Выступление на МО по теме: «Результаты работы за 2023-24 учебный год по теме самообразования: «Самостоятельная работа на уроках математики в 5-9 классах для обучающихся с ОВЗ». МОУ «С(К)ОШИ № 4» г. Магнитогорска. 2024-25 уч.год. Март 2025г.
методическая разработка по математике

Терещенко Светлана Сергеевна

В данном выступлении содержаться материалы по применению разных видов самостоятельной работы на уроках математики в среднем звене коррекционной школы. В ходе выступления рассматриваются такие понятия как: самостоятельная работа, её виды, формы организации, этапы проведения и результаты использования на уроках математики в 5-9 классах. Также, в этой разработке представлен мой опыт использования нескольких видов самостоятельных работ на уроках математики и их значение в повышении качества образования по математике у обучающихся с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                Выступление на заседании

                                                                                                   методического объединения учителей

                                                                                               естественно-математического цикла

                                                                                                       МОУ «С(К)ОШИ № 4» г. Магнитогорска

                                                                                         учителя математики 5- 9 классов

                                                                                         Терещенко Светланы Сергеевны

 Тема выступления: «Результаты работы за 2023-24 учебный год по теме самообразования:

                                      «Самостоятельная работа на уроках математики в 5-9 классах для

                                       обучающихся с ОВЗ»

I слайд Вступительное слово

  1. В условиях Федерального Образовательного Стандарта основного общего образования

самостоятельная работа обучающихся стала не только требованием, но и основой образовательного процесса. Все современные методы обучения ориентированы на обучение не готовым знаниям, а деятельности по самостоятельному приобретению новых знаний, то есть деятельности, стимулирующей творческую активность. 

II слайд Актуальность темы самообразования

  1. В основе современного урока заложен принцип системно - деятельностного подхода, суть

которого отражена в словах русского педагога и писателя К.Д.Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

Поэтому актуальность выбранной мной темы самообразования: «Самостоятельная работа на уроках математики для обучающихся с ОВЗ» бесспорна, так как знания, умения нельзя передать от учителя к обучающемуся только на словах. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку материала, осознание и принятие его.

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления обучающихся.

III слайд Понятие «Самостоятельной работы»

  1. Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного

участия учителя, но по его заданию и под его контролем, в специально предоставленное для этого время. При этом обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

Этот метод обучения может иметь место на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, повторении и обобщении изученного. Специфически для предмета математики аспект самостоятельности – это самостоятельное решение, самостоятельное получение верного результата. Наивысшей математической самостоятельности обучающиеся достигают при письменном контроле знаний.  

IV слайд Виды самостоятельных работ

  1. На уроках математики применяют разнообразные виды самостоятельных работ. В данной

классификации они разделены на три группы: по дидактическим целям, по источнику и методу приобретения знаний и по уровню самостоятельности обучающихся. На практике с обучающимися с ОВЗ почти все виды самостоятельных работ на уроках математики ученики могут выполнять самостоятельно. Но некоторых из них выполнимы обучающимися только с участием и помощью педагога: такие, как творческие, подготовка докладов и рефератов, эвристические (выходящие за рамки обычных знаний) и исследовательские (проекты).

V слайд Формы организации самостоятельных работ

  1. По форме организации самостоятельные работы делятся на четыре вида.

1). Индивидуальные - каждому обучающемуся предоставляется карточка с посильными ему

заданиями, здесь учитывается дифференцирующий подход в обучении.

2) Фронтальные - в данном случае самостоятельная работа предлагается выборочно, когда необходимо определить уровень усвоения материала конкретным учеником.

3) Групповые - обычно это бывают общие самостоятельные или контрольные работы.

4) Парные - обучающиеся работают в парах, выполняя самостоятельную работу.

VI слайд Этапы самостоятельной работы на уроке

  1. Самостоятельная работа на уроках математики при выполнении включает в себя три этапа:

- подготовительный этап – после подробного инструктажа учителя, обучающиеся внимательно читают задание, анализируют полученную информацию и продумывают способ его выполнения;

- исполнительный - это этап, на котором ученики, поняв задание и составив план действий, выполняют и проверяют его;

- проверочный этап - это этап, на котором происходит самоконтроль выполнения работы,

ученики могут проверять работу друг у друга, или контроль выполнения самостоятельной работы выполняет учитель. 

VII слайд Самостоятельна работа при проверке домашнего задания

  1. На своих уроках математике с обучающимися с ОВЗ применяю разные виды самостоятельных

работ, на разных этапах урока. Постепенно приучаю учеников работать самостоятельно, от простых видов работы к более сложным. Расскажу о некоторых из них из своего опыта работы.

Например, при проверке домашних заданий я использую такие виды самостоятельно работы, как:

- взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями – это парная работа с использованием образцов или справочников;

- самоконтроль учащихся - сверка выполненного ими дома с написанным на доске или с

воспроизведённым с помощью проектора правильным вариантом;

- работа у доски по карточке одного или двух учеников -  по индивидуальным заданиям, подобным домашним примерам.

VIII слайд Самостоятельная работа с учебником

  1. Особое внимание уделяю выработке умения самостоятельной работы с учебником. Это

умение считаю одним из самых главных, то есть ученик должен уметь сам выделять главное, находить второстепенное.

- Например, объясняю новый материал, затем прошу учащихся прочитать параграф и найти такие факты, о которых я не говорила.

- Или знакомство с новым материалом делаю по определённому плану, составленному мною, затем прошу разделить материал параграфа в соответствии с планом.

Вырабатывается навык самостоятельного ориентирования в параграфе.

IX слайд Самостоятельная работа на этапе закрепления изученного и отработки навыка

  1. Один из основных видов самостоятельных работ по закреплению изученной новой темы это:

- самостоятельная работа по образцу, которая проверяется немедленно. Смысл обучающей самостоятельной работы заключается в том, что она выполняется самостоятельно по образцу после объяснения нового материала. Такая работа является первой ступенью формированию умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся.

- для отработки навыка вычислений применяю на уроках математики такие виды самостоятельных заданий, как: «Вставь пропущенные цифры», «Найди ошибку», «Соедини пример и ответ».

X слайд Самостоятельная работа на этапе контроля усвоения ЗУН обучающимися

  1. На этапе контроля усвоения обучающимися ЗУН неизменно используются два вида самостоятельных работ:

- Самостоятельные работы проверочного характера - проводятся с целью проверки умений и навыков обучающихся по определённой теме в конце её изучения, и, чтобы учитель, проанализировав допущенные ошибки, оценил уровень готовности учащихся к контрольной работе. По продолжительности выполнения они могут быть от 20 до 40 минут.

- Одним из видов самостоятельной работы являются контрольные работы по пройденному блоку курса математики. Цель контрольных работ: проверка умений и навыков обучающихся. Материалы для контрольных работ подбираю строго в соответствии с программными требованиями к знаниям умениям и навыкам по данной теме. Использую разные по сложности варианты с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.

XI слайд Выводы по моей работе по теме самообразования

  1. Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:

1. Одним из путей развития творческой активности обучающихся, совершенствования процесса обучения математике является умело организованная система самостоятельных работ.

2. Систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно- познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников.

3. Органически связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширить знания, творчески применять их в решении различных практических задач.

4. Контроль за выполнением самостоятельных работ содействует организации тематического учёта знаний школьников, помогает мобилизовать деятельность обучающихся, способствует развитию мышления обучающихся


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самостоятельная работа на уроках математики в 5-9 классах для обучающихся с ОВЗ Подготовила: учитель математики МОУ «С(К)ОШИ № 4» г. Магнитогорска Терещенко С.С.

Слайд 2

Актуальность моей темы самообразования

Слайд 3

Понятие «Самостоятельной работы» Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время. П ри этом обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

Слайд 4

Виды самостоятельных работ

Слайд 5

Формы организации самостоятельных работ 1 . Индивидуальные 2. Фронтальные 3 . Групповые 4 . Парные

Слайд 6

Этапы самостоятельной работы на уроке


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самостоятельная работа на уроках математики в 5-9 классах для обучающихся с ОВЗ Подготовила: учитель математики МОУ «С(К)ОШИ № 4» г. Магнитогорска Терещенко С.С.

Слайд 2

Из опыта. Самостоятельная работа на этапе проверки домашнего задания На своих уроках при проверке домашних заданий я использую такие виды самостоятельно работы, как: взаимный контроль учащихся – при обмене тетрадями; самоконтроль обучающихся – сверка результатов; р абота у доски по карточке одного или двух учеников.

Слайд 3

Из опыта. Самостоятельная работа на этапе изучения новой темы – работа с учебником. Особое внимание уделяю выработке умения самостоятельной работы с учебником. Например , объясняю новый материал, затем прошу учащихся прочитать параграф и найти такие факты, о которых я не говорила. Или знакомство с новым материалом делаю по определённому плану, составленному мною, затем прошу разделить материал параграфа в соответствии с планом. Вырабатывается навык самостоятельного ориентирования в параграфе.

Слайд 4

Из опыта. Самостоятельная работа на этапе закрепления изученного и выработки навыка На этапе закрепления новых знаний, по моему опыту, самый эффективный вид самостоятельно работы – это работа по образцу. Для отработки навыка вычислений применяю на уроках математики такие виды самостоятельных заданий , как : «Вставь пропущенные цифры», «Найди ошибку », «Соедини пример и ответ»

Слайд 5

Из опыта. Самостоятельная работа на этапе контроля усвоения ЗУН обучающимися На этапе контроля усвоения обучающимися ЗУН неизменно использую два вида самостоятельных работ : Самостоятельные работы проверочного характера - проводятся с целью проверки умений и навыков по определённой теме и готовности учащихся к контрольной работе. Самостоятельные работы контрольного характера - контрольные работы по пройденному блоку курса математики. Цель контрольных работ: проверка умений и навыков обучающихся.

Слайд 6

Выводы из опыта моей работы по теме самообразования Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы: 1. Одним из путей развития творческой активности обучающихся, совершенствования процесса обучения математике является умело организованная система самостоятельных работ. 2 . Систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно- познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников. 3 . Органически связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширить знания, творчески применять их в решении различных практических задач. 4 . Контроль за выполнением самостоятельных работ содействует организации тематического учёта знаний школьников, помогает мобилизовать деятельность обучающихся, способствует развитию мышления обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...

Геометрические задания для организации коллективной или самостоятельной работы на уроках математики в 4 классе

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯдля организации коллективной или самостоятельной работы на уроках математики в 4 классе по материлам учебника "Математика"  авторов: Л.П. Кочиной, Н.П. Листопад...

Статья на тему: "Самостоятельная работа на уроках математики в начальной школе"

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и сформирование универсальных учебных действий в ...

Карточки для самостоятельной работы на уроках математики для 2 класса.

Карточки для самостоятельной работы на уроках математики для 2 класса для печати помогают разнообразить работу на уроке при закреплеии и проверке знаний детей....

Самостоятельные работы на уроках математике 2 класс 1 четверть

Самостоятельные работы на уроках математике 2 класс 1 четверть...

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка 1-4 кл с обучающимися, демонстрирующими стабильно низкие образовательные результаты

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка 1-4 классы с обучающимися, демонстрирующими стабильно низкие образовательные результаты (из опыта работы)...