Функциональная грамотность учащихся начальной школы
статья по математике (4 класс)
В данном материале опубликованы некоторые задания курса начальной школы в целях актуализации функциональной грамотности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost.docx | 270.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении школьников. Вопросы возникают из-за отсутствия связи между необходимой востребованности знаний и изучаемым материалом предметов. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных бытовых ситуациях.
Сейчас, когда источники информации, очень насыщенные, объемные учителю очень трудно конкурировать, быть ведущим в обучении. К тому же приоритеты современного общества жёстко ставят вопрос о многозадачности обучения, необходимости овладения человеком массой способностей, умениями. В рамках образовательной программы учителю необходимо научить ребенка быть успешным, функционально грамотным, востребованным в современном мире. Данная статья направлена на усовершенствование и облегчение практики учителей начальных классов с целью совершенствования качества обучения младших школьников по предмету математика.
Кто с детских лет занимается математикой, развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивости упорство в достижении цели.
(А. Маркушевич)
Математика играя
Рамазанова Эльмира Макимжановна
Средняя школа № 3 города Уральска ЗКО
Данная статья направлена на усовершенствование и облегчение практики учителей начальных классов с целью совершенствования качества обучения младших школьников по предмету математика.
This article is aimed at improving and facilitating the practice of primary school teachers in order to improve the quality of teaching younger students in the subject of mathematics.
Бұл мақала бастауыш сынып мұғалімдерінің математика пәніне оқыту сапасын арттыру мақсатында практикасын жетілдіруге және жеңілдетуге бағытталған.
Математика, устный счёт, игра, задачи, выражения, упражнения
Устный счет развивает мыслительную деятельность человека. Он с ним на протяжении всех учебных лет в школе, после школьном образовании, в жизнедеятельности человека. При решении примеров укрепляется память, появляется способность концентрировать внимание, воспринимать информацию на слух; Люди, свободно оперирующие двух-, трехзначными числами в уме, оказываются в выигрышной ситуации в магазине, при оценке смет, выборе банковского кредита.
Чем грозит отказ от устного счёта
Большинство достижений цивилизации в результате их бездумного использования приводит к нежелательным последствиям. Если нет проблем с добыванием пищи, человек постепенно набирает лишний вес, пагубно сказывающийся на его физическом здоровье. Так же и отсутствие интеллектуальной гимнастики, роль которой многие столетия выполнял устный счёт, приводит к нежелательным последствиям: человеку сложно сосредоточиться на любом конкретном действии. Счёт в уме помогает концентрировать внимание для решения сложных жизненных задач. Возникают проблемы с логическим мышлением. Многим сложно посчитать, что выгодней купить в магазине. Этим пользуются производители, незначительно снижая цену и основательно – вес товара. Отсутствие гаджета приводит к растерянности. Без него сложно понять, какую сумму придется потратить за выбранный товар, как лучше распределить деньги.
Уже в начальной школе учащиеся способны выполнять вычисления «в уме» научившись только нескольким операциям сложения, вычитания, деления и умножения.
Устный счет по математике имеет огромное значение в выработке коммуникативных навыков – дети учатся высказывать собственную точку зрения, слышать собеседника, положительно реагировать на замечания учителя и одноклассников. При регулярном использовании устного счета уровень вычислительных навыков может быть доведен до автоматизма, что значительно облегчит работу над многими темами программы в начальных классах и при последующем обучении в среднем и старшем звене школы.
Какие требования нужно соблюдать для организаций устных вычислений, иначе результат работы может оказать другой эффект. Нужно помнить, что однообразие убивает интерес и мотивацию. В классе могут быть сильные и слабые ученики, робкие, и очень активные. Учитель должен продумать последовательность работы, систематичность выполнения, этапность работы. Требования к счёту должны быть в рамках учебной программы, не подавлять инициативы.
Виды упражнения для счёта.
Устный и письменный счёт на уроках математики учитель классифицирует сам, исходя из программы, успеваемости класса. Это могут быть математические диктанты, упражнения, формулы, дидактические игры.
Форма организации работы по устному счёту чаще всего вопрос-ответная, показ карточек, шаблонов. Работа должна проводиться в достаточно быстром темпе, с целью автоматизации, лучшего запоминания материала. При этом учителю необходимо выявить причину пассивности ученика, наметить дальнейшую работу с целью восполнения знаний.
Форма устного счёта может быть различной.
Беглый, слуховой. Такие задания можно записать на аудио прослушивание. Эти занятия очень полезны, развивают слуховую память.
Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, дидактические игры, счёты, шаблоны) Запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа)
Упражнения в форме игры (стуки, хлопки, продолжи цепочку, карточки с вариантами ответов). Это музыкальные считалки, ролики мультфильмов. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы при использовании мультимедийных технологий. В начальных классах 1-2 класс время просмотра не более 15 минут, 3-4 классах не более 20-25 минут.
Привожу в пример некоторые материалы использованные и собранные мной на уроках. Данная работа ведётся с 1 класса, поэтому последовательность и этапность работы соответствует содержанию программного материала по классам.
Карточки с примерами. Их нужно изготовить с целью демонстрации для всего класса, шрифт должен быть доступный для видения примеров с последних парт. В начале каждого урока минуты 3-6, в целях активации деятельности ученики решают и отвечают наперебой, это стимулирует и активирует зрительную и слуховую память.
Примеры типа:
1-2 класс
9+2= |
8+3= |
7+4= |
6+5= |
5+6= |
6+7= |
7+8= |
18-9= |
8+7= |
8+8= |
3 -4 класс
24*3 |
8*4 |
45*3 |
56*6 |
37*3 |
65*6 |
67*9 |
88*6 |
90*4 |
Карточки с вариантами ответов А, В, С
Учитель устно озвучивает задание, учащиеся показывают карточки А, В, С с возможным ответом.
- Какое число надо увеличить на 9, чтобы получить 16?
А. 5
В. 6
С. 8
- Покажите вариант где число, которое меньше 15 на 7.
А. 8
В. 6
С. 7
Несмотря на ограниченность вариантов, память учащихся концентрируется и фокусируется на верном счёте.
Примерные задания по закреплению знаний таблицы разрядов и единиц.
ТАБЛИЦА РАЗРЯДОВ И КЛАССОВ
III класс | II класс | I класс | ||||||
Класс миллионов | Класс тысяч | Класс единиц | ||||||
9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Сот. | Дес. | Ед. | Сот. | Дес. | Ед. | Сот. | Дес. | Ед. |
Учитель предлагает шаблон в виде карточки, на которой можно записывать и затем стирать специальным маркером задания, ответы. Этот вид работы можно применять на уроках математики с 1 класса по 4 класс, усложняя задания. По окончании учитель проходит и проверяет у всех, отмечает ошибки, комментирует.
Примерные задания по таблице разрядов.
Число, в котором 5 десятков тысяч и 80 единиц записывается:
Число, состоящее из 10 тысяч, 8 сотен и 3 единиц записывается:
Число 986 состоит из суммы разрядных слагаемых
Тринадцать тысяч пятьдесят шесть – это
Число, в котором 7 единиц первого класса и три единицы второго класса записывается
В ряду чисел за числом 3700 следует число:
Назовите самое большое четырехзначное число. (999.)
Чему равен миллион? (1 тысяче тысяч, 10 сотням тысяч.)
Задания на закрепление знаний именованных величин. На обратной стороне шаблона, таблица сетка, в которую можно записывать, «конвертировать» меры величин
времени, площади, длины, объёма.
7 т 8 кг = ……….…кг
1 км 100 м = ……....м
6 ч 14 мин = …....мин
370 т = …………....кг
7 км2 = …………....м2
3 700 кг = …………ц
7 км 560 м = ………м
17 дм2 = ………….мм2
700 см2 = ………..мм2
3 ч 23 мин = ……мин
3 сут 5 ч = …………ч
6 000 дм2 = ………см2
700 см2 = ………..мм2
После изучения раздела пройденный материал можно включить на этапе ежедневного закрепления изученного материала.
Виды работ для совершенствования навыков решения задач.
Задачи на движение. Задачи на движение вдогонку, в противоположных направлениях, навстречу друг другу, задачи на движение с отставанием.
По мере разучивания этих задач необходимо акцентировать внимание на структуру этих задач: схема движения, данные задачи, формула, решение, ответ. Желательно иметь наглядное изображение схем, с целью запоминания вида задачи. После последовательного изучения всех задач, или на этапе изучения предлагать следующие упражнения:
- Задания на закрепление формулы движения задач.
- Задания на различие схемы движения задач.
- Задания на выбор решения задач.
- Задания на оформление задачи (схема, таблица, условие).
- Решение обратных задач.
Формулы движения задач можно опрашивать устно на этапе закрепления. Их можно записывать поочередно у доски.
S=V*t
V=S: t
t = S: V
Схемы задач можно опрашивать быстрым чертежом у доски, можно предложить группе учеников нарисовать вместе.
Все эти элементы разбора задач на движение можно включить в ежедневную практику запоминания.
Эффективны этапы решения обратных задач на устном счёте. Предлагается схема движения, нужно придумать простую задачу, и обратные две задачи.
- Придумайте задачу устно.
- Что неизвестно в данной задаче.
- Поменяйте условие, составьте устно обратные задачи.
Практическая ценность и необходимость для жизни человека урожайности очень велика.
Сельское хозяйство обеспечивает производство продуктов питания, необходимых для удовлетворения потребностей населения. Значимость и масштабность цифр при решении задач на урожайность проявляют интерес к задачам урожайность.
Также элементы решения задач можно включить в ежедневную практику.
- Формулы нахождения урожая, урожайности, площади.
- Способы оформления задач на урожайность- в таблице, условием, схемой.
- Способы решения задач- одним или несколькими способами.
- Решение разноуровневых задач как способ дифференциации обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию функциональной грамотности учащихся начальной школы
Программа дополнительного образования по формированию функциональной грамотности «Читай, считай, думай» разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процес...
Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.
Выступление на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка." Презентация к выступлению....
Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....
Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.
Приёмы, которые я хочу представить вашему вниманию, способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников. Все приёмы можно условно разделить на 3 группы: приёмы, повышающие познават...
Доклад на тему: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка"
laquo;Мои ученики будут узнавать новое не от меня.Они будут открывать это новое сами.Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»И. Г. Песталоцци...
Развитие функциональной грамотности учащихся начальной школы.
Доклад на педагогическом совете о развитии функциональной грамотности учащихся начальной школы....