Исследовательская работа "Цифры в нашей жизни"
творческая работа учащихся по математике (3 класс)

Автор: Колбина Варвара

 

Мне очень нравится учиться. Из всех предметов в школе больше всего я люблю математику. На уроке математики не обойтись без цифр - мы записываем примеры, задачи, решаем уравнения, учим таблицу умножения. Ольга Ивановна сказала, что с цифрами мы будем сталкиваться всю свою жизнь, что цифры-это знаки для записи чисел. Я удивилась т. к. думала, что это одно и то же. Уже тогда я задумалась «Откуда появились цифры?» Меня заинтересовало, какую же роль играют цифры в нашей жизни?

Числа очень важны в нашем мире. Без чисел нам было бы очень трудно и неинтересно жить. Хоть числа и произошли давно, их актуальность в современном мире приобретает все большее значение. Все современные технологии связаны с цифрами и называются цифровыми, вся информация и даже музыка хранится в цифровом формате.

Трудно представить нашу жизнь сейчас без цифр. Все смешается, спутается. Жизнь очень усложнится. В отношениях между людьми появится много трудностей: начиная с опозданий на работу, различные встречи и заканчивая международными конфликтами. Попробуйте сами некоторое время не пользоваться числами. Это просто невозможно! Числа имеют очень большое значение в повседневной жизни. Я решила провести исследование на эту тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifry_v_nashey_zhizni.docx418.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЛАДИМИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

УБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Цифры в нашей жизни

 исследовательская работа


Выполнила работу: Колбина Варвара Сергеевна,

ученица 3 класса

Руководитель: Саттарова Ольга  Ивановна,                                                                  

учитель начальных классов

2024

Оглавление

Введение………………………………………………………3

  1. Происхождение цифр………………………………………...4

  1. Как люди научились записывать цифры…………………….5

  1. Главное число человека …………………………………….. 8

     4.  Где я встречаюсь с цифрами. ……………………………….. 9

     5. Практическая часть. Опрос одноклассников……………….. .10

     6. Заключение…………………………………………………… 11

      7 Литература……………………………………………………. 12

Введение

Мне очень нравится учиться. Из всех предметов в школе больше всего я люблю математику. На уроке математики не обойтись без цифр - мы записываем примеры, задачи, решаем уравнения, учим таблицу умножения. Ольга Ивановна сказала, что с цифрами мы будем сталкиваться всю свою жизнь, что цифры-это знаки для записи чисел. Я удивилась т. к. думала, что это одно и то же. Уже тогда я задумалась «Откуда появились цифры?» Меня заинтересовало, какую же роль играют цифры в нашей жизни?

Числа очень важны в нашем мире. Без чисел нам было бы очень трудно и неинтересно жить. Хоть числа и произошли давно, их актуальность в современном мире приобретает все большее значение. Все современные технологии связаны с цифрами и называются цифровыми, вся информация и даже музыка хранится в цифровом формате.

Трудно представить нашу жизнь сейчас без цифр. Все смешается, спутается. Жизнь очень усложнится. В отношениях между людьми появится много трудностей: начиная с опозданий на работу, различные встречи и заканчивая международными конфликтами. Попробуйте сами некоторое время не пользоваться числами. Это просто невозможно! Числа имеют очень большое значение в повседневной жизни. Я решила провести исследование на эту тему.

Цель: узнать, какую роль играют цифры в нашей жизни.

Задачи исследования.

1. Собрать и изучить материал о цифрах

2.Узнать из литературных источников, где могут встречаться цифры

3.Выяснить с помощью наблюдения, где встречаются цифры в нашей жизни

4. «Главное число» каждого человека.

Гипотеза: Возможно ли, обойтись без цифр в современном мире.

Методы исследования: сбор информации, анализ, наблюдение.

Объект исследования: цифры.

Актуальность темы: цифры и числа очень важны в нашем мире.  Все современные технологии связаны с цифрами и называются цифровыми, вся информация хранится в цифровом формате.

1. Происхождение цифр

Что же такое число и цифра? Я обратилась к толковому словарю, оказывается, цифра – это знак, обозначающий число. Цифрами называют только такие знаки, которые сами в отдельности описывают определённые числа.

Числа произошли 5 тысяч лет назад в Египте. У древних людей не было нужды использовать большие числа. Наиболее  удобный способ счета подсказала им сама природа — задействовать для этой цели пальцы рук на одной руке, а затем и на двух, а если их не хватало, то в ход шли и пальцы ног.https://fsd.multiurok.ru/html/2021/04/01/s_606584530c6fe/1666598_1.jpeg


В дальнейшем этого стало мало, поэтому появились другие «приспособления». К примеру, древние перуанцы завязывали узелки на шнурках. В торговых сделках применялись засечки на палочках. Сразу после расчета палочку ломали на две разные части, одну брал себе должник, вторую — кредитор. Также для счета применяли зарубки на палках.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/04/01/s_606584530c6fe/1666598_2.jpeg

Со временем при счете наши предки стали задействовать разнообразные предметы, например, зерна или камешки. Это были первые счетные приборы.

В древней Руси применялась цифровая система, не имеющая 0. Знаками служили на Руси славянские буквы.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/04/01/s_606584530c6fe/1666598_3.jpeg

Каждая буква выполняла двойную роль: знака – для словообразования, и другую – для указания определенного числа.

2. Как люди научились записывать цифры

Проходили годы. Менялась жизнь человека. Увеличивалась потребность в умении считать и измерять. Счет мог идти уже сотнями и тысячами.  Людям все чаще приходилось сталкиваться с большими числами, запомнить которые трудно или даже невозможно. Нужно было придумать, как их записывать.

В разных странах это делалось по-разному. Очень разные и порою даже забавные эти “цифры” у разных народов.

        Первыми придумали запись чисел древние шумеры. Они пользовались всего двумя цифрами. Вертикальная черточка обозначала одну единицу, а угол из двух лежачих черточек – десять.  Эти черточки у них получались в виде клиньев, потому что они писали острой палочкой на сырых глиняных дощечках, которые потом сушили и обжигали.

Шумерская%20табличка_resize

В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. Вместо цифры “3” – три палочки. А вот для десятков уже другой знак – вроде подковы.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/04/01/s_606584530c6fe/1666598_5.jpeg

У древних греков, например, вместо цифр, были буквы. Буквами обозначались цифры и в древних русских книгах: “А” - это один, “Б” - два, “В” – три и т.д.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/04/01/s_606584530c6fe/1666598_6.png

У древних римлян были другие цифры. Мы и сейчас пользуемся иногда римскими цифрами. Их можно увидеть на циферблате часов, в книге. Если внимательно рассмотреть, римские цифры похожи на пальцы. Один – это один палец; два – два пальца; пять – это пятерня с отставленным большим пальцем; шесть – это пятерня да еще один палец.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/04/01/s_606584530c6fe/1666598_7.jpeg

Так выглядели древние китайские цифры.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/04/01/s_606584530c6fe/1666598_8.jpeg

Древние египтяне на очень длинных и дорогих папирусах писали вместо цифр очень сложные, громоздкие знаки. https://pandia.ru/text/79/058/images/image002_202.jpg

Древний народ майя вместо самих цифр рисовал страшные головы, как у пришельцев, и отличить одну голову – цифру от другой было очень сложно https://pandia.ru/text/79/058/images/image003_167.jpg

Спустя несколько столетий, в первом тысячелетии, древний народ майя придумал запись любых чисел, используя только три знака: точку, линию и овал. Точка имела значение единицы, линия – пять. Комбинация точек и линий служила для написания любого числа до девятнадцати. Овал под любым из этих чисел увеличивал его двадцать раз.

https://pandia.ru/text/79/058/images/image004_146.jpg

Для обозначения больших чисел славяне придумали свой оригинальный способ:

  • Десять тысяч  –  тьма,
  • десять тем  –  легион,
  • десять легионов – леодр,
  • десять леодров – ворон,
  • десять воронов – колода.

тьма

  Такой способ обозначения чисел был очень неудобен.

Поэтому Петр I ввел в России привычные для нас десять цифр, которыми мы пользуемся до сих пор.

Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими. Происхождение каждой из девяти арабских цифр хорошо видно, если их записать в “угловатой” форме

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/04/01/s_606584530c6fe/1666598_10.jpeg

Эти цифры произошли от счета по пальцам. Цифру “1” писали так же, как и сейчас, палочкой, цифру “2” – двумя палочками, только не стоячими, а лежачими. Тройка получалась из трех палочек, лежащих одна под другой. В пятерке можно узнать кулак с отставленным пальцем, даже само слово “пять” происходит от слова “пясть” – кисть руки.

От арабов к нам пришло и слово “цифра” от слова “сифр”. Цифрами называют все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся:

0, 1, 2, 3, 4, 5, …….

Современное слово “нуль” появилось гораздо позже, чем “цифра”. Оно происходит от латинского слово “нулла” – “никакая”. При помощи десяти цифр можно записать любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что обозначает.

  1. Главное число человека

Мир чисел очень загадочен и интересен.

Древние ученые считали, что цифры имеют таинственный, магический смысл и влияют на человека. По верованиям древних, у каждого человека есть некое число, обладающее мистической силой, влияющее на   характер и привычки. В нумерологии, науке о числах, используются первые 9 чисел от 1 до 9.

Свое «главное число» можно вычислить по дню, месяцу и году своего рождения.  Например, я родилась 9 апреля 2014 года (09.04.2014). Складываем между собой все эти цифры: 9+4+2+1+4=20 и получаем 20. Две эти цифры тоже надо сложить между собой: 2+0= 2. «Два» – это и есть моё  главное число. Знаменитый Корнелиус Агриппа в своём труде назвал значения чисел

Число 1 - число цели, которое проявляется в форме агрессивности и амбиции.

Число 2 - число с крайностями. Оно поддерживает равновесие, смешивая позитивные и негативные качества.

Число 3 - означает неустойчивость. Оно объединяет талант и весёлость и символизирует приспособляемость.

Число 4 - число означает устойчивость и прочность.

Число 5 символизирует риск. Это число является и самым счастливым, и самым непредсказуемым.

Число 6 - символ надёжности. Оно находится в гармонии с природой. Это идеальное число.

Число 7 - число символизирует тайну, а также изучение и знание.

Число 8 - число материального успеха. Оно означает надёжность, доведённую до совершенства, равновесие.

Число 9 - символ всеобщего успеха. Оно объединяет черты целой группы.

4. Где я встречаюсь с цифрами

Числа в нашей жизни играют невообразимо важную роль. Они окружают нас повсюду. Это настолько обыденно, что мы просто не замечаем этого. С самого нашего рождения мы приобретаем целый ряд значимых для нас чисел. И потом числа не покидают нас: мы пользуемся ими при счете предметов, денежных единиц, отсчитывании времени, календарных дней. Не стоит забывать, что числа необходимы для очень многих специальностей, и особенно технических. Везде нас окружают числа.

  • на дверях квартир
  • на подъездах домов
  • на зданиях (Приложение 1)
  • на номерах машин
  • на документах
  • в трамвае, автобусах, цифры на билетах
  • номер сиденья в театре
  • на страницах книг, журналов, календарей
  • на вещах
  • на деньгах

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/04/01/s_606584530c6fe/1666598_11.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2021/04/01/s_606584530c6fe/1666598_12.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/04/01/s_606584530c6fe/1666598_13.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2021/04/01/s_606584530c6fe/1666598_14.jpeg

  • на часах;
  • на дорожных знаках (Приложение 1)
  • в названиях праздников
  • в каждом дне рождения
  • на упаковке любой игрушки, продуктов питания (Приложение 1)
  • в названиях сказок, в загадках, мультфильмах  (Приложение 2)
  • в пословицах, поговорках и загадках (Приложение 3)

  5. Практическая часть

Опрос одноклассников. Анкетирование

Мне было интересно узнать, как мои одноклассники относятся к цифрам. Я провела анкетирование (Приложение 4) и получила такие результаты:

  1. Где встречаются цифры?

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/04/01/s_606584530c6fe/1666598_19.png   https://fsd.multiurok.ru/html/2021/04/01/s_606584530c6fe/1666598_19.png 

Вывод: большинство ответили – цифры встречаются везде.

  1. Где вы используете цифры?

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/04/01/s_606584530c6fe/1666598_21.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2021/04/01/s_606584530c6fe/1666598_19.png

Вывод: цифры используются везде и постоянно.

6. Заключение.

Мне было интересно проводить исследование. Мы пришли к выводу, что без цифр нам было бы очень трудно и неинтересно жить. Цифры хранятся в пословицах, поговорках, загадках стихах и позволяют лучше раскрыть их смысл. Хоть цифры произошли давно, их актуальность в современном мире приобретает все большее значение. Все современные технологии связаны с цифрами и называются цифровыми, вся информация и даже музыка хранится в цифровом формате. Нумерология, даты позволяют выявить скрытые возможности. Эта тема меня заинтересовала,  я обязательно продолжу изучать её.

7. Литература

  1. Житомирский, В. Г. Математическая азбука — М.: Просвещение, 1989.
  2.  Волина В. А. «Праздник числа» - М. Просвещение, 1994.
  3. П. Маклин «Нумерология и судьба. Ваша жизнь предсказуема», Москва, Мир книги. 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа « Телефон в нашей жизни. Вред и польза.»

Мобильных телефонов становится больше и больше, сигналы звучат кругом. Волны проходят и сквозь нас. Насколько это вредно? Стоит ли нам опасаться мобильных телефонов? На эти и другие вопросы мы попыт...

презентация исследовательской работе"Краски в нашей жизни"

сопровождение выступления по теме"Краски в нашей жизни"...

Проектная (исследовательская) работа "КРАСКИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ".

Задумывались ли вы о роли красок в нашей жизни? Ведь чаще всего, мы их даже не замечаем – наши игрушки, книги, стены нашего дома и все, что нас окружает, имеет свой цвет. Без красок наш мир был ...

Исследовательская работа "Смайлики в нашей жизни"

История появления смайликов и их влияние на нашу жизнь...

Исследовательская работа "Смайлики в нашей жизни"

История появления смайликов и их влияние на нашу жизнь...