Технологическая карта урока математики, направленного на формирование математической грамотности
план-конспект урока по математике (3 класс)
Задачи: 1.Создать условия для формирования у учащихся:
- умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических (жизненных) задач,
- умения работать в парах,
- умения формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме.
2. Развивать активность и самостоятельность учащихся путем вовлечения их в поисковую и познавательную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 703.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики, направленного на формирование математической грамотности
Класс: 3
УМК: под редакцией М.И. Моро, М.А. Бантовой. Москва «Просвещение» 2019 год
Предмет: Математика с элементами математической грамотности.
Тема: «Решение жизненных задач».
Тип урока: Метапредметный урок математики + математическая грамотность
Цель: формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач
Задачи: 1.Создать условия для формирования у учащихся:
- умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических (жизненных) задач,
- умения работать в парах,
- умения формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме.
2. Развивать активность и самостоятельность учащихся путем вовлечения их в поисковую и познавательную деятельность.
Методы: Работа в парах, проблемно-диалогический метод, метод мини – исследования, словесно-иллюстративный метод, дидактическая игра, рефлексия.
Оборудование: Компьютер, проектор, рабочий лист для индивидуальной работы.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
Овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, выделять наиболее распространенные в практике величины; знать связь между величинами. | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. | Уметь ориентироваться в информации и работать с разными её видами; использовать знаково – символические средства при решении задач математического характера и объяснении их; задавать проблемные вопросы в ходе деятельности и отвечать на них; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать. | Сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; учиться представлять другим выполненную работу. | Осознание необходимости учения; работать над самооценкой и пониманием причин успеха \ неуспеха в учебной деятельности; следовать установке на здоровый образ жизни; проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; работать над осознанием ответственности за общее дело. |
Ход урока
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | |
1 | Организационный момент. | Создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на продуктивную работу. | Фронтальная. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. - Здравствуйте, ребята! Начинаем урок (Слайд 2). | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Записывают число, классная работа. | Регулятивные: организовывать свою деятельность. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; соблюдать простейшие нормы школьного этикета. Личностные: учебная мотивация. |
2 | Актуализация опорных знаний и умений. | Организовать и целенаправить на познавательную деятельность обучающихся, подготовить их к усвоению материала, формировать целенаправленный характер учебной деятельности. | Фронтальная. Работа в парах. | Проверка «Таблицы умножения» Решаем по одному примеру. Мозговой штурм ( слайд 3) Масса утки 2кг. Какова масса трёх таких уток?(2*3) На три платья идёт 9 метров ткани. Сколько ткани идёт на одно такое платье?(9:3) В одной коробке 6 шаров. Сколько шаров в 5 таких коробках?(6*5) Сколько блокнотов по цене 9 рублей можно купить на 27 рублей?(27:9) Молодцы! | Решаем устно, работаем всем классом. Открываем тетради, записываем число классная работа. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Регулятивные: высказывать своё предположение; осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: умение работать в малых группах формулировать |
3 | Постановка учебной проблемы. | Организовать работу по определению темы урока, постановке цели и задач урока. | Фронтальный опрос. | -Посмотрите на слайд. Что изображено на картинках? (Слайд 4). -Как взаимосвязаны данные изображения? (Математика, магазин, калькулятор, продукты, машины). -Без математики не возможно в жизни . Без математики, друзья, Прожить на свете нам нельзя Без нее ты пропадешь. И хлеба не купишь, Рубля не сочтешь, Что сколько стоит – не узнаешь, А, узнав, не разберешь! - Посмотрите на слайд ( слайд 5)-составьте слово решив примеры! - Вот сегодня на уроке и постараемся выяснить, для чего же нам нужны задачи в жизни? | Дети работают в парах. 6*3 (з) 2*8 (а) 2*3 (а) 6*1 (ч) 6*4 (а) 7*1 (д) Ответ: ЗАДАЧА ( вешаю на доску слово) -Решение жизненных задач. Комментируют, выдвигают предположения. Формулируют тему урока. Проговаривают цели. | Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Регулятивные: высказывать свое предположение; определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке. Коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли. |
4 | Работа по теме урока. Работа по задачам. | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Парная работа. Фронтальный опрос. Фронтальный опрос. | ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛАЙД (6 слайд) 1)У Маши было 2 банкноты по 50 рублей. Она купила 2 ватрушки по 10 рублей. Сколько денег осталось у Маши? ( решаем, один у доски) 2) на движение. ( 7 слайд) Мы иногда с вами куда-нибудь ездим, вот и в этот момент нужна математика. Смотрим на слайд. Идем дальше…..( 8 Слайд) 3)«В автосалоне 32 машин, а на парковке в 8 раз меньше машин. Сколько машин на парковке?» - О чем задача? - Что значим в разы меньше? ( делим) | Обращаются к слайду. Смотрят на слайд, решают задачу. | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана последовательности действий. Коммуникативные: умение работать в парах, обсуждать вопросы со сверстниками; умение слушать и вступать в диалог. |
5. | Физкультминутка. | Здоровьесбережение. | Коллективная работа. | Учитель предлагает выполнить физкультминутку. | Обучающиеся выполняют физические упражнения. | Развитие бережного отношения к своему здоровью. |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой. | Развивать умение решать задачи. Работа по учебнику | Работа в парах. |
Итак ребята, по работаем по учебнику, в нем тоже есть жизненные задачи. Работаем самостоятельно на оценку у доски. 1)Решение задачи стр 38 № 5 -36:9=4 ящика. 2)Учебник стр. 38 под чертой - 15:3=5 утят | Читают задачу, делают к ней чертеж. Решают самостоятельно. Проверяют и оценивают себя. Проговаривают другой способ решения задачи. Оценивание работы групп Проверка. Самооценивание в листах самооценки. | Познавательные: извлекать информацию из текста чертежей; перерабатывать, преобразовывать полученную информацию из одной формы в другую. Регулятивные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию; критически оценивать её, соотносить с имеющимися знаниями; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: умение работать в парах, обсуждать вопросы со сверстниками. Умение слушать и вступать в диалог. Личностные: развивать способность к самооценке; |
7. | Закрепление полученных знаний. | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Индивидуальная работа. Игра Покажи знак. | Слайд 9) Решение задач 3.6, 3.7 Проверка!!! (Приложение 2) Задача 3.7. 50-35=15 рублей сдачи. Задача 3.6 1)50+50=100 руб.-у ребят 2) 100-80=20 рублей останется. 3) Должны отдать по 40 рублей. 4) По 10 рублей у них останется. Давайте с вами поиграем в игру «Покажи знак» Учитель читает задачу. ( Приложение 1) 1)- К празднику ученики сделали 24 фонарика и 8 звёздочек. Во сколько раз меньше сделали звёздочек, чем фонариков?(: ) 2) В парке 15 качелей и 5 каруселей. На сколько больше качелей, чем каруселей? (-) 3)У продавца было 18 красных шаров, а синих в 3 раза меньше. Сколько было синих шаров? ( ☺ 4) У светофора остановились 4 грузовые машины, а легковых на 3 больше. Сколько легковых машин? ( +) 5)В журнале было напечатано 2 кроссворда, а загадок в 5 раз больше. Сколько загадок? | Самостоятельное решение задачи. Показываю знак | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). |
8. | Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Организовать рефлексию собственной учебной деятельности Самооценка. | Фронтальный опрос. | - - Какие трудности вы испытали ? - Подумайте, что нужно сделать каждому из вас, чтобы преодолеть эти трудности? - Вы сегодня очень плодотворно работали на уроке. - Чему научились? - Какое задание особенно понравилось? - Какое задание вызвало затруднения? - Покажите с каким настроением вы заканчиваете сегодняшний урок (слайд 10,11). ( дерево настроения) ( приложение 4) | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: уметь применять полученные знания. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
9. | Домашнее задание. | Познакомить с домашним заданием, дать инструктаж по его выполнению | Фронтальная. | Записываем в дневник: стр 38 № 4, стр 39 № 4 | Слушают учителя, | Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Личностные: самоопределяться при выборе индивидуальных заданий. |
Приложение 1
× ÷ + -
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-563476-1549250161.jpg)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Технология формирования правильного типа читательской деятельности
Технология формирования правильного типа читательской деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/10/picture-1217428-1581339779.jpg)
«Технология формирования УУД на начальном этапе математического образования».Технологическая карта урока математики в 3 классе
Коммуникация – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другомулицу.Коммуникативные дей...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/02/picture-1243761-1667376663.jpg)
Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/22/picture-1503854-1705922400.jpg)
Технологическая карта урока математики «Юные пираты в математическом пространстве» (УМК «Школа 2100», 3 класс)
Цель урока:развитие у обучающихся умения выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления.Задачи урока: Дидактические:1. Повторить разрядный состав чисел.2. Закрепить знания, ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/06/picture-1196420-1575590020.jpg)
Презентация на тему: "Формирование математической грамотности как компонента функциональной грамотности"
Самый банальный вопрос — чему должны обучать детей в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/18/picture-547105-1539880411.jpg)
Технологическая карта урока. Использование интегрированных технологий в процессе формирования функциональной грамотности обучающихся в рамках преподавания физкультуры в начальной школы», 4 б класс
В технологической карте урока отображена функциональная грамотность. Виды грамотности: естественно-научная, математическая, читательская, креативное мышление, финансовая и ПДД. Обучающиеся определяли ...