Этапы урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации учебной деятельности: (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
|
Словесные | Приветствие учащихся, проверка готовности класса и оборудования.
«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их» (Д. Пойа)
Как вы понимаете это высказывание?
Чтобы научиться решать задачи на уроках математики, важно не списывать, думать самому и не бояться трудностей при их решении. | Приветствуют учителя. Организуют рабочее место
Математика - одна из главных наук, которая тренирует память, развивает логическое мышление и креативные способности. |
Ф. |
|
Контроль учителя |
Актуализация и пробное учебное действие |
Словесные, практические, наглядные | - Ребята, какие вы знаете вычислительные действия?
- Посмотрите на доску. Какие здесь есть вычислительные действия? Выполним задание. Здесь нам нужно вставить пропущенные первый множитель, второй множитель или же значение произведения.
Как нашли второй/первый множитель?
Как нашли делимое/делитель?
Сейчас я буду читать вам задачи в стихах, а вы говорить ответы. 1. Пять пар танцуют польку, А всего танцоров сколько? 2. Испекла нам бабушка Вкусные оладушки. Всего оладушек 27 По 3 нам хватит всем. Кто ответит из ребят, Сколько было же внучат? 3. Подарил утятам ёжик Шесть кожаных сапожек. Кто ответит из ребят Сколько ж маленьких утят Ёжика благодарят. А теперь попробуйте самостоятельно решить задачу. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Решите задачу, записав только решение. На это у вас будет 1 минута. У Миши 20 значков, у Вани — в 5 раз меньше, а у Коли в 3 раза больше, чем у Вани. Сколько значков у Коли? | Сложение, вычитание, умножение, деление
Умножение, деление
4*4=16 1*5=5 3*8=24 5*7=35 Чтобы найти первый/второй множитель, нужно произведение разделить на второй/первый множитель
21:7=3 40:4=10 45:5=9 24:6=4 Чтобы найти делимое, нужно делитель умножить на частное. Чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное. Решают задачи
2*5=10 танцоров.
27:3=9 внучат.
6:2=3 утёнка.
1) 20:5 = 4 (з.) – у Вани 2) 4*3 = 12 (з.) – у Коли |
Ф.
|
Мультимедийная установка |
Контроль учителя |
Выявление места и причины затруднения |
Словесные | -Ребята, почему вы не смогли решить задачу? -Что у вас вызвало затруднение? - Все ли вторым действием четыре умножили на три, а не три на четыре? Как же правильно?
| Было мало времени
|
Ф. |
|
Контроль учителя |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
Словесные, наглядные | -Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? - Правильно, сегодня мы потренируемся решать задачи с умножением и делением. Тема урока: «Решение задач на умножение и деление» Составьте цель урока, используя слова на слайде:
Составьте план нашего урока, поставив пункты плана в правильном порядке: 1. Выполним самостоятельную работу и проверим себя. 2. Оценим свою работу 3. Подведем итоги урока 4. Потренируемся решать задачи на умножение и деление. | Решать задачи
Формулируют цель: Учиться быстро и правильно решать задачи на умножение и деление Составляют план урока: 1. Потренируемся решать задачи на умножение и деление. 2. Выполним самостоятельную работу и проверим себя. 3. Подведем итоги урока 4. Оценим свою работу |
Ф. |
Интерактивная доска, презентация |
Контроль учителя |
Реализация построенного проекта |
Словесные, практические | - Допишите, пожалуйста, решение предыдущей задачи или же исправьте свои записи.
Решим задачу: Прочитайте условие: Маша и Катя собирали мак. Маша собрала с 3-х грядок по 6 головок мака, а Катя с 4-х грядок по 5 головок мака. Сколько головок мака собрала каждая девочка?
- О чём говорится в задаче? - Сколько собрала Маша? Что сказано? - Сколько собрала Катя? - О чем спрашивается в задаче?
Запишем условие Вызываю решать к доске, остальные решают в тетради
-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
Сколько действий в задаче? Каким действием будем находить, сколько головок мака собрали девочки?
Запишем решение
Запишем ответ
Следующая задача: На дворцовую кухню привезли 18 корзин овощей, яблок в 3 раза меньше. а бананов в 2 раза меньше, чем яблок. Сколько яблок доставили на дворцовую кухню? Прочитайте задачу - О чём говорится в задаче?
- Сколько корзин овощей? - Сколько корзин яблок? Неизвестно, но что сказано? - Сколько корзин бананов? Неизвестно, но что сказано?
- О чем спрашивается в задаче?
Запишем условие Вызываю решать к доске, остальные решают в тетради
Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
Можем найти количество яблок? Каким действием?
Каким действием найдем количество бананов?
Запишем решение
Запишем ответ
|
Читают задачу
О головках мака Неизвестно, с 3 грядок по 6 г.
Неизвестно, с 4 грядок по 5 г Сколько собрала каждая
Маша - ? гол., 3 гр. по 6 гол. Катя - ? гол., 4 гр. по 5 гол.
Нет, неизвестно, сколько собрали головок мака девочки
Два
Умножением
1) 6*3 = 18 (гол.) – Маша 2) 5*4 = 20 (гол.) – Катя
18 головок мака собрала Маша, 20 головок мака собрала Катя
О корзинах овощей и фруктов 18 корзин овощей Неизвестно, в 3 раза меньше овощей
Неизвестно, в два раза меньше яблок
Сколько всего корзин бананов
Овощи – 18 (к.) Яблоки – ? к., в 3 р. меньше
Бананы – ? к., в 2 р. меньше
Нет. Нам неизвестно, количество яблок
Можем. Делением.
Делением
1) 18:3=6 (к.) – яблок 2) 6:2=3 (к.) 3 корзины бананов доставили на дворцовую кухню |
Ф. |
Интерактивная доска, презентация |
Контроль учителя
|
Физкультминутка |
Наглядные | -А теперь давайте немного разомнемся. Выполним пальчиковую гимнастику, повторяйте движения за мной.
| Повторяют движения за учителем |
Ф. |
|
Самоконтроль |
Обобщение затруднений во внешней речи |
Словесные, практические, наглядные | - Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Я раздаю вам карточки, одну на двоих. На карточке вы видите алгоритм решения задачи, но некоторые слова от нас спрятали. Вам нужно восстановить алгоритм.
Восстанови алгоритм решения задачи. 1. Прочитай _________ задачи; 2. Выдели __________ и __________ задачи; 3. Запиши ____________; 4. Определи __________, которыми будешь решать; 5. Реши ___________; 6. Запиши ____________.
Проверим вашу работу по слайду. У кого вставлены пропуски верно, поднимите руки. Остальные исправьте. |
Заполняют алгоритм:
1. Прочитай текст задачи; 2. Выдели условие и вопрос задачи; 3. Запиши условие; 4. Определи действия, которыми будешь решать; 5. Реши задачу; 6. Запиши ответ.
|
П. |
Мультимедийная установка, карточки с заданием |
Контроль учителя, самоконтроль |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Практические, наглядные | Поработайте самостоятельно. Вам нужно рассмотреть условие задачи и вписать в текст задачи пропущенные значения.
Рассмотри решение задачи. Вставь пропущенные числа в текст задачи. 1 вариант: 1) 6*2=12 (ар.) 2) 12:3=4 (ар.)
Утром у продавца было _____ арбузов. Через несколько часов привезли еще арбузы, и арбузов стало в _____ раза больше/меньше. За день продавец продал в _____ раза больше/меньше арбузов, чем у него было. Сколько арбузов продал продавец?
2 вариант: 1) 8:4=2 (ар.) 2) 2*5=10 (ар.)
Утром у продавца было _____ арбузов. Через несколько часов купили в _____ раза больше/меньше арбузов, чем было. А вечером привезли в _____ раз больше/меньше арбузов, чем купили. Сколько привезли арбузов?
Теперь давайте проверим правильность выполнения задания - Поднимите руку, те кто правильно заполнил пропуски? Где допустили ошибку?
| Решают задачи
Утром у продавца было 6 арбузов. Через несколько часов привезли еще арбузы, и арбузов стало в 2 раза больше. За день продавец продал в 3 раза меньше арбузов, чем у него было. Сколько арбузов продал продавец?
Утром у продавца было 8 арбузов. Через несколько часов купили в 4 раза меньше арбузов, чем было. А вечером привезли в 5 раз больше арбузов, чем купили. Сколько привезли арбузов?
Выполняют самопроверку |
И.
|
Интерактивная доска, презентация |
Самоконтроль
|
Включение в систему знаний и повторение |
Словесные, практические, наглядные | Поработаем с заданиями на карточках:
Первое задание: нужно соединить задачу с соответствующим ей решением. Читаете задачу, затем выбираете ее решение и соединяете в карточках. Спрашиваю устно 1. На пошив одной рубашки требуется 2 м ткани. Сколько метров ткани потребуется на пошив трёх рубашек?
2. Бабушка поделила поровну 24 конфеты между тремя внуками. Сколько конфет получил каждый?
3. В школьном буфете 8 столов. У каждого стола стоит 4 стула. Сколько всего стульев в школьном буфете?
4. На тарелки разложили 18 пирожков — по 3 штуки на каждую тарелку. Сколько потребовалось тарелок?
5. В одной упаковке 3 бутылок воды. Сколько бутылок воды в двух таких упаковках?
Следующее задание: найдите значение выражений Вызываю к доске по 2 примера, остальные пишут в тетради 90-5*6= 36:9+48= (47-23):6+83= (33-28)*8-19= (31-29)*(54-47)= (18+9):(20-17)=
Следующее задание выполняем самостоятельно на карточках: Вставь пропущенные числа: 3*__=6*2 27:__=45:5 4*6=__*3 20:4=__:3 10:5=__:8 __:5=24:4 Устно назовите числа, которые вставили, остальные проверяют и исправляют неверно вставленные числа. Следующее задание: -Можем ли мы складывать разные величины? Что нужно сделать? В какую величину будем переводить в первом примере? Во втором? Вызываю к доске по 1 примеру, остальные решают в тетради
7 дм – 3 дм 8 см + 2 дм 9 см =
3 м 6 дм + 4 м 7 дм – 5 м 5 дм =
|
1. 2*3=6 2. 24:3=8 3. 4*8=32 4. 18:3=6 5. 3*2=6
90-5*6=90-30=60 36:9+48=4+48=52 (47-23):6+83=24:6=4+83=87 (33-28)*8-19=5*8=40-19=21 (31-29)*(54-47)=2*7=14 (18+9):(20-17)=27:3=9
3*4=6*2 27:3=45:5 4*6=8*3 20:4=15:3 10:5=16:8 30:5=24:4
Не можем, нужно перевести в одну величину В сантиметры/дм
7 дм – 3 дм 8 см + 2 дм 9 см 7 дм = 70 см 3 дм 8 см = 38 см 2 дм 9 с = 29 см 70+38+29=137 см 137 см = 13 дм 7 см
3 м 6 дм + 4 м 7 дм – 5 м 5 дм 3 м 6 дм = 36 дм 4 м 7 дм = 47 дм 5 м 5 дм = 55 дм 36+47+55=138 дм 138 дм = 13 м 8 дм |
Ф. И.
|
Интерактивная доска, презентация, карточки с заданием
|
Контроль учителя, самоконтроль
Контроль учителя, самоконтроль |
Рефлексия учебной деятельности |
Словесные | Какая была тема нашего урока?
Какую цель ставили перед собой?
Ребята, мы достигли поставленной цели?
Оцените свою работу на уроке: - если вы работали активно, справились со всеми заданиями, вам было интересно – поднимите правую руку; - если вы были не очень активны, некоторые задания дались вам тяжело, иногда было скучно – поднимите левую; - если же вам на уроке было трудно и неинтересно, задания давались нелегко – поднимите сразу две руки. | Решение задач на умножение и деление Потренироваться решать задачи на умножение и деление
Достигли, мы потренировались решать задачи.
|
И. Ф |
|
Самоконтроль |