«Технология формирования УУД на начальном этапе математического образования».Технологическая карта урока математики в 3 классе
план-конспект урока по математике (3 класс)
Коммуникация – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому
лицу.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и
согласованно выполнятьсовместную
деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию,правильно выражать свои мысли, оказывать
поддержку друг
другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Технологическая карта
Тема: Площадь прямоугольника
Тип урока: Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использование формулы для вычисления площади прямоугольника (квадрата).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технология формирования УУД
на начальном этапе математического образования»
«Усилия детей должны быть сосредоточены на
выработке умений договариваться, обмениваться
мнениями, понимать и оценивать друг друга и
вести себя так, «как это делают настоящие
школьники»
Г.А. Цукерман
Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна.
В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УУД:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствущих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре вида: 1) личностные; 2) регулятивные (включающие также действия саморегуляции);
3) познавательные; 4) коммуникативные.
На уроках математики одновременно формируются практически все виды универсальных учебных действий.
Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий
Коммуникация – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Характеристика УУД | Приоритетные направления в формировании отдельных видов УУД | Значение УУД для обучения | ||
Умение общаться, взаимодействовать с окружающими, устанавливать конструктивное общение. | - организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности;
- развитие речевой деятельности; | Приобретение учащимися умений работать в группе и приобретение опыта такой работы. Практическое освоение учащимися морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества. Приобретение учащимися навыков постановки и решения многообразных коммуникативных задач, умений действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; умений устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительно владеть нормами и техникой общения, определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации. Приобретению учащимися опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности. | ||
Содержание данного вида УУД | Система условий для формирования данного вида УУД | Основные типы задач по формированию данного вида УУД | Результаты развития УУД | |
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации - разрешение конфликтов - управление поведением партнера - выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации - владение монологической и диалогической формами речи | 1.Оказание поддержки и содействия тем, от кого зависит достижение цели. 2.Обеспечение бесконфликтной совместной работы в группе. 3.Установление с окружающими теплых отношений взаимопонимания. 4.Использование эффективных групповых обсуждений. 5.Обеспечение обмена знаниями между членами группы для принятия продуктивных решений. 6.Адекватное реагирование на нужды других. 7.Демократический стиль сотрудничества учителя и учащихся. | - на организацию и осуществление сотрудничества
- на учет позиции партнера - на передачу информации и отображение предметного содержания - ролевые игры - групповые игры | - умение слушать и слышать друг друга - умение выражать свои мысли - умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции - умение интересоваться чужим мнением и высказывать собственное - умение вести диалог
- готовность к выработке общей позиции при обсуждении разных точек зрения - умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения - умение определять цели и функции членов группы - умение планировать общие способы работы - умение производить обмен знаниями между членами группы - способность брать на себя инициативу - способность добывать недостающую информацию с помощью вопросов - умение разрешать конфликты |
Технологическая карта
урока математики в 3 классе
Предмет: Математика
Учебник: «Математика. 3 кл.» М.И.Моро, М.А.Бантова
Тема: Площадь прямоугольника
Тип урока: Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использование формулы для вычисления площади прямоугольника (квадрата).
Образовательная цель:
1. Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: «длина», «ширина»;
2. Сформировать умение находить площадь прямоугольника и квадрата;
3. Углубить и расширить представление детей о фигурах.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
– Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий на уроке;
Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
Уметь работать по коллективно составленному плану;
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
Слушать и понимать речь других;
Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
– Уметь использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь».
– Уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата).
Основные понятия длина, ширина, площадь
Ресурсы:
– мультимедийный проектор,
– презентация;
– словари.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Мотивирование к учебной деятельности. | – Улыбнитесь друг другу, нашим гостям, мне, ведь: «С маленькой удачи начинается большой успех!»
– Чтобы вы хотели пожелать сегодня на уроке своему соседу по парте. –Мы сегодня будем снова раскрывать тайны…математики. Готовы? | Слушают учителя, психологический настрой Мы – умные! Учащиеся высказывают пожелания своему соседу. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний
| 1. Самостоятельная работа (6 + 2) · 4 = 2. Повторение геометрических понятий. Какие геометрические фигуры вы знаете? – Соедините фигуры и названия фигур стрелками там, где это возможно. Слайд 5: Геометрические фигуры Слайд 6: 4) Вспомним алгоритм нахождения периметра. |
Ответы: 32 35 20 10 10 4 6
Ответы детей.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Круг, луч, точка.
Работа в парах.
Называют номер фигуры и доказывают свой выбор: прямые углы, противоположные стороны равны.
Решают задачу на нахождение периметра. Чертят в тетради прямоугольник. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. Создание проблемной ситуации
| Задача на нахождение площади. | Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы.
| Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
4.Формулирование проблемы (темы и цели урока)
| – Смогли выполнить задание? Слайд 10: тема урока «Площадь прямоугольника» Познакомимся с… Сформируем умения… Развиваем… Воспитываем… Слайд 11: 1. Как можно сравнить эти фигуры?
Слайд 14: | Формулируют учебную проблему.
Работа в паре
Площадь больше
Работа в группе | Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
5. Выдвижение гипотез
| – Предположите, как можно найти площадь прямоугольника?
Слайд 17: | Дети высказывают свои предположения – Разбить прямоугольник на квадратные сантиметры, подсчитать их количество и узнать площади. Разбивают прямоугольник на квадратные сантиметры. Подсчитывают квадратные сантиметры. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование. Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
6.Открытие нового знания
| Слайд 18: Сосчитайте число квадратов, расположенных в первом ряду по длине прямоугольника. – Сосчитайте количество таких рядов. – Как найти площадь не расчерчивая каждый раз на квадратные сантиметры?
Слайд 19: Слайд 20: |
– Их количество равно длине прямоугольника. – Их количество равно ширине прямоугольника. Дети делают вывод, о нахождении площади прямоугольник Составление алгоритма в группе | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
7.Формулирование нового знания . | Слайд 21:
– Обозначим площадь буквой S, длину – буквой a, ширину – буквой b. Записать правило в виде формулы. |
Делают вывод: S = a•b Составление алгоритма в группе |
|
8. Физминутка
| «Мы – чертёжники». |
|
|
9. Применение нового знания
| Площадь какой фигуры мы учились находить? |
Выполняют задание самостоятельно Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
10. Повторение и закрепление полученного ранее. | 1. Давайте решим задачу в учебнике на стр.57 №4
| Решают задачу | Регулятивные: контроль, коррекция. Личностные: самоопределение. |
11. Домашнее задание
| Дает инструктаж по выполнению домашнего задания. | Знакомятся с заданием, слушают инструкцию |
|
12. Рефлексия деятельности. | Какое открытие вы сделали на уроке? – Назовите цель нашего урока. – Какое задание было для вас самым интересным? Самым трудным? – Где в реальной жизни может возникнуть необходимость вычислить площадь прямоугольника? | Отвечают на вопросы | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология учебного исследования на начальном этапе как одно из условий эффективного обучения
Материал содержит презентацию, рассказывающую об организации учебного исследования в начальной школе....
УМК «Перспективная начальная школа» Контрольно- измерительные материалы по математике 2 класс
Контрольно - измерительные материалы по математике 2 класс...
Формирование функциональной (математической) грамотности на уроках математики в начальных классах средствами ОС Л.В. Занкова.
Возможности учебного предмета "Математика" ОС Л.В.Занкова для успешного формирования и развития функциональной (математической) грамотности....
Использование информационно-коммуникативных технологий для формирования познавательных УУД на начальном этапе обучения школьников.
Обощение опыта ....
Математический КВМ (клуб весёлых математиков). 1 класс
Разработка мероприятия....
Игровые технологии на уроках в начальной школе «Необычные способы проведения уроков математики»
Скучная и «сухая» наука… К сожалению, именно так большинство школьников относится к математике. Интерес к предмету угасает под гнетом однообразных, объемных и довольно сложных задан...
презентация к математической викторине "Час занимательной математики" 4 класс
Данный материал составлен для проведения урока занимательной математики в 4 классе. Расширяет кругозор обучающихся и прививает интерес к предмету....