Конспект урока по математике на тему "Единица длины - сантиметр"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Конспект урока для 1 класса представляет собой разработку урока-изучения нового материала и включает в себя устные упражения, практическую работу и закрепление изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matem_1_kl.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Единица длины - сантиметр.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить учащихся с единицей измерения длины – сантиметром.

Задачи:  познакомить учащихся с единицей длины –  сантиметром;

научить учащихся с помощью линейки измерять  и чертить  отрезки заданной длины.

 Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся с помощью линейки измерять длины отрезков в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины;

метапредметные:

познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; работать с предметами; измерять длины предметов;

регулятивные:   научатся  выполнять задания в соответствии с инструкциями учителя и других источников информации: учебника, рабочей тетради; научатся анализировать, сравнивать, делать выводы;

коммуникативные: получат возможность работать в паре, договариваться; выслушивать мнение своих одноклассников, учитывать их при выполнении заданий;

личностные: личностная и социальная активность в достижении поставленной цели.

Ход урока

  1. Орг. момент

Приветствие.

Посмотрите, всё ли у вас готово у нас  к уроку.

  1. Актуализация опорных знаний

1). Счет  от 1 до 10 и обратно; от 2 до 7; от 8 до 5; от 6 до 9

2). Решение веселых задач в стихах:

В класс вошла Маринка,

А за ней — Аринка,

А потом пришел Игнат.

Сколько стало всех ребят?

***

На плетень взлетел пётух,

Повстречал еще там двух

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов?

                                                                   ***

Три ромашки-желтоглазки,

Два веселых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете?

                                                                 ***

Только я в кусты зашла —

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик,

И зеленый моховик.

Сколько я нашла грибов?

У кого ответ готов?

***

Забежал щенок в курятник,

Разогнал всех петухов.

Три взлетели на насест,

А один в кадушку влез.

Два — в раскрытое окно,

Сколько было их всего? И др.

3). Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10

4). На доске изображены отрезки.

_______

_______________

                               

-Рассмотрите  отрезки. Как вы думаете, какой из этих отрезков длиннее? Почему вы так думаете?

Посмотрите на следующий рисунок.

______________

                         ___________________

А здесь какой отрезок длиннее? Легко ли здесь сравнить отрезки по длине? Почему трудно? (начала отрезков находятся на разных уровнях)

- Что же делать в таком случае?  Нам нужна мерка!

Тема нашего сегодняшнего урока – «Сантиметр».

Какая цель нашего урока? Узнать что такое сантиметр, научиться им пользоваться.

Люди в старину измерения делали по разному и  у них получались разные результаты. Давайте посмотрим историю появления различных мерок.

 Слайд 1. В старину люди пользовались разными мерами длины. Измеряли длину большим пальцем, измеряли пядью. Пядь – это расстояние между кончиком большого пальца и кончиком указательного пальца. Измеряли длину шагами, локтямиШаг - длина человеческого шага. Ладонь - ширина ладони. Дюйм - ширина большого пальца. Фут - длина стопы. Сажень - расстояние между концами пальцев распростёртых рук.

3. Проблема и целеполагание

- Давайте подумаем, удобно ли было ими пользоваться?

Для того чтобы это проверить мы с вами сейчас превратимся в настоящих исследователей. Для каждого ряда будет свое задание: 1 ряд - Попробуйте измерить длину парты пядью; 2 ряд – Попробуйте измерить ладонью; 3 ряд – дюймом.

Сравнение полученных результатов: учитель записывает на доске результаты.

-  Почему получились разные результаты, ведь парты у нас одинаковые? Что делать? Нужна  единая мера измерения длины.

 Чтобы не возникало непонимания и неточностей при измерении длины предметов, люди договорились пользоваться общепринятыми мерками. И тогда были придуманы единые единицы измерения длины.  Одна из таких единиц измерения – сантиметр.

  1.  Открытие нового знания.

Посмотрите на отрезок в учебнике. О таком отрезке говорят, что его длина1 сантиметр.

Слово сантиметр после числа пишут кратко   см. (на доске)

Сколько клеток занимает единичный отрезок в 1 см?

Определите длину отрезков: розовый – 4 см, зеленый – 3 см, синий – 2 см, оранжевый – 3 см.

Какой отрезок самый длинный?

Какой отрезок самый короткий?

Длины каких отрезков одинаковые?

Ребята, кто из вас знает, при помощи какого инструмента измеряют длины отрезков?

Мы с вами уже пользовались линейкой, когда чертили лучи, прямые, отрезки.

Как  правильно мы должны ею пользоваться?

Правила пользования линейкой:

а) совместить начало измеряемого предмета или отрезка с нулем  на линейке;

б) не сдвигать линейку во время измерения

в) посмотреть, с каким числом на линейке совместиться конец отрезка или измеряемого предмета. 

Давайте попробуем пользоваться этими правилами. Для этого начертите в тетради отрезок длиной столько сантиметров сколько вам лет. Но сначала давайте вспомним, что такое отрезок?  

 Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

Вывод: с помощью линейки мы чертим и измеряем длину отрезков.

А если у нас нет линейки, как нам тогда начертить отрезок заданной длины?

Мы должны помнить, что 1 см равен двум клеточкам. Проверьте измерьте с помощью линейки.

Физкультминутка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочки поднялись.

Ставим лапки на бочок,

На носочках прыг-скок!

А потом вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

  1. Закрепление.

Вы научились измерять, и теперь вы можете справиться и с более серьёзной работой.

Найдите № 1 на странице учебника 66. Вы видите два предмета.

Измерьте линейкой длину каждого предмета и запишите результат. Сравните полученный результат с доской. Если все правильно, на полях нарисуйте улыбающийся смайлик, если есть ошибки - грустный (отвертка = 6 см, шуруп = 3 см.)

Посмотрите следующее задание. Прочитайте, что нам известно.

У Коли 4 легковые машины и одна пожарная машина.

О чем нас спрашивают? Сколько всего машин у Коли?

Ответьте на вопрос.

Как вы узнали, что машин 5?

4+1=5

стр. 67

Прочитайте задачу. Что нам известно?

У Оли было 5 монет. Она истратила 3 руб.

Посмотрите на монеты на полях. Посчитайте, сколько рублей было у Оли?

6 рублей

Прочитайте первый вопрос задачи Сколько рублей у нее осталось?

Как узнать, сколько рублей осталось?

6-3=3

 Назовите ответ задачи

У Оли осталось 3 рубля

 Можем ли мы ответить на второй вопрос? Какими монетами можно набрать 3 руб.?

2 руб и 1 руб., 1 руб.1руб и 1 руб.

Сколько монет могло остаться?

5-2=3 (м) или 5-3=2 (м)

Начертите отрезок 4 см. Ниже начертите отрезок на 1 см короче.

Чему равен второй отрезок?

На сколько клеточек он короче?

6. Рефлексия

Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? Что нам нужно было узнать?

Что же такое сантиметр?

Что же мы узнали сегодня о сантиметре?

Выполним следующее задание, оно нам покажет результат нашей работы на уроке. Если мы его выполним правильно, то мы достигли цели нашего урока.

На партах листы с текстом в них есть недостающие слова, нужно поработать в группах и подобрать необходимые слова.

  1. Сантиметр – это единица измерения  длины.
  2. Линейка – это инструмент для измерения  длины.
  3. Один сантиметр в тетради по математики - это две клетки.
  4. Cантиметр –это сотая часть метра.

Справились? Давайте проверим.  

 Теперь давайте подведем итог урока, для этого продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал, что…

Я уверен, что смогу применить на практике…

Я понял, как нужно… Я хочу продолжить …

Ребята, а теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

На партах у вас лежат смайлики желтого и красного цвета. Если я на уроке вам было все понятно и интересно, возьмите смайлик желтого цвета, а если вы допустили ошибку и были какие -то трудности на уроке, то возьмите красный и покажите, как мы с вами поработали. Молодцы, всем спасибо. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 1 классе «Сантиметр – единица измерения длины".

УМК "Школа 2100". Автор учебника: И.И.Аргинская. Тема: «Сантиметр - единица  измерения длины»....

Конспект урока по математике "Величины.Единицы длины"

Конспект урока по математике "Величины.Единицы длины"...

Конспект урока по математике в 1 классе «Сантиметр – единица измерения длины.

Тип урока: открытие нового знания. Задачи:      Образовательные:- познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными...

Конспект урока по математике по теме "Длина"

Конспект урока по математике по теме "Длина". Программа "Школа 2000". 1 класс...

Конспект урока по математике в 1а классе «Сантиметр – единица измерения длины».

Урок по УМК "Школа России". 1 урок в теме "Измерение длины" На уроке используются разные методы:- словесные методы: объяснение, беседа, работа с учебником и книгой; - наглядны...