Родителям. Синдром дефицита внимания.
статья (2 класс) по теме

Николаева Галина Григорьевна

Родителям. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sindrom_deficita_vnimaniya.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Беспокойный ребенок. Синдром гиперактивности.

Родители часто упрекают своих детей в том, что они недостаточно внимательны, неусидчивы и рассеяны. При этом проблемы в начальных классах бывают даже у тех детей, с которыми много занимались в дошкольном возрасте, активно развивали внимание, память и мышление. Родители не могут понять, в чем лежит причина школьной неуспеваемости. Одно из весьма распространенных объяснений - синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СДВГ). Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер. Пик проявления синдрома - 6-7 лет. Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.). Но и самые обычные дети бывают порою очень активны и неуправляемы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным - это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом - это нормально. Утомляют детей и длительные переезды. У всякого ребенка время от времени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают "разгуливаться" в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности. Шумный ребенок-баловник или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, полный сил и энергии - это радость, а не повод для беспокойства. И, наконец, ребенок, имеющий мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных. Хотя порой бывает трудно отличить нормального подвижного ребенка от гиперактивного, существует ряд характерных критериев. Гиперактивный ребенок наверняка проявлял себя подобным образом и в младенческом возрасте: он много плакал, мало спал, имел сбитый режим сна, его трудно было успокоить, он страдал от коликов, плохо ел, был раздражителен, не любил, когда его жалели, вздрагивал от каждого звука, все время хотел пить, колотился головой в кровати, у него все время текли слюнки. Многие из нижеперечисленных признаков довольно типичны для двухлеток, но не для детей более старшего возраста. К категории гиперактивных можно отнести таких детей, у которых после трех лет на протяжении хотя бы полугода сохраняются следующие устойчивые симптомы:

Ребенок неловок или подвержен травмам;

Ребенок непоседлив, не может даже короткий период усидеть или устоять на одном месте;

Часто агрессивен;

Перескакивает с одного занятия на другое, невнимателен и ни одно дело не доводит до конца;

Обостренно реагирует на мелочи, его трудно успокоить;

Все время плохо спит;

Имеет низкую самооценку;

Все трогает руками, мешается под ногами;

Страдает от задержки речи или, наоборот, излишне болтлив;

Имеет плохой аппетит и страдает от постоянной жажды;

Совершает опасные поступки, не осознавая последствий;

Не любит перемен;

Имеет проблемы со здоровьем, такие, как воспаление уха или постоянные респираторные заболевания, экзему, гастрит;

Не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в различных ситуациях, требующих дисциплины (занятия в школе, посещение поликлиники, экскурсии и т.д.);

На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает;

Не может следить за своими вещами, часто их теряет (игрушки, карандаши, книги, и т.д.);

Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными, так как они не умеют уступать, ладить друг с другом, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.

Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания

СДВГ — хроническое пожизненное расстройство, а потому помощь детям с СДВГ должна базироваться на концепции долгосрочного сопровождения семьи и ребенка в течение жизни, а терапевтическая модель должна быть ориентирована на уменьшение негативного влияния СДВГ на развитие ребенка, преодоление и предупреждение вторичных проблем, а не на полное выздоровление. Важно видеть СДВГ в контексте жизни ребенка, его возрастных этапов развития, сложного взаимодействия биопсихосоциальных факторов — и соответственно выстраивать план терапевтических мероприятий, которые не только содействуют преодолению существующих трудностей, но и предупреждают возникновение вторичных проблем, способствуют позитивному развитию ребенка.

В отношениях с ребёнком необходимо придерживаться «позитивной модели»: хвалить его, когда он заслуживает.

Необходимо избегать повторений слов «нет», «нельзя».

Следует говорить с такими детьми сдержанно, спокойно и мягко.

Для подкрепления устных инструкций важно использовать зрительную стимуляцию.

Необходимо поощрять ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

В доме важно поддерживать чёткий распорядок дня.

Ребёнку следует давать только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

Во время игр таких детей нужно ограничивать лишь одним партнёром, избегая при этом беспокойных, шумных приятелей.

Следует оберегать от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Важно давать ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Синдром дефицита внимания и гиперактивности: клиника, диагностика, патогенез, современные подходы к терапии и коррекции.

Актуальность данной проблемы выбрана не случайно, так как в последнее время прослеживается тенденция к увеличению детей имеющих подобный диагноз. В данной презентации доступно для родителей и ...

Синдром дефицита внимания у детей.

Особенности гиперактивных детей и методика работы с ними....

СДВГ ( синдром дефицита внимания и гиперактивности) (книжка-помощница)

Книжка-помощница для учащихся с  СДВГ. Психологическая информационная поддержка в трудные минуты....

Презентация для семинара с педагогами школы "Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Синдром Туретта".

Презентация подготовлена для семинара с элементами тренинга с педагогическим коллективом на тему "Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Синдром Туретта". Цель семинара: обобщить и структурирова...

Психологическая площадка для родителей по теме: «СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ»

Материал предназначен для родителей детей младшего школьного возраста....

Памятка для родителей и педагогов о работе с детьми с синдром дефицита внимания и гиперактивностью!!!

Основные рекомендации родителям и учителю по воспитанию и учебе гиперактивного ребенка....

Статья "Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Советы родителям.

В статье рассказывается о признаках СДВГ, даётся несколько советов родителям....