«Сравнение трёхзначных чисел»
план-конспект урока по математике (3 класс)
Конспект урока в 3 классе по математике, УМК «Школа России», по теме «Сравнение трёхзначных чисел»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_3_klass.docx | 128.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Усть-Юганская средняя общеобразовательная школа»
посёлок Усть-Юган Нефтеюганского района
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Конспект урока в 3 классе
предмет «Математика»
УМК «Школа России»
Тема урока: «Сравнение трёхзначных чисел»
Опыт профессиональной деятельности
Россия, Ханты - Мансийский автономный
округ – Югра, Нефтеюганский район,
Тюменская область, Усть – Юган
Автор: Волошина Наталья Евгеньевна,
Нефтеюганское районное образовательное
бюджетное учреждение «Усть – Юганская
средняя общеобразовательная школа»,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
Усть – Юган
2024 год
Технологическая карта урока
Предмет | Математика |
Класс | 3 |
Программа | УМК «Школа России» |
Учитель | Волошина Наталья Евгеньевна |
Тема урока | «Сравнение именованных трёхзначных чисел» (выполнение заданий с региональным компонентом и экологическим содержанием) |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Цель урока | Создать условия для -активной деятельности учащихся на уроке при формировании умения сравнивать трёхзначные числа с опорой на их десятичный состав, через использование системы учебных заданий регионального и экологического содержания; для развития у учащихся ключевых компетенций: - коммуникативной: строить монологическое высказывание, уметь работать в группе; -информационной: анализировать и отбирать необходимую информацию, сохранять, передавать и критически осмысливать её; - учебно-познавательной: умение разрешать учебные проблемные ситуации; - общекультурной: содержание математических задания дает возможность расширить кругозор учащихся о родном крае, о бережном отношении к природе. |
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная. Работа в парах и группах. |
Методы обучения | По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, проблемного изложения По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации. |
Педагогические технологии: | Приёмы из технологии развития критического мышления, «Тонкие и толстые вопросы», «Верю – не верю», «Да – нет», «Лови ошибку», «Фразеологизмы». Здоровьесберегающие технологии: смена видов деятельности, активная физминутка, разнообразные виды и типы задание, создание ситуации успеха для каждого ученика, дифференцированный подход. АМО (активные методы обучения; системно-деятельностный подход; технология работы в малой группе; активизация мотивации к учебной деятельности и познавательных интересов учащихся, путём создания проблемной ситуаций на уроке, работа с дополнительными источниками информации). Игровая технология. Игры: «Аплодисменты», «Улыбка», «Грибы», «Собери картинку», «Право выбора» |
Ведущая педагогическая идея: | Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании |
Межпредметные связи | Русский язык, окружающий мир |
Планируемые результаты:
Предметные: | Метапредметные: | Личностные |
- формирование умения читать, записывать, сравнивать и упорядочивать трёхзначные числа; -составление и применение на практике алгоритма сравнения трехзначных чисел; - решение текстовых задач с региональным и экологическим содержанием; | Познавательные УУД: -решать задачи изученных видов -вовлекать учащихся в активный познавательный процесс, создать условия для формирования способности к самостоятельной мыслительной, практической деятельности; -использовать информацию из разных источников (учебник, карточки); формировать умения смыслового чтения; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - формировать навык учебного сотрудничества; - использовать полученную информацию в новой учебной ситуации; -строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; - использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -представлять публичную презентацию результатов своей деятельности (группы); Регулятивные результаты: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль; - принимать и сохранять учебную задачу; -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -связывать свои успехи с усилием, трудолюбием; - формировать положительную мотивацию к учению, через создание ситуации успеха каждого ученика; - понимают значение математических знаний в жизни человека; -понимают универсальность математических способов познания окружающего мира -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Решаемые учебные проблемы | Как сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения? Как упорядочивать заданные числа? Чем отличается двузначное число от трёхзначного? Сравнение трёхзначных чисел с опорой на их десятичный состав. | |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Меньше – это характеристика одной величины по отношению к другой величине при их сравнении. Трёхзначные и двухзначные числа, сравнение, заповедник | |
Планируемые результаты | Создание алгоритма сравнивать трёхзначные числа с опорой на их десятичный состав. Знают: алгоритм сравнения трёхзначных чисел Умеют: применять алгоритм сравнения трёхзначных чисел, анализировать, делать выводы, сравнивать. |
Ход урока
Методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД | Оценивание/ формы контроля | |
Организационный момент. Эмоциональный настрой. (1-2 мин) Цель: подготовка к активной познавательной деятельности, эмоциональный настрой, снятие напряжения, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне, создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. | |||||
Приёмы «Аплодисменты». Приём «Улыбка» Эмоциональное вхождение в урок | - Добрый день, ребята! Чтобы урок прошёл интересно и с пользой, давайте улыбнёмся, и аплодисментами пожелайте друг другу хорошего настроения. Улыбнулись и за дело! -Тихо сядут те ребята, у кого день рождение чётного числа месяца. - У тебя какого числа день рождения. Докажи, какое это число — чётное или нечётное. 2. Проверьте, как организовано ваше рабочее место? Почему это важно? -Что еще нам пригодится на уроке? -Какие качества нам необходимы на уроке? | -приветствуют учителя и одноклассников, гостей. -учащиеся проверяют готовность к уроку. -высказывают предположения о подготовке к уроку - настраиваются на предстоящую работу в классе | П: осуществлять самопроверку готовности к уроку. К: слушать и понимать речь других, строить рассуждения. Л: создавать положительный эмоциональный настрой, вхождения в урок | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. -наблюдение -оценочное суждение; - оценивание готовности к уроку | |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала, актуализация опорных знаний учащихся необходимых для освоения новой темы. Использование регионального компонента. | |||||
Беседа. Ребус. | - Чему посвящён наш урок вы узнаете, если правильно прочитаете ребус. Р1А - Правильно, родина. Наша малая Родина – Югра. Это чудесный край - край необъятной тайги с её щедрыми дарами, большими реками, бесчисленными речушками, болотами с зелёным мхом, усыпанным красной клюквой и янтарной морошкой. В последнее время исчезают многие виды животных и растений. Природа просит помощи у человека, но чтобы ей помочь, нужно знать природу своего края. - И сегодня на уроке математики, мы будем не только считать, решать, рассуждать, но и узнаем много нового и интересного о родном крае. | Читают ребус Слушают учителя, настраиваются на работу | К: слушать и понимать речь других, строить рассуждения. Л: создавать положительный эмоциональный настрой, вхождения в урок | -наблюдение | |
Деление на группы. (1-2 мин.) Цель: деление детей на группы в игровой форме, развитие внимания, логического мышления, подведение к проблеме занятия, определение темы занятия, постановка проблемных вопросов. | |||||
Игра «Собери картинку». Загадка | Задание 1. Наш урок мы начнём с игры. Игра называется «Собери картинку». Я разрезала две картинки на несколько частей, вы должны выбрать по одному пазлу (по одной части) и собрать картинки, объединившись в две группы. (Картинки: ель и кедр) -Соедините части картинок, объединившись в группы. Что изображено на ваших картинках? Объясните. - Правильно. Кедр и ель – хвойные деревья нашего леса. Молодцы! Вы умеете работать быстро и дружно. Работать вы будете в группах. Правила работы в группах. Чтобы добиться хорошего результата, нужно работать активно, дружно, уметь слушать и слышать друг друга, быть внимательным друг к другу. Загадка. Отгадав загадку, вы узнаете нашего гостя. И по соснам, и по ёлкам быстро бегает зверёк. Видит: шишка, где поспела, где орешкам вышел срок. Нужен на зиму запас, вот и трудится сейчас! (Белка). Рисунок белки. -Белка – жительница наших лесов, она великая труженица. Очень любит белка кедровые и еловые орешки, грибы и ягоды. За каждое правильно выполненное задание, вы будете получать жетоны в виде кедровых и еловых шишек. В конце урока, мы должны будем украсить деревья шишками. На каком дереве больше будет шишек, зависит от ваших знаний и дружной работы на уроке. Самооценка «Грибы». На парте у вас лежат картинки грибов. Если в группе все ребята работают активно, то вы поднимаете съедобный гриб, если не все ребята участвуют в работе, то поднимаете мухомор. Я желаю всем успехов. | Дети выбирают части от разрезанных картинок, собирают картинки, так образуются две команды, они рассаживаются за отдельные столы. Усвоение условий и правил работы в группах. Слушают загадку, отгадывают Оценивают свою работу согласно критериям. Показывают гриб. | П: осуществлять синтез как составление целого из частей К: вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; Л: выполнение нравственно-эстетических норм при взаимодействии с одноклассниками и учителем на уроке | - наблюдение; | |
Актуализация знаний Цель: актуализация опорных знаний необходимых для «открытия нового знания», организация самостоятельного выполнения учащимися пробного учебного действия с фиксацией индивидуального затруднения; использование регионального и экологического материала для повышения интереса к изучению природы родного края, формирование умений правильно вести себя в природе. | |||||
Математический диктант «Жизнь деревьев» Региональный компонент. Продолжительность жизни деревьев нашего края. Экология. Беречь деревья. | Начнём урок с математической разминки. Проверим ваше внимание и умение записывать числа под диктовку. (У каждого ученика на парте лежат карточки, с обратной стороны записаны слова пословицы). Наш край богат лесами, которые не только украшают нашу землю, но и дают нам чистый воздух, пищу, укрепляют наше здоровье. Задание: - Белочка спрашивает, знаете ли вы, сколько примерно лет живут деревья нашего края? Кто знает, поднимите руки? Мы ответим на вопрос Белочки, если вы правильно запишите числа, на карточках, которые лежат у вас на партах. 1). Красавица ель живёт приблизительно 5 сотен лет (500 лет) 2). Вечнозелёная сосна – 3 сот. 5 дес. лет (350 лет) 3). Символ России берёза, её возраст можно узнать при сложении чисел 100 и 50 (150 лет) 4). Красавица рябина живёт – 8 дес. лет (80) 5). Самое прочное дерево – лиственница, живёт до 900 лет. 6). Самое высокое дерево нашего края – кедр. Его возраст можно узнать, вычислив сумму разрядных слагаемых 800+50+6 (856 лет). 7). Вечно дрожащая осина живёт около 100 лет. - Разложите карточки в порядке убывания чисел Проверка: фронтальный опрос - Прочитайте числа в порядке убывания 900, 856, 500, 350, 150, 100, 80 - Как вы думаете, какое число, с точки зрения математики «лишнее» в этом ряду? Почему? - Верно, «лишнее» число 80, потому что оно двузначное, а все остальные числа трёхзначные. - Чем отличается двузначное число от трёхзначного? - Верно. Двузначное - это значит в написании числа две цифры, трехзначное - это значит в написании числа три цифры. -Может ли двузначное число быть больше трехзначного? (Нет) Молодцы! Вы правильно записали числа, узнали продолжительность жизни деревьев. Экология: -А знаете ли вы, что одно дерево за год вырабатывает 120 кг кислорода. Этого достаточно для дыхания семьи из трёх человек на целый год. Вопросы для обсуждения: -Почему нужно беречь деревья? Для чего нужно садить деревья? Лес требует много заботы и внимания со стороны человека. Он нуждается в бережном отношении к себе. Давайте будем беречь деревья! | Слушают учителя. Записывают числа на карточках Отвечают на вопросы учителя Сравнивают числа, делают вывод | П: извлекать необходимую информацию из прослушанного текста; Р: осуществляют самоконтроль К: слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; выстраивать осознанное речевое высказывание в устной форме по теме урока Л: формировать положительную мотивацию к учению, через создание ситуации успеха каждого ученика; | - оценочное суждение, коррекция ответов учащихся; | |
Девиз урока «Пословица» | Настроиться на совместную работу нам поможет пословица. -Какая, вы узнаете, если правильно составите предложение из слов, которые записаны у вас с обратной стороны карточек. - Переверните карточки, составьте из слов пословицу и прочитайте её. Объясните её смысл. «Каждый день нашей жизни прибавляет частичку мудрости» Ответы детей. | Составление из слов пословицу, объяснения её смысла | К: оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации | - наблюдение | |
Приёмы «Аплодисменты» Самооценка «Грибы». | Оценивание: поблагодарим друг друга за верно выполненное задание аплодисментами. Самооценка. Если в группе все ребята работают активно, то вы поднимаете съедобный гриб если не все ребята участвуют в работе, то поднимаете мухомор. За работу получаем жетоны - в виде еловых и кедровых шишек | Самооценка результатов своей деятельности в группе. | Р: осуществляет самооценивание собственной учебно-познавательной деятельности | самооценка | |
Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками. Выявление места и причины затруднения. Цель: вспомнить и закрепить знания детей о составе трёхзначных чисел; создать проблемную ситуацию, в результате которой учащиеся определяют затруднения в выполнении задания, формулируют тему и задачи урока | |||||
Приём «Яркое пятно» | -Белочка предлагает вам прочитать ребус, разгадав его, вы узнаете, какие числа будут в центре внимания на этом уроке? Предлагаю вспомнить то, что мы уже умеем делать с трёхзначными числами. Начнем с небольшой разминки. - Сколько вам лет? (9) - В каком классе вы учитесь? (3) - Какую отметку хотите получить за урок? (5) -Используя цифры 9, 3, 5 составьте и запишите в порядке возрастания всевозможные трехзначные числа. - Прочитайте числа. Проверка: фронтальный опрос. 359, 395, 539, 593, 935, 953 - Почему я предложила такое задание? - Верно, сегодня мы будем работать с трёхзначными числами. | Чтение ребуса «Трёхзначное число» Самостоятельно составляют трехзначные числа | Предметные: применять ранее полученные знания на практике Р: формулировать тему и цель урока, планирование. Познавательные: формулирование проблемы | - наблюдение -фронтальный опрос | |
Игра «Да – Нет» | Чтобы проверить ваши знания, Белочка предлагает вам игру «Да – нет» - Если вы будете согласны с моим высказыванием, прыгаете вверх, а если нет – то кружитесь. Будьте внимательны. -В записи трехзначных чисел всегда есть три цифры (да) -В числе 999 одинаковое количество сотен, десятков и единиц (да) -Тысяча-это самое большое трехзначное число (нет) -Если 8 увеличить в 100 раз получится 800 (да) -Сотни – это единицы первого разряда (нет) -Трехзначное число всегда больше двухзначного (да) -Мы умеем сравнивать трехзначные числа? (нет). -Приходилось ли вам что-либо сравнивать? Конечно! Мы это делаем постоянно. Просыпаясь утром, мы сравниваем сегодняшнюю погоду со вчерашней. Сравниваем свой рост, вес. Завтракая, мы сравниваем вкус сегодняшней каши со вчерашней. И так весь день… люди, поступки, цены…. -Кто догадался, какую тему мы будем рассматривать сегодня? -Правильно, тема урока «Сравнение трёхзначных чисел» -Как вы думаете, зачем нужно уметь сравнивать трехзначные числа? Где могут нам пригодиться эти знания? - Верно, в магазине, в школе, в институте и т.д. У каждого сравнения есть свой секрет. Есть секрет и в сравнении трёхзначных чисел. Нам предстоит его открыть. -Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока: -УЗНАТЬ…..как можно сравнивать трёхзначные числа - НАУЧИТЬСЯ…. сравнивать трехзначные числа. Молодцы! Вы знаете состав трёхзначных чисел и умеете определять и формулировать тему и цели урока. Но помните, что кроме математических знаний, сегодня мы будем говорить о природе нашем крае. | Выполнение движений, согласно заданию - формулируют своё затруднение в пробном учебном действии; -определяют границы знания и незнания. Составление плана работы на уроке | Р: сравнивать, анализировать, классифицировать математический материал Р: определять и формулировать цель урока с помощью учителя; принимать и сохранять учебную задачу | ||
Приёмы «Аплодисменты» Самооценка «Грибы». | Оценивание: поблагодарим друг друга за верно выполненное задание аплодисментами. Самооценка. Если в группе все ребята работают активно, то вы поднимаете съедобный гриб если не все ребята участвуют в работе, то поднимаете мухомор. За работу получаем жетоны- в виде еловых и кедровых шишек | Самооценка результатов своей деятельности в группе. | Р: осуществляет самооценивание собственной учебно-познавательной деятельности | самооценка | |
Открытие нового знания Цель: создание условий для организации совместной и осмысленной работы учащихся с новой информацией, поиск путей решения проблемы; использование регионального материала для повышения интереса к изучению жизни родного края | |||||
- Я предлагаю вам самим сделать открытие, ведь когда сам — это интереснее. (На доске записаны числа: 982 км * 222 км) Для сравнения трёхзначных чисел Белочка предлагает вам интересный материал о нашем крае. - Знаете ли вы, что на территории нашего округа протекают две крупнейшие реки – Обь и Иртыш. Протяжённость Оби в пределах нашего округа составляет 982 км, а Иртыша – 222 км. (760 км). Обратите внимание, одинаковы ли единицы измерения? Составление алгоритма сравнения. Первое, что мы должны запомнить: Вывод: 1.Сначала нужно сравнивать число сотен. Где сотен больше, то число и будет больше. 982 км > 222 км -Какой знак поставите? Почему? На какой разряд обращаем внимание в первую очередь? Почему? (Сотни) (В числе 982 – 9 сот. а в числе 222 – 2 сот. Значит, 982 больше, чем 222.) На доске запись.
Работа в группах. Время работы: 2 минуты Задание для 1 группы. С целью укрепления своих земель на территории нашего округа были построены крепости: Ханты – Мансийск – 440 лет, (1582 году), Сургут - 428 лет (1594 году) (12 лет) На доске записаны числа: 440 лет * 428 лет -А посмотрите на следующую пару чисел. Что вы заметили? - Ребята, а если число сотен одинаковое, например, 440 и 428? -Как же сравнивать числа в этом случае? Посовещайтесь в группе -Какой знак поставите? Почему? На какой разряд обращаем внимание в первую очередь? Почему? Задание для 2 группы. Город Тюмень был построен в 1586 году, 436 лет назад, а город Тобольск в 1587 году, 435 лет назад На доске записаны числа: 436 лет * 435лет -Посовещайтесь, подумайте, как сравнить данные числа. -Какой знак поставите? Почему? На какой разряд обращаем внимание, если число сотен и десятков одинаковое? Почему? Проверка. Фронтальный опрос Выступление представителей 1 группы: Наши пары чисел отличаются десятками. Мы сравнивали десятки. В числе 440 - 4 дес., а в числе 428,- 2 дес. Значит, 440 больше, чем 428. Вывод: Если число сотен одинаковое, то нужно сравнивать число десятков. Где десятков больше, то число и будет больше. 428 лет < 440 лет -Поднимите руки, кто согласен с таким выводом. Запись на доске. 2. Сравнить цифры по числу десятков, если число сотен одинаковое. Выступление представителей 2 группы: Наши пары чисел отличаются единицами. Мы сравнивали единицы. Вывод: если число сотен и десятков одинаковое, то нужно сравнивать число единиц. Где единиц больше, то число и будет больше. 436 лет > 435лет Параллельно на доске появляется алгоритм сравнения трёхзначных чисел. 3.По числу единиц, если число сотен и десятков одинаковое Выводы. Теперь, ребята, это всё нужно записать, чтобы запомнить. Порассуждайте в группах и впишите нужные слова (вывесить на доску)
Больше то число, в котором больше … . - Наши выводы готовы. Сравнение трёхзначных чисел после каждого вывода детей.
-Давайте по учебнику проверим свои предположения. Стр.50 прочитайте правило. Поработайте в парах. Расскажите друг другу правило. - Сделайте вывод, скажите математическим языком, как можно сравнивать числа? - Верно. По числу сотен, десятков, единиц. -Как ещё можно сравнивать трёхзначные числа? (По порядковому счёту.) Вывод: Когда сравниваем трехзначные числа, сначала сравниваем сотни, если сотни равны, то смотрим на десятки, если число сотен и десятков одинаковое, то сравниваем единицы Молодцы! Мы вывели алгоритм сравнения трёхзначных чисел и узнали о городах и реках нашего края. Более подробную информацию о нашем крае, мы узнаем на уроках окружающего мира или, прочитав книги, которые находятся на книжной выставке. | Выполнение задания в группах Составление алгоритма сравнения Участие в диалоге с учителем и одноклассника- ми Выступление учащихся | П: сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения Р: контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы Л: роль математических действий в жизни человека Познавательные построение логической цепи рассуждения, доказательство К: представлять публичную презентацию результатов своей деятельности (группы); -слушают и понимают речь других; -договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов Л: участвует в коллективном обсуждении при работе в парах, и в группах; -строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество Познават-ные: поиск необходимой информации из текста учебника | - наблюдение | ||
Приёмы «Аплодисменты» Самооценка «Грибы». | Оценивание: поблагодарим друг друга за верно выполненное задание аплодисментами. Самооценка. Если в группе все ребята работают активно, то вы поднимаете съедобный гриб если не все ребята участвуют в работе, то поднимаете мухомор. За работу получаем жетоны- в виде еловых и кедровых шишек | Самооценка результатов своей деятельности в группе. | Р: осуществляет самооценивание собственной учебно-познавательной деятельности | -самооценка -рефлексия деятельности (оценка успешности). оценка работа в группе; | |
Минута отдыха. Игра «Верю – не верю» или «Истинно или ложно» Цель: смена видов деятельности, снятие утомления через движение. Дать передышку детям, отдохнуть, реализовывается здоровьесберегающий компонент. Проверка и обобщение полученных умений и знаний. | |||||
Игра «Верю – не верю» | Ребята, давайте немного отдохнём, проверим ваше внимание и умение сравнивать трёхзначные числа. Я буду говорить высказывания, если вы мне верите, то руки – вверх, а если нет, то – приседаете. Будьте внимательны. 379 > 377; 468 >368; 243 < 253; 202 < 220; 345 >435; - Молодцы! Вы очень внимательны и хорошо усвоили тему урока. | Выполнение задания | наблюдение | ||
Первичное закрепление знаний Цель: организация закрепления знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации, установить правильность и осознанность усвоения учебного материала (выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция); выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий и их оценка. | |||||
Приём «Лови ошибку» | Узнать тему следующего задания поможет тест, который приготовила для вас Белочка. Задание Тест. Обведи букву с правильным ответом. Подчеркни в правильных ответах цифры того разряда, на который нужно обращать внимание при сравнении. м). 860 < 680 л). 154 <158 о). 200 >199 б). 458 <452 с). 524 < 700 т). 112 > 132 и). 885 < 895 в). 607 < 605 Время работы: 2-3 мин. Самопроверка. Тест. Обведи букву с правильным ответом. Подчеркни в правильных ответах цифры того разряда, на который нужно обращать внимание при сравнении. м). 860 < 680 л). 154 <158 о). 200 >199 б). 458 <452 с). 524 < 700 т). 112 > 132 и). 885 < 895 в). 607 < 605 Вопрос всем группам: - Какое умение мы отрабатывали при выполнении этого задания? (Умение сравнения трёхзначных чисел) -Так как же сравнивать трёхзначные числа? Вывод: по кол-ву сотен, десятков или единиц - Из выделенных вами букв, составьте слово и узнаете, о ком будет следующее задание. Поднимите руку, у кого получилось слово ЛОСИ? - Правильно, следующее задание о самых величественных животных нашего края, о лосях. | Выполняют задание Осуществляют самопроверку | П: владеть приёмами отбора и систематизации материала; извлекать информацию из теста в соответствии с вопросом; Р: закреплять умение осуществлять самоконтроль К: уметь осуществлять взаимный контроль Л: оценивать результат своей работы | - наблюдение тестирование; самоконтроль, самооценка; | |
Приёмы «Аплодисменты» Самооценка «Грибы». | Оценивание: поблагодарим друг друга за верно выполненное задание аплодисментами. Самооценка. Если в группе все ребята работают активно, то вы поднимаете съедобный гриб если не все ребята участвуют в работе, то поднимаете мухомор. За работу получаем жетоны- в виде еловых и кедровых шишек | Самооценка результатов своей деятельности в группе. | Р: осуществляет самооценивание собственной учебно-познавательной деятельности | -самооценка -рефлексия деятельности (оценка успешности). | |
Включение в систему знаний и повторение. Решение задач. Цель: закреплять умение решать задачи изученных видов, создавать условий для применения практических знаний учащимися в решении задач. | |||||
Научное слово заповедник. | - Знаете ли вы, как называется участок земли, на которой запрещена любая хозяйственная деятельность человека? (Заповедник) На территории нашего края есть несколько заповедники «Малая Сосьва» и «Юганский» и другие. Холодно и голодно зверям зимой, поэтому лесники ставят кормушки для животных, наполняют их сеном, солью. Работа по учебнику на с. 50, №6 -Прочитайте задачу. Что известно в задаче? Что нужно узнать? -Какой главный вопрос в задаче? Можем ли мы сразу ответить на него? -Что нужно знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи? -Каким действием мы ответим на вопрос задачи? Почему? Дифференцированная работа. -Кто может решить задачу самостоятельно, решают, а кто испытывает затруднения, получают карточку с краткой записью. Прошлый год – 14 ст. сена Этот год - ? в 3 раза больше Решим задачу самостоятельно. Кто сможет, запишет выражением, а кому сложно, то по действиям. Самопроверка: Решение: 14х3=42 (с.) - заготовили в этом году. Теперь можем ответить на главный вопрос? Каким выражением? 42-14=28 (с.) -Какой будет ответ? Записываем. -Какую оценку поставим отвечающему? - Какое умение мы отрабатывали при выполнении этого задания? (Умение решать задачи изученных видов и сравнивать числа). | Чтение текста задачи. Решение задачи | Познават-ные: -осуществляют анализ текстовой задачи; -строят рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач. -владеет алгоритмом решения задач изученных видов. Л: связывать свои успехи с усилием, трудолюбием | - самопроверка по образцу; | |
Приёмы «Аплодисменты» Самооценка «Грибы». | Оценивание: поблагодарим друг друга за верно выполненное задание аплодисментами. Самооценка. Если в группе все ребята работают активно, то вы поднимаете съедобный гриб если не все ребята участвуют в работе, то поднимаете мухомор. За работу получаем жетоны - в виде еловых и кедровых шишек | Самооценка результатов своей деятельности в группе. | Р: осуществляет самооценивание собственной учебно-познавательной деятельности | -самооценка -рефлексия деятельности (оценка успешности). | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) Цель: организация самостоятельного выполнения каждым учащимся заданий на новый способ действий с самопроверкой своих решений по эталону. | |||||
Региональный компонент. Экология. | Наша гостя Белка, приготовила для вас сообщения о жителях нашего края. Задание: прочитайте текст, вставьте в скобках пропущенные именованные числа. Запишите их в порядке убывания. - Вспомните, что такое именованные числа? -Верно. Это числа, у которых есть имена: километры, метры, дециметры, сантиметры, миллиметры и другие. Имена всегда стоят за числом, например: 1 км, 1 м, 4 дм, 7 см, 9 мм. 1 группа: Бобр – крупный грызун, отличный пловец, у него красивый плотный мех, отличный строитель – научил людей некоторым приемам в строительстве плотин. Длина его тела достигает 1м 30см (_______ см). Хвост веслообразный, его длина – до 30 см (______мм), ширина – 13см (______мм). Ударом хвоста, о воду, бобр предупреждает об опасности, при плавании хвост превращается в руль. На хвосте самка бобра переносит своих детенышей. Бобр занесен в Красную книгу. Заповедник «Малая Сосьва» был создан для сохранения речного бобра. ______________________________________________ 2 группа: Соболь — ловкий и сильный зверёк с ценным мехом. Цвет шерсти — от светло-бурого до почти чёрного, на груди есть небольшое светлое-жёлтое пятно. Длина его тела — до 60 см (______мм). Длина хвоста 16см (__________мм). Обычно соболь передвигается небольшими прыжками 80 см (______________мм). Соболь хищный ловкий охотник. Любит рябчиков, рыбу, лакомится ягодами и кедровыми орешками. Мех соболя ценится очень высоко. Истребляется соболь, прежде всего человеком. Из-за упорного преследования охотниками запасы этого ценного пушного зверька сильно упали, ему грозило даже полное исчезновение _______________________________________________________ Взаимопроверка. Обменяйтесь карточками и проверьте работу друг друга. Вопросы по содержанию прочитанного: - Что нового и интересного, вы узнали о жизни животных? - На сколько мм длина хвоста бобра, больше, чем ширина хвоста? (300- 130= на 170 (мм) - На сколько мм длина тела соболя меньше, чем длина хвоста? (600- 160= на 440 мм Молодцы! Белка благодарит вас за хорошую работу. Вывод: Именованные числа: единицы времени, единицы длины, единицы массы, единицы площади. Они всегда с нами, сопровождают нас всю жизнь: едешь на автобусе, на поезде, бегаешь по улице, работаешь, учишься в школе, приходишь в магазин и т.д. | Чтение текста учащимися. Выполнение задания. Взаимопроверка | |||
Приёмы «Аплодисменты» Самооценка «Грибы». | Оценивание: поблагодарим друг друга за верно выполненное задание аплодисментами. Самооценка. Если в группе все ребята работают активно, то вы поднимаете съедобный гриб если не все ребята участвуют в работе, то поднимаете мухомор. За работу получаем жетоны - в виде еловых и кедровых шишек | Самооценка результатов своей деятельности в группе. | Р: осуществляет самооценивание собственной учебно-познавательной деятельности | -самооценка -рефлексия деятельности (оценка успешности). | |
Итог урока. Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; соотнести поставленную цель и результаты, способствовать формированию самооценки своей деятельности | |||||
Украшаем деревья шишками. | -Вспомните, какие цели мы поставили? Достигли их? -Чему вы научились сегодня на уроке? (Научились сравнивать трёхзначные числа) -Что нового узнали? (Числа можно сравнивать по алгоритму). Шишки, которые вы получили за свою работу, закрепите на рисунках кедра и ели. Сравните, на каком дереве их больше? Сделайте вывод. Белочка благодарит вас за дружную работу, за то количество шишек, которые вы ей подарили. -Вспомните пословицу, которая была взята девизом нашего урока «Каждый день нашей жизни прибавляет частичку мудрости». Изменилось ли ваше понимание смысла этих слов? Вывод: Наши знания – это богатство, которое мы накапливаем, а когда нужно берём и используем. Математические знания и знания о нашем крае пригодятся нам в учёбе и в жизни. Любите свой родной край, гордитесь тем, что вы родились и живёте на Югорской земле. Надеюсь, что вы, после окончания школы, внесете достойный вклад в развитие экономики и культуры родного округа. | Л: связывать свои успехи с усилием, трудолюбием | - оценочное суждение; | ||
Домашнее задание Цель: информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Обеспечение понимания учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Побуждение к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей, интересами учащихся. | |||||
Приём «Право выбора» | Выберите домашнее задание - работа по учебнику на с. 50, №4-5 -составить задачи на сравнение, они нам пригодятся к следующему уроку. - придумайте и запишите три пары трёхзначных чисел, сравните их - придумать сказку про сравнение трёхзначных чисел | Выбирают домашнее задание по своему желанию. Записывают домашнее задание в дневник. | К: слушать объяснения учителя, задавать уточняющие вопросы. Р: объективно оценивать свои результаты и соответственно им выбирать домашнее задание; -соотносить полученное домашнее задание с изученным учебным материалом; способность организовать собственную деятельность. | наблюдение | |
Рефлексия «Фразеологизмы» Цель: осуществление анализа и оценки успешности достижения цели, планируемого результата, осознание учащимися своей учебной деятельности, подведение итога урока, оценка, самооценка и рефлексия результатов деятельности | |||||
Прочитайте фразеологизмы с доски. Объясните их значение. Работал засучив рукава. Работал спустя рукава. - Выберите, то значение фразеологизма, которое соответствует вашей работе на уроке. | Выполняют действия. Оценивают свою работу на уроке. Рефлексия деятельности (оценка успешности). | Р: осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить. Л: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. | - наблюдение -рефлексия деятельности (оценка успешности). | ||
Дополнительный материал | |||||
Решение простых задач 1). Ребята заготовили для птиц 5 кг семян арбуза, а рябины в 6 раз больше. Сколько всего семян заготовили ребята? 2). Белка принесла в пустое дупло утром 24 ореха, а вечером в 6 раз меньше. Сколько всего орехов принесла белка? 3). В первый день около школы посадили 15 деревьев, а во второй день в 2 раза больше. На сколько больше деревьев посадили во 2 день? |
Алгоритм.
Сравниваем трёхзначные числа:
1. По числу сотен.
2. По числу десятков, если число сотен одинаковое.
3. По числу единиц, если число сотен и число десятков одинаковое.
Приложение 1
Дополнительный материал.
Информационные тексты для составления задач
Прочитайте текст. Вставьте в скобки пропущенные именованные числа.
- Бобр – крупный грызун, отличный пловец, у него красивый плотный мех, отличный строитель – научил людей некоторым приемам в строительстве плотин. Длина его тела достигает 1м 30см (_______ см), а масса – до 32кг (________ г). Хвост веслообразный, его длина – до 30 см (______мм), ширина – 13см (______мм). Ударом хвоста, о воду, бобр предупреждает об опасности, при плавании хвост превращается в руль. На хвосте самка бобра переносит своих детенышей. Бобр занесен в Красную книгу. Заповедник «Малая Сосьва» был создан для сохранения речного бобра.
2. Кроты - насекомоядные животные. Длина тела до 21см (_____ мм), вес до 170г. Они приспособлены к подземному, роющему образу жизни. Кротовая шубка имеет уникальное свойство – ее ворс растет прямо, а не ориентирован на определенную сторону. Это позволяет кроту легко двигаться под землей в любом направлении, ворс свободно ложится и вперед, и назад. Задние конечности слабее передних. Зрение у кротов слабое, у некоторых видов глаза закрыты кожей. Зубов от 33 до 34. Крот прокладывает ходы в земле очень быстро. Скорость продвижения его в глинистой почве составляет 72 метра в час, в черноземе – 108 метров в час.
Ответь на вопросы:
Каким уникальным свойством обладает шубка крота?
Почему у крота слабое зрение?
Есть ли у крота зубы? Докажи предложением из текста.
Реши задачи, пользуясь текстом:
1). Сколько граммов весят 2 крота? Какая это часть килограмма?
2). Если 3 крота встанут в одну линию один за другим, то какой длины получится линия?
3). На сколько метров продвинется крот за 2 часа в черноземе?
4).На сколько метров продвинется крот за 2 часа в глинистой почве?
5). Сколько кротов могут иметь 110 зубов?
4. Лиса – хитрая героиня сказок. В ее норах бывает около 27 запасных выходов. Весит она до 8 кг (________ц). Количество детенышей от 3 до 6. Длина тела лисицы – 90 см (________м), хвоста – 60см (________м). Рацион питания лисы разнообразен: мыши, зайцы, кузнечики, земляника, черника, вишня, яблоки, виноград. Лиса не выходит на охоту в дождливую погоду, потому что не любит мочить свою красивую шубку.
Ответь на вопросы:
Какие ты знаешь сказки, в которых героиня – лиса.
Почему лиса не охотится в дождь? Докажи предложением из текста.
Реши задачи пользуясь текстом:
-Сколько, может быть, запасных ходов в трех лисиных норах?
-Сколько останется запасных ходов в одной норе лисы, если 15 ходов перекрыть?
-Сколько кг будут весить 4 лисы?
- На сколько см длина хвоста лисицы меньше длины ее тела?
-Какое наибольшее количество детенышей могут принести сразу 5 самок лисиц?
5. Соболь — ловкий и сильный зверёк с ценным мехом. Цвет шерсти — от светло-бурого до почти чёрного, на груди есть небольшое светлое-жёлтое пятно. Длина его тела — до 40–60 см (______мм). Длина хвоста 16 см (__________мм). Обычно соболь передвигается небольшими прыжками 50-80 см (______________мм). Соболь хищный ловкий охотник. Любит рябчиков, рыбу, лакомится ягодами и кедровыми орешками. Весит до 1000 г (______кг). Мех соболя ценится очень высоко. Истребляется соболь, прежде всего человеком. Из-за упорного преследования охотниками запасы этого ценного пушного зверька сильно упали, ему грозило даже полное исчезновени
6. Удивительный зверёк белка. Длина тела белки достигает 25 см (___________мм), а хвост 20 см (_____мм). Он как руль, как парашют помогает зверьку перепрыгивать с ветки на ветку. В сильный мороз хвост согреет. Любит белка кедровые орешки, грибы, ягоды. Весит белка 1000 г (_______кг). Учёные предполагают, что в Древней Руси была особая порода белок с белым окрасом шерсти, что и стало причиной названия пушистого животного.
Что такое именованные числа? Это числа, у которых есть имена: километры, метры, дециметры, сантиметры, миллиметры и другие. Имена всегда стоят за числом, например: 1 км, 1 м, 4 дм, 7 см, 9 мм.
Информация из истории математики: «Самый легкий и древний способ измерения высоких предметов применил греческий мудрец Фалес за шесть веков до нашей эры. Ему предстояло измерить высоту египетской пирамиды. Фалес избрал день и час, когда длина его собственной тени равнялась его росту. Высота пирамиды должна была в этот момент равняться длине отбрасываемой тени. Измерить тень не составило большого труда».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Сравнение трёхзначных чисел" 3 класс
Урок «открытия» нового знания по учебнику математики Моро 3 класс с использованием ИКТ....
Урок математики 3 класс "Сравнение трёхзначных чисел" Системно-деятельностный метод
Урок математики 3 класс "Сравнение трёхзначных чисел" Системно-деятельностный метод. Место в системе уроков: 7 урок по разделу: «Числа от 1 до 1000» Тип урока: О Н З. 1 часть. Организацонная. Э...
Презентация к уроку математики по теме: "Сравнение трёхзначных чисел" 3 класс
Презентация к уроку математики по теме : "Сравнение трёхзначных чисел" 3 классс...
Презентация к уроку математики по теме: "Сравнение трёхзначных чисел" 3 класс
Презентация к уроку математики по теме : "Сравнение трёхзначных чисел" 3 классс...
Нумерация чисел в пределах 1000. Сравнение трёхзначных чисел.
Урок математики в 3 классе....
Урок математики в 3 Ж классе (КРО) на тему: «СРАВНЕНИЕ ТРЁХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ»
На протяжении всего урока осуществлялась их взаимосвязь через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного эт...
"Сравнение трёхзначных чисел" Урок математики в 3 классе "Школа 2100" .
Урок математики по программе «Школа-2100» в 3 классе, с использованием интерактивной доски....