Конспект урока математики в 1 классе "Число 10"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Фролова Татьяна Олеговна

знакомство с числом 10, составом числа 10, графическое изображение числа 10. Использование игровой технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_1_klass_chislo_10.docx38.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики 1 класс

Тема: Число 10

Цель: знакомство с числом 10, составом числа 10, графическое изображение числа 10.

Задачи:

Предметные: сформировать представление о числе 10, его составе, умение его записывать и графически изображать, сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах 10.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, при работе в паре.

Метапредметные:

 Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ход урока

1. Мотивирование на учебную деятельность (Прием «Приветствие») Игровая технология

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Хорошо ли мы умеем

И решать, и отвечать?

Не судите очень строго

Ведь учились мы немного!

Мы урок свой начинаем,

Сразу в сказку попадаем. (Слайд 1, звучит заставка  «В гостях у сказки»)

- А хотите узнать, в какую сказку именно? Я загадаю загадку, а вы хором скажете ее ответ.(Прием «Умение задать рамки»)

- Удивительный народ:
Вместе вышли в огород,
Вот друг друга держат крепко,
Потянули… Вот и …  
(Репка.)

- Правильно, ребята, это русская народная сказка «Репка»!  (Слайд 2)

- Итак, дверь тихонько открываем, слушать сказку начинаем.

2.  Актуализация знаний         

- Во саду ли, в огороде

Было дело по весне.

В ясный тепленький денек

Дед посеял семена в земле.

Сколько сеял, позабыл,

Помощь нашу попросил.

- Ребята, я буду читать математические рассказы, а вы на числовом ряду записывать ответы-цифры. Я спрошу ответ, когда поднимется 3 руки.

(на числовом ряду уже есть цифры 2, 7)

(Прием «Время ожидания. Я спрошу ответ, когда поднимется 3  руки»)

(Дети заполняют   числовой ряд, изображенный на доске)

1. Брюква, репа и морковка,
А еще редиска, свекла.

Лук, картошка, сельдерей,

Сколько корнеплодов в сказке

Скажите, ребята, быстрей! (1)

2. Внучка и Жучка, дед и бабуля,

Кошка да мышка – совсем крохотуля,

Вы, подумав внимательно,

Всех героев посчитайте тщательно. (6)

3. В сказке нашей о семье говорится:

Дедушка, бабушка да внучка-певица.

Отвечайте поскорей,

Сколько было в доме людей? (3)

 (Дети по очереди выходят к доске и выставляют цифры)

(на числовом ряду уже цифры 1, 2, 3,…, …,   6, 7, …, …, …)

(Прием «Холодный обзвон»)

- Никита, какое число стоит после числа 3? (4) Запиши это число на числовом ряду.

- Андрей, какое число идет после числа 8? (9) Поставь  его на нужное место.

- Сеня, назови число, которое расположено между числами 4 и 6. (5) Запиши его.

- Дима, назови число, которое на 1 больше, чем 7. (8) Запиши его.

 (на доске появляется заполненный числовой ряд 1 – 9)

- Ребята, для того, чтобы напомнить деду, сколько он посеял семян репы,  давайте хором назовем числа, записанные на числовом ряду. (дети называют числа) (Прием «Умение задать рамки. Ответ хором»)

- Так сколько дед посеял семян? (9)

3. Создание проблемной ситуации

- Молодцы, ребята, помогли деду сосчитать посеянные семена. Слушаем сказку дальше.

- Дедушка домой пошел,

Еще семечку нашел.

Дедушка был в легком стрессе:

«Семечек-то стало десять!»

- Ребята, на какое место в числовом ряду мы поставим число 10?

(за числом 9).

- Где в жизни можно встретиться с этим число?               (Слайды 3 – 7)

 (десяток яиц, 10 пальцев на руках, 10 пальцев на ногах, футболка с номером 10, номер дома, 10 тетрадей в пачке, 10 таблеток в блистере и т.д.)

- А что мы знаем о самом числе 10? (ничего)

3. Формулирование учебной проблемы (Прием «Загадка»)

Заплясал тут дед вприсядку,

Загадал он нам загадку:  

«Отгадайте число к сроку,

Вот и тема для урока.

Нолик мне терять нельзя,

Без него исчезну я.

Стану тощей единицей,

Буду плакать я и злиться!» (Число 10)

                                                      Записываю на доске тему урока: Число 10.

 «Цель моя –  взрастить те репки.

А у вас какая, детки?»

- Ребята, скажем деду, какую цель мы поставим перед собой на нашем уроке. (Дети отвечают: Знакомство с числом 10.)

- А чтобы  достичь ее, надо поставить перед собой задачи урока.  На доске слова-помощники. Я читаю начало задачи, а вы заканчиваете.

(Прием «Помощники». Слова записаны на доске: Понять (как образуется число 10), Узнать (состав числа 10), Научиться (писать число 10).

4. Первичное понимание новых знаний. 

Практическое применение понятия числа 10 (сравнение, образование, состав, запись)

Образование числа 10 (Фронтальная работа) (Способ «Включенность в общее дело»)

На каждой парте лежит конверт, в котором по 10 картонных репок..

- Дед сначала посеял 9 семян репки, а потом еще 1 семечку. Сколько всего семян репы посеял дед? (10)

- Какую запись можно сделать к нашему математическому рассказу?

 (9 + 1 = 10) (на доске появляется запись 9 + 1 = 10)

- Дед посеял семена,

А взошла только одна.

Сколько семян не взошло? (9)

- Какую запись можно сделать к этому математическому рассказу?

 (10 – 1 = 9)  (на доске появляется запись 10 – 1 = 9)

5. Первичная проверка понимания

Сравнение чисел 9 и 10 (Прием «Включенность в общее дело»)

-  Сравните числа 9 и 10.  (9 меньше 10, или 10 больше 9)

- Какие знаки нужно поставить между числами?  (<, >)

-Прочитайте запись сравнения. (9 < 10, 10 > 9)

6. Физминутка (Прием «Сопровождение движений текстом»)

- Число 10 получили и его с девятью сравнили,

И поэтому продолженье сказки заслужили.

«На уборку урожая

Всей семьей шли, подпевая.

Только внучка говорит:

«У меня спина болит,

Я размяться бы не прочь.

Кто желает мне помочь?»   ( Проводится физминутка)

Мы считали и устали,

Дружно все мы тихо встали,

Ручками похлопали,

Раз, два, три. (Хлопки в ладоши под счет)

Ножками потопали,

Раз, два, три. (Шаги ногами на месте)

Сели, встали, встали, сели,

И друг друга не задели. (Приседания)

Мы немножко отдохнем  (Повороты туловища)

И опять считать начнем. (Дети садятся за парты)

Состав числа 10

«Внучка за бабку (учитель дальше говорит вместе с детьми), бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут.                   (Слайд 8)

Улыбается лишь та,

Говорит она слова:

«Вижу я десятый дом,

Заселите жильцов в нем».

7. Первичное закрепление новых знаний.

 Работа в парах. Практическая работа (Прием «Умение задать рамки. Выкрикнуть с места»)

(используя репки, дети называют разные варианты состава числа 10, учитель записывает на доске в домике № 10.)

- Молодцы, все жильцы заселены. Прочитаем, из каких чисел состоит число 10. (дети вместе с учителем читают: 10 – это 1 и 9, и т.д.)

Репка опять вторит нам:

«Корень мой не по зубам.

Пусть придут собака с кошкой

И попишут лишь немножко».

Графическое изображение числа 10

Работа в рабочей тетради. (Прием «Ситуация успеха. Авансирование успешного результата»)

- Ребята, скажите, для записи чисел от 1 до 9 сколько цифр требуется? (одна)

- А из скольких цифр состоит число 10? Назовите их. (из двух цифр – 1 и 0)

- Числа, при записи которых используется две цифры, называются двузначные. Скажем вместе это слово (дети вместе с учителем говорят «двузначные»)

- Ребята, 10 – это самое маленькое двузначное число, при его записи используются цифры 1 и 0, и сейчас мы его научимся писать. Это  для собаки с кошкой писать число 10 сложно, они ведь в школу не ходили, а вы с этим заданием обязательно справитесь, я в этом даже не сомневаюсь.

(Письмо числа 10 после показа образца на доске и «письма в воздухе»)

- Ребята, я очень рада, что мы научились писать самое маленькое двузначное число.

«Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут.             (Слайд 9)

«Кто за стенкою шуршит,

Тонким голосом пищит,

Сыр от них не утаишь.

Всем ворам воришка – … (дети: мышь)

- Вот и мышка к нам пришла,

И заданье принесла. 

8. Повторение изученного материала. Работа у доски.         (на основе материала рабочей тетради с. 23, № 2) (Прием «Привлекательная цель»)

- Ребята, без всякого сомнения вы справитесь с мышкиным заданием, чтобы она помогла вытянуть репку.

(на доске математические записи:

4 – 2

2 + 1

1 + 2

3 – 1

5 – 3

1 + 1

4 – 1

5 – 2

- Ребята, которые сидят на 1 варианте, вы решаете  1 столбик, а ребята, которые сидят на 2 варианте – 2 столбик. Справа от записи, в которой ответ будет равен 3, вы поставите  красный квадрат, а в записи, в которой получится ответ 2 – синий квадрат. Дети, сидящие за партой, проверяют своего товарища по команде.

- А теперь все вместе:

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут и вытянули репку! Сплотившись, даже слабые сильны!                                                                           (Слайды 10, 11)

9. Рефлексия (Прием «Корзина яблок»)

- Ребята, хочу вам напомнить цель, которую поставил перед собой дед: « Моя цель – взрастить те репки». Как вы считаете, дети, добился цели своей дед? (нет, у него взошла только одна репка)

- Предположите, почему так могло случиться? (некачественные семена, отсутствие полива, птицы склевали)

- А теперь вспомним нашу цель.(знакомство с числом 10)

- Для этого взглянем на задачи:

Понять как образуется число 10 – поняли

Узнать состав числа 10 – узнали

Научиться писать число 10 – научились

- А это значит, что цель мы свою достигли. Потому что мы …(молодцы!)

- Ребята, у русского народа есть традиция: в гости идем с гостинцами. Нарушать эту традицию мы не станем. Героев нашей сказки мы угостим вкусными яблочками. Вот у меня уже есть корзина (закрепляю ее на доске), а вы в нее положите по яблочку, но они могут разного цвета. (яблоки разного цвета лежат на парте)

Зеленое яблоко – Урок прошел удачно. Я доволен собой!

Желтое яблоко – Мне было трудно, но я справлялся с заданиями. Я вполне доволен собой!

Красное яблоко – Мне было очень трудно. Мне нужна помощь!

(дети выбирают выбранный цвет яблока и кладут его в корзину)

- У нас набралась полная корзина яблок. Мы уверены, гостинец понравится героям нашей сказки!

10. Итог (Прием «Фантастическая добавка»)

- Как гласит народная мудрость – в гостях хорошо, а дома – лучше. Закройте свои глазки, а я произнесу волшебные слова. С моим последним словом  вы их откроете. (Учитель говорит: «Раз, два, три, сказка, нас домой верни!, дети открывают глаза)

- Ребята, мы успели к звонку без опоздания.

Урок окончен. До свидания! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Сложение и вычитание в пределах 10". Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова "Математика" (1класс).

Урок разработан по теме "Сложение и вычитание вида: []±4"Цель: Формировать умение складывать и вычитать по частям выражения вида:  []±4.Задачи:- отрабатывать навыки устного счета;- освоить н...

Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"

Урок проводила по  программе "Школа России"  по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....

Конспект урока математики "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" ( по учебнику "Математика. 4класс" (авт. - Л.Г. Петерсон))

Урок построен с применением технологии деятельностного метода. В ходе урока осуществляется групповая (в том числе и в паре) работа учащихся....

Конспект урока математики по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой "Моя математика",

Урок открытия нового знания, на котором дети учатся решать уравнения,  используя правило нахождения неизвестного слагаемого....

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...