Программа внеурочной деятельности " Юным умникам и умницам" ( математика)
рабочая программа по математике (4 класс)

Данная программа направлена на реализацию задачи воспитания любознательного, активно познающего мир ученика, для более успешно обучения решению математических задач творческого и поискового характера. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_kvikvinia_a.g.docx39.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Тайшета»

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

«Юным умникам и умницам»

 для 4 класса

на 2022–2023 учебный год

                                                                                     Составитель: Квиквиниа А.Г.

г. Тайшет

2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа к курсу «Юным умникам и умницам» составлена на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от  06.10.2009 №373;

-СанПин № 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 № 28;

-Программы  курса: "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей" О.А. Холодовой – М.: Издательство РОСТ, 2014;

На изучение курса «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» в 4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы 1 год.

Цель: создать условия для  расширения  математического кругозора и эрудиции учащихся, способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий, на этапе перехода из начального в среднее звено.

Задачи:

- создать условия для развития математических способностей учащихся;

-формировать элементы логической и алгоритмической грамотности, воспитывать интерес к предмету;

-развивать  наблюдательность, геометрическую зоркость, умение анализировать, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.

Логика изложения и содержание рабочей программы по курсу  «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» для  учащихся 4-х классов соответствуют авторской программе.

Данная программа направлена на реализацию задачи воспитания любознательного, активно познающего мир ученика, для более успешно обучения решению математических задач творческого и поискового характера. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Рабочая программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. Учитывая возрастные особенности младших школьников,  предусмотрена организация подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные  результаты:

-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

-развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

-воспитание чувства справедливости, ответственности;

-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

-​находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

-​планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;

-​проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;

-​выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке;

-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

-моделировать в процессе обсуждения алгоритмы решения, использовать его в ходе самостоятельной работы;

-включаться  в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение, аргументировать его

Познавательные:

-​устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах;

-​проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;

-​устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств;

-​выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;

-делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;

-проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения

Коммуникативные:

-​строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

-​понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи;

-четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;

-​принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог;

-​принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры;

-​знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности

Предметные результаты:

-формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

-формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации;

-развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

-формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

-формирование пространственных представлений и пространственного воображения

Обучающийся научится:

-​строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

-​понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения;

-​принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог;

-​принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры;

-​знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;

-​контролировать свои действия при работе в группе

Обучающийся получит возможность научиться:

-​умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий;

-признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;

-контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников;

-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Учебно-тематический планирование

Номер раздела

Наименование раздела

Всего часов

на этот раздел

Их них:

теоретические

занятия

практические

занятия

конкурсы

1.

Числа. Арифметические действия. Величины.

15

3

12

2.

Мир занимательных задач

15

7

5

3

3.

Геометрическая мозаика

4

1

2

          1  

Итого

34

11

19

4

Для реализации программы используются педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровые, системно-деятельностного подхода, проблемного обучения, информационно-коммуникативные.

Методы:

-словесные, наглядные, практические;

-проблемно-поисковые;

-методы самостоятельной работы и работы под руководством;

-методы  стимулирования  интереса  к  учению  (познавательные  игры,  учебные  дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);

-методы контроля и самоконтроля;

-объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы: рассказ, объяснение, демонстрация

Материально-техническое обеспечение

Мультимедийный проектор

Персональный компьютер

Магнитная доска

Демонстрационная оцифрованная линейка, демонстрационный чертёжный треугольник, демонстрационный циркуль.

Демонстрационные пособия и материалы  для изучения разделов (карточки с заданиями по математике, наборное полотно).

Календарно-тематический планирование

Номер урока

Тема урока

Сроки

проведения

Виды деятельности обучающихся

Ведущие формы, методы, средства обучения  на уроке

Информационные ресурсы

1

Интеллектуальная разминка

Практический

Демонстрационные часы и циферблат.

Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления.

Компьютер

2

Числа-великаны

Практический

3

Мир занимательных задач

Практический

4

Кто что увидит?

Словесно-наглядный

5

Римские цифры

Практический

6

Числовые головоломки

Практический

7

Секреты задач

Словесно-наглядный

8

В царстве смекалки

Практический

9

Математический марафон

Практический

10

«Спичечный» конструктор

Практический

11

«Спичечный» конструктор

Практический

12

Выбери маршрут

Практический

13

Интеллектуальная разминка

Словесно-наглядный

14

Математические фокусы

Словесно-наглядный

15

Занимательное моделирование

Практический

16

Занимательное моделирование

Практический

Демонстрационные часы и циферблат.

Демонстрационные измерительные инструменты.

Компьютер

17

Занимательное моделирование

Практический

18

Математическая копилка

Конкурс

Словесно-наглядный

19

Какие слова спрятаны в таблице?

Наглядный

20

«Математика – наш друг»

Практический

21

Решай,отгадывай, считай

Наглядный

22

В царстве смекалки

Словесно-наглядный

23

В царстве смекалки

Словесно-наглядный

24

Числовые головоломки

Практический

25

Мир занимательных задач

Практический

26

Мир занимательных задач

Практический

27

Математические фокусы

Конкурс

Словесно-наглядный

28

Интеллектуальная разминка

Словесно-наглядный

29

Интеллектуальная разминка

Наглядный

30

Блиц-турнир по решению задач

Конкурс

Словесно-наглядный

31

Математическая копилка

Словесно-наглядный

Демонстрационные измерительные инструменты

Компьютер

32

Геометрические фигуры вокруг нас

Практический

33

Математический лабиринт

Практический

34

Математический праздник

Конкурс

Словесно-наглядный

Всего уроков:

34

уроков теоретических

11

практических

19

конкурсов

4

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Зак А. З.  600 игровых задач для развития логического мышления – Ярославль: Академия развития, 1998

Сухин И.Г. Занимательные материалы – М.: ВАКО, 2004

Узорова О. В., Нефёдова Е. А.  2518 задач по математике 1-4 классы – М.: АСТ: Астрель, 2009

Узорова О. В., Нефёдова Е. А.  3330 устных задач по математике 1-4 классы – М.: АСТ: Астрель,2004

Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике для младших школьников – М.: ВЛАДОС, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 4 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"  4 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 3 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" в 3 классе...

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика) 3 класс

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании программы учебно-методического ко...

Рабочая программа внеурочной деятельности - Юным умникам и умницам (Математика. Информатика. Логика)

Авторская методическая разработка учителя информатики и педагога дополнительного образования Роговского Алексея Анатольевича. Рабочая программа для планиования и проведения занятий с обучающимися нача...