Детская агрессивность.
методическая разработка (4 класс) на тему
Методическая разработка родительского собрания, рассказывающая о детской агрессивности и её причинах, и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_agressivnost.rar | 402.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка родительского собрания.
4 класс
Детская агрессивность и её причины.
Цель: формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.
Форма проведения: Лекция с применением информационно- коммуникационных технологий, предназначена для родителей учащихся младшего школьного возраста.
Задачи: способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей.
Подготовительная работа: до лекции провести опрос учащихся класса попросив ответить их на вопрос: « Какие советы вы бы дали своим родителям по правильному воспитанию вас?» Подготовить памятки родителям (приложение 1). Подготовка мультимедийной презентации с фотографиями детей, музыкальное сопровождение
Ожидаемый результат: создание комфортных условий для ребенка в семье, развитие педагогического такта родителей при общении с ребенком.
Ход собрания.
Классный руководитель:
-Давайте попробуем разобраться в причинах детской агрессивности и рассмотрим пути коррекции поведения детей. (Слайд 1).
В наши дни происходит нарастание агрессивности общества в целом и отдельной личности в частности. Агрес сия «молодеет» с каждым годом. Как же помочь адаптироваться ребенку в мире, полном насилия и агрессии. (Слайд 2).
Агрессия- действия или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету. Агрессия может проявляться как фи зически (нанесение вреда здоровью людей, порча предметов), так и вербально, т. е. словесно (оскорбления, угрозы, унижения, пресле дования и др.). Для чего вообще людям агрессия? Иногда она выступает сред ством достижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему-то). А иногда используется как способ самоутверждения и как защитное поведение.
Столкновение же с детской агрессивностью порой вызывает у взрослых недоумение, растерянность. Обычно первое, что делают родители, - наказывают ребенка. Если проявления агрессии стано вятся постоянными, они могут обратиться к психоневрологу. Но про явления жестокости и непослушания не всегда свидетельствуют о на личии у детей каких-либо психических отклонений. Часто ребенок, сталкиваясь с неразрешимой для него проблемой, просто не знает, как себя правильно вести. Чтобы помочь ему, необходимо, прежде всего, выяснить возможные причины его агрессивности. Давайте рассмотрим их.
Разовые вспышки агрессии могут перерасти в психическое на рушение, если детство ребенка сопровождается грубым, жесто ким поведением родителей - и тогда он «заражается» их агрес сивностью. Это один из факторов. Второй - когда ребенок живет в атмосфере неприятия eгo, нелюбви к нему, и у него формируется ощущение опасности и враждебности окружающего мира.
Необходимо найти такое сочетание снисходительности и строгости, чтобы избежать развития агрессивного поведения ребенка.
Исследования показали, что, когда взрослые заранее не делают свое отношение к грубости и жестокости ясным, но после совершения проступка ребенка строго наказывают, это приводит постепенно к за креплению в нем агрессивности. Но и всепрощающая снисходитель ность мам и пап приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать нормы поведения. Такие дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны.
Как же мы, взрослые, должны себя вести? Наибольший эффект даст осуждение агрессии ребенка, обсуждение с ним причин ее про явления, совместный поиск выхода из конфликтной ситуации, но без строгих наказаний.
Причиной агрессии могут быть и взаимоотношения со свер стниками. Период развития, в котором находятся сейчас наши дети (10 лет), противоречив. У ребенка возникает чувство взрослости. И он, требуя отношения к себе как ко взрослому, не всегда умеет правильно распо рядиться своими правами. Общение со сверстниками для него стано вится большей ценностью, чем общение с родителями, учителями. Но потребность самоутвердиться, найти свое место в коллективе не все гда удовлетворяется в той мере, как хотелось бы ребенку. Агрессив ность некоторых детей проявляется в том, что они иногда понимают поведение окружающих как враждебное. Например, дружеское под трунивание над внешним видом, поступком, ошибкой в выполнении задания, они могут воспринять как насмешку, оскорбление. Отсюда возникает желание дать «отпор» обидчику.
Отдельно следует рассмотреть такую причину, как отношения в семье. Агрессивное поведение родителей в отношениях между собой и со своими детьми: оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга - все это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребенка.
Противоречивое поведение в отношениях к ребенку, когда мама и папа предъявляют к нему противоположные требования, также может спровоцировать проявления агрессивности. Например, отец считает, что ребенок должен переделать домашнее задание, а мать жалеет его, не проявляет настойчивости. И все это происходит на глазах у сына или дочки. Такие споры между родителями, особенно, если они повторяются регулярно, также могут привести к проявле нию агрессии.
Еще одна причина - непоследовательность родителей в фор мировании нравственных ценностей, когда сегодня им удобны одни нормы в поведении ребенка, а завтра другие. Подросток видит не честность, непорядочность, несправедливость, болезненно пережи вает такие ситуации. Это приводит к озлоблению, агрессивности по отношению к взрослым.
Особенности биологического развития самого ребенка, не которые черты его характера также могут обуславливать его агрес сивность. Дети с гипервозбудимостью, раздражительные, склонные к эмоциональным вспышкам нуждаются в помощи специалиста.
Наиболее распространенными являются следующие жалобы родителей:
1. Агрессия проявляется в высказываниях ребенка (угрозы, грубость, неприличные слова).
2. Ребенок агрессивен по отношению к окружающим (дерется).
3. Агрессия проявляется в играх ребенка.
4. Агрессия по отношению к животным.
Рассмотрим причины проявлений этих видов агрессии и рекомендации психологов.
Итак, что делать, если ваш ребенок агрессивен в своих выска зываниях. (Слайд 3). Чаще всего в этом виноваты сами взрослые. Кто-то из чле нов семьи пусть редко, но «выпускает пар» таким способом. У сына или дочки закрепляется вывод: если что-то не получается, если тебя не понимают, если нет другого выхода для снятия напряжения, можно поступать таким образом. Так называемые бранные или неприличные слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребенка. У кого-то это быстро проходит, с кем-то приходится вести разъяснительные беседы.
Почему же эти «нехорошие» выражения за крепляется в их речи? Что детей в них так привлекает? Для подростков ругающийся человек - это взрослый, бесстрашный, никого и ничего не признающий. Умение вставить в свою речь крепкое словечко, явля ется одним из признаков взрослости. Это возвышает его в собственных глазах и в глазах сверстников, делает его «взрос лым», независимым человеком. Иногда дети используют ругательства, чтобы позлить, подразнить взрослых. В этом случае бранные слова становятся еще одним орудием мести.
Наверное, в этом слу чае лучше всего объяснить ребенку, что для определенных слов есть свое время и место. Поводом поверить вам и принять вашу точку зрения будет акцен тирование случаев неприличного поведения в общественных местах. Действительно, неприятно на улице проходить мимо компании подростков, которые через слово вставляют в свои высказывания мат и неприличные выражения. Особенно, если это делают девочки.
Бесполезно постоянно ругать детей за использование неприлич ных слов или запрещать произносить их. Это сделает ругательства ещё более привлекательными в глазах ребенка. Итак, каковы же советы психолога, если агрессивность ребенка проявляется в употреблении нецензурных выражений?
- Объясните детям, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.
- Следите сами за собственной речью.
- Если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Постарайтесь так объяс нить ребенку значение слова, чтобы ему самому не захотелось его употреблять. В крайнем случае скажите, что слово настоль ко отвратительно, что вы не можете произнести это вслух.
- Если ребенок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека.
- Если ребенок поймал на «нехорошем» слове вас, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не уда лось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, это сблизит вас, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.
Если подытожить сказанное, родителям не стоит пугаться бран ных слов, застывать в шоке, услышав их от ребенка, не стоит отрицать их существование. Лучше просто дать понять: «Я знаю о существова нии и значении этих слов, но мне они не нравятся». Пусть он поймет, что бранные слова, особенно если они говорятся в чей-то адрес, ос корбляют и унижают человека.
Следующее направление выражения агрессии детей - это их игры. Они начинают появляться впервые в 4-5 лет. Детей привлекают отрицательные герои, и многие охотно примеряют на себя роли таких персонажей. Если вспомнить наше с вами детство, то можно с уве ренностью сказать, что мы выбирали только роли положительных персонажей. Современные дети pacтyт с другими идеалами. Это свя зано с тем, что многие отрицательные герои мультфильмов (особенно американских) более могущественны и поэтому привлекательны для ребенка. Кроме того, детям могут быть интересны эти роли тем, что это дает им возможность попробовать побыть плохим, непослушным, злым, агрессивным, а значит независимым, «взрослым». Иногда такое поведение в игре ребенок переносит и в реальную жизнь. Причиной такой ситуации может быть низкая самооценка, неудачи в общении.
Наиболее часто встречается агрессия, направленная на окружающих людей. (Слайд 4). Физическая агрессия по отношению к окру жающим у ребенка бывает по нескольким причинам:
- желание самоутвердиться;
- защита;
- от безысходности;
- от несдержанности.
Если в первых трех случаях такое происходит от неуверенности в себе и тревожности ребенка, то последний вариант- показатель не умения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избало ванности, эгоизма. Чтобы быть успешным в обществе, человек должен научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции, выра жать их более приемлемым способом. Это нужно развивать с раннего детства, опираясь на реальные ситуации. Чем больше уделяется этому внимания в жизни малыша, тем легче будет подростку реализовать себя в будущем. Ведь умение находить компромисс, уважать мнение других людей - неотъемлемая составляющая любой профессиональ ной деятельности. (Слайд 5).
Что же делать, если ребенок даже по ничтожному поводу лезет в драку?
Задача родителей заключается в том, чтобы научить ребенка управлять своими эмоциями.
Одна из наиболее часто встречающихся форм выражения гне ва и протеста - истерика. Это и способ чего-то добиться от родных, и результат накопленного напряжения, стресса, волнения. Особенно подвержены таким срывам дети подвижные, активные, возбудимые, впечатлительные, нервные.
Агрессивные дети, каковы бы ни были причины их поведения, попадают в замкнутый круг. Им не хватает любви и понимания со сто роны близких, но своим поведением они еще больше отталкивают их. А враждебное отношение окружающих, в свою очередь, провоцирует ребенка, возбуждая в нем чувства страха и гнева. Поведение, кото рое воспринимается как асоциальное, является отчаянной попыткой обратить на себя внимание. Вполне возможно, что ребенок снача ла выражал свои потребности в более мягкой форме, но взрослые не придали этому значения.
Еще одной причиной асоциального поведения у ребенка могут быть ссоры между родителями, свидетелем которых он является очень часто. Чрезвычайно суровая или, наоборот, слишком слабая дисциплина, непоследовательность родителей в своих требованиях и поступках, равнодушие к детям также могут стать причиной агрес сивного поведения ребенка.
Итак, взрослым, наблюдающим агрессивность ребенка по отно шению к окружающим, надо понять, что он имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет желаемого результата. Иногда ребен ку нужно просто человеческое общение, понимание, одного лишь ласкового слова бывает достаточно, чтобы снять его озлобление.
Какие же рекомендации можно дать родителям? (Слайд 6).
- Взрослым необходимо быть последовательными в своих дей ствиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявля ют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог полу чить либо наказание, либо равнодушную реакцию.
- Следует избегать неоправданного применения силы и угроз.
Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.
- Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него самоконтроль. Дети должны знать о возможных послед ствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими.
Еще одна разновидность детской агрессии - это жестокость по отношению к животным. В раннем детстве в основе «садистских опытов» над животными может лежать обычное любо пытство. Ребенку интересно, что будет делать жук, если его посадить в банку, привязать к лапке нитку и т. п. Маленькие дети часто мучают животных, сами не понимая того, что причиняют им боль, страда ния. В этом случае можно просто поговорить серьезно с ребенком, обсудив с ним, что чувствует животное, что бы оно сказало, если бы умело говорить.
Жестокость школьников постарше уже не является простым любопытством. Она, как правило, свидетельствует именно об аг рессивности. Но и в этом случае причиной агрессии, скорее всего, бывают домашние конфликты, неудовлетворенность, проблемы с общением. Например, если ребенка наказывают физически, он, не имея возможности дать отпор, вымещает свои обиды на домаш них животных.
Жестокое отношение к бездомным животным воспринимается самим ребенком как шутка, забава, игра, которые, по его мнению, могут поднять его авторитет у сверстников. Ему кажется, что в глазах окружающих он будет считаться сильным, бесстрашным. К сожале нию, в подростковом возрасте школьники очень часто оказываются под влиянием компании и участвуют в издевательстве над животными для того, чтобы не показать своей «слабости». Впоследствии это мо жет развиться и в преступную деятельность, агрессию по отношению к случайным прохожим.
Вот каковы рекомендации психологов по этой проблеме: (Слайд 7)
- Наблюдайте за играми ребенка. Если вы заметили, что в ходе них ребенок проявляет агрессию к игрушкам или домашним животным, насторожитесь, постарайтесь найти причины этого. Давно известно, что в играх дети реализуют и показывают свои мечты, фантазии и страхи.
- Обсуждайте с ребенком, на какого персонажа книги или мульт фильма он хочет быть похож, почему тот или иной герой ему нравится или наоборот.
- Приучите ребенка рассказывать о том, что его волнует, за что он переживает. Пусть он привыкнет прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что не нравится. Выска зывая свои мысли, сами применяйте для выражения чувств выражения «я рассердился», «я обиделся», «я расстроился» и введите эти слова в активный словарный запас своего ре бенка.
- Ни в коем случае в порыве гнева не обзывайте ребенка - он будет копировать ваше поведение и слова в общении как с жи вотными, так и людьми.
- Подавайте пример гуманного поведения, заостряйте внимание на таких примерах в жизни, книгах, фильмах.
В последние годы психологи рассматривают отдельно такую при чину возникновения детской агрессии, как СМИ. На ребенка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, детективы, напол ненные различными проявлениями агрессии. За все школьные годы дети проводят у телевизора почти 15 тыс. часов. За это время они видят в среднем около 1 З тыс. случаев насильственной смерти. Психологами было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их. Способствуют этому и компьютерные игры. Совершая в них виртуальные акты на силия, ребенок перестает видеть грань между игрой и реальностью. При подготовке к родительскому собранию в нашем классе было про ведено исследование отношения детей к телепрограммам. Предлагаю вам ознакомиться с его результатами. (Организуется обсуждение ответов детей.)
- Какие выводы вы можете сделать из нашего обсуждения? (Необ ходимо обдумать дома этот вопрос, организовать контроль за просмотром телепередач, самим быть внимательнее при вы боре программ, если ребенок находится перед телевизором.)
Итак, из всего сказанного выше вытекают следующие правила поведения: (Слайд 8)
- Самим не проявлять грубости, жестокости.
- Постараться быть внимательными к ребенку.
- Реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в по ведении ребенка. Он хочет в каждый момент времени чувство вать, что его понимают и ценят.
- Учиться слушать и слышать своего ребенка. Чаще включать в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.
Приложение 1
Памятка для родителей
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ СЕМЕЙНОЙ АТМОСФЕРЫ
Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его пси хологический настрой на весь день.
Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально. Показатель один — чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребен ком, не упускайте ее. Совместная дорога — это совместное общение, ненавязчивые советы.
Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтраль ные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня зани мались?», «Как дела в школе?».
Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его времен ных неудач.
Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Драчуны, задиры, или немного о детской агрессивности
Информация полезна как классному руководителю начальных классов, для проведения классного часа, так и родителям для проведения родительского собрания....
Методическая разработка плана - конспекта родительского собрания. Тема:"Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности."
- исследование причины агрессивности-помощь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребёнка-вызвать у родителей желание по-новому строить взаимоотношения в своих семьях....
Родительское собрание "Как вести себя с агрессивным ребёнком. Причины детской агрессивности"
На собрании обсуждаются с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение на поведение ребёнка. Задача: помочь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребё...
Родительское собрание на тему "Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности"
Цель собрания: познакомить родителей с причинами, которые приводят к агрессивному поведению детей. Помочь родителям находить способы преодоления агрессивности у детей....
Родительское собрание по теме : "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности "
Актуальность. Тема детской агрессивности не случайна. За последнее десятилетие во всём мире, особенно в странах СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряжённых с особой жестокостью, вандализ...
Родительское собрание "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности"
Родительское собрание во 2 классе...
План-конспект родительского собрания в 4 классе "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности".
Данный план-конспект - это итоговая работа дистанционных курсов повышения квалификации, которые организует Педагогический университет «Первое сентября».Во время обучения на курсах у...