«Сравнение трёхзначных чисел»
план-конспект урока по математике (3 класс)

Волошина Наталья Евгеньевна

Конспект урока в 3 классе по  математике, УМК «Школа России», по теме  «Сравнение трёхзначных чисел»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_3_klass.docx128.24 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Усть-Юганская средняя общеобразовательная школа»

посёлок Усть-Юган Нефтеюганского района

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Конспект урока в 3 классе

предмет «Математика»

УМК «Школа России»

Тема урока: «Сравнение трёхзначных чисел»

Опыт профессиональной деятельности

Россия, Ханты - Мансийский автономный

округ – Югра, Нефтеюганский район,

Тюменская область, Усть – Юган

Автор: Волошина Наталья Евгеньевна,

Нефтеюганское районное образовательное

бюджетное учреждение «Усть – Юганская

средняя общеобразовательная школа»,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

Усть – Юган

2024 год

Технологическая карта урока

Предмет

Математика

Класс

3

Программа

УМК «Школа России»

Учитель

Волошина Наталья Евгеньевна

Тема урока

«Сравнение именованных трёхзначных чисел» (выполнение заданий с региональным компонентом и экологическим содержанием)

Тип урока

Изучение новых знаний и способов действий

Цель урока

Создать условия для

-активной деятельности учащихся на уроке при формировании умения сравнивать трёхзначные числа с опорой на их десятичный состав, через использование системы учебных заданий регионального и экологического содержания;

для развития у учащихся ключевых компетенций:

- коммуникативной: строить монологическое высказывание, уметь работать в группе;

-информационной: анализировать и отбирать необходимую информацию, сохранять, передавать и критически осмысливать её;

- учебно-познавательной: умение разрешать учебные проблемные ситуации;

- общекультурной: содержание математических задания дает возможность расширить кругозор учащихся о родном крае, о бережном отношении к природе.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная. Работа в парах и группах.

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, проблемного изложения

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Педагогические технологии:

Приёмы из технологии развития критического мышления, «Тонкие и толстые вопросы», «Верю – не верю», «Да – нет», «Лови ошибку», «Фразеологизмы».

Здоровьесберегающие технологии: смена видов деятельности, активная физминутка, разнообразные виды и типы задание, создание ситуации успеха для каждого ученика, дифференцированный подход.

АМО (активные методы обучения; системно-деятельностный подход; технология работы в малой группе; активизация мотивации к учебной деятельности и познавательных интересов учащихся, путём создания проблемной ситуаций на уроке, работа с дополнительными источниками информации).

Игровая технология. Игры: «Аплодисменты», «Улыбка», «Грибы», «Собери картинку», «Право выбора»

Ведущая педагогическая идея:

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир

Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные

- формирование умения читать, записывать, сравнивать и упорядочивать трёхзначные числа;

-составление и применение на практике алгоритма сравнения трехзначных чисел;

- решение текстовых задач с региональным и экологическим содержанием;

Познавательные УУД:

-решать задачи изученных видов

-вовлекать учащихся в активный познавательный процесс, создать условия для формирования способности к самостоятельной мыслительной, практической деятельности;

-использовать информацию из разных источников (учебник, карточки); формировать умения смыслового чтения;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- формировать навык учебного сотрудничества;

- использовать полученную информацию в новой учебной ситуации; 

-строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

- использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-представлять публичную презентацию результатов своей деятельности (группы);

Регулятивные результаты:

 -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

- принимать и сохранять учебную задачу;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-связывать свои успехи с усилием, трудолюбием;

- формировать положительную мотивацию к учению, через создание ситуации успеха каждого ученика;

- понимают значение математических знаний в жизни человека;

-понимают универсальность математических способов познания окружающего мира

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Решаемые учебные проблемы

Как сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения?  Как упорядочивать заданные числа?

Чем отличается двузначное число от трёхзначного? Сравнение трёхзначных чисел с опорой на их десятичный состав.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Меньше – это характеристика одной величины по отношению к другой величине при их сравнении. 

Трёхзначные и двухзначные числа, сравнение, заповедник

Планируемые результаты

Создание алгоритма сравнивать трёхзначные числа с опорой на их десятичный состав. 

Знают: алгоритм сравнения трёхзначных чисел

Умеют: применять алгоритм сравнения трёхзначных чисел, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

Методические приёмы

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

УУД

Оценивание/

формы контроля

Организационный момент. Эмоциональный настрой. (1-2 мин)

Цель: подготовка к активной познавательной деятельности, эмоциональный настрой, снятие напряжения, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне, создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приёмы

«Аплодисменты».

Приём

«Улыбка»

Эмоциональное вхождение в урок

- Добрый день, ребята! Чтобы урок прошёл интересно и с пользой, давайте улыбнёмся,  и аплодисментами пожелайте друг другу хорошего настроения. Улыбнулись и за дело!

-Тихо сядут те ребята, у кого день рождение чётного числа месяца.
-А теперь те, у кого — нечётного.
-Кому требуется помощь?
Несколько человек проверить:

- У тебя какого числа день рождения. Докажи, какое это число — чётное или нечётное.
-Что надо знать, чтобы ответить на этот вопрос?

2. Проверьте, как организовано ваше рабочее место? Почему это важно?

-Что еще нам пригодится на уроке?

-Какие качества нам необходимы на уроке?

-приветствуют учителя и одноклассников, гостей.

-учащиеся проверяют готовность к уроку.

-высказывают предположения о подготовке к уроку

- настраиваются на предстоящую работу в классе

П: осуществлять самопроверку готовности к уроку.

К: слушать и понимать речь других, строить рассуждения.

Л: создавать положительный эмоциональный настрой, вхождения в урок

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

-наблюдение

-оценочное суждение;

- оценивание готовности к уроку

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала, актуализация опорных знаний учащихся необходимых для освоения новой темы. Использование регионального  компонента.

Беседа. Ребус.

- Чему посвящён наш урок вы узнаете, если правильно прочитаете ребус.

Р1А

- Правильно, родина. Наша малая Родина – Югра. Это чудесный край - край необъятной тайги с её щедрыми дарами, большими реками, бесчисленными речушками, болотами с зелёным мхом, усыпанным красной клюквой и янтарной морошкой. В последнее время исчезают многие виды животных и растений. Природа просит помощи у человека, но чтобы ей помочь, нужно знать природу своего края.

- И сегодня на уроке математики, мы будем не только считать, решать, рассуждать, но и узнаем много нового и интересного о родном крае.

Читают ребус

Слушают учителя, настраиваются на работу

К: слушать и понимать речь других, строить рассуждения.

Л: создавать положительный эмоциональный настрой, вхождения в урок

-наблюдение

Деление на группы. (1-2 мин.)

Цель: деление детей на группы в игровой форме, развитие внимания, логического мышления, подведение к проблеме занятия, определение темы занятия, постановка проблемных вопросов.

Игра «Собери картинку».

Загадка

Задание 1. Наш урок мы начнём с игры. Игра называется «Собери картинку». Я разрезала две картинки на несколько частей, вы должны выбрать по одному пазлу (по одной части) и собрать картинки, объединившись в две группы. (Картинки: ель и кедр)

-Соедините части картинок, объединившись в группы. Что изображено на ваших картинках? Объясните.

- Правильно. Кедр и ель – хвойные деревья нашего леса.

Молодцы! Вы умеете работать быстро и дружно. Работать вы будете в группах.  

Правила работы в группах.

Чтобы добиться хорошего результата, нужно работать активно, дружно, уметь слушать и слышать друг друга, быть внимательным друг к другу.

Загадка. Отгадав загадку, вы узнаете нашего гостя.

И по соснам, и по ёлкам быстро бегает зверёк.

Видит: шишка, где поспела, где орешкам вышел срок.

Нужен на зиму запас, вот и трудится сейчас! (Белка). Рисунок белки.

-Белка – жительница наших лесов, она великая труженица. Очень любит белка кедровые и еловые орешки, грибы и ягоды.  

За каждое правильно выполненное задание, вы будете получать жетоны в виде кедровых и еловых шишек. В конце урока, мы должны будем украсить деревья шишками. На каком дереве больше будет шишек, зависит от ваших знаний и дружной работы на уроке.

Самооценка «Грибы». На парте у вас лежат картинки грибов. Если в группе все ребята работают активно, то вы поднимаете съедобный гриб, если не все ребята участвуют в работе, то поднимаете мухомор.

Я желаю всем успехов.    

Дети выбирают части от разрезанных картинок, собирают картинки, так образуются две команды, они рассаживаются за отдельные столы.

Усвоение условий и правил работы в группах.

Слушают загадку, отгадывают

Оценивают свою работу согласно критериям. Показывают гриб.

П: осуществлять синтез как составление целого из частей

К: вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия;

Л: выполнение нравственно-эстетических норм при взаимодействии с одноклассниками и учителем на уроке

- наблюдение;

Актуализация знаний

Цель: актуализация опорных знаний необходимых для «открытия нового знания», организация самостоятельного выполнения учащимися пробного учебного действия с фиксацией индивидуального затруднения; использование регионального и экологического материала для повышения интереса к изучению природы родного края, формирование умений правильно вести себя в природе.

Математический диктант «Жизнь деревьев»

Региональный компонент. Продолжительность жизни деревьев нашего края.

Экология. Беречь деревья.

Начнём урок с математической разминки.

Проверим ваше внимание и умение записывать числа под диктовку.

(У каждого ученика на парте лежат карточки, с обратной стороны записаны слова пословицы).

Наш край богат лесами, которые не только украшают нашу землю, но и дают нам чистый воздух, пищу, укрепляют наше здоровье.

Задание:

- Белочка спрашивает, знаете ли вы, сколько примерно лет живут деревья нашего края? Кто знает, поднимите руки?

Мы ответим на вопрос Белочки, если вы правильно запишите числа, на карточках, которые лежат у вас на партах.

1). Красавица ель живёт приблизительно 5 сотен лет (500 лет)

2). Вечнозелёная сосна – 3 сот. 5 дес. лет (350 лет)

3). Символ России берёза, её возраст можно узнать при сложении чисел 100 и 50 (150 лет)

4). Красавица рябина  живёт – 8 дес. лет (80)

5). Самое прочное дерево – лиственница, живёт до 900 лет.

6). Самое высокое дерево нашего края – кедр. Его возраст можно узнать, вычислив сумму разрядных слагаемых 800+50+6      (856 лет).

7). Вечно дрожащая осина живёт около 100 лет.

- Разложите карточки в порядке убывания чисел

Проверка: фронтальный опрос

- Прочитайте числа в порядке убывания  900, 856, 500, 350, 150, 100, 80

- Как вы думаете, какое число, с точки зрения математики «лишнее» в этом ряду? Почему?

- Верно, «лишнее» число 80, потому что оно двузначное, а все остальные числа трёхзначные.

- Чем отличается двузначное число от трёхзначного?

- Верно. Двузначное - это значит в написании числа две цифры, трехзначное - это значит в написании числа три цифры.

-Может ли двузначное число быть больше трехзначного? (Нет)

Молодцы! Вы правильно записали числа, узнали продолжительность жизни деревьев.

Экология:

-А знаете ли вы, что одно дерево за год вырабатывает 120 кг кислорода. Этого достаточно для дыхания семьи из трёх человек на целый год. Вопросы для обсуждения:

-Почему нужно беречь деревья? Для чего нужно садить деревья? Лес требует много заботы и внимания со стороны человека. Он нуждается в бережном отношении к себе. Давайте будем беречь деревья!

Слушают учителя.

Записывают числа на карточках

Отвечают на вопросы учителя

Сравнивают числа, делают вывод

П: извлекать необходимую информацию из прослушанного текста;

Р: осуществляют самоконтроль 

К: слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; выстраивать осознанное речевое высказывание в устной форме по теме урока

Л: формировать положительную мотивацию к учению, через создание ситуации успеха каждого ученика;

- оценочное суждение, коррекция ответов учащихся;

Девиз урока «Пословица»

Настроиться на совместную работу нам поможет пословица.

-Какая, вы узнаете, если правильно составите предложение из слов, которые записаны у вас с обратной стороны карточек.

- Переверните карточки, составьте из слов пословицу и прочитайте её. Объясните её смысл.

           «Каждый день нашей жизни прибавляет частичку мудрости»

Ответы детей.

Составление из слов пословицу, объяснения её смысла

К: оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации

- наблюдение

Приёмы «Аплодисменты»

Самооценка «Грибы».

Оценивание: поблагодарим друг друга за верно выполненное задание аплодисментами.

Самооценка. Если в группе все ребята работают активно, то вы поднимаете съедобный гриб если не все ребята участвуют в работе, то поднимаете мухомор.                                   

За работу получаем жетоны - в виде еловых и кедровых шишек

Самооценка результатов своей деятельности в группе.

Р: осуществляет самооценивание собственной учебно-познавательной деятельности

самооценка

Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками. Выявление места и причины затруднения.

Цель: вспомнить и закрепить знания детей о составе трёхзначных чисел; создать проблемную ситуацию, в результате которой учащиеся определяют затруднения в выполнении задания, формулируют тему и задачи урока

Приём «Яркое пятно»

-Белочка предлагает вам прочитать ребус, разгадав его, вы узнаете, какие числа будут в центре внимания на этом уроке?

https://urok.1sept.ru/articles/688049/img1.jpg

Предлагаю вспомнить то, что мы уже умеем делать с трёхзначными числами. Начнем с небольшой разминки.

- Сколько вам лет? (9)

- В каком классе вы учитесь? (3)

- Какую отметку хотите получить за урок? (5)

-Используя цифры 9, 3, 5 составьте и запишите в порядке возрастания всевозможные трехзначные числа.

- Прочитайте числа.

Проверка: фронтальный опрос. 359, 395, 539, 593, 935, 953

- Почему я предложила такое задание?     

- Верно, сегодня мы будем работать с трёхзначными числами.

Чтение ребуса «Трёхзначное число»

Самостоятельно составляют трехзначные числа

Предметные: применять ранее полученные знания на практике

Р: формулировать тему и цель урока, планирование.

Познавательные: формулирование проблемы

- наблюдение

-фронтальный опрос

Игра «Да – Нет»

Чтобы проверить ваши знания, Белочка предлагает вам игру «Да – нет»

- Если вы будете согласны с моим высказыванием, прыгаете вверх, а если нет – то кружитесь. Будьте внимательны.

-В записи трехзначных чисел всегда есть три цифры (да)

-В числе 999 одинаковое количество сотен, десятков и единиц (да)

-Тысяча-это самое большое трехзначное число (нет)

-Если 8 увеличить в 100 раз получится 800 (да)

-Сотни – это единицы первого разряда (нет)

-Трехзначное число всегда больше двухзначного (да)

-Мы умеем сравнивать трехзначные числа? (нет).

-Приходилось ли вам что-либо сравнивать? Конечно! Мы это делаем постоянно. Просыпаясь утром, мы сравниваем сегодняшнюю погоду со вчерашней. Сравниваем свой рост, вес. Завтракая, мы сравниваем вкус сегодняшней каши со вчерашней. И так весь день… люди, поступки, цены….

-Кто догадался, какую тему мы будем рассматривать сегодня?

-Правильно, тема урока «Сравнение трёхзначных чисел»

-Как вы думаете, зачем нужно уметь сравнивать трехзначные числа? Где могут нам пригодиться эти знания?

- Верно,  в магазине, в школе, в институте и т.д.

У каждого сравнения есть свой секрет. Есть секрет и в сравнении трёхзначных чисел. Нам предстоит его открыть.

-Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока:

-УЗНАТЬ…..как можно сравнивать трёхзначные числа

- НАУЧИТЬСЯ…. сравнивать трехзначные числа.

Молодцы! Вы знаете состав трёхзначных чисел и умеете определять и формулировать тему и цели урока. Но помните, что кроме математических знаний, сегодня мы будем говорить о природе нашем крае.

Выполнение движений, согласно заданию

- формулируют своё затруднение в пробном учебном действии;

-определяют границы знания и незнания.

Составление плана работы на уроке

Р: сравнивать, анализировать, классифицировать математический материал

Р: определять и формулировать цель урока с помощью учителя;

принимать и сохранять учебную задачу

Приёмы «Аплодисменты»

Самооценка «Грибы».

Оценивание: поблагодарим друг друга за верно выполненное задание аплодисментами.

Самооценка. Если в группе все ребята работают активно, то вы поднимаете съедобный гриб если не все ребята участвуют в работе, то поднимаете мухомор.                                   

За работу получаем жетоны- в виде еловых и кедровых шишек

Самооценка результатов своей деятельности в группе.

Р: осуществляет самооценивание собственной учебно-познавательной деятельности

самооценка

Открытие нового знания

Цель: создание условий для организации совместной и осмысленной работы учащихся с новой информацией, поиск путей решения проблемы; использование регионального материала для повышения интереса к изучению жизни родного края

- Я предлагаю вам самим сделать открытие, ведь когда сам — это интереснее.  (На доске записаны числа: 982 км * 222 км)

Для сравнения трёхзначных чисел Белочка предлагает вам интересный материал о нашем крае.

- Знаете ли вы, что на территории нашего округа протекают две крупнейшие реки – Обь и Иртыш. Протяжённость Оби в пределах нашего округа составляет 982 км, а Иртыша – 222 км. (760 км).

Обратите внимание, одинаковы ли единицы измерения?

Составление алгоритма сравнения.

Первое, что мы должны запомнить:

Вывод:

1.Сначала нужно сравнивать число сотен. Где сотен больше, то число и будет больше.

982 км > 222 км

-Какой знак поставите? Почему? На какой разряд обращаем внимание в первую очередь?  Почему? (Сотни)

(В числе 982 – 9 сот. а в числе 222 – 2 сот. Значит, 982 больше, чем 222.)

На доске запись.

  1. Сравнить цифры разряда сотен.

         

  Работа в группах. Время работы: 2 минуты

Задание для 1 группы. С целью укрепления своих земель на территории нашего округа были построены крепости:

Ханты – Мансийск – 440 лет, (1582 году), Сургут - 428 лет (1594 году) (12 лет)

На доске записаны числа: 440 лет * 428 лет

-А посмотрите на следующую пару чисел. Что вы заметили?

- Ребята, а если число сотен одинаковое, например, 440 и 428?

-Как же сравнивать числа в этом случае? Посовещайтесь в группе

-Какой знак поставите? Почему? На какой разряд обращаем внимание в первую очередь?  Почему?

Задание для 2 группы. Город Тюмень был построен в 1586 году, 436 лет назад, а город Тобольск в 1587 году, 435 лет назад

На доске записаны числа:  436 лет * 435лет

-Посовещайтесь, подумайте, как сравнить данные числа.

-Какой знак поставите? Почему? На какой разряд обращаем внимание, если число сотен и десятков одинаковое?  Почему?

Проверка. Фронтальный опрос

Выступление представителей 1 группы:

Наши пары чисел отличаются десятками. Мы сравнивали десятки.

В числе 440 - 4 дес., а в числе 428,-  2 дес. Значит, 440 больше, чем 428.

Вывод: Если число сотен одинаковое, то нужно сравнивать число десятков. Где десятков больше, то число и будет больше.

428 лет < 440 лет

-Поднимите руки, кто согласен с таким выводом.

Запись на доске.

2. Сравнить цифры по числу десятков, если число сотен одинаковое.

Выступление представителей 2 группы:

Наши пары чисел отличаются единицами. Мы сравнивали единицы.

Вывод: если число сотен и десятков одинаковое, то нужно сравнивать число единиц. Где единиц больше, то число и будет больше.

436 лет > 435лет

Параллельно на доске появляется алгоритм сравнения трёхзначных чисел.

3.По числу единиц, если число сотен и десятков одинаковое

Выводы. Теперь, ребята, это всё нужно записать, чтобы запомнить. Порассуждайте в группах и впишите нужные слова (вывесить на доску)

  • Сравниваю … . Больше то число, в котором больше … .
  • Если сотен в одном числе столько же, сколько в другом, сравниваю … Больше то число, в котором больше ….
  • Если десятков в одном числе столько же, сколько в другом, сравниваю …

Больше то число, в котором больше … .

- Наши выводы готовы.

Сравнение трёхзначных чисел после каждого вывода детей.

  1. Сравнить цифры разряда сотен.
  2. Сравнить цифры по числу десятков, если число сотен одинаковое
  3. По числу единиц, если число сотен и десятков одинаковое

-Давайте по учебнику проверим свои предположения. Стр.50 прочитайте правило.

Поработайте в парах. Расскажите друг другу правило.

- Сделайте вывод, скажите математическим языком, как можно сравнивать числа?

- Верно. По числу сотен, десятков, единиц.

-Как ещё можно сравнивать трёхзначные числа? (По порядковому счёту.)

Вывод: Когда сравниваем трехзначные числа, сначала сравниваем сотни, если сотни равны, то смотрим на десятки, если число сотен и десятков одинаковое, то сравниваем единицы

Молодцы! Мы вывели алгоритм сравнения трёхзначных чисел и узнали о городах и реках нашего края. Более подробную информацию о нашем крае, мы узнаем на уроках окружающего мира или, прочитав книги, которые находятся   на книжной выставке.

Выполнение задания в группах

Составление алгоритма сравнения

Участие в диалоге с учителем и одноклассника-

ми

Выступление учащихся

П: сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения

Р: контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы

Л:  роль математических действий в жизни человека

Познавательные

построение логической цепи рассуждения, доказательство

К: представлять публичную презентацию результатов своей деятельности (группы);

-слушают и понимают речь других;

-договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов

Л: участвует в коллективном обсуждении при работе в парах, и в группах;

-строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество

Познават-ные:

поиск необходимой информации из текста учебника

- наблюдение

Приёмы «Аплодисменты»

Самооценка «Грибы».

Оценивание: поблагодарим друг друга за верно выполненное задание аплодисментами.

Самооценка. Если в группе все ребята работают активно, то вы поднимаете съедобный гриб если не все ребята участвуют в работе, то поднимаете мухомор.                                   

За работу получаем жетоны- в виде еловых и кедровых шишек

Самооценка результатов своей деятельности в группе.

Р: осуществляет самооценивание собственной учебно-познавательной деятельности

-самооценка

-рефлексия деятельности (оценка успешности).

оценка работа в группе;

Минута отдыха. Игра «Верю – не верю» или «Истинно или ложно» 

Цель: смена видов деятельности, снятие утомления через движение. Дать передышку детям, отдохнуть, реализовывается здоровьесберегающий компонент. Проверка и обобщение полученных умений и знаний.

Игра «Верю – не верю»

Ребята, давайте немного отдохнём, проверим ваше внимание и умение сравнивать трёхзначные числа. Я буду говорить высказывания, если вы мне верите, то руки – вверх, а если нет, то – приседаете. Будьте внимательны.

379 > 377;       468 >368;       243 < 253;          202 < 220;       345 >435;

- Молодцы! Вы очень внимательны и хорошо усвоили тему урока.

Выполнение задания

наблюдение

Первичное закрепление знаний

Цель: организация закрепления знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации, установить правильность и осознанность усвоения учебного материала (выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция); выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий и их оценка.

Приём «Лови ошибку»

Узнать тему следующего задания поможет тест, который приготовила для вас Белочка.

Задание

Тест. Обведи букву с правильным ответом. Подчеркни в правильных ответах цифры того разряда, на который нужно обращать  внимание при сравнении.

              м). 860 < 680                  л). 154 <158

     о). 200 >199                   б). 458 <452                          

              с). 524 < 700                   т). 112 > 132                                

     и). 885 < 895                   в). 607 < 605                    

Время работы: 2-3 мин.

Самопроверка.

Тест. Обведи букву с правильным ответом. Подчеркни в правильных ответах цифры того разряда, на который нужно обращать  внимание при сравнении.

              м). 860 < 680                  л). 154 <158

     о). 200 >199                    б). 458 <452                          

              с). 524 < 700                   т). 112 > 132                                

     и). 885 < 895                   в). 607 < 605                    

Вопрос всем группам:

- Какое умение мы отрабатывали при выполнении этого задания? (Умение сравнения трёхзначных чисел)

-Так как же сравнивать трёхзначные числа?

Вывод: по кол-ву сотен, десятков или единиц

- Из выделенных вами букв, составьте слово и узнаете, о ком будет следующее задание. Поднимите руку, у кого получилось слово ЛОСИ?

- Правильно, следующее задание о самых величественных животных нашего края, о лосях.

Выполняют задание

Осуществляют самопроверку

П: владеть приёмами отбора и систематизации материала; извлекать информацию из теста в соответствии с вопросом;

Р: закреплять умение осуществлять самоконтроль

К: уметь осуществлять взаимный контроль

Л: оценивать результат своей работы

- наблюдение

тестирование;

самоконтроль, самооценка;

Приёмы «Аплодисменты»

Самооценка «Грибы».

Оценивание: поблагодарим друг друга за верно выполненное задание аплодисментами.

Самооценка. Если в группе все ребята работают активно, то вы поднимаете съедобный гриб если не все ребята участвуют в работе, то поднимаете мухомор.                                   

За работу получаем жетоны- в виде еловых и кедровых шишек

Самооценка результатов своей деятельности в группе.

Р: осуществляет самооценивание собственной учебно-познавательной деятельности

-самооценка

-рефлексия деятельности (оценка успешности).

Включение в систему знаний и повторение. Решение задач.

Цель: закреплять умение решать задачи изученных видов, создавать условий для применения практических знаний учащимися в решении задач.

Научное слово заповедник.

- Знаете ли вы, как называется участок земли, на которой запрещена любая хозяйственная деятельность человека? (Заповедник)

На территории нашего края есть несколько заповедники «Малая Сосьва» и «Юганский» и другие. Холодно и голодно зверям зимой, поэтому лесники ставят кормушки для животных, наполняют их сеном, солью.

Работа по учебнику на с. 50, №6

-Прочитайте задачу. Что известно в задаче? Что нужно узнать?

-Какой главный вопрос в задаче? Можем ли мы сразу ответить на него?

-Что нужно знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи?

-Каким действием мы ответим на вопрос задачи? Почему? 

Дифференцированная работа. 

-Кто может решить задачу самостоятельно, решают, а кто испытывает затруднения, получают карточку с краткой записью.

Прошлый год – 14 ст. сена

Этот год - ? в 3 раза больше

Решим задачу самостоятельно. Кто сможет, запишет выражением, а кому сложно, то по действиям.

Самопроверка: Решение: 14х3=42 (с.) - заготовили в этом году.

Теперь можем ответить на главный вопрос? Каким выражением?

                42-14=28 (с.)

-Какой будет ответ? Записываем.

-Какую оценку поставим отвечающему?

- Какое умение мы отрабатывали при выполнении этого задания? (Умение решать задачи изученных видов и сравнивать числа).

Чтение текста задачи.

Решение задачи

Познават-ные:

-осуществляют анализ текстовой задачи;

-строят рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач.

-владеет алгоритмом решения задач изученных видов.

Л: связывать свои успехи с усилием, трудолюбием

- самопроверка по образцу;

Приёмы «Аплодисменты»

Самооценка «Грибы».

Оценивание: поблагодарим друг друга за верно выполненное задание аплодисментами.

Самооценка. Если в группе все ребята работают активно, то вы поднимаете съедобный гриб если не все ребята участвуют в работе, то поднимаете мухомор.                                   

За работу получаем жетоны - в виде еловых и кедровых шишек

Самооценка результатов своей деятельности в группе.

Р: осуществляет самооценивание собственной учебно-познавательной деятельности

-самооценка

-рефлексия деятельности (оценка успешности).

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу)

Цель:  организация  самостоятельного выполнения каждым учащимся заданий на новый способ действий с самопроверкой своих решений по эталону.

Региональный компонент.

Экология.

Наша гостя Белка, приготовила для вас сообщения о жителях нашего края.

Задание: прочитайте текст, вставьте в скобках пропущенные именованные числа. Запишите их в порядке убывания.

- Вспомните, что такое именованные числа?

-Верно. Это числа, у которых есть имена: километры, метры, дециметры, сантиметры, миллиметры и другие. Имена всегда стоят за числом, например: 1 км, 1 м, 4 дм, 7 см, 9 мм.

1 группа:

Бобр – крупный грызун, отличный пловец, у него красивый плотный мех, отличный строитель – научил людей некоторым приемам в строительстве плотин. Длина его тела достигает 1м 30см (_______ см). Хвост веслообразный, его длина – до 30 см (______мм), ширина – 13см (______мм). Ударом хвоста, о воду, бобр предупреждает об опасности, при плавании хвост превращается в руль. На хвосте самка бобра переносит своих детенышей. Бобр занесен в Красную книгу. Заповедник «Малая Сосьва» был создан для сохранения речного бобра.

______________________________________________

2 группа:

Соболь — ловкий и сильный зверёк с ценным мехом. Цвет шерсти — от светло-бурого до почти чёрного, на груди есть небольшое светлое-жёлтое пятно. Длина его тела — до 60 см (______мм). Длина хвоста 16см (__________мм). Обычно соболь передвигается небольшими прыжками 80 см (______________мм). Соболь хищный ловкий охотник. Любит рябчиков, рыбу, лакомится ягодами и кедровыми орешками. Мех соболя ценится очень высоко.  Истребляется соболь, прежде всего человеком. Из-за упорного преследования охотниками запасы этого ценного пушного зверька сильно упали, ему грозило даже полное исчезновение

_______________________________________________________

Взаимопроверка. Обменяйтесь карточками и проверьте работу друг друга.

Вопросы по содержанию прочитанного:

- Что нового и интересного, вы узнали о жизни животных?

- На сколько мм длина хвоста бобра, больше, чем ширина хвоста?

(300- 130= на 170 (мм)

- На сколько мм длина тела соболя меньше, чем длина хвоста?

(600- 160= на 440 мм

Молодцы! Белка благодарит вас за хорошую работу.

Вывод: Именованные числа: единицы времени, единицы длины, единицы массы, единицы площади. Они всегда с нами, сопровождают нас всю жизнь: едешь на автобусе, на поезде, бегаешь по улице, работаешь, учишься в школе, приходишь в магазин и т.д.

Чтение текста учащимися.

Выполнение задания.

Взаимопроверка

Приёмы «Аплодисменты»

Самооценка «Грибы».

Оценивание: поблагодарим друг друга за верно выполненное задание аплодисментами.

Самооценка. Если в группе все ребята работают активно, то вы поднимаете съедобный гриб если не все ребята участвуют в работе, то поднимаете мухомор.                                   

За работу получаем жетоны - в виде еловых и кедровых шишек

Самооценка результатов своей деятельности в группе.

Р: осуществляет самооценивание собственной учебно-познавательной деятельности

-самооценка

-рефлексия деятельности (оценка успешности).

Итог урока.

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; соотнести поставленную цель и результаты, способствовать формированию самооценки своей деятельности

Украшаем деревья шишками.

-Вспомните, какие цели мы поставили? Достигли их?

-Чему вы научились сегодня на уроке? (Научились сравнивать трёхзначные числа)

-Что нового узнали? (Числа можно сравнивать по алгоритму).

Шишки, которые вы получили за свою работу, закрепите на рисунках кедра и ели. Сравните, на каком дереве их больше? Сделайте вывод.

Белочка благодарит вас за дружную работу, за то количество шишек, которые вы ей подарили.

-Вспомните пословицу, которая была взята девизом нашего урока «Каждый день нашей жизни прибавляет частичку мудрости». Изменилось ли ваше понимание смысла этих слов?

Вывод: Наши знания – это богатство, которое мы накапливаем, а когда нужно берём и используем. Математические знания и знания о нашем крае пригодятся нам в учёбе и в жизни. Любите свой родной край, гордитесь тем, что вы родились и живёте на Югорской земле. Надеюсь, что вы, после окончания школы, внесете достойный вклад в развитие экономики и культуры родного округа.

Л: связывать свои успехи с усилием, трудолюбием

- оценочное суждение;

Домашнее задание

Цель: информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Обеспечение понимания учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Побуждение к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей, интересами учащихся.

Приём «Право выбора»

Выберите домашнее задание

- работа по учебнику на с. 50, №4-5

-составить задачи на сравнение, они нам пригодятся к следующему уроку.

- придумайте и запишите три пары трёхзначных чисел, сравните их

- придумать сказку про сравнение трёхзначных чисел

Выбирают домашнее задание по своему желанию.

Записывают домашнее задание в дневник.

К: слушать объяснения учителя, задавать уточняющие вопросы.

Р: объективно оценивать свои результаты и соответственно им выбирать домашнее задание;

-соотносить полученное домашнее задание с изученным учебным материалом; способность организовать собственную деятельность.

наблюдение

Рефлексия «Фразеологизмы»

Цель: осуществление анализа и оценки успешности достижения цели, планируемого результата, осознание учащимися своей учебной деятельности, подведение итога урока, оценка, самооценка и рефлексия результатов деятельности

Прочитайте фразеологизмы с доски. Объясните их значение.

           Работал засучив рукава. Работал спустя рукава.

- Выберите, то значение фразеологизма,  которое соответствует вашей работе на уроке.

Выполняют действия. Оценивают свою работу на уроке.

Рефлексия деятельности (оценка успешности).

Р: осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить.

Л: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

- наблюдение

-рефлексия деятельности (оценка успешности).

                                                   Дополнительный материал

Решение простых задач

1). Ребята заготовили для птиц 5 кг семян арбуза, а рябины в 6 раз больше. Сколько всего семян заготовили ребята?

2). Белка принесла в пустое дупло утром 24 ореха, а вечером в 6 раз меньше. Сколько всего орехов принесла белка?

3). В первый день около школы посадили 15 деревьев, а во второй день в 2 раза больше. На сколько больше деревьев посадили во 2 день?

Алгоритм.

Сравниваем трёхзначные числа:

1. По числу сотен.

2. По числу десятков, если число сотен одинаковое.

3. По числу единиц, если число сотен и число десятков одинаковое.

Приложение 1

Дополнительный материал.

Информационные тексты для составления задач

Прочитайте текст. Вставьте в скобки пропущенные именованные числа.

  1. Бобр – крупный грызун, отличный пловец, у него красивый плотный мех, отличный строитель – научил людей некоторым приемам в строительстве плотин. Длина его тела достигает 1м 30см (_______ см), а масса – до 32кг (________ г). Хвост веслообразный, его длина – до 30 см (______мм), ширина – 13см (______мм). Ударом хвоста, о воду, бобр предупреждает об опасности, при плавании хвост превращается в руль. На хвосте самка бобра переносит своих детенышей. Бобр занесен в Красную книгу. Заповедник «Малая Сосьва» был создан для сохранения речного бобра.

2. Кроты - насекомоядные животные. Длина тела до 21см (_____ мм), вес до 170г. Они приспособлены к подземному, роющему образу жизни. Кротовая шубка имеет уникальное свойство – ее ворс растет прямо, а не ориентирован на определенную сторону. Это позволяет кроту легко двигаться под землей в любом направлении, ворс свободно ложится и вперед, и назад. Задние конечности слабее передних. Зрение у кротов слабое, у некоторых видов глаза закрыты кожей. Зубов от 33 до 34. Крот прокладывает ходы в земле очень быстро. Скорость продвижения его в глинистой почве составляет 72 метра в час, в черноземе – 108 метров в час.

Ответь на вопросы:

Каким уникальным свойством обладает шубка крота?

Почему у крота слабое зрение?

Есть ли у крота зубы? Докажи предложением из текста.

Реши задачи, пользуясь текстом:

1). Сколько граммов весят 2 крота? Какая это часть килограмма?

2). Если 3 крота встанут в одну линию один за другим, то какой длины получится линия?

3). На сколько метров продвинется крот за 2 часа в черноземе?

4).На сколько метров продвинется крот за 2 часа в глинистой почве?

5). Сколько кротов могут иметь 110 зубов?

4. Лиса – хитрая героиня сказок. В ее норах бывает около 27 запасных выходов. Весит она до 8 кг (________ц). Количество детенышей от 3 до 6. Длина тела лисицы – 90 см (________м), хвоста – 60см (________м). Рацион питания лисы разнообразен: мыши, зайцы, кузнечики, земляника, черника, вишня, яблоки, виноград. Лиса не выходит на охоту в дождливую погоду, потому что не любит мочить свою красивую шубку.

Ответь на вопросы:

Какие ты знаешь сказки, в которых героиня – лиса.

Почему лиса не охотится в дождь? Докажи предложением из текста.

Реши задачи пользуясь текстом:

-Сколько, может быть, запасных ходов в трех лисиных норах?

-Сколько останется запасных ходов в одной норе лисы, если 15 ходов перекрыть?

-Сколько кг будут весить 4 лисы?

- На сколько см длина хвоста лисицы меньше длины ее тела?

-Какое наибольшее количество детенышей могут принести сразу 5 самок лисиц?

5. Соболь — ловкий и сильный зверёк с ценным мехом. Цвет шерсти — от светло-бурого до почти чёрного, на груди есть небольшое светлое-жёлтое пятно. Длина его тела — до 40–60 см (______мм). Длина хвоста 16 см (__________мм). Обычно соболь передвигается небольшими прыжками 50-80 см (______________мм). Соболь хищный ловкий охотник. Любит рябчиков, рыбу, лакомится ягодами и кедровыми орешками. Весит до 1000 г (______кг). Мех соболя ценится очень высоко.  Истребляется соболь, прежде всего человеком. Из-за упорного преследования охотниками запасы этого ценного пушного зверька сильно упали, ему грозило даже полное исчезновени

6. Удивительный зверёк белка. Длина тела белки достигает 25 см (___________мм), а хвост 20 см  (_____мм). Он как руль, как парашют помогает зверьку перепрыгивать с ветки на ветку. В сильный мороз хвост согреет. Любит белка кедровые орешки, грибы, ягоды. Весит белка 1000 г (_______кг). Учёные предполагают, что в Древней Руси была особая порода белок с белым окрасом шерсти, что и стало причиной названия пушистого животного.

Что такое именованные числа? Это числа, у которых есть имена: километры, метры, дециметры, сантиметры, миллиметры и другие. Имена всегда стоят за числом, например: 1 км, 1 м, 4 дм, 7 см, 9 мм.

Информация из истории математики: «Самый легкий и древний способ измерения высоких предметов применил греческий мудрец Фалес за шесть веков до нашей эры. Ему предстояло измерить высоту египетской пирамиды. Фалес избрал день и час, когда длина его собственной тени равнялась его росту. Высота пирамиды должна была в этот момент равняться длине отбрасываемой тени. Измерить тень не составило большого труда».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Сравнение трёхзначных чисел" 3 класс

Урок «открытия» нового знания  по учебнику математики Моро 3 класс с использованием ИКТ....

Урок математики 3 класс "Сравнение трёхзначных чисел" Системно-деятельностный метод

Урок математики 3 класс "Сравнение трёхзначных чисел" Системно-деятельностный метод. Место в системе уроков: 7 урок по разделу: «Числа от 1 до 1000» Тип урока: О Н З. 1 часть. Организацонная. Э...

Презентация к уроку математики по теме: "Сравнение трёхзначных чисел" 3 класс

Презентация к уроку математики по теме : "Сравнение трёхзначных чисел" 3 классс...

Презентация к уроку математики по теме: "Сравнение трёхзначных чисел" 3 класс

Презентация к уроку математики по теме : "Сравнение трёхзначных чисел" 3 классс...

Урок математики в 3 Ж классе (КРО) на тему: «СРАВНЕНИЕ ТРЁХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ»

  На протяжении всего урока осуществлялась их взаимосвязь через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного эт...

"Сравнение трёхзначных чисел" Урок математики в 3 классе "Школа 2100" .

Урок математики по программе «Школа-2100» в 3 классе, с использованием интерактивной доски....