Главные вкладки
Выступление на МО по теме: «Результаты работы за 2023-24 учебный год по теме самообразования: «Самостоятельная работа на уроках математики в 5-9 классах для обучающихся с ОВЗ». МОУ «С(К)ОШИ № 4» г. Магнитогорска. 2024-25 уч.год. Март 2025г.
методическая разработка по математике
В данном выступлении содержаться материалы по применению разных видов самостоятельной работы на уроках математики в среднем звене коррекционной школы. В ходе выступления рассматриваются такие понятия как: самостоятельная работа, её виды, формы организации, этапы проведения и результаты использования на уроках математики в 5-9 классах. Также, в этой разработке представлен мой опыт использования нескольких видов самостоятельных работ на уроках математики и их значение в повышении качества образования по математике у обучающихся с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на заседании
методического объединения учителей
естественно-математического цикла
МОУ «С(К)ОШИ № 4» г. Магнитогорска
учителя математики 5- 9 классов
Терещенко Светланы Сергеевны
Тема выступления: «Результаты работы за 2023-24 учебный год по теме самообразования:
«Самостоятельная работа на уроках математики в 5-9 классах для
обучающихся с ОВЗ»
I слайд Вступительное слово
- В условиях Федерального Образовательного Стандарта основного общего образования
самостоятельная работа обучающихся стала не только требованием, но и основой образовательного процесса. Все современные методы обучения ориентированы на обучение не готовым знаниям, а деятельности по самостоятельному приобретению новых знаний, то есть деятельности, стимулирующей творческую активность.
II слайд Актуальность темы самообразования
- В основе современного урока заложен принцип системно - деятельностного подхода, суть
которого отражена в словах русского педагога и писателя К.Д.Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».
Поэтому актуальность выбранной мной темы самообразования: «Самостоятельная работа на уроках математики для обучающихся с ОВЗ» бесспорна, так как знания, умения нельзя передать от учителя к обучающемуся только на словах. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку материала, осознание и принятие его.
В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления обучающихся.
III слайд Понятие «Самостоятельной работы»
- Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного
участия учителя, но по его заданию и под его контролем, в специально предоставленное для этого время. При этом обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
Этот метод обучения может иметь место на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, повторении и обобщении изученного. Специфически для предмета математики аспект самостоятельности – это самостоятельное решение, самостоятельное получение верного результата. Наивысшей математической самостоятельности обучающиеся достигают при письменном контроле знаний.
IV слайд Виды самостоятельных работ
- На уроках математики применяют разнообразные виды самостоятельных работ. В данной
классификации они разделены на три группы: по дидактическим целям, по источнику и методу приобретения знаний и по уровню самостоятельности обучающихся. На практике с обучающимися с ОВЗ почти все виды самостоятельных работ на уроках математики ученики могут выполнять самостоятельно. Но некоторых из них выполнимы обучающимися только с участием и помощью педагога: такие, как творческие, подготовка докладов и рефератов, эвристические (выходящие за рамки обычных знаний) и исследовательские (проекты).
V слайд Формы организации самостоятельных работ
- По форме организации самостоятельные работы делятся на четыре вида.
1). Индивидуальные - каждому обучающемуся предоставляется карточка с посильными ему
заданиями, здесь учитывается дифференцирующий подход в обучении.
2) Фронтальные - в данном случае самостоятельная работа предлагается выборочно, когда необходимо определить уровень усвоения материала конкретным учеником.
3) Групповые - обычно это бывают общие самостоятельные или контрольные работы.
4) Парные - обучающиеся работают в парах, выполняя самостоятельную работу.
VI слайд Этапы самостоятельной работы на уроке
- Самостоятельная работа на уроках математики при выполнении включает в себя три этапа:
- подготовительный этап – после подробного инструктажа учителя, обучающиеся внимательно читают задание, анализируют полученную информацию и продумывают способ его выполнения;
- исполнительный - это этап, на котором ученики, поняв задание и составив план действий, выполняют и проверяют его;
- проверочный этап - это этап, на котором происходит самоконтроль выполнения работы,
ученики могут проверять работу друг у друга, или контроль выполнения самостоятельной работы выполняет учитель.
VII слайд Самостоятельна работа при проверке домашнего задания
- На своих уроках математике с обучающимися с ОВЗ применяю разные виды самостоятельных
работ, на разных этапах урока. Постепенно приучаю учеников работать самостоятельно, от простых видов работы к более сложным. Расскажу о некоторых из них из своего опыта работы.
Например, при проверке домашних заданий я использую такие виды самостоятельно работы, как:
- взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями – это парная работа с использованием образцов или справочников;
- самоконтроль учащихся - сверка выполненного ими дома с написанным на доске или с
воспроизведённым с помощью проектора правильным вариантом;
- работа у доски по карточке одного или двух учеников - по индивидуальным заданиям, подобным домашним примерам.
VIII слайд Самостоятельная работа с учебником
- Особое внимание уделяю выработке умения самостоятельной работы с учебником. Это
умение считаю одним из самых главных, то есть ученик должен уметь сам выделять главное, находить второстепенное.
- Например, объясняю новый материал, затем прошу учащихся прочитать параграф и найти такие факты, о которых я не говорила.
- Или знакомство с новым материалом делаю по определённому плану, составленному мною, затем прошу разделить материал параграфа в соответствии с планом.
Вырабатывается навык самостоятельного ориентирования в параграфе.
IX слайд Самостоятельная работа на этапе закрепления изученного и отработки навыка
- Один из основных видов самостоятельных работ по закреплению изученной новой темы это:
- самостоятельная работа по образцу, которая проверяется немедленно. Смысл обучающей самостоятельной работы заключается в том, что она выполняется самостоятельно по образцу после объяснения нового материала. Такая работа является первой ступенью формированию умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся.
- для отработки навыка вычислений применяю на уроках математики такие виды самостоятельных заданий, как: «Вставь пропущенные цифры», «Найди ошибку», «Соедини пример и ответ».
X слайд Самостоятельная работа на этапе контроля усвоения ЗУН обучающимися
- На этапе контроля усвоения обучающимися ЗУН неизменно используются два вида самостоятельных работ:
- Самостоятельные работы проверочного характера - проводятся с целью проверки умений и навыков обучающихся по определённой теме в конце её изучения, и, чтобы учитель, проанализировав допущенные ошибки, оценил уровень готовности учащихся к контрольной работе. По продолжительности выполнения они могут быть от 20 до 40 минут.
- Одним из видов самостоятельной работы являются контрольные работы по пройденному блоку курса математики. Цель контрольных работ: проверка умений и навыков обучающихся. Материалы для контрольных работ подбираю строго в соответствии с программными требованиями к знаниям умениям и навыкам по данной теме. Использую разные по сложности варианты с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.
XI слайд Выводы по моей работе по теме самообразования
- Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:
1. Одним из путей развития творческой активности обучающихся, совершенствования процесса обучения математике является умело организованная система самостоятельных работ.
2. Систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно- познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников.
3. Органически связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширить знания, творчески применять их в решении различных практических задач.
4. Контроль за выполнением самостоятельных работ содействует организации тематического учёта знаний школьников, помогает мобилизовать деятельность обучающихся, способствует развитию мышления обучающихся
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность моей темы самообразования
Понятие «Самостоятельной работы» Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время. П ри этом обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
Виды самостоятельных работ
Формы организации самостоятельных работ 1 . Индивидуальные 2. Фронтальные 3 . Групповые 4 . Парные
Этапы самостоятельной работы на уроке
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из опыта. Самостоятельная работа на этапе проверки домашнего задания На своих уроках при проверке домашних заданий я использую такие виды самостоятельно работы, как: взаимный контроль учащихся – при обмене тетрадями; самоконтроль обучающихся – сверка результатов; р абота у доски по карточке одного или двух учеников.
Из опыта. Самостоятельная работа на этапе изучения новой темы – работа с учебником. Особое внимание уделяю выработке умения самостоятельной работы с учебником. Например , объясняю новый материал, затем прошу учащихся прочитать параграф и найти такие факты, о которых я не говорила. Или знакомство с новым материалом делаю по определённому плану, составленному мною, затем прошу разделить материал параграфа в соответствии с планом. Вырабатывается навык самостоятельного ориентирования в параграфе.
Из опыта. Самостоятельная работа на этапе закрепления изученного и выработки навыка На этапе закрепления новых знаний, по моему опыту, самый эффективный вид самостоятельно работы – это работа по образцу. Для отработки навыка вычислений применяю на уроках математики такие виды самостоятельных заданий , как : «Вставь пропущенные цифры», «Найди ошибку », «Соедини пример и ответ»
Из опыта. Самостоятельная работа на этапе контроля усвоения ЗУН обучающимися На этапе контроля усвоения обучающимися ЗУН неизменно использую два вида самостоятельных работ : Самостоятельные работы проверочного характера - проводятся с целью проверки умений и навыков по определённой теме и готовности учащихся к контрольной работе. Самостоятельные работы контрольного характера - контрольные работы по пройденному блоку курса математики. Цель контрольных работ: проверка умений и навыков обучающихся.
Выводы из опыта моей работы по теме самообразования Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы: 1. Одним из путей развития творческой активности обучающихся, совершенствования процесса обучения математике является умело организованная система самостоятельных работ. 2 . Систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно- познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников. 3 . Органически связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширить знания, творчески применять их в решении различных практических задач. 4 . Контроль за выполнением самостоятельных работ содействует организации тематического учёта знаний школьников, помогает мобилизовать деятельность обучающихся, способствует развитию мышления обучающихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»
В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...

Геометрические задания для организации коллективной или самостоятельной работы на уроках математики в 4 классе
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯдля организации коллективной или самостоятельной работы на уроках математики в 4 классе по материлам учебника "Математика" авторов: Л.П. Кочиной, Н.П. Листопад...

Статья на тему: "Самостоятельная работа на уроках математики в начальной школе"
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и сформирование универсальных учебных действий в ...

Карточки для самостоятельной работы на уроках математики для 2 класса.
Карточки для самостоятельной работы на уроках математики для 2 класса для печати помогают разнообразить работу на уроке при закреплеии и проверке знаний детей....

Самостоятельные работы на уроках математике 2 класс 1 четверть
Самостоятельные работы на уроках математике 2 класс 1 четверть...

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка 1-4 кл с обучающимися, демонстрирующими стабильно низкие образовательные результаты
Организация самостоятельной работы на уроках русского языка 1-4 классы с обучающимися, демонстрирующими стабильно низкие образовательные результаты (из опыта работы)...