Конспект урока математики. 2 класс. Тема: Вычисления вида 30-7
план-конспект урока по математике (2 класс)

Коробова Римма Александровна

Данный урок соответствует поставленным целям и задачам,  а также включает групповую и индивидуальную формы организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Математика

Класс: 2

Образовательная система: Школа России

Тема: Вычисления вида 30-7

Тип урока: ОНЗ

Цели:

Содержательная: знакомство с приёмом вычисления вида 30-7

Деятельностная: закрепление умения решать задачи, используя новый приём вычисления 30-7

Задачи:

Дидактические:

1. Устанавливать и соблюдать порядок при вычислении значения числового выражения (со скобками или без скобок), содержащего действия сложения и вычитания в пределах 100.

2. Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, в пределах 100 – устно и письменно.

3. Решать текстовые задачи в одно-два действия.

4. Находить число большее или меньшее данного числа на заданное число (в пределах 100).

Развивающие:

1.        Воспроизводить порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (со скобками или без скобок);

2.        Устанавливать соответствие между математическим выражением и его текстовым описанием;

3.  Подбирать примеры, подтверждающие суждение, вывод, ответ;

4.        Извлекать и использовать информацию, представленную в текстовой, графической (рисунок, схема, таблица) форме;

5.        Находить с помощью учителя причину возникшей ошибки или затруднения;

6.        Принимать правила совместной деятельности при работе в парах, группах, составленных учителем или самостоятельно;

7.        Комментировать ход вычислений;

8.        Использовать математические знаки и терминологию для описания сюжетной ситуации, конструирования утверждений, выводов относительно данных объектов, отношения;

9.        Записывать, читать число, числовое выражение.

Воспитательные:

1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Устанавливает и соблюдает порядок при вычислении значения числового выражения (со скобками или без скобок), содержащего действия сложения и вычитания в пределах 100.

2. Выполняет арифметические действия: сложение и вычитание, в пределах 100 – устно и письменно.

3. Решает текстовые задачи в одно-два действия.

4. Находит число большее или меньшее данного числа на заданное число (в пределах 100).

Личностные:

1. Осознаёт необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.

Метапредметные:

Познавательные:

1.        Воспроизводит порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (со скобками или без скобок);

2.        Устанавливает соответствие между математическим выражением и его текстовым описанием;

3.  Подбирает примеры, подтверждающие суждение, вывод, ответ;

4.        Извлекает и использует информацию, представленную в текстовой, графической (рисунок, схема, таблица) форме.

Регулятивные:

9.        Находит с помощью учителя причину возникшей ошибки или затруднения;

10.        Принимает правила совместной деятельности при работе в парах, группах, составленных учителем или самостоятельно.

Коммуникативные:

6.        Комментирует ход вычислений;

7.        Использует математические знаки и терминологию для описания сюжетной ситуации, конструирования утверждений, выводов относительно данных объектов, отношения;

8.        Записывает, читает число, числовое выражение.

Оборудование: учебник; презентация; карточки

Образовательные ресурсы: Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.] – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2024. – С.61: ил. – (Школа России).

План урока:

1. Этап мотивации (1-2 мин.)

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности

1.3. Работа с высказыванием

2. Этап актуализации и пробного учебного действия (7 мин.)

2.1. Устный счёт. Повторение известных приёмов вычисления

2.2. Игра «Верю-не верю»

3. Этап выявления места и причины затруднения (3 мин.)

3. Самоопределение к деятельности

4. Этап построения выхода из затруднения (2 мин)

4.1. Формулирование темы урока

4.2. Формулирование цели урока

4.3. Формулирование задач урока

5. Этап реализации построенного проекта (10 мин.)

5.1. Знакомство с приёмом вычисления вида 30-7

5.2. Работа с учебником

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (7 мин.)

6.1. Работа у доски

6.2. Решение задачи

ФИЗМИНУТКА

7.Этап самостоятельной работа с самопроверкой по эталону (5 мин)

Самостоятельная работа в тетради

8.Этап включения в систему знаний и повторение (5 мин)

8. Работа с примерами за красной линией

9.Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин)

9.1. Подведение итогов

9.2. Рефлексия

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Римма Александровна, сегодня урок математики проведу у вас я.

1.2. Проверка готовности

- Проверьте готовность к уроку. У вас на столах должна лежать рабочая тетрадь, учебник, пенал, цветные карандаши и раздаточный материал.

- Садитесь

1.3. Работа с высказыванием

- Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте цитату «Если вы хотите быть успешным, учите математику!»

-Ребята, а как же математика может помочь стать в будущем успешным?

-Успех в жизни зависит от многих факторов, но математика является одним из важнейших инструментов, она учит нас анализировать и планировать, а это может помочь вам достичь своих целей. И сегодня вы в этом убедитесь.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

 

Фронтальная

Фронтальная

 

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Устный счёт. Повторение  известных приёмов вычисления

-Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы: 1 ряд -1 группа, 2 ряд – 2 группа и 3 ряд – 3 группа. На первых партах каждого ряда есть карточка. Каждый должен решить по два примера и закрасить ответ в таблице снизу. В итоге, когда все примеры будут решены, вам необходимо будет составить слово из букв, под которыми будут закрашены по две цифры.  Передаём карточку по цепочке  на скорость.

-Начинаю обратный отсчёт: 3, 2, 1…приступаем!

14-8

11-6

43+7

15-9

12-6

64+3

60+18

13-7

20+14

81+9

п

с

х

р

у

е

к

6

50

34

22

6

67

44

78

6

90

15

5

6

86

-Итак, первой справилась команда…, какое слово у вас получилось? (успех)

-2 и 3 команды, какое у вас получилось слово? (успех)

-Молодцы! Сейчас вы стали немного успешнее, благодаря математике!

-Скажите, а что мы с вами повторяли, выполняя это задание? (изученные приёмы вычисления)

-Сейчас я хочу проверить,  насколько вы внимательны! Ведь внимательность важна не только в учении, но и в жизни.

2.2. Игра «Верю-не верю»

-Я буду читать вам выражения с ответами, а вы, если согласны – хлопаете в ладоши 1 раз, если не согласны, то поднимаете руку и исправляете ошибку. Все готовы внимательно слушать?

-Молодцы!

-Что мы повторяли, выполняя это задание? (использование известных приёмов вычисления)

 

 Групповая

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Самоопределение к деятельности

-Пожалуйста,  выйдите к доске 5 человек. Найдите значение каждого выражения, а остальные проверяйте, всё ли верно выполняют ваши одноклассники.  

-Ребята, при решении какого примера у вас возникло затруднение? (последнего)

-Что у вас не получилось сделать? (нужно вычесть 7 единиц, а в числе из 0)

-Верно, скажите, вычисления каких видов вам уже знакомы? (26+4,  36-2, 36-20)

 

 

Фронтальная

ПР.1

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.3

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

– Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (Вычисления вида 30-7) СЛАЙД

4.2. Формулирование цели урока

– Какую цель мы с вами поставим перед собой? (научиться выполнять вычисления вида 30-7) СЛАЙД

4.3. Формулирование задач урока

- Что мы будем для этого делать? (познакомимся с приёмом вычисления вида 30-7, будем решать задачи)

Самостоятельно формулируют тему, цель и задачи урока.

Фронтальная

П.1

Р.1

Л.1

П.1

К.1

К.2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

 5.1. Знакомство с вычислением вида 30-7

 

-А теперь предлагаю открыть учебник на странице 61-ой и взглянуть на объяснение автора. Рассмотрите рисунок.

-Теперь, зная, как выполнять вычисление такого вида, что мы будем делать дальше?

-Верно, но для начала немного отдохнём

ФИЗМИНУТКА

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

5.2. Работа с учебником

-Откройте учебник на С.61, выполним номер 1 устно. Обратите внимание на образец. В виде каких чисел здесь представлено число 50? (40 и 10)

-Чего нет в этих числах? (единиц)

-

-Проговорим устно следующие примеры. 70 представили как 10 и…? (60)

-100 как 10 и…? (90)

-Каким действием мы можем найти первое число, зная второе? (вычитанием: из 100 вычесть 10)

-и 60 представлено как 10 и…? (50)

-Для чего нам необходимо уметь раскладывать числа? (чтобы было легче складывать и вычитать при устном счёте)

-Хорошо, теперь я приглашаю к доске 4 человека для решения примеров с объяснением. Кто желает?

-Остальные, откройте свои тетради, отступите 4 клеточки, запишите число, классная работа. И выполните вычисления во 2 номере.

Отвечают на вопросы

 

 

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

ПР.1

ПР.2

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.3

 

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

6.1. Работа у доски

-Ребята, вы всё ближе к своей цели. Теперь осталось закрепить ваши знания. Посмотрите, пожалуйста, в учебнике на номер 3.  Кто желает выполнить первый столбик с объяснением у доски?

-Остальные решают в тетрадях.

-Как мы разложим число 70? (10 и 60)

-Что будем делать дальше? (из 10 вычтем 5)

-Сколько останется? (5)

-Что сделаем дальше? (60+5=65)

(второй по аналогии)

-Хорошо, садись. Остальные примеры выполните самостоятельно в тетради.

-Проверим. По цепочке, читаем пример, объясняем, как получили ответ.

-Молодцы!

6.2. Решение задач

-Скажите, а что мы с вами ещё не решали на уроке? (задачи)

-Верно, поэтому я предлагаю вам решить задачу под номером 4.

-Задачу прочитает…

-Какое действие означают слова «на 3 меньше»? (вычитание)

-Какое выражение получится? (10-3)

-Запишите в тетради решение этой задачи и ответ.

-Какой ответ получился у тебя….? (7 дверей)

-Поднимите руки те, кто не согласен. Молодцы!

 

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Фронтальная

 

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Самостоятельная работа в тетради

-Нам осталось совсем чуть-чуть до достижения нашей цели! В жизни важно быть ещё и самостоятельными, поэтому посмотрите, пожалуйста, на номер 6 в учебнике.

-

ЗАДАНИЕ НА ПОЛЯХ

-Поднимите руку те, кто справился. Обменяйтесь тетрадями со своим соседом и сверьте ответы с эталоном на доске.

-Верните друг другу тетради. Поднимите руку, у кого нет ошибок.

-А теперь у кого есть ошибки. (В чём вам нужно совершенствоваться?)

-Что мы повторяли, выполняя это задание? (сложение и вычитание)

   

Выполняют номер из учебника

Взаимопроверка

индивидуальная

 

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Работа с примерами за красной линией

-Ну что. Остался последний шаг до нашей цели и в первую очередь – для вашего личного успеха.  Это задание покажет, насколько хорошо вы усвоили сегодняшнюю тему.

-Посмотрите, пожалуйста, внизу под красной линией у вас есть выражения. Запишите их самостоятельно в тетради, записав ответ.  

-Поднимите руку, кто справился

-Проверим. Какой ответ получился в первом примере? Как ты,…, его решил?

-Втором, …? Третьем, …? Четвёртом, …?

-Поднимите руку, у кого всё верно выполнено. Молодцы!

 

Выполняют задание

 

Индивидуальная

 

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

9.1. Подведение итогов

- Ребята, над какой темой мы сегодня работали? (вычисления вида 30-7)

- Какую цель мы ставили перед собой? (научиться выполнять вычисления вида 30-7)

-Как же вычесть 7 из 30? (разложить число 30 на 20 и 10. Из 10 вычесть 7, а потом сложить остаток и 20)

-Поднимите руку те, кто считает, что мы достигли цели.

9.2. Рефлексия

- Я хочу вас поздравить с тем, что вы стали чуточку успешнее благодаря математике! И предлагаю оценить свою работу на уроке с помощью лесенки успеха.

-Закрасьте звезду на высокой ступеньке, если вы считаете, что усвоили тему и научились решать примеры вида 30-7, на вторую , если были затруднения и на нижнюю, если вы не усвоили тему.

- Спасибо за урок, мне было с вами очень приятно работать. Вы молодцы! До свидания!

Отвечают на вопросы

Проводят самооценку 

Фронтальная

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики. Приёмы устных вычислений вида: 470+80, 560-90. 3 класс.

Тема урока: Приёмы устных вычислений вида: 470+80, 560-90Цель: познакомить с приемами вычислений вида 470 + 80, 560 — 90; закреплять вычислительные навыки, умение решать за­дачи изученных видов.Планир...

Конспект урока математики. Приёмы устных вычислений вида: 450+30, 620-200. 3 класс.

Тема урока: Приёмы устных вычислений вида: 450+30, 620-200Цель: ·        познакомить с приемами устных вычислений вида 450 + 30, 620 — 200,  основанные на знани...

Конспект урока математики "Приёмы устных вычислений вида: 450+30, 620-200" УМК "Школа России" 3 класс

Цель:  Знакомство с приемами устных вычислений вида 450 + 30, 620 — 200, основанные на знании десятичного состава трёхзначных чисел;Планируемые образовательные  результатыПредметные: З...

Конспект урока математики "Приемы устных вычислений вида 450+30, 620 - 200" (УМК «Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о приемах устных вычислений вида 450+30, 620 - 200;  совершенствование вычислительных навыков, умения решать задачи; развитие логическ...

Конспект урока математики «Приемы устных вычислений вида 470+80, 560-90» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о приемах устных вычислений вида 470+80, 560-90;  совершенствование  вычислительных навыков и умения решать задачи.Планируемые результ...

Конспект урока математики «Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о приёмах устных вычислений вида 260+310, 670-140; закрепление вычислительных навыков, умение решать задачи изученных видов.Планируемые результатыПредмет...