Технологическая карта урока математики "Вычитание трёхзначных чисел" (3 класс)
план-конспект урока по математике (3 класс)

Дайбова Милана Максимовна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о том, как вычитать трёхзначные числа.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Узнают алгоритм вычитания трёхзначных чисел столбиком.

2. Научатся вычитать трёхзначные числа столбиком.

Личностные:

1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям.

2. Оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ТКУ М192.09 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

 

Дата: 26.11.2024

Школа: МАОУ «Академический Лицей №95 г. Челябинска»

Класс: 3-4

Урок: 3

Время: 9:50-10:30 Кабинет: 302

Студент: Дайбова Милана Максимовна

Группа: 43

Учитель: Маркина Светлана Владимировна

Методист: Иванова Наталья Викторовна

Тема урока: «Вычитание трёхзначных чисел»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о том, как вычитать трёхзначные числа.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать у обучающихся представление об алгоритме вычитания трёхзначных чисел.

2. Научить вычитать трёхзначные чисел столбиком.

Предметные:

1. Узнают алгоритм вычитания трёхзначных чисел столбиком.

2. Научатся вычитать трёхзначные числа столбиком.

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление.

2. Развивать умение обобщать изучаемый материал.

Личностные:

1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям.

2. Оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей.

Воспитательные:

1. Совершенствовать навыки сотрудничества.

2. Совершенствовать навыки анализа своей работы.

УМК: : «Начальная школа 21 века», учебник (С.С. Минаева, Л.О. Рослова, О.А. Рыдзе): «Математика» 3 класс, 1 часть.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М: монолог

П: помашите рукой

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Приветствует обучающихся. Создаёт эмоциональный настрой.  

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Милана Максимовна, сегодня я проведу у вас урок математики.

 Поднимите, пожалуйста, правую руку, помашите ею. А теперь попробуйте похлопать, но только одной правой рукой. Сейчас я вам помогу. Похлопайте в ладоши правыми руками с соседом по парте. Видите, когда мы вместе, то у нас всё получается!

Проверьте, чтобы на ваших партах не было ничего лишнего. Не забываем про правильную осанку.

Приветствуют учителя.

РУУД: самоопределение   к деятельности

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф, И

М: беседа

   

П: упражнение

Повторение пройденного материала.

- Давайте вспомним, какому алгоритму мы следуем при сложении трёхначных чисел?

- Верно. Переверните карточки на ваших партах, выполним упражнение номер 1. Решите примеры в столбик, у вас есть 2 минуты.

   184       361       423

+530    +248    +107

- Время вышло. Проверьте себя по эталону на экране. Если вы не допустили ошибок, поставьте себе 3 галочки, если допустили 1 ошибку – 2 галочки, если 2 ошибки – 1 галочку. Поднимите руки те, у кого все ответы верные. У кого были ошибки?

- Отлично. Давайте вспомним алгоритм вычитания двузначных чисел. Назовите его.

- Вы правы. Посмотрите на слайд. Объясните, как выполнено вычитание, что это за метка сверху?

   *

  56

 -18

- Молодцы, а теперь объясните, как выполнены вычисления в этих примерах.

 https://sun9-64.userapi.com/impg/9iZXtoqMibPRBpa_s5rS5vYglHzEIzvgJZGGKg/5tOXoLFxxs0.jpg?size=628x1043&quality=95&sign=4d080f7104bc51ddbdb238ca08f6f1d0&type=album

- А сможете ли вы вычислить этот пример?

https://sun9-64.userapi.com/impg/9iZXtoqMibPRBpa_s5rS5vYglHzEIzvgJZGGKg/5tOXoLFxxs0.jpg?size=628x1043&quality=95&sign=4d080f7104bc51ddbdb238ca08f6f1d0&type=album

Актуализируют изученные знания.

Отвечают на вопросы учителя.

1) пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями;

2) складываю единицы;

3) складываю десятки;

4) складываю сотни;

5) читаю ответ.

Выполняют упражнение

Самопроверка

Сигнализируют

1) пишу единицы под единицами, десятки под десятками;

2) вычитаю единицы;

3) вычитаю десятки;

4) читаю ответ.

- Записали пример в столбик, из 6 вычесть 8 нельзя, поэтому мы занимаем 1 десяток из пятидесяти. Из 16 вычитаем 8, пишем в ответ 8. Из 4 десятков вычитаем 1, получаем 3 десятка, записываем в ответ. Читаем – 38.

Объясняют вычисления

Ответы

ПУУД: анализировать и создавать текстовую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Презентация

Рабочий лист

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М: беседа

П: продолжите фразы

Создаёт условия для постановки целей и задач на урок.

- Предположите, какая тема нашего урока?

Тема нашего урока: «Вычитание трёхзначных чисел». Предположите, какая у нас будет цель.

- Хорошо. Чтобы достичь эту цель, нам необходим план. На экране продолжите фразы.

1. Повторить…

2. Познакомиться…

3. Выполнить…

4. Сделать…

- Какой пункт плана мы с вами уже выполнили?

Формулирую цель. Составляют план.

- «Вычитание трёхзначных чисел»

-Узнать, как вычитать трёхзначные числа

1. Повторить сложение трёхзначных чисел.

2. Познакомиться с вычитанием трёхзначных чисел.

3. Выполнить упражнения.

4. Сделать вывод.

-Повторить сложение трёхзначных чисел.

ПУУД: устанавливать связи и зависимости.

РУУД: определять последовательность учебных действий.

КУУД: конструировать утверждения, проверять их истинность.

Презентация

«Открытие» детьми нового знания

(7-8 мин)

Создание условий для формирования у обучающихся представлений о словах и на английском перечислять слова

Ф

М: беседа

П: упражнение

Г

М: упражнение

П: составление алгоритма

Проводит ознакомление с новым материалом.

- Какой пункт следующий?

- Давайте поработаем с этим примером на слайде. Как мы будем действовать?

- Верно, Сможем ли мы это сделать сразу?

- Сколько единиц получится в ответе?

- Что делаем дальше?

- Сможем ли мы это сделать сразу?

- Сколько десятков получится в ответе?

- Предположите, какое следующее действие?

- Правильно, сколько сотен получится в ответе, если мы занимали у неё?

- Как вы думаете, мы решили этот пример?

- Верно. Мы нашли конечный ответ. Прочитайте его.

- Сейчас нам нужно составить алгоритм вычитания трёхзначных чисел. Объединитесь в группы по 4 человека. Выполните задание 2 на рабочих листах. Вам необходимо составить алгоритм в правильном порядке. Какие правила работ в группах вы знаете?

- У вас есть 2 минуты.

- Время вышло. Назовите правильную последовательность.

- Оцените себя за эту работу. Поставьте 3 галочки, если вы выполнили упражнение верно и принимали активное участие в рассуждении, поставьте 2 галочки, если у вас всё правильно, но вы мало участвовали в обсуждении. Поставьте 1 галочку, если у вас допущена ошибка, и вы мало участвовали в обсуждении.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

-Познакомиться с вычитанием трёхзначных чисел

- Сначала вычтем единицы из единиц.

- Нет, занимаем у десятка.

- 9 единиц

- Вычитаем десятки.

- Нет, мы занимаем у сотни, в ответе получаем 5 десятков

- Вычтем сотни

- 1 сотня

Ответы

- 159

Называют правила работы в группах

- 5, 3, 4, 1, 2

Самооценка

КУУД: умение четко выстраивать речевое

высказывание.

ПУУД:  проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики , понимать и адекватно использовать математическую терминологию.

Презентация

Рабочий лист

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действия

Ф

М: беседа, упражнение

П: работа у доски

Внешний контроль

 Выполнение упражнений на закрепление нового материала.

- Обратимся к нашему плану урока. Какой пункт мы выполнили?

- Какой пункт следующий?

- Верно. Прочитайте про себя упражнение номер 200 в учебнике на странице 79.

- Что вам нужно сделать?

- Верно. Начнём с буквы а). Кто сможет решить этот пример у доски? Остальные решают в рабочих листах.

- При решении примера проговаривай все свои действия.

  254

-    6

- Хорошо. Ребята, у кого получилось также?

- Теперь решим следующий пример.

  254

-  64

- Теперь решим последний пример под буквой а).

  254

-173

- Оцените себя за это задание. Поставьте 3 галочки, если все примеры решены верно. Поставьте 2 галочки, если вы решили 2 примера без ошибок, поставьте одну, если 1 пример решён правильно.

Выполняют задания.

- Познакомиться с вычитанием трёхзначных чисел

- Выполнить упражнения.

- Решить примеры на вычитание в столбик

Решают пример у доски

- Для начала мы вычитаем единицы из единиц. Сразу мы этого сделать не сможем. Занимаем у десятков. Из 14 вычитаем шесть, получаем 8 единиц. Затем вычитаем десятки. У десяток мы занимали, поэтому в ответе пишем 4 десятка. Переписываем сотни в ответ. Читаю ответ – 248.

Сигнализируют

- Для начала мы вычитаем единицы из единиц. В ответе пишем 0 единиц. Затем вычитаем десятки. Занимаем у сотен. Из 15 вычитаем 6. В ответе получаем 9 десятков. Вычитаем из 2 сотен, потому что мы занимали. Читаю ответ – 190.

- Для начала мы вычитаем единицы из единиц. Получаем 1 единицу. Затем вычитаем десятки. Сразу мы этого сделать не можем, поэтому занимаем у сотен. Вычитаем из 15 семь, получаем в ответе 8 десятков. Так как мы занимали у сотен, вычитаем из 2 один, получаем 1 сотню. Из одной сотни вычитаем ещё одну сотню. Читаю ответ – 81.

РУУД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их, находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины.

КУУД: строить логическое рассуждение, использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи, формулировать ответ, комментировать процесс вычисления.

Рабочий лист

Самостоятельная работа с самопроверкой

 (4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И, Ф

М: самостоятельная работа

М: объяснение

Взаимопроверка

 

Объясняет задание для самостоятельной работы и контролирует процесс выполнения задания.

- Сейчас вы выполните упражнение номер 4 в рабочих листах самостоятельно по вариантам.

- Будьте внимательны. На это задание у вас есть 3 минуты. Время пошло.

- 3 минуты вышло. Обменяйтесь рабочими листами со своим соседом и проверьте его по эталону на экране. Поставьте 3 галочки, если все примеры решены верно. Поставьте 2 галочки, если вы решили 2 примера без ошибок, поставьте одну, если 1 пример решён правильно.

- Поднимите руки те, у кого 3 галочки, 2,1. Где вы ошиблись?

- Что для вас оказалось трудным?

Выполняют самостоятельную работу.

Взаимопроверка

Рефлексия решения

ПУУД: устанавливать связи и зависимости между математическими объектами.

РУУД: оценивать рациональность своих действий.

Рабочий лист

Презентация

Динамическая пауза

Проводит динамическую паузу (всего есть 5 примеров, детям попался 1 из них рандомно)

- Переверните карточку номер 2. По углам кабинета расклеены ответы на данные примеры. Решите свой пример, найдите ответ и подойдите к карточке с вашим решением.

- Отлично, почему вы не подошли ни к одному из ответов?

- Вы были внимательны. Сейчас ребята, у кого в ответе получилось число 123 присядут 3 раза. У кого получилось 472, подпрыгнут 3 раза. У кого получилось 367, сделают 3 наклона вперёд. У кого в ответе 546, сделаю наклоны туловища вправо и влево 4 раза. Кто в ответе получил 605, выбирают сами себе физическое упражнение.

Выполняют динамическую паузу

- Нашего ответа нет на карточках

Карточка

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного материала

Ф, И

М: упражнение, беседа

П: схема

Внешний контроль

Организует повторение новых знаний, включение в систему знаний.

 - А сейчас мы решим задачу, упражнение номер 204 в учебниках на странице 79.

- Прочитайте её про себя. Что нам дано в условии?

- Какие вопросы в задаче?

- С помощью какого действия мы ответим на первый вопрос? Почему?

- Верно. Составим схему к этой задаче. Как мы это сделаем? Сколько отрезков будет в схеме?

- Верно. Поставим знак вопроса. Как мы обозначим второй вопрос?

- Решите эту задачу, запишите ответ. У вас есть 5 минут.

- Время вышло. Какое решение у вас получилось? Какие ответы?

- Молодцы. Поставьте себе 3 галочки, если не допускали ошибок, поставьте 2 галочки, если допустили незначительную ошибку, поставьте 1 галочку, если допустили 2 незначительные ошибки.

Повторяют новые знания, включают их в систему знаний.

- От дома до детского сада 456 шагов, а от детского сада до школы – 337 шагов.

- Какое расстояние больше и на сколько? Сколько шагов Оля сделала до школы?

- С помощью вычитания, потому что нам нужно найти на сколько одно расстояние больше другого.

- Начертим длинный отрезок – это расстояние и от дома до детского сада. И короткий отрезок под ним – это расстояние от дет. сада до школы. Опустим пунктирную линию от длинного отрезка до короткого. Это будет разница между ними.

- Поставим фигурную скобку

- Сначала мы вычитали 337 из 456, получили 119 шагов. Это значит, что расстояние от дома до детского сада больше на 119 шагов. Затем мы сложили 456 и 337, получили 793 шага. Столько шагов Оля сделала до школы от дома.

1) 456-337=119 (ш.)

2) 456+337=793 (ш.)

Ответ: Расстояние от дома до детского сада больше на 119 шагов, Оля сделала 793 шага.

РУУД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, выбирать и при необходимости корректировать способы действий, участвовать в совместной деятельности.

КУУД: комментировать процесс вычисления, построения, решения

ПУУД: согласно заданному алгоритму

вычислять и находить ответ

Рабочий лист

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М: беседа

П: эмоциональная, деятельностная рефлексия 

Организует рефлексию.

- Посмотрим на план. Какой пункт у нас остался?

- Давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке?

- Назовите алгоритм вычитания.

- Верно. Поднимите большой палец вверх, если вы считаете, что мы достигли цель.

В ваших рабочих листах есть смайлик. Раскрасьте его зелёным цветом, если ваше настроение в конце урока положительное и оптимистичное, жёлтым, если ваше настроение нейтральное, спокойное, красным, если вы сейчас раздражены, и у вас плохое настроение.

Отлично. Поднимите руку те, кто в большинстве упражнений оценивал себя на 3 галочки, на 2 галочки, на 1 галочку.

На этом наш урок окончен. Спасибо всем за работу. Хорошего дня!

Отвечают на вопросы учителя.

- Сделать вывод

- Вычитание трёхзначных чисел

1) пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями;

2) вычитаю единицы;

3) вычитаю десятки;

4) вычитаю сотни;

5) читаю ответ.

Сигнализируют

Сигнализируют

ПУУД: применять базовые логические универсальные действия: обобщение.

РУУД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их.

КУУД:  формулировать ответ.

Презентация

Рабочий лист


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики во 2 классе по теме "Разрядный состав трёхзначных чисел".

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий...

Технологическая карта урока математики «Трёхзначные числа - сумма разрядных слагаемых» 3 класс

Предмет: математикаКласс: 3-аТема урока: «Трёхзначные числа -  сумма разрядных слагаемых» Цель урока: закреплять умение записывать трёхзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых;Планируе...

Технологическая карта урока математики «Трёхзначные числа - сумма разрядных слагаемых» 3 класс

Предмет: математикаКласс: 3-аТема урока: «Трёхзначные числа -  сумма разрядных слагаемых» Цель урока: закреплять умение записывать трёхзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых;Планируе...

Технологическая карта урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание круглых десятков и сотен из трёхзначного числа без перехода через разряд"

Тип урока: урок обобщения полученных знаний.Задачи:Образовательные:Отработка вычислительных навыков;Упражнять в сложении и вычитании круглых десятков;Продолжать работать с простой задачей.Коррекц...