- требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
- требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
В Стандарте 2004 г. детально описывалось содержание образования темы, дидактические единицы. В Стандарте же 2009 г. содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. В нашей школе процесс формирования универсальных учебных действий давно является предметом пристального внимания педагогов, администраторов, психологов, что позволяет сделать вывод о готовности к реализации требований Стандарта по формированию ведущей компетентности учебной самостоятельности.
Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей, учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться…». Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов.
Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое.
В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. Каждый учебный год школа реализует помимо учебно-методической темы воспитательную тему.
Отдельные воспитательные программы существуют в деятельности каждого классного коллектива и разработаны для каждой возрастной ступени школы. Для нас принципиально важно, что школа помимо знаний должна ставить целью воспитание учащихся.
В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы.
«Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. Огромный ряд отдельных мероприятий: традиционные Дни Здоровья, третий час физкультуры - направлены на формирование культуры здоровья, укрепление, сохранение здоровья детей в нашей школе. В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. На сегодняшний день в этом направлении школа имеет положительный опыт: ежегодно учащиеся начального звена осуществляют разработку индивидуальных, коллективных проектов; многие дети становятся победителями не только школьных, но и городских научно-практических конференций. Практическая направленность уроков, занятий позволит учителям создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать и т.д.
Одним из новшеств стандартов второго поколения, которое будет замечено всеми участниками образовательного процесса, следует считать появление внеучебной деятельности. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д. В школе накоплен достаточный опыт предоставления ученикам возможности занятий по интересам в рамках дополнительного образования, поэтому это направление деятельности для нас не является новым, сложным. Наш опыт интеграции основного и дополнительного образования позволит эффективно, качественно организовать внеучебную деятельность школьников.
Распределение часов, отведенных по ФГОС начального общего образования на внеурочную деятельность в 1 классах по МОУ «СОШ №10 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2011/2012 учебный год.
№ п/п | Направление деятельности | Название | Название кружка | Класс | Кол-во часов | Кто проводит |
1 | Научно-познавательное направление | «Научно – ученическое общество» | «Юный шахматист» | 1 а | 1 | Бадуртдинов С.Г. |
Занимательный немецкий | 1а | 1 | Гаффанова И.К. | |||
«Юный шахматист» | 1 б | 1 | Бадуртдинов С.Г. | |||
«Занимательный английский» | 1 б | 1 | Салихова Н.П. | |||
«Умники и умницы» | 1 б | 1 | Галеева Х.Г. | |||
«Юный шахматист» | 1 в | 1 | Бадуртдинов С.Г. | |||
«Занимательный английский» | 1в | 1 | Салихова Н.П. | |||
«Юный шахматист» | 1 г | 1 | Бадуртдинов С.Г. | |||
«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» | 1 а | 1 | Кучерова С.Н. | |||
Хореография/Вольная борьба | 1 а | 1 | Менли-Асанова С.Б./Галеев А.А. | |||
Хореография/Вольная борьба «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» | 1 в 1в | 1 1 | Менли-Асанова С.Б./Галеев А.А. Залялова Е.М. | |||
2 | Спортивно – оздоровительное направление | «Лестница здоровья» | Хореография/вольная борьба «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» | 1 г 1г | 2 1 | Менли-Асанова С.Б./Галеев А.А. Ибятова Г.З. |
«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» | 1 б | 1 | Галеева Х.Г. | |||
«Умелые ручки» | 1 г | 1 | Ибятова Г.З. | |||
«Волшебный мир книг» | 1 а | 1 | Кучерова С.Н. | |||
3 | Художественно – эстетическое направление и проектная деятельность. | «Я - личность» Проектная деятельность | «Умники и умницы» | 1б | 1 | Галеева Х.Г. |
«Волшебный мир книг» «Что?Где?Когда?» | 1в Все 1 классы | 1 | Залялова Е.М. Классные руководители | |||
У нас уже имеются первые результаты во внеурочной деятельности у учащихся 1 классов в проектной деятельности «Что? Где? Когда?» - ученица 1в класса Шакирова Карина получила специальный приз в смотре-конкурсе «Лучшая работа в области прикладного творчества» на противопожарную тематику в муниципальном конкурсе АО ТРО «ВДПО»
Школа имеет Основную образовательную программу начального общего образования. Она определяет систему норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов. С ней имеет возможность ознакомиться каждый из родителей обучающихся.
В образовательной программе прописан планируемый результат, система оценивания, учебный план, особенности организации учебного процесса, используемые технологии и др.
Основная образовательная программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Как было сказано выше, в Стандарте второго поколения прописаны требования к условиям реализации Основной общеобразовательной программы начального общего образования. Наличие требований к условиям означает, что без них достижение результата невозможно.
В стандарте описываются требования к информационному пространству (что является новым), к материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, к кадровым, финансовым условиям.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Независимая экспертиза будет направлена на оценку результата образования при переходе четвероклассников на следующую ступень обучения. Учащиеся 4х классов напишут итоговые работы по русскому языку и математике, а также комплексную работу на основе текста, которая позволит оценить сформированность универсальных учебных действий умения учиться. Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Данная форма оценивания достижений учащихся частично освоена в школе: большинство учеников с 1 класса накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном портфолио. Теперь наличие подобного портфолио становится обязательным требованием!
Что позволяет нам надеяться на успешное внедрение федерального государственного образовательного стандарта? Накопленный опыт интеграции основного и дополнительного образования, высокий уровень педагогического мастерства, имеющееся ресурсное обеспечение в школе
Все это и много другое позволят создать условия для реализации Основной образовательной программы начального общего образования, прописанные в Федеральных государственных образовательных стандартах, которые в свою очередь выведут на качественно новый результат образования. Хотелось бы в очередной раз выразить признательность нашим родителям за понимание и содействие во всех наших проектах и начинаниях!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль исследовательской и проектной деятельности учащихся начальной школы для достижения новых результатов образования
Современный урок: как научить учиться...
Новые результаты образования как основа проектирования современного урока русского языка.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»...
Статья «Новые результаты образования как основа проектирования современного урока литературного чтения».
В статье говорится о том, что развитие информационной грамотности у школьников является актуальной проблемой сегодняшней школы,так как человек в современном мире встречает значительные барьеры на пути...
Статья «Новые результаты образования как основа проектирования современного урока – математика»
laquo;Новые результаты образования как основа проектирования современного урока – математика»...
Новые результаты образования как основа проектирования современного урока. "Литературное чтение в начальной школе».
laquo;Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь к...
Публикация в помощь учителю на тему: Новые результаты образования"
Публикация в помощь учителю для составления технологической карты к урокам в начальной школе...
Новые результаты образования как основа проектирования современного уроках литературного чтения.
В статье представлены результаты современного подхода в образовании...