Почему мы забываем?
материал по теме

Татьяна Константиновна Инусилова

В  работе раскрываются причины трудности запоминания;

как работает внимание детей 8-10 лет;

даются упражнения по развитию внимания и памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_my_zabyvaem.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Почему мы забываем?

Основными причинами того, что человек забывает информацию или испытывает трудности при ее запоминании, являются следующие:

  1. недостаточная концентрация внимания.
  2. несоблюдение основных законов памяти.
  3. сложность самой информации для запоминания и ее плохая организация.
  4. слабо развитая природная память.

Все эти причины взаимосвязаны друг с другом, и часто одна из них способствует появлению другой.

Что может помешать сконцентрировать внимание?

  • Если вы спешите (в этом случае ваше внимание направлено не на запоминаемую информацию, а на то, чтобы успеть).
  • Если вас отвлекают. (внимание рассосредотачивается, мысль уходит, наслаиваются другие мысли…).
  • Внешние помехи (например, шум).
  • Если вы прерываетесь. (почти тоже самое, что и в предыдущем случае.)
  • Если вы устали. (качество любой умственной работы снижается).
  • Плохое самочувствие.
  • Если вы очень возбуждены. (например, после спортивной игры).
  • Находитесь под воздействием какого-либо чувства. ( радость, обида и тому подобное).
  • Если расстроены.
  • Если испытываете волнение, страх, тревогу.
  • Кто-то оказывает на вас давление.
  • Действие некоторых лекарственных препаратов, тормозивших умственные процессы.
  • Собственные посторонние мысли (не дают сосредоточиться на нужном.
  • Отсутствие интереса к информации, которую нужно запомнить.
  • Если вы не понимаете смысла этой информации.
  • Отсутствие навыка сознательно концентрировать внимание (Напротив, наличие этого навыка помогает бороться с большинством из вышеперечисленных проблем.)

Законы памяти.

  1. Закон Интереса.
  2. Закон Мотивации.
  3. Закон Деятельности.
  4. Закон Понимания и Осмысления.
  5. Закон Настроек и Установок.
  6. Закон Предшествующих знаний.
  7. Закон Взаимовлияния следов памяти или Тормоза памяти. (если сразу после запоминания какой-либо информации вы приступите к запоминанию другой, то последующее запоминание негативно отразиться на предшествующем)
  8. Закон Временного слоя. (ассоциации по времени, запахи, цвет, движение).
  9. Закон Тематического слоя. (тематически близкая информация записывается в одну плоскость).

Экспресс-диагностика невнимательности.

Концентрация

Объем внимания

Устойчивость внимания

Распределяемость внимания

Переключаемость внимания

Ребенок отвлекается от занятия менее чем через 15 минут

Внимание ребенка надолго удерживают лишь очень увлекательные задания

При попытке сознательно удерживать внимание ребенок быстро утомляется

Ребенок не справляется с примерами  и задачами в два действия

При описании картинки выделяет мало деталей

Долго запоминает дорогу в школу и вообще маршруты

Не может работать при слабых шумовых помехах

Часто отвлекается на случайные раздражители

Из-за того что много отвлекается приготовление уроков занимает много времени

Не умеет писать и слушать одновременно

Все время забывает о правильной осанке когда пишет

Допускает много ошибок в сочинениях

Долго раскачивается и долго успокаивается после подвижных игр

Медленно реагирует на вопрос

Медленно включается в учебный процесс

  • постоянно – ставьте в соответствующей ячейке таблицы три знака «+» (+++)
  • довольно часто – ставьте в соответствующей ячейке таблицы два знака «+» (++)
  • иногда – ставьте в соответствующей ячейке один знак «+» (+)

Чем больше отметок в том или ином столбце, тем большей работы потребует соответствующий аспект внимания.

 

Активная форма невнимательности – повышенная отвлекаемость, обусловленная тем, что младший школьник еще не овладел произвольным вниманием и не умеет управлять и удерживать его волевым усилием.

Пассивное невнимание – форма невнимательности, появляющаяся в тех случаях, когда ребенок не получает достаточного количества эмоциональной «пищи».

Поверхностное внимание – недостаток внимания, который возникает вследствие слабой дошкольной подготовки и из-за отсутствия определенных интеллектуальных привычек.

Рассеянность – форма невнимательности, в основе которой лежит слабость концентрации и неумение поддерживать сосредоточенность внимания. Нередко рассеянность появляется как следствие слабой переключаемости внимания.

Инертность внимания – расстройство внимания, возникающее вследствие слабой подвижности и переключаемости.

Устойчивая форма невнимательности – состояние, которое может принять любая форма невнимательности. Устойчивая невнимательность объясняется уже не единичными причинами, а их совокупностью.

Ситуативная форма невнимательности – возникает только при определенных условиях и видах деятельности в результате постоянно действующих причин

Как работает внимание ребенка 8-10 лет?

В возрасте от 8 до 10 лет происходит значительные сдвиги в развитии внимания. Поскольку интересы ребенка начинают «привязываться» к одним предметам в большей степени, чем к другим, он становиться более внимательным при одних видах работ и отличается рассеянностью при других.

Итак, ваши задачи:

  • углублять и расширять концентрированность внимания, его объем и устойчивость;
  • учит ребенка управлять своим вниманием, полноценно распределять его во время учебного процесса.

Развитию наблюдательности у младших школьников способствует обогащение словарного запаса. Умение правильно, всесторонне, глубоко рассматривать предметы также играет немаловажную роль. Начинать тренировку наблюдательности надо с простых, хорошо знакомых ребенку предметов.

УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ.

ВНИМАНИЕ.

  1. Развитие концентрации внимания:

Устно и в алфавитном порядке расставь буквы следующих слов: зуб, пень, блин, заяц, котел, литр, клин. На каждое слово отводиться не более 3-5 секунд.

За 10 минут в алфавитном порядке расставить и написать окружающие предметы.

  1. Развитие объема внимания:

Посмотри 15-20 секунд на разложенные на столе 8-10 монет и, отвернувшись, определи, какую сумму они составляют.

Возьми 10-15 монет каждого достоинства. Рассыпь монеты на столе и с закрытыми глазами отбери несколько из них. Сложи отобранные монеты стопкой и определи, не считая каких монет больше.

  1. Тренировка  распределения внимания:

Положи на голову большой плоский предмет (книгу или поднос), в одну руку возьми блюдце со стаканом наполненным до краев водой, а в другую – книгу, положив на нее шарик. Со всем этим попробуй пройтись по комнатам.

  1. Тренировка устойчивости внимания:

Игра «Да и нет не говорите, черно с белым не берите. Вы поедете на бал?»

  1. Игры и задания на сравнения.

Найди 10 отличий.

ПАМЯТЬ

  1. Развитие зрительной памяти:

Запомни расположенные на столе предметы а потом назови их. Можно убирать предметы, когда ребенок отворачивается и спрашивать чего не хватает

  1. Развитие слуховой памяти:

Узнавать по звуку предмет, который упал на пол.

Узнавать всех своих родственников не только по звуку голоса, но и по звуку шагов.

  1. Развитие двигательной памяти:

На листе бумаги нарисуй овал – контур лица. Отметь для себя контрольную точку (она может располагаться где угодно: в центре, за контуром либо где-то еще), закрой глаза и отпусти руку с карандашом. А теперь с закрытыми глазами постарайся нарисовать портрет: рот, нос, глаза, волосы и тому подобное. Открой глаза и оцени результат – нужно ли тебе развивать двигательную память?  

  1. Тренировка мысленного образного представления:

      Встань посередине комнаты и, когда тебе будут говорить, где находиться какой-либо

      предмет постарайся точно указать в его направлении.

Литература:

Чистякова С.А.   психолог

Волкова Т.Н.   «Открой в себе гения»

Никитина Т.Б.   «Как развить хорошую память?»

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Презентация Тема: Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? Цели: - изучить правила поведения в природе...

Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Презентация Тема: Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? Цели: - изучить правила поведения в природе...

Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Ознакомить обучающихся с основной группой витаминов, содержащихся в овощах и фруктах и их значением для организма; что происходит с пищей в организме, для чего надо есть, как есть правильно; фор...

«Где, что, как и почему».. Рассказы – загадки обо всем на свете. Д.Родари «Почему, отчего, зачем», детские справочники и энциклопедии.

- Почему сегодня на уроке мы вдруг заговорили именно о Джанни Родари? Дело в том, что именно он написал сказку о самом неугомонном и непоседливом слове на всем белом свете.- Кто догадался, о каком сло...

Почему много "почему " перед школой

Интересная информация для родителей. Надеюсь будет полезна многим....

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Урок окружающего мира в 1 классе по программе Школа России с учётом ФГОС...