Умножение числа на сумму
план-конспект урока по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема Умножение числа на сумму
Цели: учить применять свойство умножения числа на сумму при вычислениях; совершенствовать умение решать задачи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Математический диктант
(Учитель читает утверждение.Если учащиеся согласны, они ставят знак «+», если не согласны — знак «—». Два ученика работают на откидной доске.)
1) В одной пятой тонны 2 ц.
2) В одной второй метра 500 см.
3) В одной третьей суток 8 ч.
4) В числе 1100 сто единиц I класса.
5) Число 6900 называют при счете сразу после числа 6889.
6) Произведение чисел 24 и 100 равно 240.
7) Частное чисел 720 и 80 равно 9.
8) В одной четвертой километра 200 м.
9) В числе 3450 всего 345 десятков.
10) Сумма чисел 2600 и 20 равна 2602.
11) В числе 9000 девять единиц первого разряда.
Ответы: 1) +; 2) -; 3) +; 4) +; 5) -; 6) -; 7) +; 8) -; 9) +; 10) -; 11) -.
2. Работа над задачами
(Учитель читает задачи, учащиеся записывают только ответы.)
• Масса дыни 8 кг. Какова масса половины дыни? (4 кг.)
• Куриное яйцо весит 60 г. Одна десятая всей массы приходится на скорлупу. Сколько весит очищенное яйцо? (54 г.)
• Велосипедист проехал до финиша 12 км, что составляет одну четвертую пути. Сколько осталось до финиша? (36км.)
• В школе 120 отличников. Это одна пятая всех учащихся школы. Сколько детей учится в этой школе? (600.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны равенства.)
3 … 14 • 42 5 … 17 = 23 6 … 16 = 96
20 … 16 = 320 3 … 26 = 29 50 … 17 = 750
- Чем похожи все записанные равенства? (В каждом из равенств результат больше компонентов, с которыми совершали арифметическое действие.)
- Какие арифметические действия могли совершить с числами, если ответ больше каждого из них? (Сложение или умножение.)
- Я буду показывать равенство. Если это пример на сложение, поднимайте красную карточку, если на умножение - зелёную.
- На какие группы можно разделить полученные равенства? (На суммы и произведения.)
- Как удобнее найти значения произведений? (Заменить второй множитель суммой разрядных слагаемых, потом умножить первый множитель на каждое слагаемое и сложить результаты.)
- Кто может записать эти действия на доске? (Желающие ученики выходят к доске и выполняют преобразования.)
- Каким правилом вы пользовались? (Правилом умножения числа на сумму.)
- Сформулируйте задачи урока. (Учиться применять правило умножения числа на сумму.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Объясните, каким способом выполнены вычисления в примерах, данных рядом с красной чертой на с. 43.
№146 (с. 43). (Устное выполнение с комментированием по цепочке.В случае необходимости для наглядности учитель может выполнять записи на доске.)
№ 147 (с. 43) .(Коллективное решение примеров первого столбика.)
- Чем похожи примеры? Чем они отличаются? (Примерный ответ. Числа, которыми заменили второй множитель, в обоих примерах одинаковые (10 и 4). Но в первой строке это слагаемые, и, следовательно, нужно умножать число на сумму. А во второй строке это множители, значит, нужно умножать число на произведение. Результаты получаются разными.)
— Какими свойствами умножения воспользовались? (В первом случае — распределительным, во втором — сочетательным.)
— Решите примеры второго столбика самостоятельно. (Взаимопроверка, самооценка.)
№148 (с. 43). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Два ученика решают по два примера на доске.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику №149 (с. 43).
— Прочитайте задачу.
— Как удобнее выполнить краткую запись? (С помощью таблицы.)
— Что обозначает число 20? (Это работа за 1 ч.)
— Что обозначают числа 10 и 12? (Это время работы на разных канавах.)
— Что надо узнать в задаче? (Длину обеих канав.)
— Составьте таблицу.
Длина канавы, которую можно выкопать за 1 ч | Время работы | Общая длина канавы | |||
Первая канава | 20 м | 10ч | ? | }' | |
Вторая канава | 12ч | ? |
— Запишите два выражения для решения задачи. Подчеркните наиболее удобный способ. (Два ученика работают у доски. Взаимопроверка, самооценка.)
Решение
Первый способ: 20 • (10 + 12) = 440 (м).
Второй способ: 20 • 10 + 20 • 12 = 440 (м).
Ответ: общая длина канав 440 м.
(Тем, кто справится с задачей быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 154, 155 (с. 43).)
№ 151, 152 (с. 43). (Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на откидной доске. Взаимопроверка.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 43). Взаимопроверка.) Ответы: 703, 392 000, 12 109.
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 21 (с. 59, 60).)
VIII. Подведение итогов урока
— Какие математические свойства вы учились применять сегодня на уроке?
— Почему их надо различать?
— Какие задачи вы решали?
— Какое задание было самым интересным?
Домашнее задание
Учебник:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Умножение числа на сумму
Школа России...
Технологическая карта урока «Умножение числа на сумму»
конспект урока по математике. Умножение числа на сумму...
Конспект урока для 3 класса по теме "Умножение числа на сумму"
Цель урока: повторить и обобщить правила прибавления числа к сумме; изучить правила умножения числа на сумму. Планируемые результаты:Личностные: учиться положительно относиться к изучаемому предм...
Презентация к уроку математики в 3 классе (УМК ПНШ) по теме: "Умножение числа на сумму"
Данная презентация поможет провести урок по теме, содержит правило, проверку и фм для глаз....
Конспект урока по математике на тему:"Умножение числа на сумму" 4 класс Школа России
Конспект урока по математике на тему:"Умножение числа на сумму" 4 класс Школа России...
Конспет урока по математике на тему "Умножение числа на сумму" 4 класс
Цель: учить применять свойство умножения числа на сумму при вычислениях; совершенствовать умение решать задачи.Планируемые результаты:ü Личностные: понимать универсальность математических способов поз...