Умножение числа на сумму
план-конспект урока по математике (4 класс)

Математика, 4 класс, Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnozhenie_chisla_na_summu.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема Умножение числа на сумму

Цели: учить применять свойство умножения числа на сумму при вычислениях; совершенствовать умение решать задачи.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Математический диктант

(Учитель читает утверждение.Если учащиеся согласны, они ставят знак «+», если не согласны — знак «—». Два ученика работают на откидной доске.)

1) В одной пятой тонны 2 ц.

2) В одной второй метра 500 см.

3) В одной третьей суток 8 ч.

4) В числе 1100 сто единиц I класса.

5) Число 6900 называют при счете сразу после числа 6889.

6) Произведение чисел 24 и 100 равно 240.

7) Частное чисел 720 и 80 равно 9.

8) В одной четвертой километра 200 м.

9) В числе 3450 всего 345 десятков.

10) Сумма чисел 2600 и 20 равна 2602.

11) В числе 9000 девять единиц первого разряда.

Ответы: 1) +; 2) -; 3) +; 4) +; 5) -; 6) -; 7) +; 8) -; 9) +; 10) -; 11) -.

2. Работа над задачами

(Учитель читает задачи, учащиеся записывают только ответы.)

•   Масса дыни 8 кг. Какова масса половины дыни? (4 кг.)

•   Куриное яйцо весит 60 г. Одна десятая всей массы приходится на скорлупу. Сколько весит очищенное яйцо? (54 г.)

•   Велосипедист проехал до финиша 12 км, что составляет одну четвертую пути. Сколько осталось до финиша? (36км.)

•   В школе 120 отличников. Это одна пятая всех учащихся школы. Сколько детей учится в этой школе? (600.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны равенства.)

3 … 14 • 42                  5 … 17 = 23                6 … 16 = 96

20 … 16 = 320             3 … 26 = 29                50 … 17 = 750

-  Чем похожи все записанные равенства? (В каждом из равенств результат больше компонентов, с которыми совершали арифметическое действие.)

-  Какие арифметические действия могли совершить с числами, если ответ больше каждого из них? (Сложение или умножение.)

-  Я буду показывать равенство. Если это пример на сложение, поднимайте красную карточку, если на умножение - зелёную.

-  На какие группы можно разделить полученные равенства? (На суммы и произведения.)

-  Как удобнее найти значения произведений? (Заменить второй множитель суммой разрядных слагаемых, потом умножить первый множитель на каждое слагаемое и сложить результаты.)

-  Кто может записать эти действия на доске? (Желающие ученики выходят к доске и выполняют преобразования.)

-  Каким правилом вы пользовались? (Правилом умножения числа на сумму.)

-  Сформулируйте задачи урока. (Учиться применять правило умножения числа на сумму.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

-  Объясните, каким способом выполнены вычисления в примерах, данных рядом с красной чертой на с. 43.

№146 (с. 43). (Устное выполнение с комментированием по цепочке.В случае необходимости для наглядности учитель может выполнять записи на доске.)                                              

№ 147 (с. 43) .(Коллективное решение примеров первого столбика.)

-  Чем похожи примеры? Чем они отличаются? (Примерный ответ. Числа, которыми заменили второй множитель, в обоих примерах одинаковые (10 и 4). Но в первой строке это слагаемые, и, следовательно, нужно умножать число на сумму. А во второй строке это множители, значит, нужно умножать число на произведение. Результаты получаются разными.)

—  Какими свойствами умножения воспользовались? (В первом случае — распределительным, во втором сочетательным.)

—  Решите примеры второго столбика самостоятельно. (Взаимопроверка, самооценка.)

№148 (с. 43). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Два ученика решают по два примера на доске.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику №149 (с. 43).

—  Прочитайте задачу.

—  Как удобнее выполнить краткую запись? (С помощью таблицы.)

—  Что обозначает число 20? (Это работа за 1 ч.)

—  Что обозначают числа 10 и 12? (Это время работы на разных канавах.)

—  Что надо узнать в задаче? (Длину обеих канав.)

—  Составьте таблицу.

Длина канавы, которую можно выкопать за 1 ч

Время работы

Общая длина канавы

Первая канава

20 м

10ч

?

}'

Вторая канава

12ч

?

— Запишите два выражения для решения задачи. Подчеркните наиболее удобный способ. (Два ученика работают у доски. Взаимопроверка, самооценка.)

Решение

Первый способ: 20 • (10 + 12) = 440 (м).

Второй способ: 20 • 10 + 20 • 12 = 440 (м).

Ответ: общая длина канав 440 м.

(Тем, кто справится с задачей быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 154, 155 (с. 43).)

№ 151, 152 (с. 43). (Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на откидной доске. Взаимопроверка.)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 43). Взаимопроверка.) Ответы: 703, 392 000, 12 109.

—  Оцените свою работу на уроке.

(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 21 (с. 59, 60).)

VIII. Подведение итогов урока

—  Какие математические свойства вы учились применять сегодня на уроке?

—  Почему их надо различать?

—  Какие задачи вы решали?

—  Какое задание было самым интересным?

Домашнее задание

Учебник:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Умножение числа на сумму»

конспект урока по математике. Умножение числа на сумму...

Конспект урока для 3 класса по теме "Умножение числа на сумму"

Цель урока: повторить и обобщить правила прибавления числа к сумме; изучить правила умножения числа на сумму. Планируемые результаты:Личностные: учиться положительно относиться к изучаемому предм...

Презентация к уроку математики в 3 классе (УМК ПНШ) по теме: "Умножение числа на сумму"

Данная презентация поможет провести урок по теме, содержит правило, проверку и фм для глаз....

Конспект урока по математике на тему:"Умножение числа на сумму" 4 класс Школа России

Конспект урока по математике на тему:"Умножение числа на сумму" 4 класс  Школа России...

Конспет урока по математике на тему "Умножение числа на сумму" 4 класс

Цель: учить применять свойство умножения числа на сумму при вычислениях; совершенствовать умение решать задачи.Планируемые результаты:ü Личностные: понимать универсальность математических способов поз...