Программа внеурочной деятельности " Юным умникам и умницам" ( математика)
рабочая программа по математике (4 класс)
Данная программа направлена на реализацию задачи воспитания любознательного, активно познающего мир ученика, для более успешно обучения решению математических задач творческого и поискового характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_kvikvinia_a.g.docx | 39.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Тайшета»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Юным умникам и умницам»
для 4 класса
на 2022–2023 учебный год
Составитель: Квиквиниа А.Г.
г. Тайшет
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Юным умникам и умницам» составлена на основе следующих нормативных документов и методических материалов:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373;
-СанПин № 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 № 28;
-Программы курса: "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей" О.А. Холодовой – М.: Издательство РОСТ, 2014;
На изучение курса «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» в 4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы 1 год.
Цель: создать условия для расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий, на этапе перехода из начального в среднее звено.
Задачи:
- создать условия для развития математических способностей учащихся;
-формировать элементы логической и алгоритмической грамотности, воспитывать интерес к предмету;
-развивать наблюдательность, геометрическую зоркость, умение анализировать, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.
Логика изложения и содержание рабочей программы по курсу «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» для учащихся 4-х классов соответствуют авторской программе.
Данная программа направлена на реализацию задачи воспитания любознательного, активно познающего мир ученика, для более успешно обучения решению математических задач творческого и поискового характера. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Рабочая программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. Учитывая возрастные особенности младших школьников, предусмотрена организация подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
-воспитание чувства справедливости, ответственности;
-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
-находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
-проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
-выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке;
-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
-моделировать в процессе обсуждения алгоритмы решения, использовать его в ходе самостоятельной работы;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение, аргументировать его
Познавательные:
-устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах;
-проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
-устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств;
-выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
-делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
-проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения
Коммуникативные:
-строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
-понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи;
-четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
-принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог;
-принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры;
-знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности
Предметные результаты:
-формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
-формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации;
-развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
-формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
-формирование пространственных представлений и пространственного воображения
Обучающийся научится:
-строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
-понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения;
-принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог;
-принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры;
-знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
-контролировать свои действия при работе в группе
Обучающийся получит возможность научиться:
-умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий;
-признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
-контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Учебно-тематический планирование
Номер раздела | Наименование раздела | Всего часов на этот раздел | Их них: | ||
теоретические занятия | практические занятия | конкурсы | |||
1. | Числа. Арифметические действия. Величины. | 15 | 3 | 12 | |
2. | Мир занимательных задач | 15 | 7 | 5 | 3 |
3. | Геометрическая мозаика | 4 | 1 | 2 | 1 |
Итого | 34 | 11 | 19 | 4 |
Для реализации программы используются педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровые, системно-деятельностного подхода, проблемного обучения, информационно-коммуникативные.
Методы:
-словесные, наглядные, практические;
-проблемно-поисковые;
-методы самостоятельной работы и работы под руководством;
-методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
-методы контроля и самоконтроля;
-объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы: рассказ, объяснение, демонстрация
Материально-техническое обеспечение
Мультимедийный проектор
Персональный компьютер
Магнитная доска
Демонстрационная оцифрованная линейка, демонстрационный чертёжный треугольник, демонстрационный циркуль.
Демонстрационные пособия и материалы для изучения разделов (карточки с заданиями по математике, наборное полотно).
Календарно-тематический планирование
Номер урока | Тема урока | Сроки проведения | Виды деятельности обучающихся | Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке | Информационные ресурсы | ||||
1 | Интеллектуальная разминка | Практический | Демонстрационные часы и циферблат. Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления. Компьютер | ||||||
2 | Числа-великаны | Практический | |||||||
3 | Мир занимательных задач | Практический | |||||||
4 | Кто что увидит? | Словесно-наглядный | |||||||
5 | Римские цифры | Практический | |||||||
6 | Числовые головоломки | Практический | |||||||
7 | Секреты задач | Словесно-наглядный | |||||||
8 | В царстве смекалки | Практический | |||||||
9 | Математический марафон | Практический | |||||||
10 | «Спичечный» конструктор | Практический | |||||||
11 | «Спичечный» конструктор | Практический | |||||||
12 | Выбери маршрут | Практический | |||||||
13 | Интеллектуальная разминка | Словесно-наглядный | |||||||
14 | Математические фокусы | Словесно-наглядный | |||||||
15 | Занимательное моделирование | Практический | |||||||
16 | Занимательное моделирование | Практический | Демонстрационные часы и циферблат. Демонстрационные измерительные инструменты. Компьютер | ||||||
17 | Занимательное моделирование | Практический | |||||||
18 | Математическая копилка | Конкурс | Словесно-наглядный | ||||||
19 | Какие слова спрятаны в таблице? | Наглядный | |||||||
20 | «Математика – наш друг» | Практический | |||||||
21 | Решай,отгадывай, считай | Наглядный | |||||||
22 | В царстве смекалки | Словесно-наглядный | |||||||
23 | В царстве смекалки | Словесно-наглядный | |||||||
24 | Числовые головоломки | Практический | |||||||
25 | Мир занимательных задач | Практический | |||||||
26 | Мир занимательных задач | Практический | |||||||
27 | Математические фокусы | Конкурс | Словесно-наглядный | ||||||
28 | Интеллектуальная разминка | Словесно-наглядный | |||||||
29 | Интеллектуальная разминка | Наглядный | |||||||
30 | Блиц-турнир по решению задач | Конкурс | Словесно-наглядный | ||||||
31 | Математическая копилка | Словесно-наглядный | Демонстрационные измерительные инструменты Компьютер | ||||||
32 | Геометрические фигуры вокруг нас | Практический | |||||||
33 | Математический лабиринт | Практический | |||||||
34 | Математический праздник | Конкурс | Словесно-наглядный | ||||||
Всего уроков: | 34 | ||||||||
уроков теоретических | 11 | ||||||||
практических | 19 | ||||||||
конкурсов | 4 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Зак А. З. 600 игровых задач для развития логического мышления – Ярославль: Академия развития, 1998
Сухин И.Г. Занимательные материалы – М.: ВАКО, 2004
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. 2518 задач по математике 1-4 классы – М.: АСТ: Астрель, 2009
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. 3330 устных задач по математике 1-4 классы – М.: АСТ: Астрель,2004
Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике для младших школьников – М.: ВЛАДОС, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 4 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 4 классе...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 3 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" в 3 классе...
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика) 3 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании программы учебно-методического ко...
Рабочая программа внеурочной деятельности - Юным умникам и умницам (Математика. Информатика. Логика)
Авторская методическая разработка учителя информатики и педагога дополнительного образования Роговского Алексея Анатольевича. Рабочая программа для планиования и проведения занятий с обучающимися нача...