РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности« Занимательная математика» 1-4 КЛАСС
рабочая программа по математике

Недовизий Елена Сергеевна
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 1-4 классов нацелена на развитие творческого мышления, логики и критических навыков учеников через увлекательные задачи и игры. В рамках программы учащиеся будут решать головоломки, участвовать в математических конкурсах и выполнять практические задания, что поможет сделать процесс обучения более увлекательным.
 
Каждое занятие будет включать разнообразные формы работы, такие как групповое обсуждение, индивидуальные задания и игровые элементы. Это способствует созданию комфортной и дружелюбной атмосферы, где дети могут свободно выражать свои мысли и идеи. Кроме того, программа включает в себя элементы проектной деятельности, что позволит детям применять вычислительные навыки в различных жизненных ситуациях.
 
Таким образом, внеурочная деятельность направлена не только на углубление математических знаний, но и на формирование умений работать в команде, уважать мнение окружающих и развивать самостоятельность. Это создаст прочный фундамент для дальнейшего обучения и развития в области математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika_1-4_kl._vneurochka_2019-2020.docx61.24 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ‌‌

‌ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ЕПАРХИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
 (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)‌

АНОО "Православная гимназия"

РАССМОТРЕНО

зам.директора по УМР

________________________

Недовизий Е.С.

приказ №51 от «29» 08   2023 г.

СОГЛАСОВАНО

на педагогическом совете

________________________

Титова Л.М.

приказ №52 от «29» 08   2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

директор

________________________

Титова Л.М.

приказ №52 от «29» 08   2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности« Занимательная математика»

для обучающихся 1-4 классов

Рабочую программу составил(а)                    

    Недовизий  Елена Сергеевна        

г. Владивосток‌ 2023‌

Пояснительная записка

                                                                             

Программа по Внеурочной деятельности «Занимательная математика»  на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

 Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана на основе программ факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой, интегрированного курса «Математика и конструирование» С. И. Волковой, О. Л. Пчелкиной, факультативных курсов «Наглядная геометрия» А. В. Белошистой и «Элементы геометрии в начальных классах» И. В. Шадриной.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь внеурочная деятельность «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.  Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

    ОБОСНОВАНИЕ  АКТУАЛЬНОСТИ  КУРСА  И  ВОЗМОЖНОСТИ  ЕЁ  РЕАЛИЗАЦИИ.

 Программа  «Занимательная  математика»  рассчитана   на  ребят  7-11  лет,  срок  реализации  4  года (1-4 класс).  Формировать  у  них  конструктивно-геометрические  умения  и  навыки,  способность  читать  и  понимать  графическую  информацию,  а  также  умении  доказывать  свое  решение  в ходе  решения  задач  на  смекалку,  головоломок,  через  -  интересную  деятельность,  необходимо  отметить,  что  только  в  ней  ребенок  реализует  поставленные  перед  собой  цели,  познает  предмет,  развивает  свои  творческие  способности.

ЦЕЛЬ:   развивать математический образ мышления , внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.

ЗАДАЧИ:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области  чисел;
  • содействовать умелому использованию символики;
  • правильно применять математическую терминологию;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая

    внимание на количественных сторонах;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,
  • развивать краткости речи.

 

                                     МЕСТО  КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

    Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов ( 7 - 11 лет).  Программа рассчитана: в 1 классе с проведением занятий 2 раз в неделю, с продолжительностью занятия 30-35 минут; во 2-4 классах - 2 раз в неделю, с продолжительностью занятия 45 мин.  Программа рассчитана на 4 года.  

      В 1 классе - 66 часа в год.  Во 2-4 классах - 68 часа в год.  

             СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

           

               1  КЛАСС

Наименование раздела

                                         Содержание раздела

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Названия и последовательность чисел от 1 до 20.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

2

Мир занимательных задач.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

3

Геометрическая мозаика.

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

2  КЛАСС

Наименование раздела

                                         Содержание раздела

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. 

2

Мир занимательных задач.

Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи.  

3

Геометрическая мозаика.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,  уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.  

                 

3  КЛАСС

Наименование раздела

                                         Содержание раздела

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

2

Мир занимательных задач.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково- символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. 

3

Геометрическая мозаика.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

 вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

 

4  КЛАСС

Наименование раздела

                                         Содержание

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

 Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

2

Мир занимательных задач.

  Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

3

Геометрическая мозаика.

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»  НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.  
  • Анализировать правила игры.
  • Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу.
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
  • Конструировать несложные задачи.
  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

    Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

    Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты

Учащийся научится:

•  описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

•  выделять существенные признаки предметов;

•  сравнивать между собой предметы, явления;

•  сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

•  моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

•  применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;

•  самостоятельно составлять ребусы, кодировать информацию;

•  анализировать правила математической игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

•  обобщать, делать несложные выводы;

•  решать нестандартные и логические задачи;

•  выбирать рациональный способ решения комбинированных задач;

•  классифицировать явления, предметы;

•  определять последовательность событий;

•  судить о противоположных математических явлениях;

•  давать определения тем или иным математическим понятиям;

•  выявлять функциональные отношения между математическими понятиями;

•  сравнивать, анализировать геометрические фигуры, объемные тела;

•  строить геометрические фигуры;

•  читать чертеж;

•  выявлять закономерности и проводить аналогии.

Формы и виды контроля.

- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».

 - Проектные работы.

- Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».

 - - Турнир по геометрии.

 - Блиц - турнир по решению задач

 –Математическая эстафета «Смекай, считай, отгадывай».

-Викторина для знатоков математики».

 -Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру».

-Викторина «Юный профессор математики».

                                  СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

 Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

  Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

   В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.          

   Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

    Содержание занятий  представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия   должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 1 класс

Дата урока

                                                         Тема

Кол-во часов

планируемая

фактическая

1

Математика — это интересно. Математика - царица наук.

2

2

Танграм: древняя китайская головоломка

3

3

Путешествие точки.

3

4

Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор.

2

5

Танграм: древняя китайская головоломка

3

6

Волшебная линейка

2

7

Праздник числа 10

2

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

2

9

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

2

10

Игры с кубиками

2

11-12

Конструкторы

2

13

Весёлая геометрия

2

14

Математические игры

2

15-16

«Спичечный» конструктор

3

17

Задачи-смекалки

2

18

Прятки с фигурами

2

19

Математические игры

2

20

Числовые головоломки

1

21-22

Математическая карусель

2

23

Уголки

2

24

Игра в магазин. Монеты

2

25

Конструирование фигур из деталей танграма

2

26

Игры с кубиками

2

27

Математическое путешествие

2

28

Математические игры

2

29

Секреты задач

2

30

Математическая карусель

2

31

Числовые головоломки

2

32

Математические игры

2

33

КВН

3

Итого: 66 ч

  2класс

Дата урока

                                                         Тема

Кол-во часов

планируемая

фактическая

1

«Удивительная снежинка»

2

2

 Крестики-нолики

3

3

 Математические игры

3

4

 Прятки с фигурами

2

5

 Секреты задач

3

6-7

«Спичечный» конструктор

2

8

 Геометрический калейдоскоп

2

9

 Числовые головоломки

2

10

 «Шаг в будущее»

2

11

Геометрия вокруг нас

2

12

Путешествие точки

2

13

 «Шаг в будущее»

2

14

 Тайны окружности

2

15

 Математическое путешествие

3

16-17

 «Новогодний серпантин»

2

18

Математические игры

2

19

 «Часы нас будят по утрам…»

2

20

 Геометрический калейдоскоп

1

21

 Головоломки

2

22

Секреты задач

2

23

«Что скрывает сорока?»

2

24

Интеллектуальная разминка

2

25

Дважды два — четыре

2

26-27

Дважды два — четыре

2

28

 В царстве смекалки

2

29

 Интеллектуальная разминка

2

30

Составь квадрат

2

31-32

 Мир занимательных задач

2

33

 Математические фокусы

2

34

 Математическая эстафета

3

Итого: 34 ч

3 класс

Дата урока

                                                         Тема

Кол-во часов

планируемая

фактическая

1

Интеллектуальная разминка

2

2

«Числовой» конструктор

3

3

Геометрия вокруг нас

3

4

Волшебные переливания

2

5-6

В царстве смекалки

3

7

«Шаг в будущее»

2

8-9

«Спичечный» конструктор

2

10

Числовые головоломки

2

11-12

Интеллектуальная разминка

2

13

Математические фокусы

2

14

Математические игры

2

15

Секреты чисел

2

16

Математическая копилка

2

17

Математическое путешествие

3

18

Выбери маршрут

2

19

Числовые головоломки

2

20-21

В царстве смекалки

2

22

Мир занимательных задач

1

23

Геометрический калейдоскоп

2

24

Интеллектуальная разминка

2

25

Разверни листок

2

26-27

От секунды до столетия

2

28

Числовые головоломки

2

29

 Конкурс смекалки

2

30

Это было в старину

2

31

Математические фокусы

2

32-33

Энциклопедия математических развлечений

2

34

Математический лабиринт

2

Итого: 68 ч

 4 класс        

№ п/п

Наименование раздела

Содержание (тема) урока

Общее кол-во часов разде-ла

Дата урока

планируемая/

фактическая

1

Интеллектуальная разминка

2

2

Числа-великаны

3

3

Мир занимательных задач

3

4

Кто что увидит?

2

5

Римские цифры

3

6

Числовые головоломки

2

7

Секреты задач

2

8

В царстве смекалки

2

9

Математический марафон

2

10

«Спичечный» конструктор

2

11

Выбери маршрут

2

12

Интеллектуальная разминка

2

13

Математические фокусы

2

14

Занимательное моделирование

3

15

Математическая копилка

2

16

Какие слова спрятаны в таблице?

2

17

«Математика — наш друг!»

2

18

Решай, отгадывай, считай

1

19

В царстве смекалки

2

20

Числовые головоломки

2

21

Мир занимательных задач

2

22

Математические фокусы

2

23

Интеллектуальная разминка

2

24

Блиц-турнир по решению задач

2

25

Математическая копилка

2

26

Геометрические фигуры вокруг нас

2

27

Математический лабиринт

2

28

Математический праздник

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

 Е.Э. Кочуровой  /Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана - Граф, 2016./.

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.__

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" для начальных классов (VIII вида)

Данная программа предназначена для учащихся 2 класса VIII вида (можно использовать и в 1 или 3 классе)....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3-4 класс

Программа кружка "Занимательная математика"  для 3-4 класса для использования во внеурочной деятельности...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика 1-4 классы"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика 1-4 классы"...