Игровые технологии на уроках математики в начальной школе
методическая разработка по математике
В разработке собраны различные игровые технологии на уроках математики в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_na_urokah_matematiki_v_nachalnoy_shkole.docx | 52.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии на уроках математики в начальной школе
1. Упражнения для устного счёта предъявлены учащимся в форме различных игр, шифровок, математических диктантов, карточек с примерами, лабиринтов, ребусов, игр на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку”, «Молчанка» .
2. Закрепление изученного материала можно также проводить с элементами игры. Для проведения подобных игр, заранее подбираю вопросы, требующие краткого ответа. Например, «Аукцион знаний». На обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с обозначениями различных математических величин – скорость, время, расстояние; формулы нахождения периметра квадрата, прямоугольника, треугольника, площади прямоугольника, квадрата). Задача учащихся – как можно больше сообщить о данном лоте (информация, выдаваемая учащимися, должна быть дозирована и являться логически законченным высказыванием).
3. Можно провести игру-соревнование «Самый умный», «Брейн-ринг». Например: Сумма уменьшаемого, вычитаемого и разности равна 12. Чему равно уменьшаемое? Год назад Ире было 5 лет. Сколько лет ей будет через 3 года? Два отца и два сына съели три апельсина. По скольку съел каждый из них?
4. Вместо традиционного опроса можно устроить блиц-турнир, где учащиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя. Например: 3 кг яблок стоят 9 р. Сколько надо заплатить за 7 кг таких яблок? За 4 ч автомат закрывает 8 банок. За сколько времени он накроет 12 банок? 9 л молока разлили в банки по 3 л в каждую. После этого остались незаполненными k банок. Сколько всего было банок? После того как Таня прочитала 10 страниц книги, ей осталось прочитать на 5 страниц больше, чем она прочитала. Сколько всего страниц в этой книге?
5. При закреплении учащимися знания таблицы сложения и вычитания (умножения и деления) можно использовать игру «Поймай рыбку» или «Самый быстрый почтальон».
Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить таблицу сложения и вычитания (умножения и деления), внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.
Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Вот некоторые из дидактических игр.
Игра“Назови соседей числа”.
Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.
Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета). Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, тот другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа –20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).
Игра “ Старик Хоттабыч”.
Однажды в реке нашли старинный сосуд, на котором были начертаны таинственные слова: “ В этот сосуд заключён могущественный джин Гасан Абдурахман ибн Хоттаб за то, что тысячу лет назад он не смог выполнить задание повелителя джинов Аль - Манфара”.
Задания (на рисунке кувшин с любыми числами)
Найдите “ лишнее” число.
Выпишите чётные, нечётные числа.
Составьте равенства и неравенства.
Увеличьте числа на2.
Уменьшите числа на 2.
Из кувшина вышел вдруг
Добрый джин – наш старый друг.
Кто решит всё без подсказки,
Тех возьмёт с собою в сказку.
Математическая игра на уроке должна быть хорошо организована и целеустремлена. Прежде ученикам надо осознать правила - единые по форме для всех игр, чтобы постепенно выработался стереотип. Такие правила обязывают детей действовать строго по очереди или коллективно; отвечать по вызову, внимательно слушать ответ товарища, чтобы исправить его по необходимости; не повторяться; не мешать другим; честно признавать свои ошибки и т.д.. В этом заключается организационная роль правил игры. Кроме того, они являются средством управления игрой: указывается способ действий и их последовательность, формируются требования к поведению, регулируются взаимоотношения детей в игре.
Во многих дидактических играх, таких как «Набери число», «Кто быстрее», «Лесенка», «Не зевай», заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им.
Такие игры, кроме решения учебных задач, способствуют воспитанию нравственных качеств личности, привитию навыков правильного поведения в коллективе.
На каждом уроке необходимо создать учебную ситуацию, которая позволяет учащимся проявить себя. У ребенка в начальной школе фантазия развита настолько, что позволяет ему оказаться там, куда приглашает игра.
Нравятся ребятам игры: «Рыбалка», круговые примеры, «Кто быстрее?», «Найди фигуру», «Найди ошибку», «Не дописанный пример», «Закодированный ответ», «Игра в снежки», «Собери картинку», «Кто больше составит примеров?», «Кто лучше считает?» и др.
Особый интерес у детей вызывают задания, в которых участвуют герои сказок или мультфильмов. Например: Один гном нашел в своей подземной пещере 15 изумрудов, а другой на четыре изумруда меньше. Сколько все изумрудов получит в подарок Белоснежка?
Большим творческим потенциалом обладают деловые игры. На основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальные вариант решения задачи. Такие игры способствуют развитию деловых и практических качеств учащихся.
В игровой форме проводятся такие уроки, как: Урок-сказка, Урок-КВН, Урок-кроссворд, Урок-смотр знаний.
Ребята любят выступать в качестве историков, фокусников, сказочных героев, экскурсоводов, почтальонов, продавцов.
ИГРЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
«Листопад»
Цель: закрепить знания детей о листьях разных деревьев.
Участники выбирают по два любых желтых опавших листа, говорят, с какого они дерева (с какой ветки эти детки). Учитель говорит: «Листья легкие медленно летят по воздуху» (дети бегают и машут руками)
Листопад! Листопад!
Листья желтые летят!
Ученики говорят, какие листья осенью желтеют.
Участники выбирают по два любых оранжевых опавших листа, говорят, с какого они дерева (с какой ветки эти детки). Учитель говорит: «Листья легкие медленно летят по воздуху» (дети бегают и машут руками)
Листопад! Листопад! Листья оранжевые летят!
Ученики говорят, какие листья осенью становятся оранжевого цвета.
Участники выбирают по два любых бурых опавших листа, говорят, с какого они дерева (с какой ветки эти детки). Учитель говорит: «Листья легкие медленно летят по воздуху» (дети бегают и машут руками)
Листопад! Листопад!
Листья бурые летят!
Ученики говорят, какие листья осенью становятся бурого цвета.
Подводя итоги игры учитель спрашивает у какого дерева осенью можно увидеть листья разных цветов, а у какого дерева листья осенью не меняют своей окраски.
«Листопад»
Учитель описывает листья деревьев, кустарников, а учащиеся называют их и находят среди лежащих на парте листьев. Один из учеников прикрепляет лист к контурному изображению дерева или кустарника.
«Узнай растение по описанию»
Цель: закрепить знания детей о разных видах растений.
Игра начинается с отгадывания загадки о дереве.
Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок –
Ничего. Что плод мой мелок. (Дуб)
Дети говорят, как они догадались, о каком дереве идет речь, находят его на картинке. Учитель описывает дерево. При описании растений следует придерживаться примерно такого плана:
- Высота дерева (очень высокое, высокое, невысокое).
- Листья (величина, форма, окраска).
- Цветки или плоды (цвет, форма, величина, запах).
- Ствол (цвет, толщина, поверхность).
- Ветви (толстые, тонкие, идут вверх, в сторону, вниз).
Далее учитель описывает клен, березу, калину, а ученики говорят, как они догадались, какое дерево он описал. При проведении игры можно использовать загадки.
Сучки рогатые, Плоды крылатые, А лист – ладошкой
На длинной ножке. (Клен)
Я на розу так похож, Разве что не так хорош, Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (Шиповник)
С моего цветка берет Пчелка самый вкусный мед. А меня все обижают
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
«Зеленые загадки»
Цель: закрепить знания детей по темам «Фрукты» и «Овощи».
Игроки делятся на 2-3 группы. Каждая образует круг. В центре круга - мешочек с овощами и фруктами. У всех игроков имеется эмблема с изображением одного овоща или фрукта.
Загадывается загадка. Отгадку называет тот ученик, у которого есть эмблема этого овоща или фрукта, после чего находит названный предмет в мешочке. Если участник не допустил
ошибки, его группа получает очко. Побеждает группа получившая наибольшее количество очков.
Загадки: Сидит дед
Во сто шуб одет, Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
Летом в огороде – Свежие, зеленые, А зимою в бочке –
Крепкие соленые. (Огурцы)
Не корень, а в земле, Не хлеб, а на столе. К пище приправа,
И на микробы управа. (Чеснок)
Посадили зернышко,
Вырастили солнышко. (Подсолнечник)
Круглое, румяное, Я расту на ветке,
Любят меня взрослые, Любят меня детки. (Яблоко)
Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен.
Нужен только красный нос. (Морковь)
Кругла, рассыпчата, бела, На стол она с полей пришла, Ты посоли её немножко,
Ведь, правда, вкусная…? (Картошка)
Толста и желтокожа,
Всю жизнь проводит лёжа. (Тыква)
«Дикие и домашние животные»
Цель: закрепить знания детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные». После слов учителя «Сейчас мы отправимся в путешествие в сказочный лес» дети выбирают транспорт, на котором они отправятся в путешествие, объясняют, почему они выбрали именно этот транспорт. Звучит музыка.
Учитель говорит: вот и сказочный лес, но уже вечер, начинает темнеть. Нам придется переночевать в доме лесника, а утром продолжим путешествие. Утром раньше всех проснулся Саша и решил познакомить с новым местом. Осмотрелся и вдруг увидел лежащего на коврике возле кровати зверька. Послушайте загадку о животном, которого увидел Саша, и найдите картинку с его изображением.
Острые ушки,
На лапках подушки, Усы как щетинки, Дугою спинка.
Днем спит, на солнышке лежит. Ночью бродит,
На охоту выходит.
По какому признаку вы узнали это животное?
Далее предлагаются загадки о других домашних животных, которых ребята могли бы увидеть во дворе дома лесника. По мере отгадывания загадок на наборное полотно выставляются изображения животных, затем задаётся вопрос: как можно назвать эту группу животных? (Домашние). Делается вывод: животные, о которых заботится человек (строит для них жильё, кормит, ухаживает), которые приносят ему пользу, называют домашними.
Учитель спрашивает: а где живут дикие животные? Предлагает учащимся отправиться в лес. Выясняется, как надо вести себя в лесу, чтобы увидеть его обитателей. Дети закрывают глаза, слушают запись голосов птиц и зверей леса. В это время вывешивается картина «Лес». Загадываются загадки о диких животных. По мере их отгадывания на наборное полотно выставляются изображения диких животных.
Этот зверь тебе знаком – ест мышей, Пьет молоко,
Но на кошку не похож,
Весь в колючках длинных… (Еж)
Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
Ты его узнаешь сразу:
Летом на зиму запасы
Не копит он день за днем, Весь запас всегда при нем. Сладко спит зимой
Без храпа.
А во рту, как соска, - лапа. Лишь начнет капель звенеть, Просыпается… (Медведь)
Делается вывод, каких животных называют дикими.
Последний этап путешествия: ранняя осень в лесу. Дети рассматривают картинки, на которых изображены животные и отбирают тех, которых можно встретить в лесу в сентябре.
«Чьи детеныши?
Цель: учить соотносить детеныша и взрослую особь одного и того же животного. Участники делятся на три группы: первая детеныши, вторая – животные, третья – зрители. Представители первой группы получают картинки с изображением кошки, собаки, лошади, коровы и т. д. Представители второй группы получают картинки с изображением котенка, щенка, жеребенка, теленка и др. на лужайке, говорит учитель, весь день бегали и резвились малыши. Вечером пришли мамы и не могут отыскать своих детенышей. Помогите им ребята!
Участники собираются в группы «мама – детеныш». Зрители оценивают правильность выполнения задания.
«Узнай птицу по описанию»
Цель: закрепить знания детей по теме «Птицы»..
На наборное полотно выставляются изображения птиц. Учитель описывает одну из них, дети показывают эту птицу и называют ее.
Примерные описания птиц:
- Маленькая серая птичка. Головка темно-серая, щечки светлые, шейка и грудка черные. По земле прыгает, крошки склевывает. (Воробей)
- Маленькая, очень подвижная птичка. Головка, шейка, полоска посредине грудки черные, спинка зеленовато-голубая, низ желтый или белый. (Синица)
- Черно-белая птичка. Горлышко и лоб красновато-рыжие, брюшко белое, хвост длинный, вильчатый. Кормится насекомыми. Ловит их на лету. (Ласточка)
Какие птицы улетают в теплые края? (Ласточки, грачи, скворцы, соловьи).
В заключение детям предлагается разделить картинки, изображающие зимующих и перелетных птиц, на две группы и объяснить, почему они так названы.
«Рассели животных»
Цель: закрепить знания детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные». Игра проводится в виде соревнований между двумя представителями команд. По сигналу учителя они должны «заселить» домики: один – дикими, другой – домашними животными (перелетными и зимующими птицами), вставляя карточки в окошки. Кто быстрее справится с заданием, тот и побеждает.
«Кто чем питается»
Цель: закрепить знания детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные».
На доске в два столбика выставлены картинки. В одном столбике – изображения животных, в другом их корм. Ученики стрелкой показывают, кто, чем питается. Например: корова овес
лошадь молоко
кошка сено
После подведения итога игры учащиеся отвечают на вопрос, как человек заботится о домашних животных.
«Узнай насекомое»
Цель: закрепить знания детей по теме «Наснкомые».
Класс делится на две команды. Учитель описывает насекомых или загадывает загадки о них и по очереди бросает мяч ученикам.
Ученик, получивший мяч, должен назвать описанное насекомое и рассказать, что он о нем знает.
Выигрывает команда, которая допустит меньше ошибок и сообщит больше сведений о насекомом.
Она ярка, красива, Изящна, легкокрыла, Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка)
Сок цветов душистых пьет, Дарит нам и воск и мед.
Людям всем она мила, Полосатая … (Пчела)
У нее четыре крыла, тело тонкое, словно стрела. И большие-большие глаза.
Называют ее …(Стрекоза)
Всех жучков она милей, спинка алая у ней. А на ней кружочки – черненькие точки. (Божья коровка)
«Неделька»
Цель: закрепление знаний о днях недели.
Две команды разбирают карточки с названиями дней недели. Пока звучит музыка, все гуляют. Учитель: «Неделька, постройся!», дети выстраиваются в правильной последовательности один за другим, кто быстрее.
«Календарь»
Цель: закрепление знаний о днях недели, месяцах, временах года.
Под Новый год пришел он в дом Таким румяным толстяком,
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез. (Календарь)
Ученики разбирают листки рассыпанного календаря и по команде становятся по порядку:
- По месяцам.
- По дням недели.
- По последовательности чисел.
«Домашний календарь»
Чтобы закрепить знания о днях недели, месяцах, временах года, днях рождения близких и своего собственного, ученику предлагается использовать яркий настенный календарь. Там он ежедневно любым знаком (например, кружочком) отмечает прошедшие дни. Месяцы рекомендуется раскрашивать в соответствующие цвета (зима-синий, весна-зеленый, лето- красный, осень-желтый). Свой день рождения, дни рождения своих родных и друзей ребенок выделяет специальным знаком. Такая наглядная работа поможет ребенку преодолеть сложности с ориентацией во времени.
«Что сначала, что потом»
Цель: закрепление понятий «раньше», «позже», «потом», «после этого»; знаний о временах года.
Учитель показывает детям картины с изображением осени и говорит, что один мальчик не может определить, какое время года изображено на картинах.
Помогите ему. (Осень)
Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Рассмотрите еще раз внимательно все картины и поставьте на первое место ту, на которой показаны изменения в природе в сентябре. (Ранняя осень)
Какую картину поставите на второе место? Почему? На какой картине показана поздняя осень?
Это же задание можно выполнить рассматривая картины с изображением весны.
«Письмо журавлика»
Цель: повторить признаки живой и неживой природы зимой.
Класс делится на две команды. Раздается стук в дверь. Входит почтальон и приносит конверт, на котором нарисован журавлик. Учитель читает письмо: «Дорогие дети! Я никогда не видел зимы. Расскажите, пожалуйста, мне, что происходит в это время в неживой и живой природе?»
Журавли, говорит учитель, действительно улетают в теплые края и ничего не знают об этом времени года. Давайте вспомним, какие изменения происходят в природе зимой, и расскажем о них журавлику.
Сейчас мы прочтем, что именно хочет узнать журавлик.
Учитель достает из конверта листочки с вопросами и раздает участникам команд. Вопросы и задания читает учитель.
- Назовите зимние месяцы.
- Правда ли, что зимой поля покрыты белой скатертью?
- Все ли птицы, как я, улетают зимой в теплые края?
- Каких животных нельзя увидеть в природе зимой?
- Правда ли, что зимой коровы не пасутся на лугу.
Отвечая на 2 вопрос, дети описывают снежинки, рассказывают о значении снега в природе. Можно использовать загадки:
Не снег и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)
Лежало одеяло мягкое, белое. Солнце припекло – одеяло потекло. (Снег) Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (Лед)
С опорой на картинки дети отвечают, что они напишут журавлику, отвечая на остальные вопросы.
«Я и моя семья»
Цель: закрепить понятие «культура общения».
Дети делятся на группы по 8-10 человек. В каждой группе распределяются роли: папы, мамы, дочки и сына, бабушки, дедушки. Каждая семья должна рассказать, что делают дома мама, папа, дети и т.д. выслушиваются все члены семьи.
В конце игры подводится итог: какая семья смогла лучше рассказать о себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Применение игровых технологий на уроках математики в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода»
Презентация создана для учителей начальных классов, методистов, заместителей директора...
Игровые технологии на уроках математики в начальной школе
Игровые технологии на уроках математики в начальной школе...
Игровые технологии на уроках математики в начальной школе
Статья об использовании игровых технологий на уроках математики в начальной школе с примерами заданий....
Игровые технологии на уроке математики в начальной школе- выступление на семинаре
Игровые формы, как методы активного обучения, приносят удовольствие от процесса познания...
Использование игровых технологий на уроке математике в начальной школе
ull;Игра на уроке математики – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единств...
Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе
Дидактические игры- это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения учащихся, но в то же время ...
Статья "Игровые технологии на уроке математики в начальной школе"
Данная статья раскрывает значение игровых технологий на уроках математики и приводит примеры занятий....