Урок математики во 2 классе по теме "Квадрат" УМК "Школа России"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Данилова Маргарита Сергеевна

Ученики познакомятся с квадратом,  как частным случаем прямоугольника; сформируют представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые,  они могли бы распознавать эти фигуры; научатся чертить квадрат на клетчатой бумаге, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: математика

Класс: 2 «Д»

Тема урока: Квадрат

Цели урока: познакомить со свойствами квадрата, с решением задач на нахождение суммы длин сторон квадрата; закреплять вычислительные навыки, развивать логическое мышление, умение рассуждать.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые,  они могли бы распознавать эти фигуры; научить чертить квадрат на клетчатой бумаге, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); закреплять умение выполнять вычисления изученных видов,

Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; оценивать собственную деятельность; формировать умения вступать в  сотрудничество.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник, презентация, карточки, памятки.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

Словесный метод: ответы на вопросы.

Мотивационный

Словесн.: восприятие новой информации.

Актуализация опорных знаний

Постановка учебной цели

Решение частных звдач

Физминутка

Итог урока.

Рефлексия

Словест.ответы на вопросы, самоанализ

1мин

5мин

5мин

2 мин

35мин

2мин

1 мин

2мин

Здравствуйте, ребята! Садитесь!

         Вот звонок нам дал сигнал,            

           Поработать час настал.

           Время зря мы не теряем

           И работать начинаем.

- На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё…(видят), уши внимательно слушают и всё… (слышат), голова хорошо … (работает).

- С каким настроением вы начинаете урок? («Светофор») Слайд  3.

 (17 февраля. Классная работа). Пишите красиво и правильно. Кто готов, покажите мне.      

И начнем мы с минутки чистописания. Послушайте загадку и скажите мне, какую цифру мы должны прописать.

На косу она похожа,
Но косить траву не может —
Не наточена совсем
И не косит цифра (семь)

Цифра шесть перевернулась,
Новой цифрой обернулась!(девять)

Молодцы! Прописываем целую строчку цифру 7 и 9. Не забудьте отметить самую красивую.  

Устный счет.

Итак, урок мы начинаем с устного счета. Смотрим на доску.

Слайды  4 -5.

Перед вами цепочки примеров. Считаем по «цепочке».

20 – 4 + 3 – 9 + 52 – 60 + 38 = □  (40)

17 – 9 + 70 – 30 + 2 – 3 – 40 = □  (7)

(На доске нарисованы автомобили.)

Слайд 6

  • Рассмотрите автомобили. Из каких геометрических фигур  они состоят? (Из кругов, квадратов и прямоугольников.)
  • Какие фигуры имеют прямые углы? (Квадраты и прямоугольники.)
  • Что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольников? (Противоположные стороны прямоугольников равны.)
  • Какие фигуры составляют кабины машин? (Квадраты.)

-  Что вы можете сказать о сторонах квадратов? (У квадратов  все стороны равны.)

- Сейчас вы послушаете стихотворение и сами определите тему  и сформулируйте цели и задачи нашего урока.

Слайды 9-10.

                        Он давно знакомый мой.

Каждый угол в нем знаком.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад.

Как зовут его? … (квадрат)

Тема урока:   Квадрат .

Какую цель мы перед собой поставим? ( познакомиться со свойствами квадрата; научиться  чертить квадрат  в тетради; учиться  решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); закрепить вычислительные навыки.)

Я расскажу вам сказку. Она необычная, математическая и называется «Родственники».

Слайд  10

Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась: "Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!"

– Назовите эту фигуру, ребята! ( Квадрат)

Как вы узнали? (Стороны равны, углы прямые.)2

Ходил Квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество: не с кем побеседовать и потрудиться в хорошей и дружной компании. Ведь весело и легко бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников... "Если встречу родственника, то сразу его узнаю, – думал Квадрат, – ведь он должен быть похож на меня". 

Слайд11                                                                                                                                                            Однажды встречает он на пути такую фигуру:

3

Слайд 12.

Пригляделся Квадрат к ней и увидел что-то знакомое. «Как тебя зовут?» – спрашивает.
Узнали, дети? (
 Это прямоугольник.)

Почему он так называется? (У него все углы прямые.)

 Квадрат спрашивает у Прямоугольника:
– А мы не родственники с тобой?
– Я бы тоже был рад узнать об этом, – говорит Прямоугольник. – Если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас может быть одна фамилия.
Слайд 13.

Давайте поможем фигурам найти такие признаки, обобщим полученные знания. Слайд 14

У фигур четыре угла, все фигуры прямые, у них по четыре стороны, противоположные стороны равны.)

А какая же у них общая фамилия? (Прямоугольники)

- Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоем жить – поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе по белу свету шагать.

10

4 угла
Все углы прямые.
4 стороны
Противоположные стороны равны.                            

11

4 угла
Все углы прямые.
4 стороны
Все стороны равны .

Чем похожи квадрат и прямоугольник? (4 угла, прямые углы, четыре стороны, противоположные стороны равны.)

Ребята, что такое периметр? (сумма длин всех сторон) Как обозначается периметр? Слайд 15

Откройте страницу 34, выполним задание 3. Кто прочитает задание? В условии нам дана длина только одной стороны, как найти остальные? (у квадрата все стороны равны)

Возьмите линейку и карандаш и аккуратно начертите квадрат со сторонами 4 см. Как найти периметр квадрата? (нужно сложить длины всех сторон)

Давайте запишем :Р=4см.+4см.+4см.+4см.=16см.

Теперь встанем и немножко отдохнем.

№ 1 (с. 34).  (Работа в парах) Проверь с помощью модели прямого угла, что все эти (на рисунке) четырёхугольники – прямоугольники.

№ 2 (с. 34). (Коллективное выполнение.) Найди среди прямоугольников такие, у которых все стороны равны. Под какими номерами?

-        Прочитайте правило. Совпадает ли оно с выводом, который  мы сделали в ходе нашего исследования?  Слайд 18

   Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

Квадрат – прямоугольник – четырёхугольник – многоугольник.   Слайд 19

. Работа по учебнику. Слайд 20.

1)  №6 (с. 34). Составление задачи по выражению. Решение задачи.

  Составьте задачу о транспорте на автомобильной  стоянке   по выражению и опорным словам.

  100 – (25 + 15)               Было

                                         Уехали

                                         Осталось  

Было – 100 м.

Уехали - ? 25 м. и 15 м.                                                              

Осталось - ? м.

- А теперь решим эту задачу, записав решение выражением.

100 – (25 + 15) = 60 (м.) – осталось.

Ответ: 60 машин.

2) № 5 (с. 34) Порядок выполнения действий.

Посмотрите на эти примеры, скажите, какое действие мы выполняем первым? (первым решаем действие в скобках)

(1 и 2 столбики у доски, 3 столбик самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

 100-(60+24)=16

(70+25)-90=5

60-(80-37)=17

70-(50-6)=26

9+7-8=8

9-4+7=12

3) № 7 (с. 34). Решение уравнений.

(1 уравнение – у доски, 2 и 3 - самостоятельное выполнение). Взаимопроверка.) Давайте повторим компоненты сложения. (Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.) Что нужно сделать, чтобы найти неизвестное слагаемое? (Нужно из суммы вычесть известное слагаемое.)

Теперь повторим компоненты разности. (Уменьшаемое, вычитаемое, разность.) Как найти уменьшаемое? (нужно к разности прибавить вычитаемое)

Чтобы нам нужно найти? (вычитаемое) Как найти вычитаемое? (нужно от уменьшаемого отнять разность)

75-х=75                4+х=64                 89-у=0

Х=75-75                х=64-4                 у=89-0

Х=0                       х=60                     у=89

Если останется время, задание №4 на оценку.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что такое квадрат?

Назовите свойства квадрата.

А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если - вы довольны собой, вам понравился урок, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если - у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии.

И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и сегодняшний урок не понравился.

Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания!

Приветствуют учителя.

Слушают учителя

Разгадывают загадки

Пишут чисто и аккуратно

Решают самостоятельно.

Обсуждение в группах, заполнение карточек.

- Выступление от групп.

Повторение ритмических движений.

проводят само- и  

взаимоконтроль

Выполняют задание; анализируют;
делают выводы; слушают учителя; проводят само- и  взаимоконтроль.

Отвечают на вопросы.

Проводят рефлексию.

Делают вывод.

Положительное отношение к урокам  математики, формирование ценностных ориентаций.

Л:самоопределение и смыслообразование.

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы.


К: высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Умение выбирать и использовать в ходе решения изученные свойства арифметических действий.

Р: контроль и самоконтроль учебных действий.

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы.


К: высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Умение выбирать и использовать в ходе решения изученные свойства арифметических действий.

Р: контроль и самоконтроль учебных действий.


К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

аргументация своего мнения и позиции.

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

П: Владеть общими приемами решения задач.

Строить логическую цепь рассуждений.

Р: отслеживать цель учебной деятельности

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс УМК: «Школа России»Тема урока: «Нумерация чисел от 1 до 10» (закрепление)

Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:1.Образовательные: - закрепление знания о нумерации чисел в пределах 10, о сложении и вычитании  в пределах 10;- формирование  умения анализировать арифм...

Методическая разработка урока.Урок математики 2 класс УМК "Школа России"

Тема: МиллиметрЦель урока: создание условий для систематизации, обобщения знаний о новой единице измерения длины, умения преобразовывать более мелкие единицы измерения длины в более крупные, совершенс...

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока "Таблица сложения и вычитания числа 3".

В данном материале размещена технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока " Таблица сложения и вычитания числа 3"...

Технологическая карта урока математики 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро Тема урока: «Сравнение числовых выражений».

Технологическая карта урока математики.   Математика 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро  Тема урока: « Сравнение числовых выражений»....

Конспект урока математики. 3 класс. УМК «Школа России» Тема урока: Площадь. Единицы площади.

Цель   урока:  формирование  представления  о   площади  и...