"Порядок выполнения действий. Скобки"
план-конспект урока по математике (1 класс)
Технологическая карта урока математики в 1 классе по программе «Начальная школа XXI века» в условиях инклюзивного обучения по теме: "Порядок выполнения действий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poryadok_deystviy._skobki._matematika.1_klass.docx | 133.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Технологическая карта урока математики в 1 классе
по программе «Начальная школа XXI века»
в условиях инклюзивного обучения
по теме:
"Порядок действий. Скобки"
Слушатель курсов повышения квалификации по предмету 01754
«Современные подходы к инклюзивному образованию
в общеобразовательной организации»
Золотова Ирина Александровна
ГБОУ Государственная столичная гимназия
Москва, 2021
Технологическая карта урока.
Класс | 1 «N» |
Предмет: | Математика |
Авторы учебника: | В.Н. Рудницкая (Начальная школа XXI века) |
Тема урока. | Сложение и вычитание. Скобки. |
Тип урока. | Урок изучения нового материала. |
Цель: | Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению порядка выполнения арифметических действий в выражениях со скобками, содержащими сложение и вычитание. |
Задачи: | Актуализировать знания о решении задач выражением. Организовать деятельность по определению порядка выполнения арифметических в выражениях со скобками, содержащими сложение и вычитание. Отрабатывать изученные способы сложения и вычитания . |
Результаты: | Личностные. по отношению к предметным ЗУНам: - осознание ценности изучаемой темы . - осознание практической важности изучаемого при вычислениях. По отношению к метапредметным ЗУНам: ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат. Метапредметные. Регулятивные УУД: - умение выявлять проблему; - умение определять и сохранять цель; - умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат. Познавательные УУД: - умения использовать научные методы познания; - умения сравнивать, делать выводы. Коммуникативные УУД: - умение соблюдения позиции «понимающего» - умение работать в парах. Предметные: - знание порядка арифметических действий в выражениях со скобками; - умение вычислять выражения, имеющие скобки. - применение новых знаний в решении текстовых задач; |
Оборудование | Учебник Рудницкой В.Н. «Математика» 1 класс Рабочая тетрадь «Математика» 1 класс В.Н. Рудницкая Фишки (демонстрационные и индивидуальные) Презентация по теме урока |
Методические рекомендации к уроку: | В данном классе обучаются двое ребят с ОВЗ. Это дети с разными проблемами и диагнозами: СДВГ и ЗПР. Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справляться с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом, они сами могут страдать от неадекватной самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми. Особенности детей с ЗПР лежат в несформированности умений, навыков, нехватке знаний, необходимых для усвоения школьного материала. Такие дети не могут без специальной помощи овладеть необходимыми навыками. Им сложно соблюдать общепринятые правила поведения. Малыши испытывают сложности в произвольной деятельности. Перечисленные особенности усугублены ослабленным состоянием нервной системы. Не смотря, на различие особенностей детей с СДВГ и ЗПР, в методологическом подходе обучения таких детей (в рамках инклюзивного образования) много общего Урок в таком классе предполагает большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Так как для преодоления своих трудностей каждому ребенку нужна своя опора, необходимо подбирать (создавать) учебные материалы и обучающие виды деятельности, представленные на слуховой, зрительной и тактильной основе. Обучающиеся не могут в полном объеме использовать словесно-логическое мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер. Одно из основных требований к уроку – это учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель использует разные виды деятельности: а) начинает урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание; б) сложные интеллектуальные задания использует только в середине урока; в) чередует задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления); г) использует сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, игры, (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью). Общие методологические подходы: опора на наглядность, работа по алгоритму, фиксация этапов выполнения задания, индивидуальный подход, одобрение и оценка (порой каждого действия) со стороны учителя (значимого товарища), если это работа в группах – наличие консультанта, посильные задания, минимизация времени сосредоточения, смена видов деятельности. Различие в методологических подходах: дети с СДВГ могут работать самостоятельно, увлекаться, показывать неплохой результат сформированности ЗУНов. Однако, в работе с такими детьми, следует чередовать учебное занятие с двигательной активностью, давать «Особые» поручения (встань, обойди класс, обойди парту). Дети с ЗПР (в зависимости от степени тяжести заболевания) не могут работать без опоры на наглядность, одобрения и помощи учителя(товарища), нуждаются более подробных и многократных обьяснениях.
|
Этапы урока | Цель этапа | ФОУД* | Действия учителя | Действия обучающихся | Действия обучающихся с ОВЗ (СДВГ) | Действия обучающихся с ОВЗ (ЗПР) | Результат |
Орг. момент | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Ф | Создание ситуации для психологического настроя на урок через стихотворение.
Сегодня у нас урок открытия нового знания. Значит, что мы с вами будем делать? Готовы? | Оценивают свою готовность и настрой на работу. Открывать новое, наблюдать, применять, закреплять. | Самооценка готовности к уроку. Учебно-познавательный интерес к данному уроку. Умение совместно мобилизоваться на урок (Коммуникативные УУД). | ||
Актуализация знаний | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | И П | Арифметический диктант (отработка навыка сложения и вычитания в пределах 20
Проверка. Поменяйтесь тетрадями с соседом и оцените его работу в балловой системе: 0 ошибок – 3б 1-2 ошибки – 2б 3 и более ошибки – 1б Зафиксируйте свой результат. | Выполняют индивидуальные задания с фиксированием в тетради | Выполняют индивидуальные задания с фиксированием в тетради. Вычисления и фиксирование ответов проводят в заранее размеченной тетради (с обозначением мест для фиксации количеством таких мест) готового ответа) или на перфокарте. | Выполняют индивидуальные задания с фиксированием в тетради. Вычисления проводится с опорой на наглядность (числовая прямая от 0 до 20) и фиксирование ответов в заранее размеченной тетради (с обозначением мест для фиксации (количеством таких мест) готового ответа) или на перфокарте. | Актуализация знаний, необходимых для понимания новой темы. Уметь ориентироваться в своей системе знаний. (Познавательные УУД). |
Взаимопроверка с опорой на эталон проверки | |||||||
И | Решите самостоятельно задачу, записав решение выражением в тетради. В автобусе ехало 12 человек. На остановке вышли 5 человек и 2 человека вошли. Сколько человек стало в автобусе? -Кто запишет решение на доске? Как вычисляли? Ответ правильный. Молодцы, умеете решать задачи! Оцените свою работу: 0 ошибок – 3б Исправления – 1б Зафиксируйте свой результат. | Дети самостоятельно записывают в тетрадях выражение 12-5+2=9(ч.) Ответ:9 человек. | Запись выражения с помощью учителя: учитель ставит разметки в тетради, помогая соблюсти отступы и правила записи (при условии верности суждений) | Работа с учителем. использование метода - индивидуального опроса: - О чем говорится в задаче? - Сколько человек ехало в автобусе? Что произошло на остановке? Сколько человек вышли? Сколько человек вошли? Какой вопрос в задаче? Сможем ответить на вопрос одним действием? Если из автобуса выходили мы будем вычитать из 12 5 или прибавлять? Какое действие выполним с получившимся числом и числом 2? Почему? | |||
Ф | Самопроверка. Проверка с опорой на запись на обсуждения. | ||||||
Постановка проблемы | Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока. | Ф Г Ф | Ребята, нам пришло письмо от первоклассников Саратовской школы. Здравствуйте ребята! Мы, ученики 1Б класса Саратовской средней школы, обращаемся к вам с просьбой о помощи. Мы, как и вы обучаемся по программе "Начальная школа 21 века". На уроке математики у нас возникла проблема, мы не смогли записать решение задачи выражением. Помогите нам разрешить проблему. Попробуем помочь ребятам? - О каких птицах говорится в задаче? - Сколько было воробьёв? -Что сказано про скворцов? -Какой вопрос в задаче? - Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого? Работаем в группах, решение записываем на индивидуальных маркерных досках. Заранее выберите члена команды, кто сможет подтвердить ваши вычисления фишками.
| Дети на листах записывают решение задачи. Предполагаемые варианты решения: 1) 5+2=7(с.) 2)12-7=5(в.) Ответ: на 5 воробьёв больше. 12-5=7 Ответ: на 7 воробьёв 12-5+2=9(в) Ответ: на 9 воробьёв больше | Умение использовать практический метод познания. (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). | ||
Давайте проверим задачу на фишках. -Сколько было воробьёв? Покажем на фишках. - Что сказано про скворцов? Показываем. - Сколько их стало? - Какой вопрос в задаче? - Как узнать, на сколько воробьёв больше, чем скворцов? Каким получился ответ на фишках? - Мы решили задачу на фишках, осталось записать её решение выражением. Считаем. Как будем считать? Сколько получится? Почему разные ответы? На фишках ответ 5, а у нас 9. _ На фишках какое действие мы выполняли сначала? - А потом? - Так какая проблема возникла у нас и первоклассников Саратовской школы? Если я вас правильно поняла, то нам нужно в выражении изменить порядок действий. -Давайте вместе подумаем, что можно здесь сделать, чтобы показать, что действие к 5+2 выполняется первым. Может чем-то нужно дополнить эту запись? Попробуйте ввести свои обозначения, знаки, чтобы ребята из Саратовской школы поняли, как вы решили эту проблему. | Ответ: на 5 воробьёв больше. Предполагаю, что запишут 12-5+2 По порядку. Слева направо. 9. Не тот порядок, он нарушается. Не срабатывает правило, которым пользовались. Дети выводят свои обозначения. | Разрешается ходить по классу и наблюдать за выполнением работы другими группами с целью снятия психо-моторного напряжения и выявления лидирующей группы. | Обычно, группы разбиваются так, чтобы рядом с такими детьми были «сильные» обучающиеся-консультанты. С целью взаимопомощи и поддержки. | ||||
Таким детям доверяют выкладывать фишки для проверки вычислений. Это подчеркивает «важность» участия детей с ОВЗ в коллективной работе. Контроль работы возлагается на участников группы | |||||||
Открытие нового знания | Ознакомление с порядком выполнения арифметических действий в выражениях со скобками, содержащими сложение и вычитание | Ф | Продемонстрируйте, что вы изобрели. Дети, какие вы у меня умники, вы только что сделали гениальное открытие. Но математика-наука точная и эти знаки уже изобретены очень давно. А знаете, что натолкнуло математиков древности на введение таких знаков? Посмотрите и догадайтесь сами: Давайте поставим ( )-скобки и в записи нашего выражения для решения задачи. Оцените работу своей группы: 0 ошибок – 3б Исправления – 1б Зафиксируйте результат каждому участнику. - Так как звучит тема урока? -Чему мы должны научиться? -Какое правило поможет детям Саратовской школы разрешить проблему? Что мы им ответим? | (*Эмоциональное воздействие на ребят с ОВЗ: Психо-эмоциональная разгрузка) Фантазируют, что крылья курицы, укрывающей своих цыплят в момент опасности, похожи на математический знаки «Скобки». Приходят к выводу: все, что находится «под крыльями-скобками» имеет первостепенную важность. Предп: - выражения со скобками. Предп: - записывать и решать такие выражения. Правило: Если в выражении есть скобки, то действие в скобках выполняется первым. | Осознание практической важности порядка выполнения арифметических действий при вычислении. Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Осознание ценности совместной деятельности. (Коммуникативные УУД). | ||
Физминутка | Формирование ценностного отношения к своему здоровью. | Ф | Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. В ход физ.минутки включены упражнения, направленные на снятие мышечного тонуса шейного отдела позвоночника, а так же стимулирование работы отдельных участков коры головного мозга ( Корректирующий комплекс упражнений ЛФК для детей с ОВЗ) | Ценностное отношение к здоровому образу жизни. | |||
Первичное закрепление | Проговаривание нового знания. На этапе первичного закрепления. | Ф | Выполнить действия 11- (6+3) -Что должны помнить? - Чем похожи и чем различаются записи? (10 - 6) +3 10 - ( 6 + 3) Выполни вычисления. Помни, что первым выполняется действие в скобках. Сравни ответы. - Каким правилом мы отныне будем пользоваться? - Будет ли меняться ответ, если мы сначала выполним действие вне скобок? | Похожи тем, что даны одинаковые числа, знаки. Отличаются, тем, что в первом выражении разность 10 и 6, а во втором - сумма 6 и 3. В первом выражении ответ 7, а во втором 1. - Да. Вычисления будут неверны. Мы можем доказать это фишками. | Ученик у доски с проговариванием решает выражение. - Правило: Если в выражении есть скобки, то действие в скобках выполняется первым. | Ученик у доски с проговариванием решает выражение, опираясь на помощь класса или наглядность (фишки) | Подтверждение своего открытия. Положительная мотивация. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
Самостоятельная работа. | Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать. | П/Г | - На столах лежат три пронумерованных конверта, количество баллов за выполнение которого, соответствует его порядковому номеру. Вы можете организоваться в группы или пары и решить все задания, набрав тем самым максимальное количество баллов для каждого участника или решать самостоятельно посильное задание. Выбор за вами! №2 Расставь скобки так, чтобы ответы были верные. 7+4-5=6 9+8 — 7 =10 16 — 3+5 = 8 15 — 8 — 4 = 11 №1 Какое действие в выражениях выполняется последним? 16-(5+4) (11-8)+7 сложение сложение вычитание вычитание №3 Составь и реши выражения по образцу. К сумме 6 и 3 прибавь 5: (6+3)+5=14 К разности 10 и 6 прибавь 8. Из суммы 5 и 7 вычесть 6. Из разности 16 и 6 вычесть 8. №* доп.задание для доп.баллов. Составление задачи со скобками по модели ( + ) - = | В зависимости от степени учебной мотивации, ученик выбирает себе сложность задания; организуется в группы, пары. | Усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). | ||
Выполняют задания № 3 – 2. Стремятся к выполнению доп.задания. | Выполняют задания №2-1.Пользуются подсказками учителя; учитель контролирует фиксацию работы в тетради. Во время выполнения работы таким детям разрешается ходить по классу, с целью снятия психо-моторного напряжения. Целесообразным будет дать доп.задание типа: - Сосчитай. Кого сегодня в классе больше девочек или мальчиков? - Присядь столько раз, сколько ты получил в ответе при вычислении первого выражения. - Вспомни и изобрази, о каком животном шла речь в задаче, что решали ребята из Саратова и тд. | Выполняют задания №2-1.Пользуются помощью учителя; учитель проговаривает еще раз правила работы с выражениями со скобками, затем просит повторить ученика; наводящими вопросами составляют алгоритм работы: 1)смотрю, где стоят скобки в выражении 2)применяю правило 3) выполняю вычисление 4)проверяю Учитель помогает фиксировать работы в тетради. | |||||
Проверить свои умения, сравнивая с эталоном. | П/Г/И | Учитель вывешивает эталон проверки для каждого конверта: Оцените работу своей группы: №3 без ошибок – 3 б. №2 без ошибок – 2 б №1 без ошибок – 1 б. №* - без ошибки – 5 б. Зафиксируйте результат каждому участнику. Суммируйте баллы и подсчитайте свой индивидуальный результат за урок: макс. – 20 баллов. | Самостоятельная проверка и подсчеты | Контроль учителя в правильности сравнения своей работы с эталоном проверки. Проверка суммирования баллов. | Учитель помогает сравнить работу с образцом, помогает зафиксировать слагаемые для нахождения суммы баллов. | ||
Рефлексия | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Ф | - С какой проблемой мы и ученики из Саратова столкнулись сегодня на уроке? - Какую цель мы поставили перед собой? - Цель была достигнута? Каким образом? - Проговорите еще раз в полголоса хором наше правило. - Какой алгоритм работы с выражениями со скобками мы можем отправить в Саратов? Спасибо! Оцените успешность своей работы на уроке:
| Осознание результатов каждого этапа урока. Осознание ценности изученного. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | |||
Рекомендации к домашней подготовке: | Ели по вашему мнению, вы набрали недостаточное количество баллов, - возьмите задания на дом и проработайте их еще раз. |
*ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся
(Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Порядок выполнения действий. Скобки. 3 класс.
Презентация + конспект По теме "Порядок выполнения действий. Скобки." 3 класс...
Урок математики 2 класс Порядок выполнения действий. Скобки
Знакомство с порядком выполнения действий при вычислениях;обучение нахождению значения выражений со скобками....
«Порядок выполнения действий. Скобки».
Открытый урок математики в 3 классе (Школа России)...
Порядок выполнения действий. Скобки. 2 класс.
Конспект урока по математике УМК " Школа России"...
Урок математики 2 класс.Порядок выполнения действий. Скобки.
Это первый урок по данной теме во 2 классе. "Школа России."...
Урок по математике 3 класс УМК Школа России : "Порядок выполнения действий. Скобки"
Цель данного урока познакомить учащихся с правилами порядка выполнения действий в выражениях, учить работать по алгоритму....
Презентация к уроку математики 2 класс "Школа России" ,тема"Порядок выполнения действий.Скобки"
Презентация к уроку математики во 2-м классе по программе "Школа России"...