Рабочая учебная программа по предмету "Математика" для 2 класса вариант 8.3.
рабочая программа по математике (2 класс)
Актуальность предмета «Математика» заключается в том, что ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку.
Цель обучения - формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни. Программа построена на основе следующих разделов: «Пропедевтика», «Нумерация», «Единицы измерения», «Арифметические действия», «Арифметические задачи», «Геометрический материал».
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
- формирование доступных обучающимся с РАС, вариант 8.3. математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
- коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с РАС средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
- формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая учебная программа по предмету "Математика" для 2 класса вариант 8.3. | 756.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Актуальность программы.
Актуальность предмета «Математика» заключается в том, что ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку.
Цель обучения - формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни. Программа построена на основе следующих разделов: «Пропедевтика», «Нумерация», «Единицы измерения», «Арифметические действия», «Арифметические задачи», «Геометрический материал».
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
- формирование доступных обучающимся с РАС, вариант математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
- коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с РАС средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
- формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов. Изучая цифры, у обучающегося закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
Рабочая программа по математике составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Основания разработки рабочей программы:
- Федеральным Законом от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от );
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от г.№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3685-21» «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ от 19 декабря 2014 года № 1598 (применительно к правоотношениям, возникающим с #1075;.)
- Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант ) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1»;
- Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2024-2025 уч. год;
- Годовым календарным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2024-2025 уч. год.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Математика» направлен на формирование элементарных математических представлений, основанных на выделении свойств предметов, сравнении предметов по отдельным свойствам (например, размеру, форме, цвету), сравнении предметных совокупностей, установлении положения предмета в пространстве.
Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой и важнейшей частью общего образования ребенка с РАС. Математика - важный общеобразовательный предмет, который способствует овладению простыми логическими операциями, пространственными, временными и количественными представлениями, необходимыми вычислительными и измерительными навыками для познания окружающих предметов, процессов, явлений.
Обучение математике носит предметно практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления.
Учебный материал, предложенный в программе, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы математики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками окружающего мира, рисования и технологии (ручного труда).
- ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Математика» включён в федеральный компонент образовательной области «Математика» учебного плана для учащихся с РАС и лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2024-2025 уч. год. На индивидуальное изучение предмета «Математика» во 2 классе отведено 68 часов (2 часа в неделю), 34 учебные недели.
.
- ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
- любовь к близким, к общеобразовательной организации, своему городу, народу, России;
- элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;
- положительное отношение к своему национальному языку и культуре;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится ОО.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
- представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
- уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого,
- невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни
- первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;
- уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
- различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;
- формирование элементарных представлений о красоте;
- формирование умения видеть красоту природы и человека;
- представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
- ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Планируемые результаты изучения курса.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты АООП по математике включают освоение обучающимися с РАС специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области и готовность их применения. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей и психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Математика» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся 1 класса и сложностью структуры дефекта.
Планируемые личностные результаты
У обучающегося будет сформировано:
- умение соблюдать правила поведения на уроке математики при организации отдельных видов образовательной деятельности;
- положительное отношение к изучению математики, желание выполнить учебное задание хорошо (правильно);
- умение отвечать на вопросы учителя, поддержать диалог с учителем и сверстниками на уроке математики;
- доброжелательное отношение к учителю и другим обучающимся, желание оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации;
- умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане, на основе пошаговой инструкции по выполнению математической операции;
- умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
- начальные навыки работы с учебником математики: нахождение на странице учебника задания, указанного учителем; использование иллюстраций, содержащихся в учебнике, в качестве образца для организации практической деятельности с предметами или выполнения задания в тетради;
- понимание записей с использованием математической символики, содержащихся в учебнике или иных дидактических материалах, умение их прочитать и использовать для выполнения практических упражнений (с помощью учителя);
- умение с помощью учителя отразить в собственной речи предметные отношения с использованием математической терминологии (на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей или их иллюстраций);
- умение отразить в записи с использованием математической символики предметные отношения (на основе анализа реальных предметных совокупностей или их иллюстраций);
- умение прислушиваться к мнению учителя, сверстников и корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания;
- умение принять оказываемую помощь в выполнении учебного задания;
- умение с помощью учителя рассказать о пошаговом выполнении учебного действия с использованием математической терминологии (в форме отчета о выполненном действии);
- оценка результатов своих действий по выполнению учебного задания (правильно – неправильно) и действий одноклассников, производимая совместно с учителем;
- начальные умения использования математических знаний при ориентировке в ближайшем социальном и предметном окружении;
- начальные навыки применения математических знаний в самообслуживании и доступных видах хозяйственно-бытового труда;
- отдельные начальные представления о семейных ценностях, бережном отношении к природе, своему здоровью, безопасном поведении в помещении и на улице.
Минимальный уровень:
- знание (понимание в речи учителя) слов, определяющих величину, размер, форму предметов, их массу, количественные отношения предметных совокупностей, положение предметов в пространстве, на плоскости; умение с помощью учителя сравнивать предметы по величине, форме, количеству, определять с помощью учителя положение предметов в пространстве, на плоскости и перемещать их в указанное положение; знание частей суток, понимание в речи учителя элементарной временной терминологии (сегодня, завтра, вчера, рано, поздно);
- знание количественных числительных в пределах 10, умение записать числа с помощью цифр, откладывание чисел в пределах 10 с использованием счетного материала (с помощью учителя);
- знание числового ряда в пределах 10 в прямом порядке; месте каждого числа в числовом ряду в пределах 10 (с помощью учителя);
- осуществление с помощью учителя счета предметов в пределах 10, обозначение числом количества предметов в совокупности;
- выполнение сравнения чисел в пределах 10 с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностейили их частей (с помощью учителя);
- умение с помощью учителя разложить числа 2-10 на две части (два числа) с опорой на предметно-практические действия с предметными совокупностями;
- умение с помощью учителя назвать, записать и прочитать единицы измерения (меры) стоимости (1 р., 1 к.), длины (1 см);
- узнавание монет (1 р., 2 р., 5 р., 10 р., 10 к.), называние их достоинства; осуществление с помощью учителя замены и размена монет в пределах 10 р.;
- знание количества и названий суток в неделе; умение с помощью учителя воспроизвести порядок дней недели;
- знание названий арифметических действий сложения и вычитания, знаков действий («+» и «-»); составление числового выражения (2 + 1 = 3, 3 – 1 = 2) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией);
- выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 5; выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10 с опорой на предметно-практические действия с предметными совокупностями с помощью учителя;
- выделение с помощью учителя в арифметической задаче условия, требования (вопроса); выполнение с помощью учителя решения задач на нахождение суммы, разности (остатка) в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями;
- различение с помощью учителя плоскостных (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и объемных (шар, куб, брус) геометрических фигур; определение формы знакомых предметов путем соотнесения с плоскостными и объемными геометрическими фигурами;
- знание названий линий (прямая, кривая, отрезок), умение их различать с помощью учителя; построение с помощью учителя прямой линии (произвольной), отрезка с помощью линейки; измерение с помощью учителя длины отрезка в сантиметрах, с записью числа, полученного при измерении (с помощью учителя);
- построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам (вершинам) с помощью учителя.
Достаточный уровень:
- знание и использование в собственной речи слов, определяющих величину, размер, форму предметов, их массу,количественные отношения предметных совокупностей, положение предметов в пространстве, на плоскости; умение сравнивать предметы по величине, форме, количеству; определять положение предметов в пространстве и на плоскости; перемещать предметы в указанное положение (с помощью учителя); умение с помощью учителя увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объемах жидкостей, сыпучего вещества; установление и называние с помощью учителя порядка следования предметов; знание частей суток, порядка их следования, использование элементарной временной терминологии (сегодня, завтра, вчера, рано, поздно) в собственной речи при описании событий окружающей жизни (с помощью учителя);
- знание количественных, порядковых числительных в пределах 10; умение записать числа с помощью цифр; откладывание чисел в пределах 10 с использованием счетного материала;
- знание числового ряда в пределах 10 в прямом и обратном порядке; месте каждого числа в числовом ряду в пределах 10 (с помощью учителя);
- осуществление счета в пределах 10; обозначение числом количества предметов в совокупности;
- выполнение сравнения чисел в пределах 10, в том числе с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей;
- знание состава чисел 2-10 из двух частей (чисел) (с помощью учителя);
- умение назвать, записать и прочитать единицы измерения (меры) стоимости (1 р., 1 к.), длины (1 см), массы (1 кг), емкости (1 л), времени (1 сут., 1 нед.);
- узнавание монет, называние их достоинства; осуществление замены и размена монет в пределах 10 р.;
- знание названий, порядка дней недели, количества суток в неделе.
- знание названий арифметических действий сложения и вычитания, знаков действий («+» и «-»); составление числового выражения (2 + 1 = 3, 3 – 1 = 2) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией);
- выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10с опорой на предметно-практические действия с предметными совокупностями;
- выделение с помощью учителя в арифметической задаче условия, требования (вопроса); выделение в условии задачи числовых данных; выполнение решения задач на нахождение суммы, разности (остатка) в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями и с помощью иллюстрирования; составление с помощью учителя задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету с использованием иллюстраций;
- различение плоскостных (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и объемных (шар, куб, брус) геометрических фигур; определение формы предметов путем соотнесения с плоскостными и объемными геометрическими фигурами;
- знание линий (прямая, кривая, отрезок), умение их различать; построение прямой линии (произвольной; проходящей через одну, две точки), отрезка с помощью линейки; измерение с помощью учителя длины отрезка в сантиметрах, с записью числа, полученного при измерении; построение отрезка заданной длины (с помощью учителя);
- построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам (вершинам).
Базовые учебные действия
Группа БУД | Учебные действия и умения | |
Минимальный уровень освоения | Достаточный уровень освоения | |
Личностные учебные действия | - осознание себя как ученика; - положительное отношение к окружающей действительности; - проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий; - проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе); - готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе. | - осознание себя как ученика, готового посещать школу в соответствии со специально организованными режимными моментами; - способность к принятию социального окружения, своего места в нем (класс, школа); - готовность к организации элементарного взаимодействия с окружающей действительностью. |
Коммуникативные учебные действия | - вступать в контакт и работать в паре «учитель-ученик»; - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться к людям. | - вступать в контакт и поддерживать его в коллективе (учитель-класс, ученик-ученик, учитель-ученик); - обращаться за помощью и принимать помощь; - изменять свое поведение в соответствии с объективными требованиями учебной среды; - конструктивно взаимодействовать с людьми из ближайшего окружения. |
Регулятивные учебные действия | - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); - активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной). | - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности. |
Познавательные учебные действия | - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. | - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - наблюдать самостоятельно за предметами и явлениями окружающей действительности. |
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Пропедевтика
Свойства предметов
Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).
Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса).
Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы. Уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно обучающегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение предметов в указанное положение.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.
Единицы измерения и их соотношения
Единица измерения (мера) времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник: распознавание, называние. Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с геометрическими фигурами.
Нумерация
Образование, название, обозначение цифрой (запись) чисел от 1 до 9. Число и цифра 0. Образование, название, запись числа 10. 10 единиц – 1 десяток.
Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 10 (счет по 1 и равными числовыми группами по 2). Количественные, порядковые числительные. Соотношение количества, числительного, цифры. Счет в заданных пределах.
Место каждого числа в числовом ряду. Следующее, предыдущее число. Получение следующего числа путем присчитывания 1 к числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания 1 от числа.
Сравнение чисел в пределах 10, в том числе с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей. Установление отношения: равно, больше, меньше.
Состав чисел первого десятка из единиц. Состав чисел первого десятка из двух частей (чисел), в том числе с опорой на представление предметной совокупности в виде двух составных частей.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения (меры) стоимости - копейка (1 к.), рубль (1 р.). Монеты: 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., 10 к. Замена монет мелкого достоинства монетой более крупного достоинства в пределах 10 р. Размен монеты крупного достоинства монетами более мелкого достоинства.
Единица измерения (мера) длины – сантиметр (1 см). Измерение длины предметов с помощью модели сантиметра. Прибор для измерения длины – линейка. Измерение длины предметов с помощью линейки.
Единица измерения (мера) массы – килограмм (1 кг). Прибор для измерения массы – весы.
Единица измерения (мера) емкости – литр (1 л). Определение емкости предметов в литрах.
Единицы измерения (меры) времени – сутки (1 сут.), неделя (1 нед.). Соотношение: неделя – семь суток. Название дней недели. Порядок дней недели.
Чтение и запись чисел, полученных при измерении величин одной мерой.
Арифметические действия
Арифметические действия: сложение, вычитание. Знаки арифметических действий сложения («+») и вычитания («-»), их название (плюс, минус) и значение (прибавить, вычесть). Составление числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией). Знак «=», его значение (равно, получится). Запись числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1.
Сложение, вычитание чисел в пределах 10. Таблица сложения чисел в пределах 10 на основе состава чисел, ее использование при выполнении действия вычитания. Переместительное свойство сложения (практическое использование). Нуль как результат вычитания (5 – 5 = 0).
Арифметические задачи
Арифметическая задача, ее структура: условие, требование (вопрос). Решение и ответ задачи.
Простые арифметические задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложения и вычитания: на нахождение суммы и разности (остатка). Составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций.
Геометрический материал
Шар, куб, брус: распознавание, называние. Предметы одинаковой и разной формы.
Точка. Линии: прямая, кривая. Построение прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Построение прямой линии через одну точку, две точки.
Отрезок. Измерение длины отрезка (в мерках произвольной длины, в сантиметрах). Построение отрезка заданной длины.
Овал: распознавание, называние.
Построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам (вершинам).
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 68 ЧАСОВ ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА».
№ п/п | Наименование разделов и тем урока | Кол-во часов | Дата | Характеристика видов деятельности: | |
Пропедевтика. | учителя | обучающихся | |||
1 | Вводный урок. День знаний. Класс, школьные принадлежности. | 1 | Вступать в диалог. Ритуалы школьного поведения. | Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.). | |
2-3 | Геометрический материал. Круг. Цвет, название предметов. | 2 | Вступать в диалог. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. | Выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер; выделять предметы в различные совокупности. Работа с вырезанными формами круга разных цветов, приклеивание форм в тетрадь. | |
4-5 | Сравнение величин: большой – маленький. Одинаковые, равные по величине. | 2 | Вступать в диалог. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. | Выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер; выделять предметы в различные совокупности. Работа с вырезанными формами круга разных цветов, приклеивание форм в тетрадь. | |
6-7 | Слева, справа. Геометрический материал. Квадрат. | 2 | Вступать в диалог. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения. | Знать местоположение предметов в пространстве. Работа с вырезанными формами квадратов разных цветов, приклеивание форм в тетрадь. | |
8-9 | Вверху – внизу, выше – ниже, верхний, нижний, на, над, под. | 2 | Вступать в диалог, учить пользоваться демонстрацион-ным материалом. | Демонстрировать местоположение предметов в пространстве, показывать руками: выше – ниже, над – под. | |
10,11,12 | Сравнение величин: длинный – короткий, широкий-узкий, одинаковой длины, ширины. | 3 | Вступать в диалог. Устанавливать и называть порядок следования предметов. | Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); работать с учебными принадлежностями; организовывать рабочее место; работать в общем темпе. Показывать картинки, демонстрирующие длину, ширину. | |
13-14 | Внутри, снаружи, в, рядом, около. Геометрический материал. Треугольник. | 2 | Вступать в диалог. Работа с наглядным материалом | Знать местоположение предметов в пространстве. Работа с вырезанными формами треугольников разных цветов, приклеивание форм в тетрадь. | |
15-16 | Далеко, близко, дальше, ближе, к, от. Геометрический материал. Прямоугольник. | 2 | Вступать в диалог. Устанавливать и называть порядок следования предметов. | Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов. Работа с вырезанными формами прямоугольников разных цветов, приклеивание форм в тетрадь. | |
17-18 | Высокий – низкий, одинаковой высоты. Глубокий – мелкий. | 2 | Вступать в диалог. | Уметь: сравнивать предметы по форме. Показывать руками: высокий – низкий. | |
19-20 | Впереди – сзади, перед, за. Внутри, снаружи, в, рядом, около. | 2 | Вступать в диалог. Отноше-ние порядка следования: первый, последний, крайний, после, следом, следующий. | Сравнивать предметы по величине, размеру, высоте, выделять лишнее, недостающее. | |
21-22 | Первый – последний, крайний, после, следом, следующий за. В середине, между. | 2 | Вступать в диалог. Устанав-ливать и называть порядок следования предметов. | Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов. | |
23-24 | Сутки: утро, день, вечер, ночь. Рано – поздно. | 2 | Вступать в диалог. | Обозначение единиц времени. Показывать на картинках изображенное время суток. | |
25-26 | Сегодня, завтра, вчера, на следующий день. Давно – недавно. | 2 | Вступать в диалог. | Различать события, произошедшие сегодня, вчера, планировать события на завтра. | |
27-28 | Быстро – медленно. Толстый – тонкий. | 2 | Вступать в диалог. | Уметь показать на картинке предметы толстые, тонкие. Показать движениями: быстро – медленно. | |
29-30 | Тяжёлый – лёгкий. Много – мало, несколько. Один – много, ни одного. | 2 | Вступать в диалог. Работа с наглядным материалом | Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов. Различать понятия: много – мало. | |
31-32 | Молодой – старый. Геометрические фигуры. Закрепление. | 2 | Вступать в диалог | Уметь: сравнивать предметы по различным признакам. Показывать названные геометрические фигуры. | |
33-34 | Больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество. | 2 | Вступать в диалог. Отноше-ние порядка следования: первый, последний, крайний, после, следом, следующий. | Сравнивать предметы по величине, размеру, высоте, выделять лишнее, недостающее. Показывать на картинке: больше – меньше предметов. | |
35-36 | Больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество. Геометрический материал. Шар. | 2 | Вступать в диалог. Работа с наглядным материалом | Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов. Показывать названные геометрические фигуры. | |
37-38 | Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ. | 2 | Вступать в диалог | Уметь сравнивать предметы по форме. Сравнивать объемы жидкостей, сыпучих веществ. | |
39-40 | Закрепление. Первый – последний, крайний, после, следом, следующий за. | 2 | Вступать в диалог Отношение порядка следования: первый, последний, крайний, после, следом, следующий. | Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов. Понимать порядковый счет. | |
Изучение числа и цифры. | |||||
41-42 | Число и цифра 1. Понятия: первый, один, одна, одно. | 2 | Работа с наглядным материалом. | Работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, работать с учебными принадлежностями. Писать цифру 1 с помощью учителя «рука в руке». | |
43-44 | Число и цифра 2. Образование числа 2. | 2 | Счет палочками. Игра «Угадай число» | Работа с наборным полотном. Писать цифру 2 с помощью учителя «рука в руке». | |
45-46 | Число и цифра 3. Образование числа 3. | 2 | Презентация по теме урока. Карточки с образцами повторяющихся узоров для работы в классе. | Работа с наборным полотном. Писать цифру 3 с помощью учителя «рука в руке». | |
47-48 | Число и цифра 4. Образование числа 4. | 2 | Счет палочками. Игра «Угадай число» | Работа с наборным полотном. Писать цифру 4 с помощью учителя «рука в руке». | |
49-50 | Число и цифра 5. Числовой ряд. Образование числа 5. | 2 | Счет палочками. Игра «Угадай число» | Работа с наборным полотном. Писать цифру 5 с помощью учителя «рука в руке». | |
51-52 | Число и цифра 6. Числовой ряд. Образование числа 6. | 2 | Работа с наглядным материалом | Сравнение предметов по цвету, размеру, форме Писать цифру 6 с помощью учителя «рука в руке». | |
53-54 | Число и цифра 7. Числовой ряд. | 2 | Работа с наглядным материалом | Сравнение предметов по цвету, размеру, форме Письмо цифры 7. | |
55-56 | Число и цифра 8. Числовой ряд 1-8. | 2 | Решение примеров с окошечками | Сравнение предметов по цвету, размеру, форме Писать цифру 8 с помощью учителя «рука в руке». | |
57-58 | Число и цифра 9. Числовой ряд. | 2 | Решение примеров с окошечками | Сравнение предметов по цвету, размеру, форме Писать цифру 9 с помощью учителя «рука в руке». | |
59-60 | Число и цифра 10. Числовой ряд. | 2 | Работа с наглядным материалом | Сравнение предметов по цвету, размеру, форме Писать цифру 10 с помощью учителя «рука в руке». | |
61-62 | Состав числа 10. | 2 | Счет палочками. Игра «Угадай число» | Состав числа и место чисел 1-10 в числовом ряду. Составлять цифры из палочек. | |
63-64 | Мера массы – килограмм. | 2 | Презентация по теме урока. Карточки с образцами повторяющихся узоров для работы в классе. | Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик); обращаться за помощью и принимать помощь, слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности. | |
65-66 | Мера ёмкости – литр. | 2 | Сюжетные картинки. Предметные картинки. | Работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, работать с учебными принадлежностями. Наливать воду в литровую емкость и выливать с помощью учителя. | |
67-68 | Повторение | 2 | Повторяем изученный материал. | Работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, работать с учебными принадлежностями |
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Основная литература
1. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы», под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2013.
2. Т.В. Алышева «Математика». Учебник общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Москва «Просвещение», 2016.
3. М.Н. Перова «Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школеVIII вида». Учебное пособие, Москва, «Владос» 2001.
4. М.Н. Перова, В.В. Эк «Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе». Пособие, Москва, «Просвещение», 1992.
5. В.В. Эк «Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы». Пособие для учителя. Москва, «Просвещение», 1990.
Дополнительная литература
1. Т.И. Трофеева и др. «Математика для дошкольников». Пособие. Москва, «Просвещение», 1992.
2. Л.С. Метлина «Занятия по математике в детском саду». Пособие. Москва, «Просвещение», 1985.
3. Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике в 1 классе». Пособие. Москва, «Просвещение», 1989.
4. Е.М. Минскин «От игры к знаниям». Пособие. Москва, «Просвещение», 1987.
5. Н.Б. Истомина «Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах». Пособие. Воронеж, «МОДЭК», 1996.
6. Е.А. Екжанова «Контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку, чтению и математике». Пособие. С-Петербург, «КАРО», 2015.
Экранно-звуковые пособия:
Слайды соответствующего содержания.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Учебно-практическое оборудование:
-раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, геометрические фигуры и тела);
-касса цифр;
- наборы предметных и сюжетных картинок;
-карточки для индивидуальной работы;
-таблицы;
- дидактические игры;
-комплект счётного материала;
-карточки с цифрами, образцы печатных и письменных цифр.
Информационное обеспечение образовательного процесса:
Федеральный портал "Российское образование" http://
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://
Оборудование класса, ТСО
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Доска школьная | 1 |
3 | Стол однотумбовый | 1 |
4 | Стул мягкий | 4 |
5 | Стол ученический | 10 |
6 | Стул ученический | 9 |
7 | Тумбы | 4 |
8 | Монитор | 1 |
9 | Системный блок | 1 |
10 | Клавиатура | 1 |
11 | Мышь проводная | 2 |
12 | Принтер цветной | 1 |
13 | Интерактивная доска | 1 |
14 | Проектор | 1 |
15 | Диван | 1 |
16 | Набор мебели (стенка) | 1 |
17 | Ноутбук | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие учебные программы для 1 класса (УМК "Школа России")
В данном материале содержатся учебные программы по русскому языку (обучение грамоте), математике, окружающему миру, технологии (Роговцева), ИЗО (Неменский), литературному чтению....
Рабочая учебная программа для 4 класса "Школа России"
Рабочая учебная программа для 4 класса составлена для УМК "Школа России" и включает задания для ККО...
Рабочая учебная программа ФГОС 2 класс
Е.И.Коротеева «Искусство и ты» под ред. Б.М.Неменского.- 2 –е изд.- М.-Просвещение, 2012...
Рабочая учебная программа ФГОС 2 класс
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.,Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012....
Рабочая учебная программа ФГОС 2 класс
А.А.Плешаков. Окружающий мир. 2 класс В 2 ч.:- М.: Просвещение, 2012...
Рабочая учебная программа ФГОС 2 класс
Т.Г.Рамзаева «Русский язык» 2 класс. В 2 ч. – М.: Дрофа, 2011....
Рабочая учебная программа ФГОС 2 класс
Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В.Добромыслова «Технология» 2 –е изд.- М.-Просвещение, 2012...