"Единицы времени"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Ирина Юрьевна Иванюк

"Единицы времени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_edinitsy_vremeni_.doc997 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики

4 класс.

Тема: «Единицы времени»

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи:

   образовательные

  • закреплять знания детей о единицах времени и связи между ними, о временной последовательности;
  • познакомить учащихся с новым соотношением единиц времени (1час=360сек);
  • совершенствовать навыки решения задач с единицами времени, умения определять время по часам, расширять представление детей о связи математики с окружающим миром, с жизнью;

воспитательные

  • воспитывать бережное отношение к минуте, ко времени, прививать навыки использования и соблюдения режима дня;
  • прививать любовь к предмету;

развивающие

  • развивать логическое мышление, память, внимание, познавательные и математические способности, речь.

Методы работы:

  • объяснительно-иллюстративные;
  • частично-поисковые;
  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.

Педагогические технологии:

  • педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
  • ИКТ – технологии (презентация);
  • личностно-ориентированное обучение;
  • технология проблемного обучения (изучение нового материала путем самостоятельного решения учебной задачи).
  • здоровьесберегающие технологии (физминутка).

Планируемые результаты:

Предметные:

запомнить соотношение единиц времени;

научиться применять соотношение единиц времени при решении текстовых задач;

Личностные:

формирование познавательного интереса к предмету;

мотивация на обучение;

Достижение метапредметных планируемых результатов:

умение устанавливать связь между математическими знаниями и жизненными ситуациями;

уметь использовать учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности;

Оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор, экран, раздаточный и демонстрационный материал для учителя и учащихся (см. приложение):

карточки у учителя: «год», «месяц», «сутки», «час», «минута», «секунда»; модели часов (у каждого ученика),  

календари года (у каждого ученика);

карточки-задания для устного счета,

карточки для индивидуальной работы над задачей,

карточки для самостоятельной работы по сравнению единиц времени,

сигналы-светофоры,

знаки > <  =

I. Организация класса. Мотивация.

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке (психологический настрой учащихся, создание благоприятной внешней обстановки на уроке)

- Ребята, сегодня необычный урок, на уроке присутствуют гости. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем себе удачи и тихо сядем за парты. (слайд 1)

- Прочитайте пословицы:

100 лет живи, 100 лет учись.

Обещанного 36 месяцев ждут.

Делу время, а потехе 60 минут.

- Верно ли они записаны? Что нужно сделать, чтобы правильно прочитать? (Заменить числа подходящими значениями.)

- Какую пословицу выберем для работы, как девиз? (“Делу время, а потехе час”)

- Почему? (следует делам уделять больше времени и внимания, нежели разного рода развлечениям и забавам)

- Итак, займёмся делами и пожелаем друг другу успехов (дети передают «хлопок» рукой).

Работа в тетради.

- Открываем тетради, записываем число, 22 ноября. Классная работа.

II. Устный счет. Работа в группах.

Цель: совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, развивать логическое мышление, умение работать индивидуально и в команде.

- Начнём работу в группах, развернитесь к одноклассникам по 4 человека. Перед вами конверты. В них шифр. Ваша задача: решить данные выражения и по шифру определить букву. Затем из букв своей группы составить слово.

1 группа:

    2600:10       36+17      80•5       240:3       62•10     80•9   (минута)

260

53

400

80

620

720

80

720

400

620

53

260

у

а

н

т

и

м

2 группа:

   91:7       80:5       360:60    60•3    600 – 450      56•10    (неделя)

13

16

6

180

150

560

16

6

150

13

180

560

е

д

л

н

е

я

3 группа:

   78:13      77:7      90:5      30:6•5      92:4      (месяц)

6

11

18

25

23

23

25

18

6

11

ц

я

с

м

е

4 группа:

    2•39        90:6        60:20       (час)

78

15

3

3

78

15

с

ч

а

   12•3       82:41       75:15     (год)

36

2

5

5

36

2

д

г

о

5 группа:

   360:4      2400:6       17•4      81:27    210 – 30    (сутки)

90

400

68

3

180

180

90

3

400

68

и

с

к

у

т

6 группа:

    2•39     420:7   95:19    200:4    18:6      82:41    560:7     (секунда)

78

60

5

50

3

2

80

60

5

3

50

2

80

78

е

к

н

у

д

а

с

- «Командиры групп» прочитайте слова, которые у вас получились. (карточки на доску)

- Что объединяет эту группу слов? (Это – величины. Единицы времени.)

III. Сообщение темы урока

- Сформулируйте тему урока. (Единица времени)

- Поставьте цель. (Закрепить единицы времени)

- Задачи урока: (1. Вспомнить изученные единицы времени. 2. Тренироваться переводить единицы времени в другие мерки. 3. Применять полученные знания и умения при решении математических задач и упражнений.)

- А что такое время? Куда мы можем обратиться за точным определением? (в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова время – продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами; промежуток той или иной длительности, в который совершается что-н., последовательная смена часов, дней, лет.; у Владимира Ивановича Даля время – длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; продолжение случаев, событий; дни за днями и века за веками; последовательное течение суток за сутками.)

- В современном мире очень важно знать время. Почему? (Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школе, спортивных соревнований и передач по телевизору – все это происходит в точно назначенный час. Время характеризует длительность, последовательность событий.) 

IV. Работа по теме урока

Цель: повторить изученные единицы времени, систематизировать знания детей об измерении времени, познакомить с историей часов, наглядно и практически закреплять умение и навык работы с часами, приучать ведению здорового образа жизни.

1) Установление соотношений между единицами времени (Знаю)

- Запишите в тетрадь единицы времени в столбик в порядке убывания, а 1 ученик расположит на доске. (на доске появляется упорядоченный ряд единиц времени)

ЗНАЮ

Год

Месяц

Неделя

Сутки

Час

Минута

Секунда

2) Практическая работа по индивидуальным календарям.

- Достаньте в конвертах календарик.

- Какими знаниями мы можем поделиться, глядя на календарь? Запишем их во второй столбик.

 - Что представляет собой месяц? (месяц – промежуток времени близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли)

 - Сколько месяцев в году? (12)

- Сколько дней в месяцах? (30 или 31, 28 – 29 в феврале)

Новая информация: (добывание информации из текстов)

- Почему разница в числах? Об этом можете узнать из предложенных научных текстов в ваших конвертах.

- Почему в одних месяцах 31 день, в других - 30, а в феврале - 28 или 29?

- А как легче запомнить в каком месяце 30 или 31 день? (нам поможет кулак на руке)

- А какой у нас есть особенный месяц? (Февраль) 

- Сколько дней бывает в феврале? (28 или 29)

- Почему в месяце разное количество суток? (високосный год в феврале имеет на 1 сутки больше)

- Что представляет собой год? (Год – промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца.)

- Сколько суток в году? (в году 365 или, в високосном 366 суток)

- Как посчитать? (7•31+4•30+28=365)

- Почему в году бывает разное количество суток? (Если год обычный, то в году 365 суток, а если год високосный, то в году 366 дней.)

- Месяцы делятся на недели. Сколько недель в месяце? (4)

- Недели делятся на дни. Сколько дней в неделе? (7)

- Что знаем о сутках? (День и ночь – это сутки, это промежуток времени равный обращению Земли вокруг своей оси, 24часа)

ЗНАЮ

УЗНАЛ

Год

12 мес., 365-366 дней

Месяц

30-31, 28-29 февраль

Неделя

7дней-суток

Сутки

24 ч. 

Час

Минута

Секунда

 - Перед вами все единицы измерения?

- Что такое век? (столетие)

- Проверим наши умения работать с величинами.

- В каком году вы родились? А какой это век? Запишите.

- А какой сейчас идёт год? Какой век?

Работа с учебником.  Стр. 51 № 247, № 248, № 249

- А, например, продолжительность жизни дуба до 500 лет. Сколько это веков? (5 веков)

- Однако, некоторые дубы живут до 1000 и более лет. Сколько это веков? (10 веков)

- Ребята, срубить дерево можно за одну минуту, а, чтобы оно выросло нужно многие годы. Поэтому мы должны беречь и преумножать зелёные насаждения.

- Какой вывод? (веками можно измерить продолжительность жизни животных, некоторых растений)  

- А может ли человек прожить век и больше?

- Оказывается, не у многих это получается.

- Что надо делать, чтобы прожить как можно дольше? (вести здоровый образ жизни)

3) Практическая работа по индивидуальным моделям часов.

 - Какой прибор помогает определить время? (Часы)

 - Кто знает, когда появились первые часы и как они назывались?

Рассказ ученицы.

- Ещё в древности люди умели ориентироваться во времени и пространстве: по звёздам, по Солнцу.

- В Древнем Египте впервые люди начали пользоваться солнечными часами. Но они были не совсем удобны. Почему?

- Позднее люди придумали водяные (клепсидра) и песочные часы.

- Первая клепсидра представляла собой сосуд, из которого переливалась по капле вода. Поплавок со стрелкой поднимался или опускался, по отметкам определяли, сколько прошло времени, такие часы показывали время и днем и ночью, только воды не забывай подливать. Но они были тоже не совсем удобны. Почему?

- Водяные часы не дожили до наших дней, но зато песочные часы даже сейчас можно встретить.

- Удобны ли эти часы? Почему? (Измеряют малое количество времени, часы не измерить.)

- Первыми точными часами стали маятниковые часы. Маятник – это грузик на конце длинного стержня – качается с равными интервалами. В настенных часах он затрачивает на одно качание 1секунду.

Новая информация:

- Именно клепсидре обязаны появлению выражения «течение времени».

- Сегодня мы можем увидеть огромное количество часов, какие? (механические, электронные, ручные, часы на башнях, на вокзале и т.д.)

Что показывают деления на циферблате часов?  (Часы и минуты)

- А теперь, пользуясь моделью часов, установите:

 - В это время я встаю.

 - В это время я выхожу в школу.

 - В это время я возвращаюсь из школы.

 - В это время я ложусь спать.

 - Что помогают соблюдать часы? (режим дня)

 - Чем полезен режим дня для человека? (с помощью режима дня можно контролировать время труда и отдыха, избегать перегрузок, грамотно чередовать периоды физической и умственной активности; чтобы чувствовать себя хорошо и успеть выполнить запланированный объём работы, не перегружаясь)

- Чтобы не перегрузить себя работой, немного отдохнём.

Физкультминутка (из мультфильма «Сказка о потерянном времени»)

- О чём эта физкультминутка? (Вывод. Дорожить нужно каждым мгновением, каждой секундой. Время — это дар, который нужно потратить с пользой для себя и для окружающих. Потеряв время, можно не заметить старость.)

V. Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала.

1) Постановка проблемного вопроса.

Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Коллективная работа.

- Посмотрите на запись равенств.

1 = 60

1 = 60

1 = 3600

- Вижу, вы удивлены. Почему? (Записаны неверные равенства)

- Значит, над каким вопросом подумаем? (Почему поставлен знак равенства, хотя правая часть не равна левой.)

- Какие есть идеи?

- Как, не изменяя знака = и цифр получить верные равенства? (Надо что-то дописать! Наименование величин времени.)

- Молодцы! В именованном числе следует различать две составные части: наименование (единицу измерения) и число, показывающее, сколько раз единица измерения содержится в измеряемой величине.

- Могли бы записать соотношение минут и часов? (1ч = 60 мин)

- Продолжим заполнять таблицу.

- Могли бы записать соотношение минут и секунд? (1мин = 60 с)

- Все ли записанные равенства стали верными?

-  Можете ли все закончить?

 - Почему нет?  (Не хватает знаний)

- Какой вопрос мы будем исследовать? (Соотношение между единицами времени 1ч =? С)

2) Решение проблемы

ЗНАЮ

УЗНАЛ

ХОЧУ УЗНАТЬ

Год

12 мес, 365 – 366дн.

Месяц

30 – 31, 28 – 29

Неделя

7 дн.

Сутки

24 ч

Час

60 мин

1ч =?. С

Минута

60 с

Секунда

- Как быть?

1 час = 60 мин

1 мин = 60 с, значит 60 с • 60 мин = 3600 с

- Запишите в тетради.

- Что нового вы только что узнали?

ЗНАЮ

УЗНАЛ

ХОЧУ УЗНАТЬ

Год

12 мес, 365 – 366дн.

Месяц

30 – 31, 28 – 29

Неделя

7 дн.

Сутки

24 ч

Час

60 мин

1ч = 3600 с

Минута

60 с

Секунда

VI. Закрепление изученного материала.

Цель: используя дифференцированный подход к учащимся, закреплять навык преобразованияи сравнения именованных чисел, решения задач; учить ценить личное и время других, помогать закреплять опыт работы самостоятельно и в малых группах.

1)  Работа в группах. 

- Решим задачу в группах, используя знания о связи мер времени.

- Что известно? (кинокамера или фотоаппарат делает снимки за определённое время)

- Что надо найти? Записать решение в тетрадь.

Кол-во снимков

в 1секунду

Время

Общее кол – во

снимков

25 сн.

2 с

25 сн.

3 с

25 сн.

10 с

25 сн.

1мин

I и II – группы (1строка)

III и IV – группы (2 строка)

V – группа (3строка)

-  Можно ли сразу узнать, сколько снимков сделает камера за 1минуту? (Надо перевести минуты в секунды, а потом количество)

VI – группа (4 строка)

Проверка по слайду.

Кол-во снимков

в 1секунду

Время

Общее кол –во

снимков

25 сн.

2 с

25 · 2 = 50 (сн.)

25 сн.

3 с

25 · 3 = 75 (сн.)

25 сн.

10 с

25 · 10 = 250 (сн.)

25 сн.

1 мин

25 · 60 = 1500 (сн.)

2) Коллективная работа учащихся с комментированием.

- Как вы думаете, много ли можно успеть за 1 секунду? Об этом расскажут задачи.

- В тетради будем писать только выражение.

1) Ученик 3 класса имеет технику чтения 120 слов в минуту. Сколько слов он читает за 1секунду?

120 : 60 = 2 (сл.)

2)  - А вы знаете, сколько ударов в минуту делает сердце человека?

    В минуту сердце человека делает 60 – 80 ударов в покое. А сердце воробья – 540 ударов в минуту. Сколько за 1 секунду?

540 : 60 = 9 (уд.)

3) Сердце колибри бьется с частотой 1200 ударов в минуту. Сколько ударов за 1 секунду?

1200 : 60 = 20 (уд.)

- Вот какой удивительный мир природы!

        

Работа с секундомером.

- Существуют ли приборы, которыми можно измерять количество секунд? (на уроках физкультуры применяют прибор – секундомер.)

- На что похож? (похож на часы, но его циферблат рассчитан на 1 минуту, секундную стрелку можно остановить.) Рассмотреть секундомер.

Работа с метрономом.

- Посмотрите на этот прибор, его называют метроном. Это прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами. Звуки метронома в основном используется музыкантами как точный ориентир темпа при исполнении музыкального произведения, во время физических упражнений, лабораторных исследований, в минутах молчания.

4) Занимательная задача (резерв задачи с минутами)

Герой «Сказки о потерянном времени» Петя Зубов в один из дней как всегда опоздал на урок математики на 2 минуты, потом целых 3 минуты искал тетрадь, потом 1 минуту поболтал с соседкой по парте, потом 4 минуты порисовал в блокноте. Сколько минут потерял Петя Зубов?

2+3+1+4=10 (мин.)

Сколько минут занимался математикой, если урок продолжался 40 минут?

40 – 10 = 30 (мин.)

 - Какой бы вы дали совет Пете? (Минута – час бережет)

Новая дополнительная информация:

- Как правильно спросить о времени? (правильно считаются «который час» и «сколько времени», но предпочтительней спрашивать «который час», вопрос «сколько времени» можно задавать лучше тогда, когда имеет продолжение, например, сколько времени длится урок)

- Распространённой ошибкой является, когда спрашивают: «до скольки» ты учишься. Правильно – до скОльких ты учишься, до скОльких работает магазин, либо – до которого часа. У слова «сколько» неподвижное ударение, поэтому – скОльких людей я насчитал на уроке; скОльким людям я помог в добрых делах.

 

VIII. Рефлексия. Итог урока.

- Мы выполнили цель и задачи урока?

 - Где пригодятся вам знания, полученные сегодня на уроке?

- Через какие виды деятельности на уроке мы достигли и выполнили все задачи урока математики? (работая в группе и коллективно, с календарями и часами)

- Где нам могут пригодиться полученные знания и умения на уроке математики?

- Какой вывод мы сделали для себя о времени? (Время – это главная ценность человека.

Беречь время, не тратить его напрасно. Заполнять свои минутки и часы добрыми и умными делами.)

- Всё успели? Какому девизу придерживались? (Делу время, а потехе –час.)

- Для тех, кто хочет знать больше, советую прочитать книгу И. Мельникова «Про часы и о часах» или Энциклопедию.

- Оцените работу на уроке. У вас есть модели часов. Если вы считаете, что работали активно, старались отвечать на вопросы, помогали активно своей группе или старались не всегда, или были простым наблюдателем и слушателем, оцените стрелками часов на циферблате до 12 баллов.

 - Минуты идут, и заканчивается наш урок. Всем большое спасибо.

Домашнее задание. стр. 51 № 250, № 251

Новая дополнительная информация:

- А сейчас проведем мини – исследование. Путин объявил год 2022-й годом народного искусства и культурного наследия. В этом году очень много праздников и юбилейных дат. Чтобы их запомнить и не забыть, некоторые из них мы отметим в календаре.

11 января – День заповедников

06 марта – Праздник солнца – Масленица. «Прощеное воскресенье»

24 апреля – Пасха: Светлое Христово Воскресенье

18 мая – Международный день музеев

27 мая – Всероссийский день библиотек

16 октября – День Отца

27 ноября – День Матери России 

31 марта  140 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского, русского писателя, переводчика, автор детских книг «Мойдодыр», «Телефон», «Доктор Айболит», «Муха-Цокотуха», «Федорино-горе»

и др.

31 мая 130 лет со дня рождения Константина Георгиевича Паустовского, русского писателя  известных детских книг «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Растрёпанный воробей».

5 сентября 205 лет со дня рождения Алексея Константиновича Толстого, русского писателя,  известного по книгам «Лиса и Журавль», «Золотой ключик, или Приключение Буратино», «Пётр Первый», «Петушок-золотой гребешок» и др. .

22 декабря 85 лет со дня рождения Эдуарда Николаевича Успенского, русского писателя, автора детских книг, телеведущий, им придуманы персонажи — крокодил Гена и Чебурашка, пёс Шарик и кот Матроскин, дядя Фёдор.

3 ноября 135 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака, русского поэта, переводчика, известного по книгам «Сказка о глупом мышонке», «Где обедал воробей?», «Рассказ о неизвестном герое» и др.

9 июня 350 лет со дня рождения Петра I, последнего царя всея Руси и первого Императора Всероссийского

7 октября 70 лет со дня рождения Владимира Владимировича Путина, Президента РФ, государственного деятеля.

- Молодцы! Надеюсь, этот календарь нам поможет в нашей дальнейшей работе на любом уроке.

Приложение к уроку

1 группа:

    2600:10       36+17      80•5       240:3       62•10     80•9  

80

720

400

620

53

260

у

а

н

т

и

м

2 группа:

   91:7       80:5       360:60    60•3    600 – 450      56•10    

16

6

150

13

180

560

е

д

л

н

е

я

3 группа:

   78:13      77:7      90:5      30:6•5      92:4      

23

25

18

6

11

ц

я

с

м

е

4 группа:

    2•39        90:6        60:20      

3

78

15

с

ч

а

   12•3       82:41       75:15    

5

36

2

д

г

о

5 группа:

   360:4      2400:6       17•4      81:27    210 – 30    

180

90

3

400

68

и

с

к

у

т

6 группа:

    2•39     420:7   95:19    200:4    18:6      82:41    560:7    

60

5

3

50

2

80

78

е

к

н

у

д

а

с

Кол-во снимков

в 1секунду

Время

Общее количество снимков

(запиши решение)

25 сн.

2 с

25 сн.

3 с

25 сн.

10 с

25 сн.

1мин

Почему в одних месяцах 31 день, в других - 30, а в феврале - 28 или 29?

Такой порядок был установлен ещё в далёком древнем 45-ом году до н.э. и связан он с переходом на Юлианский календарь.

В соответствии с указом Юлия Цезаря был создал новейший календарь. Он содержал 365 дней и был разделен на 12 месяцев.

Количество дней в каждом месяце было основано на цикле Луны, составляющем 29,5 дней. При этом, согласно самому понятию "года" как одному обороту Земли вокруг Солнца, в каждом календарном году оставалось еще около шести "лишних" часов. Именно по этой причине и решено было 1 раз в 4 года прибавлять к последнему месяцу (а в то далёкое время это был месяц февраль) еще 1 день (6 х 4 = 24 часа = 1 сутки). При этом чётные месяцы (апрель, июнь, август, октябрь, декабрь) имели чётное количество дней в количестве 30, а нечётные месяцы – 31 день.

После смерти Юлия Цезаря, месяц под названием "квинтилис" был переименован в его честь в "юлий" (июль), а чуть позже, следующий месяц "император " (Август) также был удостоен именного месяца – августа. Но, в июле был 31 день, а в августе – 30, что не соответствовало заслугам великого императора. И пришлось добавить еще один день к августу и, следовательно, отобрать 1 день у последнего месяца года – февраль, в котором до сегодняшних дней остается всего 28 дней в обычный год и 29 дней - в високосный год.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. Единицы времени. Минута. Соотношение между единицами времени.

Цели урока:воспитание познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, культуры мышления, речи, поведения;воспитание заботы о своём здоровье;развитие навыков самостоятельной работы, са...

Конспект урока по математике 4 класс "Единицы времени - век. таблица единиц времени"

Цель урока:Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год). Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение организовывать и поддерживать  ди...

Конспект урока по математике Измерение времени. Единицы времени

Данный материал представляет собой конспект урока по математике по теме "Измерение времени. Единицы времени"...

Конспект урока по математике на тему "Единицы времени. Час. Минута. Определение времени по часам”.

Конспект урока по математике на тему  "Единицы времени. Час. Минута. Определение времени по часам”.  2 класс...

Конспект урока по математике "Единица времени-век.Таблица единиц времени"

Цель урока: познакомить с единицей времени – веком.Задачи урока:- развивать умение преобразовывать крупные единицы измерения времени в мелкие и наоборот, выполнять вычисления  с именованным...