Открытый урок "Длина ломаной"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Долганова Анастасия Андреевна

Открытый урок разработан по прогарамме "Перспектива" для обучающихся 2 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolganova_a.a._dlina_lomanoi_2_klass.docx803.21 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

Долганова Анастасия Андреевна,

МАОУ «Лицей № 15».

Технологическая карта урока

2 класс. УМК «Перспектива»

Тема:  «Длина ломаной линии» 

Тип урока: «открытие» нового знания

Форма проведения: урок-путешествие

Цели:

  1. Образовательные: способствовать формированию умений находить длину ломаной  арифметическим способом.
  2. Развивающие:
  • создать условия для развития познавательной активности;
  • создать условия для совершения учащимися «малых открытий»;
  • способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;
  • создать условия для развития математической речи, умения  анализировать и  делать выводы.

3. Воспитательные:

  • способствовать развитию коммуникативных умений, сотрудничества;
  • способствовать формированию самооценки,
  • развивать интерес к предмету.

Планируемые  результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, сравнивать полученные результаты с эталоном, оценивать свою работу и работу одноклассников, умение взаимодействовать  и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Осознание ценности математических знаний, как средства для решения конкретных жизненных задач.

Формы организации деятельности учащихся – парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование для учителя: мультимедийная презентация; компьютер, интерактивная доска, проектор.

Оборудование для учеников: карточки с заданиями, линейка, нитка; учебник «Математика. 2 класс» УМК «Перспектива» / Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б.Бука.

А. Самоопределение к деятельности

1. Мотивация

У:- Ребята, здравствуйте! Меня зовут Анастасия Андреевна и сегодня урок математики проведу у вас я.

- Скажите, пожалуйста, а с чем я сегодня пришла к вам?

- С рюкзаком.

У: - Действительно, это рюкзак туриста. Сегодня я вас приглашаю в сказочное путешествие. Но, не простое путешествие – математическое.

Слайд 2. Ребята, а на урок я пришла к вам не одна, со мной пришли друзья Маша и Медведь.   Мы узнаем много нового, ведь выдумщица Маша уже приготовила для нас и Миши задания. В нашем походе вам будет помогать маршрутный лист, в котором мы будем делать пометки.

Откройте, пожалуйста, маршрутный лист.

Диагностические задания:

Маша и медведь

Календарь

Часы

2.Актуализация знаний

Ребята, посмотрите на календарь обведите, пожалуйста, красным карандашом дату нашего сегодняшнего путешествия.

Какую дату вы обвели?

-29 февраля

- Ребята, путешественникам очень важно следить за временем .А как вы думаете, как можно измерить время?

- Ответы.

- Ребята, давайте определим время начала нашего похода. У нас есть часы, которые висят в классе и часы в маршрутном листе. Как вы думаете по каким часам можно правильно определить время?

- По настенным.

Кто сможет определить время нашего начала путешествия?

- Ответы.

- Запишите, пожалуйста, время начала путешествия в свой маршрутный лист.

Слайд 3. 

-  Чтобы дверь в сказочный мир открылась, нам надо найти недостающие в этом ряду числа: 

Слайд 4.  - Мы очутились в сказочном лесу. А кто это с корзинкой? Да, это же Маша собирает весенние грибы! Да-да, я не оговорилась.

 - Выполните правильно задания арифметического диктанта и узнаете, как называются грибы, растущие весной.

Записывайте ответы в свой лист.

  • Найдите произведение 5 и 7   (35)
  • Частное 36 и 4 (9)  
  •  Первый множитель 8, второй 4. Произведение?  (32)
  • Найдите первый множитель, если второй множитель – 10, а произведение равно 40. (4)
  •  К числу 4 прибавьте произведение 8 и 2 (20)
  • Чему равно делимое, если
  • делитель 6, а частное равно 8 (48)
  • Найдите частное чисел 100 и 2 (50)

- Запишите ответы в порядке возрастания (убывания) и подставьте соответствующую результату букву.  

Самоконтроль по ключу (по вариантам):

Слайд 5   Ключ:

4

9

20

32

35

48

50

с

т

р

о

ч

к

и

50

48

35

32

20

9

4

с

м

о

р

ч

к

и

- Оцените свою работу на полях маршрутного листа (плюс- минус). 

Слайд 6.  Это интересно!

- Растут эти грибы в основном в смешанных и лиственных лесах на лесных просеках или вырубках.  Появляются сразу после того, как стает снег. Это очень  полезные грибы.   Мы узнаем о них больше на уроке окружающего мира, а сейчас оставим Машу за работой и отправимся к Мише.

Восприятие информации

Слайд 7. -А вот и Миша! Чем это он занят?

Оказывается, Маша начертила несколько вариантов плана посадки роз в саду, но так спешила за  грибами, что «лишние» не убрала. Правда оставила Мише записку: «Миша, я выбрала незамкнутую ломаную с 5 вершинами». А Миша гадает: «Что такое ломаная?»

 -Давайте, ребята, объясним Мише.

Дают определение понятию «ломаная»

Слайд 8. Зрительная фиксация понятия «ломаная»

Ломаная линия – линия, которая состоит из отрезков, не лежащих на одной прямой.

  • Ломаная – последовательность отрезков (звеньев), расположенных так, что начало последующего совпадает с концом предыдущего, причем отрезки … не лежат на одной прямой.        

   А. Рывкин «Справочник по математике»

  • Ломаная линия в математике (по С.И. Ожегову) – линия из соединяющихся под углом отрезков прямых линий

Читают информацию, соотносят с собственными высказываниями.

Слайд 9.  – Ребята, поможем Мише разобраться, какой план ему нужен?

Работа в  четверках.  Карточка №1. (Приложение 1)

Ответ одной из групп.  Дети приводят доказательства выбора, используя понятия «замкнутая-незамкнутая», «количество вершин». (Другие группы соглашаются – опровергают, дополняют)

3. Выход на тему урока

– Для нас Маша тоже приготовила задание. Выполнив его, мы узнаем тему нашего урока.

(Дети называют ошибки, доказывают, высказывают согласие-несогласие с мнением отвечающего.

  • Каждый верный ответ открывает букву в теме урока.)

Слайд 10.  «Найдите ошибки» (фронтально)

 3 дм = 300 см             

 8 м 60 см= 86 дм    

 20 мм= 2 дм

6 дм 2 см = 620 см     

 53 мм= 5дм 3 мм    

 1 м 6 см= 16 см

25 см = 2 м 5 см        

  40 см = 4 м

Тема: Длина ломаной

Б. Учебно-познавательная деятельность

4. Создание проблемной ситуации. Целеполагание

Слайд 11. - А Маша тем временем набрала полную корзину грибов. Ох, и тяжела! Как бы ей поскорей до дому добраться? Как узнать, какая дорожка короче? (ломаная или кривая)

- Выясните с помощью нити, по какой дорожке идти Маше.

Фронтально.

Выдвигают гипотезы. Предлагают пути решения проблемной ситуации.

Работа в парах. 

  На партах –

карточка № 2 и нитки. (Приложение 2)

Измеряют длину дорожек с помощью нити.

Делают вывод: длина дорожек одинаковая.

Динамическая пауза

Слайд  12. - Прогуляемся с Машей по дорожке.

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.

 И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим, до лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем. 

4. Создание проблемной ситуации. Целеполагание

(продолжение работы)

-Удобно ли было измерять ломаную ниткой?

-Какой же способ более удобен для измерения длины ломаной?

Высказывают мнения, предлагают способ решения проблемы (С помощью линейки).

Слайд 13.  Цель - ?

- Чему же мы должны научиться?

Формулируют цель

5. «Открытие» нового знания

- У Маши для нас новое задание.  На парте лежат полоски бумаги. Выложите из них ломаную линию и узнайте ее длину.

Работа в парах

- Интересно! Ломаные у вас разные, а длина одинаковая. Как же вы узнали длину ломаной линии?

Высказывания детей

- Проверьте себя, прочитав правило: У – стр.63 

Слайд 14. Правило

Находят информацию в  учебнике, соотносят со своими действиями.

 Слайд 15.

- А Миша вновь трудится. Забор новый вокруг сада-огорода нужно поставить.

Помогите Мише найти длину забора.  

 

Самостоятельная работа в тетради.

Варианты решения: 5+5+8+12= 30 (м)

5 х 2 + 8 +12 = 30 (м)

Предлагают варианты  решения.

Самооценка.

– Как по-другому можно назвать эту замкнутую ломаную? (четырехугольник\ трапеция\ многоугольник)

Отвечают на вопрос, слушают других,  дополняют.

Слайд 16.

- Выполните действие, и узнаете, как на языке математики называют длину забора (устно).

Перина – на + метр= ?

– Значит, периметр – это сумма …  (длин сторон многоугольника).

Выполняют задание.

Дают определение понятию.

Слайд 17.

- Ребята, сколько досок потребуется Мише на забор длиной 30 м, если на каждый метр забора необходимы 3 доски?  

Решают задачу. (Устно, фронтально) Ответы детей. Обсуждение.

6. Первичное закрепление

Слайд 18. Машина задача

- Маша тем временем решила украсить кружевом Мишину подушку квадратной формы.  Хватит ли  Маше 1 м кружева, если длина стороны подушки 20 см?

Самостоятельно анализируют задачу.

Решают.

Слайд 19. Демонстрация разных способов решения задачи, найденных детьми.

Варианты: 20 +20+20+20 = 80 (см),    

80 см < 1 м

  20 х 4= 80 (см),  

  1м = 100 см,

 100 – 80 = 20 (см) останется          

Проверка решения в четверках.

Делают вывод, что может быть несколько вариантов.

Фиксация решений на экране.

Самооценка.

Динамическая пауза (Зрительная гимнастика):

-У Маши глазки устали и у нас тоже. Выполним гимнастику для глаз.

Выполняют упражнения

 

7. Контроль усвоения

Слайд 20. Индивидуальное задание (карточка №3)

- Мишка отправился на рыбалку. Ему на крючок попалась рыбка с самым  маленьким периметром тела. Раскрась эту рыбку. (Приложение 3)

Рассматривают рисунки, находят периметр, раскрашивают.

Проверка выполнения по эталону.

Самооценка.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Время пролетело незаметно, и пришла пора прощаться с Машей и Мишей.

Слайд 21. – Назовите цель нашего урока?

-Научиться находить длину ломаной.

-Выберите результат, который соответствует цели:

  • Знаю, как находить длину ломаной.
  • Умею находить длину ломаной.

Сравнивают цель урока и достигнутые результаты;

делают выводы.

- Оцените свои успехи. Кто поднялся на самую высокую ступеньку «Лесенки умений»? Где и почему возникали затруднения?

Выставляет и комментирует отметки.

Анализируют затруднения

Оценивают результаты своей работы.

–  В каких жизненных ситуациях могут понадобиться, полученные сегодня, знания?

Высказывания детей

9.  Домашнее задание

Слайд 22.

У: стр.63 – правило,

 стр.64 № 1,2 (по выбору) или придумать сказочное задание по теме урока для класса, стр.65 №6 (3,4 столбик)

Слайд 23 Спасибо всем!

Воспринимают информацию, делают запись в дневник, уточняют информацию.

Использованная литература:

1.Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 2 ч. Ч.2 / Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, М.: «Просвещение», 2013.

  1. Математика. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 2 ч. Ч.2 / Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, М.: «Просвещение», 2013.
  2.  Рывкин А.А., Рывкин А.З., Хренов Л.С. Справочник по математике: справочное пособие для учащихся сред. спец. учеб заведений и поступающих в вузы. М.: «Высшая школа», 1987 г.

Приложение 1

Помогите Мишке найти незамкнутую ломаную  с пятью вершинами. Докажите.

                                                                                                                 Приложение 2

По какой дорожке Маша быстрее доберется домой?

№2

                                                                                                                                                                             

Приложение 3

1 вариант

Мишка отправился на рыбалку. Ему на крючок попалась  рыбка с самым маленьким периметром тела. Раскрась эту рыбку.

2 вариант

Мишка отправился на рыбалку. Ему на крючок попалась  рыбка с самым маленьким периметром тела. Раскрась эту рыбку.

3 вариант

Мишка отправился на рыбалку. Ему на крючок попалась  рыбка с самым маленьким периметром тела. Раскрась эту рыбку.

                                                                                                                                                                                                     

Маршрутный лист путешественника

Календарь 2024 на февраль месяц - Файлы для распечаткиКак нарисовать часы (62 фото) - легкие поэтапные мастер-классы для  начинающих

                                                                               _______ ч ________мин

Арифметический диктант.

Помогите Мишке найти незамкнутую ломаную  с пятью вершинами. Докажите.

По какой дорожке Маша быстрее доберется домой?

                                                                                                                                                                             

Мишка отправился на рыбалку. Ему на крючок попалась  рыбка с самым маленьким периметром тела. Раскрась эту рыбку.

Рефлексия

  • Знаю, как находить длину ломаной.  
  • Умею находить длину ломаной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок "длина ломаной линии"

Цели урока: 1. Познакомить детей со способами нахождения длины ломаной.2. Умение работать в коллективе, парах.3. Развивать умения сравнивать и преобразовывать величины.4. Развитие мышления,...

Урок математики "Понятия «ломаная линия», «звено ломаной». Построение ломаных линий." 1 класс Кощеева Елена Анатольевна, учитель начальных классов

На уроке математики  в занимательной форме дети получат представление о «ломаной линии», «звене ломаной линии».                       ...

Открытый урок по математике "Длина ломаной. Периметр". 2 класс

Урок-изучение нового материала. Цель: учить детей находить длину ломаной; периметр многоугольника. Учащиеся выступают в роли сыщиков, разыскивающих пропавшее "математическое понятие"....

Конспект открытого урока практических находок по математике с использованием ИКТ по теме «Ломаная.Угол.»

Урок для учащихся  1 класса . Форма проведения : урок практических находок...

Открытый урок по теме: Длина ломаной.

Урок математики, 2 класс, программа "Школа России" (с презентацией и самоанализом урока)...

Открытый урок во 2 классе "Длина ломаной"

Знакомство с новыми терминами....