Геометрические фигуры: разбиение прямоугольника на квадраты, составление прямоугольника из геометрических фигур.
план-конспект урока по математике (2 класс)
Тема урока: Геометрические фигуры: разбиение прямоугольника на квадраты, составление прямоугольника из геометрических фигур.
Цели урока:
1. Деятельностная: формирование у учащихся способностей к выявлению способов разбиения прямоугольника на квадраты.
2. Предметная:познакомить со способами разбиения прямоугольника на квадраты и построения прямоугольника из квадратов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по предмету математика
Класс: 2 а
УМК: «Школа России»
Тема урока: Геометрические фигуры: разбиение прямоугольника на квадраты, составление прямоугольника из геометрических фигур.
Цели урока:
Деятельностная: формирование у учащихся способностей к выявлению способов разбиения прямоугольника на квадраты.
Предметная:познакомить со способами разбиения прямоугольника на квадраты и построения прямоугольника из квадратов.
Задачи:
Образовательные: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, формировать способность к распознаванию на основе существенных признаков, сформировать навык разбиения прямоугольника на квадраты.
Развивающие: развивать пространственные навыки, навыки счета, мышления, внимание, память.
Воспитательные:воспитывать любовь к предмету, к своей малой Родине,чувство сотрудничества, взаимоуважения
Планируемые образовательные результаты урока:
Личностные: положительное отношение к урокам математики; умение признавать собственные ошибки;формирование нравственно-эстетических ценностей.
Метапредметные: выбор и использование целесообразных способов действий; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке.
Предметные: обучающиеся научатся разбивать прямоугольник на квадраты, составлять из квадрата прямоугольник, уметь различать геометрические фигуры.
Тип урока:
По ведущей дидактической цели: комбинированный урок
По способу организации: урок сочетания различных форм занятий
По ведущему методу обучения: проблемный урок
Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный, игровая, практическая.
Средства обучения: Учебник «Математика» Моро М. И., презентация, компьютер, проектор, рабочие листы, наглядный материал.
Ход урока:
Этапы урока | Методы обучения | УПЗ урока | Формируемые УУД | Методы оценки, самооценки | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Мотивация к учебной деятельности Цель: создание психологического микроклимата, атмосферы сотрудничества | игровой | Наставляет детей на урок Доброе утро, ребята. Меня зовут Айзиля Фадиковна, и сегодня урок математики у вас проведу я. Ребята, давайте, начнем наш день с приветствия друг друга. -Поздороваемся ладошками; - Поздороваемся кончиками пальцев; - Подмигнём левым глазом правому соседу; -Подмигнём правым глазом левому соседу; - Широко улыбнулись и тихонечко сели. | Учащиеся поочередно выполняют действия | Коммуникативные: взаимодействуют с учителем во время приветствия | |
Актуализация знаний Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке | Устный счет в игровой форме | - Ребята, посмотрите на доску. На карточках написаны примеры. К доске приглашаю ......( 6 учеников-) решают примеры и садятся на места) - Ребятки посмотрите, здесь подсказка, какие-то буквы. Чтобы прочитать ключевое слово, нам необходимо расставить получившиеся числа в порядке возрастания. -Что значит в порядке возрастания? (от меньшего к большему). Один ученик работает у доски, на слайде выходит надпись ФИГУРА - Какое слово у нас получилось? (фигура) -Молодцы, ребята. Какие геометрические фигуры вы знаете? А теперь взгляните на доску. Какие это фигуры? (квадраты) - Ребята, цвета этих фигур вам ничего не напоминают? (флаг Башкортостана, Флаг России) А вы знаете какой они формы? - Ой, какие молодцы, все всё знают. Теперь нам из этих квадратов необходимо сконструировать флаг нашей республики и нашей страны( два ученика работают около доски). - Что мы сейчас научились делать? (из квадратов составляли прямоугольники) Смотрите, один из лепестков цветков раскрылся! | 6 учеников решают примеры, 1 ученик расставляет числа в порядке возрастания, выполняют задания устного счета. | Коммуникативные: слушать собеседника Познавательная: выделять существенную информацию, принимать и сохранять учебную цель и учебную задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения. | словесные |
Целеполагание, постановка проблемы Цель: активизация знаний учащихся, создание проблемной ситуации | практический | -Отлично, ребята. Как вы думаете о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (о геометрических фигурах) - Что такое геометрия? (Геометрия, наука которая изучает фигуры)? - Из чего состоит прямоугольник? (из квадратов) - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя. | Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
Решение поставленной проблемы. Цель: организация учащихся по исследованию проблемной ситуации | Наглядный, практический | На доске два листа А4 с изображением прямоугольника. - Как можно данный прямоугольник разбить на квадраты? ( два ученика выходят к доске и 1) разбивает прямоугольник на 2 квадрата, а второй на несколько квадратов, остальные работают в рабочих листах) - Ребята, какой вывод можем сделать? (прямоугольники можно разбить на квадраты). Вот самый простой пример. Ваши тетради какой формы? (прямоугольной), а если мы откроем наши тетради по математике, что мы можем сказать ( лист разделен на квадраты). - Ребята,тетради мы уже открыли, запишем число 9 февраля. В классе. - Проведём минутку чистописания. На минутке чистописания нужно цифры писать правильно. Цифры пишем по одному разу. Я вам буду задавать вопросы, а вы цифры записываете красивым каллиграфическим почерком. -Ребята, вспомним, сколько углов у прямоугольника?(4) сколько сторон у прямоугольника?(4) Сколько больших квадратов разделили 1 прямоугольник?(2) -Сколько маленьких? 4 4 2 - Ребята, для дальнейшей работы нам нужно вспомнить свойства квадрата ( все стороны равны, углы прямые) Молодцы!. А теперь ребята, открываем учебники стр 35 № 1 -С учебниками обращаемся бережно. Какой ряд быстрее и тише найдёт нужную страницу Работа по учебнику Найдите среди этих четырехугольников квадраты и выпишите их номера. Для того, чтобы найти нам нужны угольники. Они у вас лежат на столах. Работа в тетрадях № 1 стр. 35 2 3 Пользуясь угольником находить четыреугольники. Мы справились, ещё с одним сложным заданием, ещё один лепесток расцвёл. | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение | Личностные:способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные:уметь ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике, логически сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким признакам Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем | |
Физкультминутка Цель: снятие утомления у ребёнка, обеспечить активный отдых и обеспечить умственную работоспособность | Много ль нам, ребята, надо, Для умелых наших рук Нарисуем два квадрата А потом огромный круг. А потом ещё кружочки, Треугольный колпачок. Вот и вышел очень-очень Развесёлый человек. - Ребята, какие фигуры мы рисовали (квадрат, круг, треугольник) -Сколько треугольников? Сколько кругов? - Очень здорово, я рада, что вы и с этим заданием справились. | Выполняют упражнения динамической паузы | |||
Первичное осмысление и закрепление. Цель: организация усвоения учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи | Наглядный, практический | -Ребята, у вас на партах лежат конверты. Конверт на парту один, значит мы работаем парами. Но на двух партах таких конвертов нет. Поднимите руки, у кого нет конвертов? Вы сейчас поработаете в нетбуке. - Ребята, кто работает с конвертами, среди фигури вам необходимо найти два одинаковых квадрата из них составить прямоугольник, приклеить на обложке конверта, измерив стороны найти периметр получившегося прямоугольника. Те ребята, у кого стоят нетбуки вы выполняют ту же работу, но на образовательной платформе учи.ру. Вы знакомы с этой платформой? Вы тоже соединяете два квадрата, и находите периметр получившегося прямоугольника. -А теперь, поднимите конверты, я посмотрю у кого какие ответы. - А какой ответ получился у наших программистов? - Здорово, все справились с заданием. - Молодцы, все дружные, друг с другом сообща работают. - Какой вывод можем сделать? Как мы нашли периметр прямоугольника? (нашли периметр прямоугольника) курай - Молодцы вы справились ещё с одним заданием | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение | Личностные: - осознавать свои возможности в обучении Познавательные: -отвечать на простые и сложные вопросы учителя Регулятивные: определять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем Коммуникативные: | |
Закрепление | Практический | - А теперь послушайте загадку: В него стремлюсь всегда и всюду К нему дорогу не забуду. Я без него дышу с трудом, мой кров, родимый , тёплый... (ДОМ) - Ребята, когда мы слышим слово «дом», о чем вы подумаете? - Кто у вас дома живут?(мама, папа, братья, сестры) -Как одним словом можно назвать? (семья) - Этот год в нашей стране объявлен годом семьи (плакат висит с утра) - Ну а сейчас мы с вами поработаем строителями и построим свой уютный дом. Поработаем в группах. На каждую группу раздам вот такие интересные доски. Вы знаете как называются эти доски? Ребята, эта геоборд - это специальная доска, для конструирования различных изображений с помощью резинок. Работаем старательно, потом посмотрим у кого из группы получится лучше. У вас есть 2 минуты.Один ученик из каждой группы должен сказать из каких геометрических фигур построен ваш дом. - Ребята, у какой группы больше квадратов, прямоугольников? -У всех получились красивые разнообразные дома. | Дети по определённому алгоритму выполняют задания в группе | Познавательные: -систематизировать, обобщить изученное, -соотносить имеющиеся знания с новым материалом Коммуникативные: - самостоятельно контролировать время при выполнении задания, -логически мыслить , продумать и сформулировать вопрос, -формировать навыки речевой деятельности. | |
Систематизация знаний Цель: организовать для учащихся в игровой форме работу, выявить причины затруднений при выполнении работы. | Словесный | - Сейчас знания, полученные на уроке проверим. Поиграем в игру верно, не верно. Для этой игры у вас на столах лежат красные квадраты и зелёные прямоугольники. Если вы соглашаетесь с высказыванием, вы поднимаете зелёные прямоугольники, а если думаете, что высказывание не верное, то поднимаете красный квадрат В прямоугольнике все углы прямые + Любой прямоугольник является квадратом - Квадрат является прямоугольником + Не все прямоугольники можно разбить на квадраты - Из двух квадратов можно сложить прямоугольник + | Дети отвечают на вопросы. | ||
Домашнее задание | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания | Слушают учителя | |||
Рефлексия Цель: зафиксировать содержание урока, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Словесный | - Ребята, а теперь оценим свою работу на уроке. Если вы всё поняли поднимаем правую руку и улыбаемся. - Если у вас не все получалось на уроке, поднимаем левую руку. -Чему мы сегодня научились, что узнали на уроке. - А что вам больше всего понравилось на уроке? - Да, ребята, мне очень понравилось как вы работали на уроке, все такие активные, умные, на любой вопрос найдёте ответ (и тихонечко начинает звучать курай) - Ой, ребята, смотрите наш волшебный цветок расцвёл. Разве это не чудо? Кто узнал какой это цветок? (курай) - А где вы встречали этот цветок? (на флаге Башкортостана, на гербе) Это цветок символ нашей республики, символ единения народов. - Ой, а внутри коробки что-то есть... Это волшебные памятки и волшебные леденцы. На фантике написано, что палочки ещё и светятся в темноте. А это вы проверите дома. - Уже звенит звонок. Спасибо всем вам, ребята, за активную работу. Оставайтесь всегда такими же активными, целеустремлёнными, никогда не останавливайтесь на достигнутом. Все большие молодцы! | Отвечают на вопросы, определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и то, что ещё нужно усвоить. Оценивать результаты работы | Словесное, жестами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Геометрические фигуры: прямоугольник и квадрат" и мультимедийная презентация) 2 класс
Класс: 2 «а»Тема урока: «Геометрические фигуры: прямоугольник и квадрат»Цели деятельности учителя: познакомить со свойством противоположных сторон прямоугольника; познакомить с квадратом как частным с...
Составление композиции из геометрических фигур по образцу. Снеговик.
Учебное занятие по технологии 1 класс...
Повторение таблицы сложения и вычитания. Составление выражений. Распознавание геометрических фигур.
Конспект урока математики во 2 классе по теме "Повторение таблицы сложения и вычитания. Составление выражений. Распознавание геометрических фигур"...
Раздаточный материал по предмету "Математические представления" по теме "Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник", 1 класс, 2 вариант
Карточки для отработки навыка изображения геометрических фигур детьми с интеллектуальными нарушениями...
разработка открытого урока математики 1 класс Геометрические фигуры: прямоугольник. Прямоугольник. Квадрат
Разработка урока математики по теме Геометрические фигуры: прямоугольник. Прямоугольник. Квадрат...
презентация к уроку математики Геометрические фигуры: прямоугольник. Прямоугольник. Квадрат
презентация содержит информацию к уроку Геометрические фигуры: прямоугольник. Прямоугольник. Квадрат...
Конспект урока по математике "Геометрические фигуры. Составление прямоугольника из геометрических фигур"
Конспект урока по математике для 2 класса. Тема: "Геометрические фигуры. Составление прямоугольника из геометрических фигур"...