Мастер-класс «Задания по формированию финансовой грамотности на уроках математики в начальной школе»
методическая разработка по математике

Серкова Наталия Геннадьевна

Мастер-класс «Задания по формированию финансовой грамотности на уроках математики в начальной школе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс методических разработок

«Современная школа»

 «Мастер-класс»

 «Задания по формированию финансовой грамотности на уроках математики в начальной школе»

Серкова Наталия Геннадьевна,

учитель начальных классов ГОБОУ МО «СОШ №289»

2024год

Сегодня образование нацелено на комплексное освоение практических инструментов. Они помогают детям реализоваться в жизни, осваивать необходимые навыки, становиться многогранными, всесторонне развитыми личностями. Одна из важных проблем — формирование финансовой грамотности учащихся начальной школы. Учиться обращению с деньгами необходимо — это помогает осознать, как выстраиваются различные взаимоотношения в семье, насколько велика личная ответственность каждого в ее благосостоянии. 

Наличие задач с экономическим содержанием на уроках математики в начальной школе способствует получению основ финансовой грамотности, вносит практическую направленность. Экономические знания полезны и доступны для усвоения учащимися 1–4 классов, интересны детям, родителям и педагогам.

Для формирования финансовой грамотности в начальной школе в уроки математики я включаю следующие задания:

  • В 1 классе учащиеся знакомятся с числами, цифрами для записи этих чисел; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости — копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1, 5, 10 рублей.
  • Во 2 классе учащиеся продолжают расширять свои знания о денежных знаках: появляются монеты и купюры в пределах 100 р., так как счет во втором классе идет в пределах 100. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Появляется понятие цена товара, количество, стоимость покупки.
  • В 3 классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 р., учатся переводить рубли в копейки и обратно. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена*количество = стоимость. Появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета.
  • В 4 классе увеличиваются денежные знаки до 1 000000 рублей.

Задача педагога в 1 классе сформировать у учащихся представление о монетах достоинством 1,2,5,10 рублей, копеек, их наборе и размене, решая различные виды заданий. Например:

1.Необходимо набрать нужную сумму разными способами (без сдачи).

2.Глядя на рисунок, учащиеся отвечают на вопросы: сколько денег у Вани? Сколько денег у Лены? У кого больше? У кого меньше?

Очень хорошо, когда в фабулу заданий вводятся любимые детьми герои сказок. Экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления. Дети, помогая решить проблемы, возникшие перед сказочными героями, незаметно для себя овладевают знаниями о финансах.

Например, глядя на рисунок задачи, учащиеся помогают Буратино найти предмет, который стоит 2 рубля. Отвечают на вопрос: на покупку каких предметов ему хватит 10 рублей?

Работа в области воспитания финансовой грамотности учащихся в 1 классе требует применения разнообразных форм и методов подачи учебного материала. Можно использовать различные формы проведения занятий: ролевые игры (магазин, кафе), конкурсы, театрализованные представления и др.

Во 2 классе увеличивается числовое множество до 100, поэтому увеличивается и количество купюр. Учащиеся знакомятся с простыми задачами на определение количества товара, стоимости и цены. Узнают о том, как данные понятия соотносятся между собой. Важно приучить ребенка работать с ценами товаров, чтобы он знал цены реальных предметов, которыми он пользуется. Можно предложить следующие задачи:

Скакалка стоит 80 рублей. Сколько стоят 3 таких же скакалки? Хватит ли 200 рублей на покупку 2 скакалок?

Глазированный сырок стоит 35 рублей, сколько можно купить сырков, если мама дала тебе 100 рублей?

Во 2 классе родители активно начинают давать своим детям деньги на карманные расходы. Стоит отметить, что у ребенка должны быть карманные деньги. Так он учится ими распоряжаться.  Все семьи в плане выдачи карманных денег делятся на несколько категорий. Большинство семей дают деньги регулярно, как зарплату (чаще всего раз в неделю) и контролируют траты своего ребенка. Некоторые делают то же самое, но без контроля. Часть родителей принципиально выдают деньги только в качестве платы за выполнение какой-то работы или успеваемость. Есть также те, чьи дети получают рубли только в виде подарков на праздники. И, наконец, кто-то вообще ничего не дает.

По мнению психологов, последний вариант самый неэффективный. Этим детям будет гораздо труднее научиться правильно распоряжаться деньгами. Они столкнутся со всеми сложностями первых покупок, в том числе с импульсивными тратами. Еще один важный вывод делают психологи: не нужно платить детям за работу по дому, хорошие оценки и так далее, от этого они не «научатся иметь дело с деньгами», скорее, будет обратный эффект. 

Что касается школы, то, говоря с учащимися о карманных деньгах, педагог может использовать задачи, которые в свою очередь формируют финансовую грамотность.

Например: учитель может спросить: «Сергей, папа дал тебе 1000 рублей. А сколько тебе нужно еще добавить, чтобы купить скейтборд, который стоит 4700 р.?» Разумеется, вместо игры можно спросить о любом предмете, который вызывает у ребенка повышенный интерес. Главное, в данном случае у ребенка может появиться идея, что он может не тратить карманные деньги на ненужные вещи, а поставить цель и накопить на дорогую для себя вещь. Далее у Серёжи можно спросить, сколько времени ему понадобится, чтобы скопить данную сумму, при условии, что мама будет давать ему по 400 рублей каждый месяц. То есть в данном случае педагог наталкивает ребенка на мысль рационального использования денег; что у него есть возможность купить желаемую вещь. Или (читать задачу: Что может купить Медвежонок на свои карманные деньги? Что Маруся оплатит из своих карманных денег?).

Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Следует поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.

В 3 классе учащиеся знакомятся с купюрами 100, 500, 1000 рублей, так как счет идет в пределах 1000. Задачи, которые можно использовать на данном этапе:

1.Запишите числовое равенство для размена:

купюры в 1000 р. купюрами по 100 р.; купюры в 500 р. купюрами по 50 р.

2.Сколько потребуется рублей, 10, 100, чтобы разменять купюру в 1000 р.?

3. Глядя на рисунок, определите, в каком кошельке денег больше?

Данные знания нужны для того, чтобы знать, как рационально тратить деньги, оплачивая различные покупки.

В 3 классе появляется формула стоимости товара.  Для решения таких задач важно использовать сюжетные задачи, которые должны формировать и развивать познавательный интерес у учащихся и иметь воспитательное воздействие. С помощью сюжетных задач педагог расширяет кругозор учащихся в рамках формирования основ финансовой грамотности. Например, задачи:

  1. Для ремонта квартиры купили 20 рулонов обоев по 2000 р. и 5 банок краски по 500 рублей. Сколько заплатили за всю покупку?
  2. При подсчете квартирных платежей в конце месяца оказалось, что истрачено 5 м3 холодной воды и 2 м3 горячей. Сколько требуется заплатить за воду, если цена горячей воды 105 р. за 1 м3, а холодной 23 р. за 1 м3?
  3. Поездка на поезде стоит 400 р. Чтобы проехать это расстояние на автомобиле, надо израсходовать 20 л бензина. Цена бензина 30 р. за литр. Какой вид транспорта выберет папа, если он поедет один? Изменит ли он своё решение, если с ним поедут мама и сын?

Решение данного рода задач вносит разнообразие в урок, помогает активизировать мыслительную деятельность, обогащает социально-нравственный опыт, расширяет представление об окружающем мире и словарный математический и экономический запас, закладывает основы финансовой грамотности и способствует развитию качеств личности, необходимых в условиях рыночной экономики.

В 3 классе учащиеся знакомятся с такими понятиями как доход, расход, семейный бюджет.

Бюджет семьи - это схема доходов и расходов, показывающая, как зарабатываются, тратятся, во что вкладываются деньги в семье.

В рамках рассмотрения данной темы можно предложить следующие задачи:

  • Семья Коржиковых состоит из отца, матери, бабушки и двух детей. Отец зарабатывает 25000 рублей в месяц, мать – 20000 рублей, а бабушка получает 7000 рублей в виде пенсии. Каков средний денежный доход на одного члена семьи?

Недостаток воспитания финансовой грамотности нередко проявляется в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к своим вещам. Они не всегда понимают, что даже самая небольшая вещь стоит родителям, школе немалых затрат. Для актуализации этой темы можно предложить задачи, в которых говорится о средствах, затраченных на покупку предметов, экономии средств бюджета.

Например:

«Винтик и Шпунтик открыли автомастерскую. Для этого они взяли в аренду дом сроком на год и внесли арендную плату в месяц в размере 6000 рублей. Кроме того, они купили запасных частей на 300000 рублей, наняли охрану за 36000 рублей. Вся стоимость оказанных услуг по ремонту автомобилей составила 500000 рублей. Из них заплатили налоги 10000 рублей. Какой будет чистая прибыль наших предпринимателей за год, за месяц?»

Знакомясь с темой «Бюджет» следует говорить о дефиците бюджета. Как сократить расходы в семейном бюджете? Начать экономить. С чего начать? Например, с хлеба. Учащимся можно предложить выдержку из книги: «Если в каждой семье, состоящей из 4-х человек, ежедневно будут выбрасывать 100 граммов хлеба, то в год это составит 36 кг. А учитывая всё сегодняшнее население России, за год в отходы будет отправлено почти 1,5 миллиона тонн хлеба. Чтобы выпустить такое количество хлеба, необходимы 75 элеваторов ёмкостью 20 тысяч тонн зерна каждый, 43 мельницы, 98 хлебозаводов, выпускающих 50 тонн хлеба в сутки».

Учащимся задаются вопросы: как же нужно экономить хлеб? с чего начать? Какие могут быть ответы: бережное отношение (экономное) к хлебу, хлеб нельзя выбрасывать, покупать хлеб не больше, чем требуется, перерабатывать. Работая над вопросами, дети самостоятельно делают вывод о возможностях сокращения расходов при умении все считать и экономить.

Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги.

Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.

Данная статья рассматривает, какие задания можно использовать на уроках математики по формированию математической грамотности....

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе (с примерами заданий)

В презентации содержится материал из опыта работы в направлении развития функциональной грамотности обучающихся начальной школе на уроках математики.Самый банальный вопрос — чему должны обучать ...

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Выступление на РМО по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе"...

Формирование математической грамотности на уроках математике в начальной школе.

Математическая грамотность - это способность индивидуума проводить математические рассуждения, и формулировать, применять, интерпритировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах ре...

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Формирование  функциональной грамотности  - непростая задача современного учителя. Этот процесс требует креативности, применение инноваций. Освоение компонентов функциональной грамотности сп...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

      Федеральный государственный стандарт общего образования делает акцент на развитии личности каждого школьника, стараясь уделять активное внимание не только обучающим момента...