Открытый урок в 4В классе на тему: «Решение задач на движение»
план-конспект занятия по математике (4 класс)

Конспект урока по теме "Решение задач на движение "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Решение задач на движение 80.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ №20 г. Альметьевск

Открытый урок в 4В классе на тему:

«Решение задач на движение»

.

Учитель начальных классов

Кудашкина С.А.

30 января 2024г.

Цель:

Образовательная:

Формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию

практических навыков работы с величинами, обеспечить условия для

развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути

их решения учить применять на практике.

Задача:

-Создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.

Развивающая:

Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.

Задача:

-Развивать интеллектуальные качества детей: математическую речь, внимание, мышление.

Воспитательная:

Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд. Воспитание чувства дружбы и товарищества.

Задача:

- Избавление детей от чувства неуверенности в себе. Воспитание интереса к уроку.

Вид урока - урок применения знаний и умений.

Медиапродукт: презентация к уроку, выполненная в MsOffice 2007

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.

Комментарии: данный урок проводится в 4-б класе (обучение по УМК «Образовательная система «Школа 2100»»). На уроке применяется индивидуальная работа, фронтальный опрос учащихся, самопроверка, работа в парах, мини-проект. Проводится 2 физкультминутки и 1 динамическая пауза. Переход к каждому следующему слайду происходит по щелчку мышки.

Оформление доски: “Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

дай мне действовать самому –

и я научусь”.

Древняя мудрость

Ход урока: Динамическая пауза «Доскажи словечко»

1. Друзья мои!

Сегодня мы откроем тайну,

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет математических чудес необычайных

Откроем мы всего за полчаса.

Орешек знанья тверд, но все же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова:

«Хотим все знать!» Слайд 2.

Эти слова пусть будут девизом нашего урока.

I. Самоопределение к деятельности.

Математическая разминка. Слайд 3.

1)Решение задач в косвенной форме. Запись числа и классной работы в тетрадях.

2)Цепочка примеров. Расшифруй слово. Слайд 4.

Скорость.

3) Выбери правильное утверждение: Слайд 5.

2) Расположите дроби в порядке возрастания. Слайд 6.

8/18 4/18 2/19 9/18 11/18 14/18 10/18 1/18

Ж И В Е И Е Н Д (Движение)

Ученики записывают дроби в нужном порядке у себя в рабочих тетрадях

Самопроверка записи – на слайде (клик мышкой) Слайд 6.

- Прочитайте, что у вас получилось? (клик мышкой)

Дети: 1\19, 2\19, 4\19, 8 \19, 9\19, 10\19, 11\19, 14\19.

- Что такое движение?

Д: - Движение – это перемещение ... в пространстве

Запомните. Движение , скорость - это ключевые слова нашего урока.

- А математическая разминка – это движение мысли.

II. Актуализация знаний.

- Какие три величины характеризуют движение?

Д: скор, время, расст. Слайд 7.

– Как найти V?
– Как найти t?
– Как найти S?

Запишите формулы Проверка. Проговаривание формул. Слайд 8.

ФИЗМИНУТКА Слайд 9. Слайд 10.

- Блиц-турнир. Заполните таблицу (проверка по слайду).

скорость

время

расстояние

1

80 км/ч

4 ч

?360 км

2

45км/ч

?

90км

3

?830 км

2 ч

1660 км

- Над какой темой мы сегодня работаем, определите тему урока. О каких величинах идёт речь?

Объясни смысл высказываний. Слайд 11.

  1. Постановка учебной задачи .
  2. А какой может быть скорость движения предметов в зависимости от

направления? Слайд 13. Слайд 14.

Д: - Скорость сближения, скорость удаления. Какие задачи мы сегодня будем решать?

Д: Задачи на движение. Что происходит с расстоянием между движущимися объектами при встречном движении и при движении вдогонку? Расстояние уменьшается. Слайд 15.

Что происходит с расстоянием между движущимися объектами при движении в противоположных направлениях и при движении с отставанием?

Расстояние увеличивается. Слайд 16.

Фронтальная работа с проговариванием вопросов подводящего диалога вслух.

Решите задачу. Слайд17.

Д: Из двух городов, расстояние между которыми равно 65 км, выехали одновременно в противоположных направлениях два автомобиля. Один из них шел со скоростью 80 км/ч, а другой – 120 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут автомобили через 3 часа после выезда?

- Какие величины известны?

Д: Скорость и время и расстояние между автомобилями

Какие нет?

Д: Расстояние между пунктами.

- Какое время для этих автомобилей ?

Д: 3 часа.

Что значит 3 часа?

Д: каждый был в пути 3 часа

- Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

-Можно ли узнать расстояние, которое прошёл первый автомобиль?

Д: да, мы знаем скорость и время.

-Второй?

Д: тоже известно время и скорость.

(решение) ( учащиеся выходят к доске, решают)

-А теперь мы можем узнать все расстояние?

Д: можем, сложить расстояния, которые прошли 2 автомобиля вместе.

А ещё осталось расстояние? -А теперь мы можем узнать все расстояние?

- А есть ли другой способ решения задачи?

Д: думаем, что да.

- Как по – другому можно найти расстояние, более коротким, рациональным способом?

Д: можно узнать скорость удаления.

-Что это такое?

Д: на сколько км они удаляются за 1 час

- На сколько км каждый час удаляются автомобили?

Д: на 200 км

-Каждый час расстояние между автомобилями будет увеличиваться или уменьшаться?

Д: увеличиваться.

- Запишите этот вариант решения задачи. Почему он более короткий?

Д: выполняется меньше действий. (Один ученик объясняет у доски)

1)(80+120)*3=600(км) – удалились друг от друга за 1 час.

2)600+65= 665(км) – будут друг от друга через 3 часа.

Ответ. На расстоянии 665 км.

- Кто прокомментирует ответ? «Чтобы найти расстояние между объектами при противоположном движении, надо скорость удаления умножить на время».

2. Предлагаю решить задачу №1 в учебнике, стр.16. Что происходит с расстоянием между движущимися объектами при встречном движении и при движении вдогонку? Расстояние уменьшается. Слайд18.

Рассмотрите чертёж.

- Задайте вопрос? – Как двигаются объекты в данной задаче? (В одном направлении с отставанием)
– Сколько вопросов?
– Прочитайте вопрос.
– Как вы думаете сможет ли автобус догнать легковую машину? Почему?
(Расстояние между объектами увеличивается, поэтому встреча не произойдет.)
– Что происходит с расстоянием между объектами?
– Объекты сближаются или удаляются?

Д:У кого скорость выше?.

- Что нужно для решения задачи?

- Какая величина в задаче общая?

Д: время. - Можно ли сразу найти расстояние?

Д: нет, мы не знаем какое расстояние прошёл каждый.

- Что надо найти в этой задаче вначале?

Д: расстояние каждого предмета.

Решение самостоятельно. Проверка. Слайд19.

Динамическая пауза. Слайд 20.

Узнайте, нарушены ли правила водителем?

На участке дороги длиной 280км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа? (Нарушил, т.к. скорость равнялась 70 км/ч).

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельное решение задач. Слайд 21.

Карточка 1 . Карточка 2. Слайд 22.

Перед вами 2 разных задачи. Они разные по сложности. Выберите любую из них. Решите самостоятельно.

Проверка задач. ( на слайде). Слайд 23.

- Сравните 1 способ решения задачи и второй (на.доске 2-ой способ, на доске – 1-ый, по действиям). Какой способ решения рациональнее? Объясните.

Домашнее задание. Стр.16, № 3(а,б,в) Создаём «Чудо-задачник». Слайд 24.

Электронная физминутка для глаз. Слайд 25. Слайд 26.

V .Мини-проект. Основу исследовательской деятельности составляют действия, направленные на решение проблемных задач и ситуаций. Мотивация. Ребята, мне кажется, очень интересную тему мы затронули? Высказывается предположение, что «быстрая » по нынешним меркам езда на автомобилях скоро станет нормальной для страны.

Вопрос: быстрая езда это «плюс» или «минус» для вашей семьи?

Определение цели и задачи исследования. - Какую работу вы выполнили. Её цель и задачи.

Определение круга изучаемых источников. - А какие данные нам нужны, чтобы подсчитать среднюю скорость.

Создание модели математического расчёта. Таблица расчётов. Каждая группа нашла свои данные – это было ваше домашнее задание.

Рефлексия деятельности.

Составьте пословицу. «Тише едешь, дальше будешь». Гипотеза. Слайд 27.

- Как вы понимаете её?

Д: если двигаться медленнее и с осторожностью, соблюдая правила, можно проехать без происшествий.

- Как вы думаете, с одинаковой скоростью перемещаются предметы?

Д: конечно, нет.

Участники ваших групп выехали на автомобиле от дома в поселке Жирнов к определённому пункту в станице Тацинской. Помогите мне, озвучьте результаты своего исследования - среднюю скорость движения на пути следования «Жирнов-Тацинская» .

Я приготовила для вас еще одно интересное задание. Это - рабочий лист. Распределитесь по группам и быстренько дайте информацию, впишите в рабочие листы. Таким образом, можно сделать вывод, что мини-исследовательский проект «Тише едешь, дальше будешь» поставленные задачи решил.Выяснили, что необходимо составить памятку водителю.

Памятка водителю.

Соблюдай правила дорожного движения.

Быть осторожным на дороге – это не трусость, а расчет.

Оптимальная скорость – безопасность пешеходов и водителей. Оптимальная скорость – экономия бензина, а значит и семейного бюджета - денежных средств.

Следует всегда помнить народную мудрость: «Тише едешь, дальше будешь».

Итоговая рефлексия.

  • Какие виды работ выполняли на уроке?
  • Какое задание было для вас интересным?
  • Нужно ли соблюдать режимные моменты при движении на дорогах и почему?
  • Пригодятся ли вам знания на расчет пути, времени и скорости в жизни?

Самооценка урока. УУД. Слайд 28.

Решаю задачи и могу помочь другим.

Все понятно на уроке, затруднений нет.

Хочу знать больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 4 классе на тему «Решение задач »

Цель:Образовательная:   Формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию      практических навыков работы с величинами, обеспечить условия для ...

Урок математики 1 класс Моро. Тема: «Решение текстовых задач»

Тип урока: урок отработки умений и рефлексия. Цели:Предметные: находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Мета...

Открытый урок в 1 классе по теме " Решение задач"

Урок дан по СДО (способу диалектического познания) по ФГОС. учебник М.И. Моро...

Презентация к уроку математики в 4 классе по теме: "Решение простых задач на движение"

Презентация квлючает в себя устный счёт и несколько задач на движение, записанных ввиде таблицы....

Презентация к уроку математики 4 класс по теме "Решение задач на движение"

Данная презентация направлена на отработку умений решать задачи на движение с применением формул....

Конспект урока математики 4 класс по теме "Решение задач на движение"

ЦельСоздать условия для усвоения детьми способов решения задачи на движение.  находить время, если известны расстояние и скоростьТип, вид урокаУрок открытия новых знанийПланируемые результаты (пр...

Открытый урок в 1 классе по теме "Решение задач"

     Цель урока направлена на закрепление решения задач в одно действие, примеров на сложение и вычитание в пределах 10-ти.       Отсюда вытекают задачи:Образ...