Геометрические фигуры: разбиение прямоугольника на квадраты, составление прямоугольника из геометрических фигур.
план-конспект урока по математике (2 класс)

Юсупова Айзиля Фадиковна

Тема урока: Геометрические фигуры: разбиение прямоугольника на квадраты, составление прямоугольника из геометрических фигур.

Цели урока:

1. Деятельностная: формирование у учащихся способностей к выявлению способов разбиения прямоугольника на квадраты.

2. Предметная:познакомить со способами  разбиения прямоугольника на квадраты и построения  прямоугольника из квадратов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по предмету математика

Класс: 2 а

УМК: «Школа России»

Тема урока: Геометрические фигуры: разбиение прямоугольника на квадраты, составление прямоугольника из геометрических фигур.

Цели урока:

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к выявлению способов разбиения прямоугольника на квадраты.

Предметная:познакомить со способами разбиения прямоугольника на квадраты и построения прямоугольника из квадратов.

Задачи:

Образовательные: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, формировать способность к распознаванию на основе существенных признаков, сформировать навык разбиения прямоугольника на квадраты.

Развивающие: развивать пространственные навыки, навыки счета, мышления, внимание, память.

Воспитательные:воспитывать любовь к предмету, к своей малой Родине,чувство сотрудничества, взаимоуважения

Планируемые образовательные результаты урока:

Личностные: положительное отношение к урокам математики; умение признавать собственные ошибки;формирование нравственно-эстетических ценностей.

Метапредметные: выбор и использование целесообразных способов действий; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке.

Предметные: обучающиеся научатся разбивать прямоугольник на квадраты, составлять из квадрата прямоугольник, уметь различать геометрические фигуры.

Тип урока:

По ведущей дидактической цели: комбинированный урок

По способу организации: урок сочетания различных форм занятий

По ведущему методу обучения: проблемный урок

Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный, игровая, практическая.

Средства обучения: Учебник «Математика» Моро М. И., презентация, компьютер, проектор, рабочие листы, наглядный материал.

Ход урока:

Этапы урока

Методы обучения

УПЗ урока

Формируемые УУД

Методы оценки, самооценки

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

4

5

6

Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание психологического микроклимата, атмосферы сотрудничества

игровой

Наставляет детей на урок

Доброе утро, ребята. Меня зовут Айзиля Фадиковна, и сегодня урок математики у вас проведу я. Ребята, давайте, начнем наш день с приветствия друг друга.

-Поздороваемся ладошками;

- Поздороваемся кончиками пальцев;

- Подмигнём левым глазом правому соседу;

-Подмигнём правым глазом левому соседу;

- Широко улыбнулись и тихонечко сели.

Учащиеся поочередно выполняют действия

Коммуникативные: взаимодействуют с учителем во время приветствия

Актуализация знаний

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке

Устный счет в игровой форме

- Ребята, посмотрите на доску. На карточках написаны примеры. К доске приглашаю ......( 6 учеников-) решают примеры и садятся на места)

- Ребятки посмотрите, здесь подсказка, какие-то буквы. Чтобы прочитать ключевое слово, нам необходимо расставить получившиеся числа в порядке возрастания.

-Что значит в порядке возрастания? (от меньшего к большему).

Один ученик работает у доски, на слайде выходит надпись ФИГУРА

- Какое слово у нас получилось? (фигура)

-Молодцы, ребята. Какие геометрические фигуры вы знаете?

А теперь взгляните на доску. Какие это фигуры? (квадраты)

- Ребята, цвета этих фигур вам ничего не напоминают? (флаг Башкортостана, Флаг России) А вы знаете какой они формы?

- Ой, какие молодцы, все всё знают. Теперь нам из этих квадратов необходимо сконструировать флаг нашей республики и нашей страны( два ученика работают около доски).

- Что мы сейчас научились делать? (из квадратов составляли прямоугольники)

Смотрите, один из лепестков цветков раскрылся!

6 учеников решают примеры, 1 ученик расставляет числа в порядке возрастания, выполняют задания устного счета.

Коммуникативные: слушать собеседника

Познавательная: выделять существенную информацию, принимать и сохранять учебную цель и учебную задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения.

словесные

Целеполагание, постановка проблемы

Цель: активизация знаний учащихся, создание проблемной ситуации

практический

-Отлично, ребята. Как вы думаете о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (о геометрических фигурах)

- Что такое геометрия? (Геометрия, наука которая изучает фигуры)?

- Из чего состоит прямоугольник? (из квадратов)

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Решение поставленной проблемы.

Цель: организация учащихся по исследованию проблемной ситуации

Наглядный, практический

На доске два листа А4 с изображением прямоугольника.

- Как можно данный прямоугольник разбить на квадраты?

( два ученика выходят к доске и 1) разбивает прямоугольник на 2 квадрата, а второй на несколько квадратов, остальные работают в рабочих листах)

- Ребята, какой вывод можем сделать? (прямоугольники можно разбить на квадраты). Вот самый простой пример. Ваши тетради какой формы? (прямоугольной), а если мы откроем наши тетради по математике, что мы можем сказать ( лист разделен на квадраты).

- Ребята,тетради мы уже открыли, запишем число

9 февраля.

В классе.

- Проведём минутку чистописания. На минутке чистописания нужно цифры писать правильно. Цифры пишем по одному разу. Я вам буду задавать вопросы, а вы цифры записываете красивым каллиграфическим почерком.

-Ребята, вспомним, сколько углов у прямоугольника?(4)

сколько сторон у прямоугольника?(4)

Сколько больших квадратов разделили 1 прямоугольник?(2)

-Сколько маленьких?

4 4 2

- Ребята, для дальнейшей работы нам нужно вспомнить свойства квадрата ( все стороны равны, углы прямые)

Молодцы!. А теперь ребята, открываем учебники стр 35 № 1

-С учебниками обращаемся бережно. Какой ряд быстрее и тише найдёт нужную страницу

Работа по учебнику

Найдите среди этих четырехугольников квадраты и выпишите их номера. Для того, чтобы найти нам нужны угольники. Они у вас лежат на столах.

Работа в тетрадях

№ 1 стр. 35

2 3

Пользуясь угольником находить четыреугольники.

Мы справились, ещё с одним сложным заданием, ещё один лепесток расцвёл.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

Личностные:способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:уметь ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике, логически сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким признакам

Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем

Физкультминутка

Цель: снятие утомления у ребёнка, обеспечить активный отдых и обеспечить умственную работоспособность

Много ль нам, ребята, надо,

Для умелых наших рук

Нарисуем два квадрата

А потом огромный круг.

А потом ещё кружочки,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень-очень

Развесёлый человек.

- Ребята, какие фигуры мы рисовали (квадрат, круг, треугольник)

-Сколько треугольников?

Сколько кругов?

- Очень здорово, я рада, что вы и с этим заданием справились.

Выполняют упражнения динамической паузы

Первичное осмысление и закрепление.

Цель: организация усвоения учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Наглядный, практический

-Ребята, у вас на партах лежат конверты. Конверт на парту один, значит мы работаем парами. Но на двух партах таких конвертов нет. Поднимите руки, у кого нет конвертов? Вы сейчас поработаете в нетбуке.

- Ребята, кто работает с конвертами, среди фигури вам необходимо найти два одинаковых квадрата из них составить прямоугольник, приклеить на обложке конверта, измерив стороны найти периметр получившегося прямоугольника. Те ребята, у кого стоят нетбуки вы выполняют ту же работу, но на образовательной платформе учи.ру. Вы знакомы с этой платформой? Вы тоже соединяете два квадрата, и находите периметр получившегося прямоугольника.

-А теперь, поднимите конверты, я посмотрю у кого какие ответы.

- А какой ответ получился у наших программистов?

- Здорово, все справились с заданием.

- Молодцы, все дружные, друг с другом сообща работают.

- Какой вывод можем сделать? Как мы нашли периметр прямоугольника? (нашли периметр прямоугольника) курай

- Молодцы вы справились ещё с одним заданием

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение

Личностные:

- осознавать свои возможности в обучении

Познавательные:

-отвечать на простые и сложные вопросы учителя

Регулятивные: определять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем

Коммуникативные:

Закрепление

Практический

- А теперь послушайте загадку:

В него стремлюсь всегда и всюду

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

мой кров, родимый , тёплый... (ДОМ)

- Ребята, когда мы слышим слово «дом», о чем вы подумаете?

- Кто у вас дома живут?(мама, папа, братья, сестры)

-Как одним словом можно назвать? (семья)

- Этот год в нашей стране объявлен годом семьи (плакат висит с утра)

- Ну а сейчас мы с вами поработаем строителями и построим свой уютный дом. Поработаем в группах. На каждую группу раздам вот такие интересные доски. Вы знаете как называются эти доски?

Ребята, эта геоборд - это специальная доска, для конструирования различных изображений с помощью резинок. Работаем старательно, потом посмотрим у кого из группы получится лучше. У вас есть 2 минуты.Один ученик из каждой группы должен сказать из каких геометрических фигур построен ваш дом.

- Ребята, у какой группы больше квадратов, прямоугольников?

-У всех получились красивые разнообразные дома.

Дети по определённому алгоритму выполняют задания в группе

Познавательные:

-систематизировать, обобщить изученное,

-соотносить имеющиеся знания с новым материалом

Коммуникативные:

- самостоятельно контролировать время при выполнении задания,

-логически мыслить , продумать и сформулировать вопрос,

-формировать навыки речевой деятельности.

Систематизация знаний

Цель: организовать для учащихся в игровой форме работу, выявить причины затруднений при выполнении работы.

Словесный

- Сейчас знания, полученные на уроке проверим. Поиграем в игру верно, не верно. Для этой игры у вас на столах лежат красные квадраты и зелёные прямоугольники. Если вы соглашаетесь с высказыванием, вы поднимаете зелёные прямоугольники, а если думаете, что высказывание не верное, то поднимаете красный квадрат

В прямоугольнике все углы прямые +

Любой прямоугольник является квадратом -

Квадрат является прямоугольником +

Не все прямоугольники можно разбить на квадраты -

Из двух квадратов можно сложить прямоугольник +

Дети отвечают на вопросы.

Домашнее задание

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Слушают учителя

Рефлексия

Цель: зафиксировать содержание урока, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Словесный

- Ребята, а теперь оценим свою работу на уроке. Если вы всё поняли поднимаем правую руку и улыбаемся.

- Если у вас не все получалось на уроке, поднимаем левую руку.

-Чему мы сегодня научились, что узнали на уроке.

- А что вам больше всего понравилось на уроке?

- Да, ребята, мне очень понравилось как вы работали на уроке, все такие активные, умные, на любой вопрос найдёте ответ (и тихонечко начинает звучать курай)

- Ой, ребята, смотрите наш волшебный цветок расцвёл. Разве это не чудо? Кто узнал какой это цветок? (курай)

- А где вы встречали этот цветок? (на флаге Башкортостана, на гербе) Это цветок символ нашей республики, символ единения народов.

- Ой, а внутри коробки что-то есть... Это волшебные памятки и волшебные леденцы. На фантике написано, что палочки ещё и светятся в темноте. А это вы проверите дома.

- Уже звенит звонок. Спасибо всем вам, ребята, за активную работу. Оставайтесь всегда такими же активными, целеустремлёнными, никогда не останавливайтесь на достигнутом. Все большие молодцы!

Отвечают на вопросы, определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и то, что ещё нужно усвоить. Оценивать результаты работы

Словесное, жестами




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Геометрические фигуры: прямоугольник и квадрат" и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2 «а»Тема урока: «Геометрические фигуры: прямоугольник и квадрат»Цели деятельности учителя: познакомить со свойством противоположных сторон прямоугольника; познакомить с квадратом как частным с...

Повторение таблицы сложения и вычитания. Составление выражений. Распознавание геометрических фигур.

Конспект урока математики во 2 классе по теме "Повторение таблицы сложения и вычитания. Составление выражений. Распознавание геометрических фигур"...

Раздаточный материал по предмету "Математические представления" по теме "Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник", 1 класс, 2 вариант

Карточки для отработки навыка изображения геометрических фигур детьми с интеллектуальными нарушениями...

разработка открытого урока математики 1 класс Геометрические фигуры: прямоугольник. Прямоугольник. Квадрат

Разработка урока математики по теме Геометрические фигуры: прямоугольник. Прямоугольник. Квадрат...

презентация к уроку математики Геометрические фигуры: прямоугольник. Прямоугольник. Квадрат

презентация содержит информацию к уроку Геометрические фигуры: прямоугольник. Прямоугольник. Квадрат...

Конспект урока по математике "Геометрические фигуры. Составление прямоугольника из геометрических фигур"

Конспект урока по математике для 2 класса. Тема: "Геометрические фигуры. Составление прямоугольника из геометрических фигур"...