Научно-исследовательская работа.
материал по математике (1 класс)
Роль текстовых задач в обучении младших школьников математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nir_sheremetyeva.docx | 56.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.С. ТУРГЕНЕВА»
Институт заочного и очно-заочного образования
Институт педагогики и психологии
Кафедра теории и методики начального общего образования
44.04.01 Педагогическое образование
направленность (профиль) Теория и методика начального образования
ОТЧЕТ
по производственной практике
(научно-исследовательская работа)
обучающегося Шереметьевой Екатерины Юрьевны
заочной формы обучения, группы 21ПГОно-мз
Место прохождения практики: кафедра теории и методики начального общего образования
института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»
Срок прохождения практики с 15.03.2024 г. по 06.05.2024 г.
Оценка защиты _______________________
Руководитель практики ___________________________________________ Е.В.Алексеенко
(подпись)
Директор института ПиП ________________________________________ О.В. Тарасова
(подпись)
Орел 2024
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.С. ТУРГЕНЕВА»
Институт заочного и очно-заочного образования
Институт педагогики и психологии
Кафедра теории и методики начального общего образования
44.04.01 Педагогическое образование
направленность (профиль) Теория и методика начального образования
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
на производственную практику
(научно-исследовательская работа)
для обучающегося Шереметьевой Екатерины Юрьевны
заочной формы обучения, группы 21ПГОно-мз
Место прохождения практики: кафедра теории и методики начального общего образования
института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»
Срок прохождения практики с 15.03.2023 г. по 06.05.2023 г.
(15.03 - 30.04; 02.05 - 06.05)
Содержание практики (вопросы, подлежащие изучению):
Организационное собрание для разъяснения целей, задач, содержания и порядка прохождения. Составление и согласование плана практики.
Завершение сбора теоретического и методического материала для ВКР, включая разработку методологии сбора данных, методов обработки результатов, оценку их достоверности и достаточности для завершения работы над выпускной квалификационной работы.
Подготовка текста ВКР.
Апробирование результатов НИР на научной конференции магистрантов факультета (круглом столе, заседании секции магистрантов и преподавателей выпускающей кафедры).
Подготовка и опубликование статьи (тезисов доклада) по теме ВКР.
Оформление документации. Подготовка и предоставление отчёта по итогам практики.
Планируемые результаты практики:
Способен:
- осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий УК-1.
- управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла УК-2.
- организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели УК-3.
- определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки УК-6.
- проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно- методическое обеспечение их реализации ОПК-2.
- проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями ОПК-3.
- разрабатывать программы мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении ОПК-5.
- проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в т. ч. инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями ОПК-6.
Руководитель практик____________________ ___________________________ Е.В.Алексеенко
(подпись)
Задание принял: ___________________________________________________ 16.03.2024 г.
)
СОВМЕСТНЫЙ РАБОЧИЙ ГРАФИК (ПЛАН)
проведения производственной практики
(научно-исследовательская работа)
обучающегося 2 курса заочной формы обучения, группы 21ПГОно-мз
Шереметьевой Екатерины Юрьевны
Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование
направленность (профиль) Теория и методика начального образования
Место прохождения практики: кафедра теории и методики начального общего образования
института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»
Срок прохождения практики с 16.03.2024 г. по 06.05.2024 г.
(15.03 - 30.04; 02.05 - 06.05)
№ п/п | Наименование этапа проведения практики* | Вид работ | Трудоемкость в часах (396ч) | Форма отчетности | отметка о выполнении |
1 | Подготовительный (организационный) этап | 1.Организационное собрание для разъяснения целей, задач, содержания и порядка прохождения производственной практики – научно-исследовательской работы. 2. Инструктаж по технике безопасности. 3. Выдача индивидуального задания. | 6 | Индивидуальное задание | |
2 | Основной этап | Завершение сбора теоретического и методического материала для ВКР, включая разработку методологии сбора данных, методов обработки результатов, оценку их достоверности и достаточности для завершения работы над ВКР. | 40 | Рабочие материалы отчет, индивидуальный план НИР магистранта | |
Подготовка текста ВКР | 170 | ||||
Подготовка доклада и апробирование результатов НИР на научной конференции (круглом столе, заседании секции магистрантов и преподавателей выпускающей кафедры) | 80 | ||||
Написание и опубликование статьи (тезисов доклада) по теме ВКР. | 80 | ||||
3 | Заключительный этап | Составление отчета по практике. Защита отчета по практике. | 20 | отчет |
Руководитель практики от университета ___________________________ Е.В.Алексеенко (подпись)
С рабочим графиком (планом) ознакомлен:
обучающийся ________________________________________________________________
(Ф.И.О., подпись)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.С. ТУРГЕНЕВА»
Институт заочного и очно-заочного образования
Институт педагогики и психологии
Кафедра теории и методики начального общего образования
44.04.01 Педагогическое образование
направленность (профиль) Теория и методика начального образования
ДНЕВНИК
производственной практики
(научно-исследовательская работа)
обучающегося Шереметьевой Екатерины Юрьевны
заочной формы обучения, группы 21ПГОно-мз
Место прохождения практики: кафедра теории и методики начального общего образования
института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»
Срок прохождения практики с 15.03.2024 г. по 06.05.2024 г.
. (15.03 - 30.04; 02.05 - 06.05)
Руководитель практики ______________________________________________ Е.В.Алексеенко
(подпись)
Орел 2024
Деятельность в период практики
Дата | Содержание работы | Подпись ответственного |
15.03 | Организационное собрание. | |
16.03 | Составление индивидуального задания и согласование индивидуального плана работы на весь период практики и представление его на кафедру | |
17.03 – 01.04 | Завершение сбора теоретического и методического материала для ВКР, подготовка текста Главы 1 | |
03.04 – 08.04 | Рассмотрены теоретические и методические аспекты обучения младших школьников решению текстовых задач, включающие вопросы: Роль текстовых задач в обучении младших школьников математике. Общеметодические аспекты обучения учащихся 1 класса решению задач. Требования Примерной программы по математике к результатам освоения учениками первого класса Нами был подготовлен текст Главы 2 квалификационной работы: Практические аспекты организации обучения младших школьников решению текстовых задач в 1 классе; Организация изучения материала по теме исследования по УМК по математике для 1 класса (Предметная линия учебников математики Школа России); Методические рекомендации по итогам теоретического и практического исследований. | |
10.04 – 18.04 | Подготовка текста Главы 2 ВКР. Нами был подготовлен текст Главы 2 квалификационной работы: Практические аспекты организации обучения младших школьников решению текстовых задач в 1 классе; Организация изучения материала по теме исследования по УМК по математике для 1 класса (Предметная линия учебников математики Школа России); Методические рекомендации по итогам теоретического и практического исследований. | |
19.04 – 22.04 | Подготовка доклада на тему : «Текстовые задачи в курсе математики начальных классов» для выступления в рамках фестиваля научного творчества «Мир науки-2024» по результатам работы над ВКР | |
24.04 – 30.04 | Сдана в печать статьи на тему: ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ПЕРВОГО КЛАССА (УМК «ШКОЛА РОССИИ») (сборник в рамках фестиваля научного творчества «Мир науки-2024») | |
02.05 – 05.05 | Подготовка материалов к отчёту. Оформление документации. Предоставление отчёта на кафедру. | |
06.05 | Защита отчета. |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.С. ТУРГЕНЕВА»
Институт заочного и очно-заочного образования
Институт педагогики и психологии
Кафедра теории и методики начального общего образования
44.04.01 Педагогическое образование
направленность (профиль) Теория и методика начального образования
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ
по производственной практике
(научно-исследовательская работа)
для обучающегося Шереметьевой Екатерины Юрьевны
заочной формы обучения, группы 21ПГОно-мз
Место прохождения практики: кафедра теории и методики начального общего образования
института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»
Срок прохождения практики с 15.03.2024 г. по 06.05.2024 г.
.
Руководитель практики от университета ____________________________ Е.В.Алексеенко
(подпись)
Орел 2024
В период с 15.03.2024г. по 06.05.2024 г. на кафедре теории и методики начального общего образования была пройдена производственная практика (научно-исследовательская работа)
В период практики был завершен сбор теоретического и методического материала для ВКР на тему “Организация обучения младших школьников решению текстовых задач в 1 классе”.
Был подготовлен текст Главы 1 ВКР: Теоретические и методические аспекты обучения младших школьников решению текстовых задач, включающий вопросы
Роль текстовых задач в обучении младших школьников математике.
Общеметодические аспекты обучения учащихся 1 класса решению задач. Требования Примерной программы по математике к результатам освоения учениками первого класса
Уровень усвоения требуемых умений | Количество (проценты) |
Высокий | 8 (30%) |
Выше среднего | 17(60%) |
Средний | 3 (10%) |
содержательной линии «Текстовые задачи»
Моделирование как приём обучения решению текстовых задач в курсе математики.
В период практики были уточнены итоги опытно-экспериментального исследования, проведенного в период прохождения педагогических практик (стартовая и итоговая работы, Приложение 1). Анализ контрольной работы по математике (линия изучения текстовых задач), выполненной учащимися первого класса МОБУ СОШ «ЦО «Кудрово» класс 1.4 22 апреля 2024 года. В таблице представлены итоги выполнения заданий.
Учитель Шереметьева Екатерина Юрьевна
Цель работы – изучение учителем уровня математической подготовки учащихся(по линии изучения текстовых задач) на конец 2023-2024 учебного года.
Бланк результатов обследования представлен ниже.
Бланк результатов обследования
Итоговая диагностика
Математика
Школа: МОБУ СОШ «ЦО «Кудрово» класс 1.4
№ | Фамилия Имя | Месяц, год рождения | Пол | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Всего | Уровень |
1 | А.Влада | 07.2015 | ж | 4 | 2 | 1 | 3 | 4 | 5 | 1 | 4 | 4 | 28 | Высокий |
2 | А.Анастасия | 04.2015 | ж | 4 | 2 | 1 | 3 | 4 | 5 | 1 | 4 | 4 | 28 | Высокий |
3 | А.Полина | 07.2015 | ж | 3 | 2 | 1 | 2,5 | 4 | 5 | 1 | 3 | 4 | 25,5 | Выше среднего |
4 | А.Тимур | 03.2015 | м | 4 | 2 | 1 | 3 | 3 | 5 | 1 | 4 | 4 | 27 | Высокий |
5 | Б.Вероника | 02.2016 | ж | 4 | 1 | 1 | 2 | 4 | 5 | 0 | 4 | 2 | 23 | Выше среднего |
6 | Б.Денис | 10.2015 | м | 4 | 2 | 1 | 3 | 4 | 5 | 1 | 4 | 4 | 28 | Высокий |
7 | Б.Виктор | 01.2015 | м | 3 | 2 | 1 | 3 | 4 | 5 | 1 | 3 | 4 | 27 | Выше среднего |
8 | Б.Ксения | 06.2015 | м | 4 | 2 | 1 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 25 | Выше среднего |
9 | В.Михаил | 01.2016 | м | 4 | 2 | 1 | 3 | 4 | 5 | 1 | 4 | 4 | 28 | Выше среднего |
10 | В.Вероника | 07.2015 | ж | 4 | 2 | 1 | 2,5 | 4 | 5 | 1 | 4 | 2 | 24,5 | Выше среднего |
11 | Г.Тимур | 09.2015 | м | 4 | 2 | 1 | 2,5 | 4 | 5 | 1 | 4 | 2 | 24,5 | Выше среднего |
12 | З.Фёдор | 01.2016 | м | 4 | 0 | 1 | 3 | 4 | 5 | 0 | 1 | 2 | 19 | Средний |
13 | К.Лаврентий | 07.2015 | м | 4 | 2 | 1 | 3 | 4 | 5 | 1 | 4 | 4 | 28 | Высокий |
14 | К.Дмитрий | 06.2015 | м | 4 | 2 | 1 | 2,5 | 4 | 5 | 1 | 3 | 2 | 25,5 | Выше среднего |
15 | Л.София | 05.2015 | ж | 4 | 1 | 1 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 4 | 25 | Выше среднего |
16 | Л.Артём | 02.2015 | м | 4 | 2 | 1 | 2,5 | 4 | 5 | 0 | 4 | 4 | 26,5 | Выше среднего |
17 | М.Анастасия | 06.2016 | ж | 4 | 2 | 1 | 3 | 4 | 5 | 1 | 4 | 3 | 27 | Высокий |
18 | П.Анфиса | 08.2015 | ж | 4 | 2 | 1 | 2 | 4 | 5 | 1 | 3 | 2 | 24 | Выше среднего |
19 | Р. Анастасия | 09.2015 | ж | 4 | 2 | 1 | 3 | 4 | 5 | 0 | 3 | 4 | 26 | Выше среднего |
20 | С.Артём | 12.2014 | м | 4 | 2 | 1 | 3 | 4 | 5 | 1 | 4 | 4 | 28 | Высокий |
21 | Т.Михаил | 04.2015 | м | 4 | 2 | 1 | 3 | 4 | 5 | 1 | 3 | 4 | 27 | Выше среднего |
22 | Ф.Артём | 09.2015 | м | 4 | 1 | 1 | 3 | 4 | 5 | 1 | 4 | 3 | 26 | Выше среднего |
23 | Ф.Игорь | 04.2016 | м | 4 | 2 | 1 | 2 | 4 | 5 | 0 | 3 | 4 | 24 | Выше среднего |
24 | Х.Роман | 02.2015 | м | 3 | 2 | 1 | 2 | 4 | 5 | 0 | 3 | 4 | 24 | Выше среднего |
25 | Ш.Ева | 07.2015 | ж | 4 | 0 | 1 | 2 | 3 | 5 | 0 | 3 | 2 | 20 | Средний |
26 | Ш.Платон | 06.2015 | м | 3 | 2 | 1 | 3 | 4 | 5 | 0 | 4 | 4 | 26 | Выше среднего |
27 | Ш.Анна | 07.2015 | ж | 4 | 2 | 1 | 3 | 4 | 5 | 1 | 3 | 4 | 27 | Высокий |
28 | Ю.Мира | 02.2014 | ж | 3 | 0 | 1 | 2,5 | 4 | 3 | 0 | 3 | 4 | 20,5 | Средний |
Нами был подготовлен текст Главы 2 квалификационной работы:
Практические аспекты организации обучения младших школьников решению текстовых задач в 1 классе
Организация изучения материала по теме исследования по УМК по математике для 1 класса (Предметная линия учебников математики Школа России)
Методические рекомендации по итогам теоретического и практического исследований
В период прохождения практики нами был подготовлен доклад по результатам работы на тему: «Текстовые задачи в курсе математики начальных классов» (см. Приложение 2).
Доклад был представлен на конференции в рамках фестиваля научного творчества «Мир науки-2024».
По результатам исследования в рамках написания ВКР для печати нами была подготовлена статья на тему: «ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ПЕРВОГО КЛАССА (УМК «ШКОЛА РОССИИ») (см. Приложение 3)
06.05.2024
Приложение1
Стартовый диагностический мониторинг по математике
для обучающихся 1 класса
Стартовая диагностика проводится в начале 1 класса (сентябрь) и выступает как основа (точка отсчёта) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся. Объектом оценки в рамках стартовой диагностики является сформированность предпосылок учебной деятельности, готовность к овладению чтением, грамотой и счётом. Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса.
№ | Цель задания | Оценивание |
1 | Выявить сформированное представление о числе на основе предметного множества. | 2 балла – всё выполнено верно 1 балл – 1 ошибка 0 баллов – сделано неверно |
2 | Выявить представление о числе на основе предметного множества, считая предметы слева направо/справа налево. | 3 балла – всё выполнено верно 2 балла – 1 ошибка 1 балл – 2 ошибки 0 баллов – 3 и более ошибки |
3 | Выявить сформированное умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыков счета). | 2 балла – всё выполнено верно 1 балл – 1 ошибка 0 баллов – 2 и более ошибки |
4 | Выявить умение сравнивать множества по числу элементов, используя способ сравнения двух множеств по числу элементов (умение составлять пары). | 3 балла – всё выполнено верно 2 балла – 1 ошибка 1 балл – 2 ошибки 0 баллов – 3 и более ошибки |
5 | Выявить сформированное умение построения закономерности на клетчатой бумаге. | 2 балла – всё выполнено верно, ровно по линиям клеточки 1 балл – верно, но не ровно по линиям клеточки 0 баллов – сделано неверно |
6 | Выявить сформированное умение ориентироваться на плоскости с помощью слов: левый (правый) верхний (нижний) угол, знание названий основных геометрических фигур и умение изображать их. | 3 балла – всё выполнено верно 2 балла – 1 ошибка 1 балл – 2 ошибки 0 баллов – 3 и более ошибки |
Высокий уровень выполнения работы - 14 - 15 баллов
Выше среднего – 12-13 баллов
Средний уровень выполнения работы - 7 - 11 баллов
Низкий уровень выполнения работы - 6 баллов и менее
Приложение2
Текстовые задачи в курсе математики начальных классов
С термином «задача» люди часто встречаются как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Рассмотрим некоторые существующие трактовки понятий «задача», «сюжетная задача», «задачи на процессы».
В Толковом словаре русского языка С. Ожегова, Н. Шведовой [4] понятие «задача» определяется как
1) то, что требует исполнения, разрешения (бытовая, боевая задача);
2)упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления (арифметическая, алгебраическая задача).
В различных областях знания (психология, педагогика, математика, методика математики) проблему содержания понятия «задача» исследовали Г.А. Балл, Ю.М. Колягин, В.И. Крупич, Л.М. Фридман, П.М.Эрдниев и многие другие [3], [10].
В исследованиях А.А.Столяра, М.А.Бантовой и Г.В.Бельтюковой арифметические текстовые задачи понимаются как задачи, в которых описаны житейские ситуации, описанные с помощью чисел, разрешение которых выполняется с помощью арифметических действий или счета [9], [1].
В учебнике Л.П. Стойловой понятие «текстовая задача» трактуется как описание определенной ситуации на простом языке, с требованием выдать количественную оценку какого-либо компонента данной ситуации, либо установить отсутствие или наличие каких-то отношений о величинах и объектах, о неизвестных и известных значениях данных величин, о взаимодействиях между ними, а также содержат вопрос с указанием на то, что необходимо найти. Вопрос может быть предложен, как в повелительной, так и в вопросительной форме [8].
Анализ рассмотренных точек зрения на исследуемую проблему представлен в работе Г.И.Саранцева. Наиболее распространённым, по его мнению, является использование термина «задача» для обозначения ситуации, включающей цель и условия для её достижения [7]. Автор, рассматривая роль упражнений в обучении математике и соотношения между понятиями «задача» и «упражнение», делает вывод, что «упражнения - многоаспектное явление. В контексте многих учебников математики школьные задачи являются упражнениями, поэтому типологии задач можно считать типологиями упражнений.
В обучении математике в 1-6 классах значительное место занимают так называемые сюжетные задачи. Эти задачи сформулированы на естественном языке; в них обычно описывается количественная сторона каких-то явлений событий, жизненных проблем, требующих разрешения. Поэтому их часто называют сюжетными [10]. Именно сюжетная специфика определяет ценность задачи, ее образовательный и дидактический потенциал. Отношения и взаимосвязь величин выявляются в ходе анализа задачи и поиска еѐ решения. Это обеспечивает выполнение математических действий, для изучения и усвоения которых данная задача предназначается. Умение решать сюжетные задачи – одна из ключевых компетенций выпускников основной школы.
В Примерных образовательных программах начального и основного общего образования текстовая задача представлена отдельным разделом содержания [5], [6]. Обучение решению текстовых задач происходит на протяжении всего курса математики. Традиционно задачи используются в качестве конкретной основы для ознакомления с новыми понятиями, их формирования, познания закономерностей, процессов, явлений, происходящих в окружающей природе и обществе. Решая задачи, учащиеся убеждаются в связи математики, ее понятий, свойств, действий, с реальной жизнью, практической деятельностью людей. На наш взгляд, в методических учебных пособиях по школьному курсу математики недостаточно отражена возможность текстовых задач для формирования информационной и функциональной грамотности школьников, развития мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения и т.д.). Изучение опыта школьных учителей по проблеме исследования показывает недостаточную сформированность профессиональной компетенции по организации деятельности школьников в процессе решения сюжетных (текстовых) задач, формальном подходе к работе на традиционных этапах.
Сюжеты текстовых задач, описывающие жизненные события, облегчают понимание смысла выполняемых математических действий, делают понятными причины выполнения математических действий. Решение задач формирует у детей необходимые практические умения и стремление использовать математические знания в повседневной жизни. Например, подсчитать стоимость покупки, ремонта квартиры, вычислить, в какое время надо выйти, чтобы не опоздать на поезд, и т. п.
Программами начального и курса математики 5-6 классов предусмотрено решение задач на зависимости между величинами, характеризующими различные процессы (куплю-продажу, работу, движение и др.). В некоторых методико-дидактических пособиях по математике работает понятие «задачи на процессы». Задачи на движение, входящие в это понятие, наиболее представлены в программах и учебниках математики 1-6 классов.
В работе М.И. Зайкина отмечаются важные функции текстовых (сюжетных) задач [2]. Отметим среди них прикладную, направленную на формирование у школьников понимания значимости той жизненной ситуации, в которой требуется применить математические знания. Мотивационная составляющая направлена на определение желания ученика решать задачу или нет, искать ответ на вопрос задачи, думать и т.д. Ответ на этот вопрос зависит от сюжета задачи. При анкетировании учителей математики абсолютное большинство согласилось с тем, что со второй задачей учащиеся 5-6 классов будут работать с большим интересом, нежели c первой.
Задача 1. Железнодорожный состав длиной в 1 км прошѐл мимо столба за 1 мин, а через туннель при той же скорости – за 3 мин. Какова длина туннеля?
Задача 2. Максимальная скорость советского истребителя военного времени «ЯК-3» – 720 км/ч, а немецкого истребителя «Мессершмидт-109» на 120 км/ч меньше скорости «ЯК-3» и на 30 км/ч больше другого истребителя «Фоке-Вульф-190-А». Найдите скорости немецких истребителей и сравните их со скоростью «ЯК-3».
Выделим информационную составляющую задачи, определяющую у школьников (вместе с общекультурной), ценность той информации, которая содержится в ее сюжете. Систематические упражнения в изучении сюжетных ситуаций, описанных в задачах, способствуют развитию умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, конкретизации и т.п. Поиск решения требует проявления сообразительности, догадки, особых качеств ума (гибкость, критичность, доказательность). В процессе решения сюжетных задач формируются приемы умственной деятельности поискового характера: переформулировки, использование системы вопросов, составление таблиц и графических иллюстраций и др.
Рассмотрим пример сюжетной задачи из руководств по алгебре начала XIX в.: Шлюпка идѐт по Неве и переходит в 48 мин от Кадетского корпуса до Литейного двора, а оттуда возвращается в 32 мин, причѐм гребцы в оба конца гребли с одинаковой силой; спрашивается, скольким саженям равняется течение Невы в 1 мин и сколько сажен шлюпка пройдѐт в то же время в стоячей воде?
В сюжете предложенной задачи присутствуют все его основные составляющие:
- дидактическая (характер взаимосвязи скоростей по течению и против течения реки, основное отношение между скоростью движения, временем движения и пройденным путем);
- прикладная (специфика вполне понятной жизненной ситуации);
- мотивационная (значимость того места, в котором эта жизненная ситуация происходит);
- информационная (общекультурная значимость словосочетаний «Кадетский корпус» и «Литейный двор»).
Приведенные примеры подсказывают возможные варианты организации специальной работы с текстом сюжетной задачи на этапе изучения зависимостей и отношений между величинами и объектами на уроках математики в 1-6 классах для формирования общего умения решать задачи, умения работать с текстом, для развития функциональной и математической грамотности школьников, математической речи.
Приложение 3
ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ПЕРВОГО КЛАССА (УМК «ШКОЛА РОССИИ»)
Шереметьева Е.
Обучение решению текстовых задач в начальной школе является традиционной содержательно - методической целью включения текстовых задач в программу учебной дисциплины математика. Авторы действующих учебников для начальной школы делят процесс обучения на два этапа: обучение решению простых задач и составных задач.
Под текстовой обычно понимается задача, в которой на естественном языке описывается некоторый процесс (событие, явление) и требуется вычислить значение некоторых величин, характеризующих этот процесс, или установить отношения между ними. В текстовой задаче, как правило, описываются количественные и функциональные характеристики процесса (явления), поэтому ее рассматривают как словесную модель процесса. Чтобы решить текстовую задачу, необходимо построить математическую модель предложенного текста в виде выражение, уравнение в зависимости от метода решения [3]..
Математическое моделирование предполагает обязательное наличие трех этапов: перевод условия задачи на математический язык, выделяя данные и искомые, и связи между ними; нахождение значения выражения, решение уравнения, т.е. внутримодельное решение; перевод полученного результата на язык предложенной текстовой задачи. В учебно-методической литературе нет единого подхода к терминологии в отношении моделей. В начальном курсе математики используются следующие модели: схематизированные (вещественные или предметные и графические); их называют вспомогательными и знаковые (краткая запись задачи на естественном языке, краткая запись задачи в виде таблицы, выражения, уравнения, запись решения по действиям). Знаковые модели называют решающими. Отметим, что любой вид модели задачи должен содержать все объекты, все отношения между ними и указанные в задаче требования [3].
В разделе Текстовая задача Примерной программы по математике [2] определено минимальное содержание: Текстовая задача: структурные элементы, составлении е текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие. В Тематическом планировании этого документа подробно описывается для любого учебно-методического комплекта по математике:
Текстовая задача: структурные элементы, составление задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Выбор и запись арифметического действия для получения ответа на вопрос. Текстовая сюжетная задача в одно действие; запись решения ответа задачи. Обнаружение недостающего элемента задачи, дополнение текста задачи числовыми данными (по иллюстрации, смыслу задачи, ее решению).
Рекомендуемые методы и формы организации обучения определяют характеристику деятельности обучающихся при решении текстовых задач. Предлагается коллективное обсуждение для анализа реальной ситуации, представленной с помощью рисунка, иллюстрации, текста, таблицы, схемы. Обобщение представлений о текстовых задачах, решаемых с помощью действий сложения и вычитании (на сколько больше/ меньше, сколько всего, сколько осталось). Различение текста и текстовой задачи. Соотнесение текста задачи и ее модели. Моделирование : описание словами и с помощью предметной модели сюжетной ситуации и математического отношения. Иллюстрация практической ситуации с использованием счетного материала. Решение текстовой задачи с помощью раздаточного материала. Объяснение выбора арифметического действия для решения, иллюстрации хода решения, выполнения действия на модели [2].
Рассмотрим методику работы над текстовыми задачами [1]. Уже в первом семестре начинается подготовительная работа над усвоением понятия «задача» (без терминологии). В учебнике предлагаются задания вида: составление рассказа по картинке, выбор подходящей записи (выражения) к предложенному рисунку составление рассказа по записи (выражению), рещение задачи путем пересчета нарисованных предметов. Выбор действия может определяться записью решения, или схематическим рисунком или практическими действиями с условными предметами (фишки, геометрические фигуры-посредники и др.). Выполняя эти задания, дети приобретают опыт восприятия задачной ситуации (задачный текст), изображения в виде рисунка или схемы, составления соответствующих знаковых записей (выражений). Усвоению понятий способствуют задания комбинированного характера, включающие текст, замену пропусков числами с использованием схем, поиск ответа на вопрос, называние ответа путем пересчета объектов по схеме. Обратим внимание на то, что детям предлагаются тексты задач различных видов, например на нахождение суммы (сколько всего…?) и остатка (сколько осталось…?)
Введение термина «задача» сопровождается знакомством детей с составляющими компонентами: условие, вопрос, решение. Особое внимание на этих уроках уделяется числовым характеристикам объектов. Для усвоения этих понятий используются иллюстрации и задания на составление задач по картинке (парами), поиск решения среди предложенных записей и ответа. Аналогично рассматриваются задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц (на 1,2,3 единицы). На этом этапе важно начать формирование умения осознанно выполнять операции сложения и вычитания в пределах первого десятка и самостоятельно решать задачи, используя прием решения задачи «по цепочке»: читаю задачу...; мне известно … - это условие; надо узнать . – это вопрос задачи; рисую и объясняю …- надо сложить (вычесть); проговариваю и записываю решение … - ; называю ответ …. Этот прием не исключает подсказки учителя (название операций, их последовательности, интуитивного поиска решения задачи). Однако использование схематического рисунка, практического действия позволяет в дальнейшем обобщать и переносить арифметическое действие в новые ситуации. Осознанности анализа задачи способствует прием использования задач с одним данным, без числовых данных, с лишним данным. Некоторые учителя уже на этом этапе предлагают задачи, в которых вопрос (часть условия) стоит в начале (в конце) задачи и используют схематическую запись ее структуры.
Продолжая изучение сложения и вычитания чисел в пределах 10, дети знакомятся с составными задачами (в два действия) через систему подготовительных упражнений и заданий (задачи – цепочки, задачи с двумя вопросами, задачи с измененной структурой и др.). Выполняя эти упражнения, ученики приходят к выводу о том, что есть задачи, в которых не хватает данных и ответить на вопрос можно только решив предварительно другую задачу. Знакомство с решением составной задачи сопровождается разбором, включающим составление плана, постановкой вопросов, записью решения отдельными действиями и ответа. На этом этапе необходимо выяснять, почему некоторые задачи решаются одним действием, а другие двумя. Ученикам предлагаются задания творческого характера (изменить вопрос к задаче так, чтобы она решалась в два действия и решить задачу с новым вопросом). Продолжается работа по составлению текстовых задач по рисунку, краткой записи, по заданному решению. Решение задач помогает усвоению приемов сложения чисел с переходом через десяток. Для формирования умения решать задачи предлагаются задания на составление, сравнения задач, их решений. Рассмотренные выше приемы успешно использовались нами на практике при обучении школьников решению задач в первом классе.
Список литературы
- Моро, М.И. Математика. 1 класс. Учебник : в 2 ч. / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2023 – 2 ч.
- Примерная рабочая Программа по математике. Начальное общее образование. Утверждена протокол 3/21 от 27.09.21 https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_nachalnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Matematika_proekt_.htm - Дата доступа: 20.03.24
- Стойлова Л.П. Теоретические основы начального курса математики /Л.П.Стойлова. - М. Издательский центр «Академия», 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г
Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...
Организация научно – исследовательской, проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения.
Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем ...
Научно-исследовательская проектная работа «Мой домашний питомец»
Издавна кошки являются любимыми домашними питомцами.Их независимость и красота всегда привлекали людей.Каждая кошка имеет свой характер и натуру.Как пра...
Мастер-класс на тему: «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»
Мастер-класс на тему «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»...
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...
Научно-исследовательская (проектная) работа "Фетровая книжка для развития детей"
Как только появилось человечество, назрела необходимость увлечь мамам своих детей, чтобы заняться своими делами. Иногда у мам это действительно получалось, но некоторые из приёмов потерпели неуд...
Научно-исследовательская работа на XX городскую научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку» "Коронавирус:реалии"
Научно-исследовательская работа на XX городскую научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку» "КОРОНАВИРУС: РЕАЛИИ"...