Дополнительная образовательная программа "Лабиринты математики"
календарно-тематическое планирование по математике

Горбач Ксения Александровна

Дополнительная образовательная программа "Лабиринты математики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл labirinty_matematiki_3g.docx50.24 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ   И НАУКИ ГОРОДА   МОСКВЫ

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 281»

Принята на заседании                                                                                                Утверждаю

педагогического совета                                                               директор ГБОУ Школа №281

протокол №5 от 28.06.2021 г.                                                 _______________Т.В.Шишкина  

                                                                                                       приказ от 19.08.2021г №646/1                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Лабиринты математики

Направленность: естественнонаучная

Уровень: ознакомительный

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации: 5 месяцев

Автор-составитель программы:

Горбач Ксения Александровна,

педагог дополнительногообразования

Москва, 2021 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. Пояснительная записка        3
  2. Содержание программы        7
  3. Формы контроля и оценочные материалы        ..9
  4. Организационно - педагогические условия реализации программы …11 5. Список литературы        13

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная  общеобразовательная  общеразвивающая  программа

«Лабиринты математики» (далее - Программа) разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет естественнонаучную направленность, рассчитана на ознакомительный уровень освоения.

Актуальность Программы

Данная Программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес младших школьников к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной Программы является развитие у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание Программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Педагогическая целесообразность Программы

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математики. Они содействуют развитию у обучающихся математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что в нее включены условия для повышения мотивации к обучению математике, развития интеллектуальных возможностей обучающихся. Математика – учебная дисциплина, развивающая умение логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут обучающимся принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.  Осуществляется  учебно-практическое  знакомство  со  многими

разделами математики, удовлетворяется познавательный интерес обучающихся к проблемам данной точной науки, расширяется кругозор, углубляются знания.

Новизна Программы

Новизна Программы заключается в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера.

В структуру Программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить ответ.

При обучении по Программе учитываются возрастные особенности младших школьников. В процессе реализации Программы предусматривается организация подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в занятия включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между обучающимися (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации кружка целесообразно использовать принципы игр «Ручеек»,

«Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Цель и задачи Программы

Цель Программы: формирование и развитие интеллектуальной активности, поддержание устойчивого интереса к математике, развитие логического мышления и математической речи.

Задачи Программы

Обучающие:

  • обучать основным приемам решения математических задач;
  • обобщать опыт применения алгоритмов арифметических действий для вычислений;
  • обучать правильному применению математической терминологии;
  • обучать делать выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
  • повышать мотивацию и формировать устойчивый интерес к изучению математики;
  • обучать основам геометрических построений.

Развивающие:

  • развивать речь, применять терминологию для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях;
  • развивать потребность узнавать новое, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения в повседневной жизни;
  • развивать мышление: умение анализировать, обобщать, систематизировать знания и обогащать математический опыт.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах;
  • воспитывать ценностное отношение к знаниям, интерес к изучаемому предмету;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • воспитывать трудолюбие, стремление добиваться поставленной цели.

Категория обучающихся

Программа предназначена для детей 7 – 10 лет с повышенной мотивацией к математике.

Срок реализации Программы

Программа рассчитана на пять месяцев  обучения, 17 часов.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Форма организации образовательной деятельности – групповая.

На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Количество детей в группе – от 15 до 30 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Планируемые результаты освоения Программы

Личностные результаты

В процессе обучения закладываются основы формирования важнейших сторон личности обучающегося, таких как:

  • любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
  • способность к организации собственной деятельности;
  • доброжелательность,        умение        слушать        и        слышать        собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

Содержание        обучения        математике        дает        возможность        заниматься формированием метапредметных результатов, таких как:

  • анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных;
  • способность        осуществлять        информационный        поиск        для        выполнения учебных задач;
  • выбор наиболее эффективного способа решения задачи;
  • конструирование последовательности «шагов» (алгоритма) решения задачи;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные);
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Предметные результаты:

  • складывание и вычитание многозначных чисел, умножение однозначных, двузначных чисел и соответствующие случаи деления;
  • правильное выполнение арифметических действий;
  • умение рассуждать логически грамотно;
  • знание        чисел        от        1        до        1000,        чисел-великанов        (миллион        и        др.),        их последовательности;
  • умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
  • выделение существенных признаков предметов;
  • сравнение между собой предметов, явлений;
  • определение последовательности событий;
  • выявление закономерностей и проведение аналогий.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный (тематический) план

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов:

Формы аттестации

/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

0

Педагогическое

наблюдение

2.

Математика – это интересно

6

3

3

2.1.

Математические игры

2

1

1

Викторина

2.2.

Секреты чисел

2

1

1

Решение практических

задач

2.3.

Выбери маршрут

2

1

1

Практическая

работа

3.

Геометрическая мозаика

4

2

2

3.1.

Измерение геометрических

величин

2

1

1

Практическая

работа

3.2.

Таинственный многоугольник

2

1

1

Практическая

работа

4.

Мир занимательных задач

6

1

5

4.1.

Математический лабиринт

2

0

2

Решение практических

задач

4.2.

От секунды до столетия

2

1

1

Практическая

работа

4.3.

Энциклопедия

математических развлечений

2

0

2

Защита проекта

Итого

17

7

10

Содержание учебного (тематического) плана 3-го года обучения

Раздел 1. Вводное занятие

Теория. Вводный инструктаж по технике безопасности. Математика – гимнастика ума.

Раздел 2. Математика – это интересно Тема 2.1. Математические игры.

Теория. Числа от 1 до 1000. Секреты сложения (вычитания) и умножения (деления) в пределах 1000.

Практика. Математические головоломки, занимательные задачи. Построение  математических  пирамид:  «Сложение  в  пределах  1000»,

«Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся). «Спичечный» конструктор: перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием.

Тема 2.2. Секреты чисел.

Теория. Числовой палиндром – число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Практика. Числовые головоломки: запись чисел 24, 30 и др. тремя одинаковыми цифрами.

Тема 2.3. Выбери маршрут.

Теория. Единицы измерения длины: метр, километр.

Практика. Практическая работа: составление карты путешествия. Проложить маршрут, измерить расстояние. Например, «Золотое кольцо» России, города-герои и др.

Раздел 3. Геометрическая мозаика Тема 3.1. Геометрические измерения

Теория. Периметр, площадь, объем.

Практика. Решение задач на вычисление периметра, площади и объема фигур.

Тема 3.2. Таинственный многоугольник

Теория. Виды многоугольников и способы их построения.

Практика. Построение многоугольников с помощью циркуля и линейки.

Раздел 4. Мир занимательных задач Тема 4.1. Математический лабиринт

Практика. Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство. Задачи в стихах. Решение нестандартных задач (на «отношения»). Задачи-шутки. Задачи- смекалки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро). Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число: поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

Тема 4.2. От секунды до столетия

Теория. Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, месяц, год, век.

Практика. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.

Тема 4.3. Энциклопедия математических развлечений

Практика. Проектная работа. Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (Интернет, детские познавательные журналы, книги и др.). Оформление проекта в виде презентации.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Виды контроля:

  • входной контроль: викторина;
  • текущий контроль: творческие работы, тесты, решение практических задач;
  • промежуточный контроль: тест;
  • итоговый контроль: защита проекта.

Способы проверки: педагогическое наблюдение, мониторинг, анализ результатов.

Критерии оценки результатов

Критерии оценки уровня теоретической подготовки воспитанников:

  • соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
  • широта кругозора;
  • свобода восприятия теоретической информации;
  • развитость практических навыков работы со специальной литературой;
  • осмысленность и свобода использования специальной терминологии.

Критерии оценки уровня практической подготовки воспитанников:

  • соответствие        уровня        развития        практических        умений        и        навыков программным требованиям;
  • свобода владения специальным оборудованием и оснащением;
  • качество выполнения практического задания. Критерии оценки уровня развития и воспитанности детей:
  • культура организации своей практической деятельности;
  • культура поведения;
  • творческое отношение к выполнению практического задания.

Система оценивания личностных результатов

Результаты воспитания:

  • наблюдение;
  • беседа;
  •         освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе; решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Результаты развития:

  • беседа;
  • знакомство с литературой по математике;
  • проектная деятельность;
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы;
  • дидактические игры.

Система оценивания метапредметных результатов

Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование.

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос.

Самооценка  и  самоконтроль:  определение  учеником  границ  своего

«знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов детей предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа является инструментом целевого развития математических способностей детей. Занятия по дополнительному образованию проводятся в отдельном помещении. Рабочее место педагога оснащено современными техническими средствами обучения (компьютер, проектор). Предметно- развивающая среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

В процессе обучения дети и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда. На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.

Материально-техническое обеспечение программы

Занятия по Программе должны осуществляться в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

Мебель (учебные столы и стулья) должны быть стандартными, комплектными и иметь маркировку, соответствующую ростовой группе.

Для успешной реализации Программы необходимо материально- техническое обеспечение: персональный компьютер, принтер и мультимедийный проектор.

Методические особенности (механизм) реализации программы

Методическое обеспечение Программы включает в себя дидактические принципы и методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.

При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего это принцип наглядности, так как психофизическое развитие обучающихся, на которое рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной

(практические упражнения), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Название        учебного

раздела

Название и форма методического материала

Раздел 1. Математика – это интересно

  • картинные и картинно-динамические (компьютерные презентации, слайды);
  • смешанные (видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
  • дидактические пособия (кубики (игральные) с точками или цифрами; комплекты карточек с числами; «Математический веер» с цифрами и знаками; математические настольные игры (игра «Русское лото» (числа от 1 до 100), «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения), математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.);
  • учебники и учебные пособия (тематические подборки по истории предмета, развитию общего кругозора ребенка и т.д.)

Раздел 2. Геометрическая мозаика

  • картинные        и        картинно-динамические        (компьютерные презентации, слайды);
  • смешанные (видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
  • дидактические        пособия        (карточки,        рабочие        тетради, раздаточный материал; набор «Геометрические тела»)

Раздел 3. Мир занимательных задач

  • картинные и картинно-динамические (компьютерные презентации, слайды);
  • смешанные (видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
  • дидактические пособия (кубики (игральные) с точками или цифрами; комплекты карточек с числами; «Математический веер» с цифрами и знаками; математические настольные игры (игра «Русское лото» (числа от 1 до 100), «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения), математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.);
  • учебники и учебные пособия (тематические подборки по истории предмета, развитию общего кругозора ребенка и т.д.)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые документы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р);
  3. Приказ Минпросвещения России № 196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242);
  5. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Приложение № 3 к СанПиНу 2.4.4.3172-14).
  6. Приказ  Департамента  образования  города  Москвы  №  922 от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. №2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30).

Список литературы,

используемой при написании программы

  1. Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы / Н.В. Агаркова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Игнатьев Е.И. «В царстве смекалки или Арифметика для всех» / Е.И. Игнатьев. – М.: Книговек, 2012.
  3. Узорова О.В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: Просвещение, 2004.

Список литературы для педагога

  1. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб: Кристалл, 2001.
  2. Игнатьев Е.И. «В царстве смекалки, или Арифметика для всех» / Е.И. Игнатьев. – М.: Книговек, 2012.
  3. Игры        со        спичками:        Задачи        и        развлечения        /        сост.        А.Т.        Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал», 1993.
  4. Лавриненко, Т. А. Задания развивающего характера по математике / Т.А. Лавриненко. – Саратов: Лицей, 2002.
  5. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе [Текст] / М.: Панорама, 2006.
  6. Сухин И.Г. Занимательные материалы / И.Г. Сухин. – М.: «Вако», 2004.
  7. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1975.
  8. Узорова О.В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: Просвещение, 2004.
  9. Чекин А.Л., Чуракова Р.Г. Программа по математике – М.: Академкнига, 2011.

Список литературы, рекомендуемой для учащихся и родителей

  1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 7.
  2. Захарова О.А. Математика. 1 класс [Текст]: тетрадь для самостоятельных работ № 1 / О.А. Захарова, Е. П. Юдина. – М.: Академкнига, 2011.
  3. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М.: АСТ, 2006.
  4. Перельман И. Живая математика [Текст] / И. Перельман. — М.: Триада- литера, 1994.

Электронные образовательные ресурсы

  1. Российская  страница  международного  математического  конкурса

«Кенгуру»: [Электронный ресурс]. URL: http://konkurs-kenguru.ru. (Дата обращения: 28.08.2018).

  1. Клуб учителей начальной школы «4 ступени»: [Электронный ресурс]. URL: http://4stupeni.ru/stady. (Дата обращения: 28.08.2018).
  2. ГоловоЛомка: головоломки, загадки, задачки, фокусы, ребусы: [Электронный ресурс]. URL: http://puzzle-ru.blogspot.com. (Дата обращения: 28.08.2018).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Математика и конструирование»

Образовательная программа дополнительного образования детей  «Математика и конструирование»разработана на основе Программы C.И.Волковой “Математика и конструирование»  Срок реализации этой п...

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

Рабочая программа по предоставлению дополнительных образовательных услуг по математике "Теория и практика решения логических задач", 3-4 классы

Рабочая программа по предоставлению дополнительных образовательных услуг по математике, 3-4 классы...

Дополнительная образовательная программа по математике "Занимательная математика" (1-4)

Дополнительная образовательная программа по математике "Занимательная математика" (1-4)...

Дополнительная образовательная по математике "Любознайка"

Дополнительная образовательная по математике "Любознайка"...