Игровые технологии на уроке математики в начальной школе
статья по математике (2 класс)
Статья : Игровые технологии на уроке математики в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии на уроке математики в начальной школе
В начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной деятельности. Этот процесс усложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка. Другой положительной стороной является то, что она способствуют использованию знаний в новой ситуации, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Одной из форм обучения является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра – это естественная для ребёнка и доступная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. В игре усилие ребенка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу- игру входит как непременное ее условие умение координировать свое поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, рассчитывать наперед результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Особенность игры – подчиняя все поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды. Мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из них под влиянием предварительных реакций. Но именно это и дает нам возможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничивая возможности поведения, ставя перед поведением ребенка задачу достижения определенной цели, напрягая все инстинктивные способности и интерес ребенка до высшей точки, заставить его организовать свое поведение так, чтобы оно подчинялось известным правилам, чтобы оно направлялось к единой цели, чтобы оно сознательно решало известные задачи.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Они нашли широкое применение в нашей практике. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Кроме игровых технологий этой задаче служат проектный метод, модульная технология. Например, проектная деятельность существует в нашей школе в настоящее время как внеурочная образовательная программа. Модульная технология активно используется нашими педагогами, особенно в начальной школе.
В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта.
Понятие « игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Учитель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые должны выступать как средство стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
1.Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
2.Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
3.Учебный материал используется в качестве её средства.
4.В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
5.Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игра позволяет построить и проверить конкретные жизненные затруднения в практике ребенка и выявить недостатки жизненного опыта ребёнка . Игра выполняет следующие функции:
1. Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра- деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.
2. Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.) В то же время игра –это действие , в котором ребенок проверяет свои силы, возможности , самовыражается и самоутверждается .
3. Функция коррекции – есть внесение позитивных изменений, дополнений в поведении, общении, учении.
Развлекательная функция игры, пожалуй , одна из главных ее функций.
Педагогические игры – достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам.
Педагогические игры достаточно разнообразны по:
1. дидактическим целям;
2. организационной структуре;
3. возрастным возможностям их использования;
Прочные умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. С этой целью на уроках математики используется различный занимательный материал: дидактические и сюжетно - ролевые игры, задачи в стихах, задачи – шутки, ребусы, игровые и занимательные ситуации. Занимательный материал не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей. Увлечённые игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания, умения и навыки. Вот почему включение в урок математики игр и игровых ситуаций делает процесс обучения интересным, создаёт у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.
В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра учит ученика искать и находить результат, пробуждает интерес к победе, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Любые игры имеют важное значение для младших школьников, как в воспитательной работе, так и в процессе обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Применение игровых технологий на уроках математики в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода»
Презентация создана для учителей начальных классов, методистов, заместителей директора...
Игровые технологии на уроках математики в начальной школе
Игровые технологии на уроках математики в начальной школе...
Игровые технологии на уроках математики в начальной школе
Статья об использовании игровых технологий на уроках математики в начальной школе с примерами заданий....
Игровые технологии на уроке математики в начальной школе- выступление на семинаре
Игровые формы, как методы активного обучения, приносят удовольствие от процесса познания...
Использование игровых технологий на уроке математике в начальной школе
ull;Игра на уроке математики – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единств...
Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе
Дидактические игры- это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения учащихся, но в то же время ...
Статья "Игровые технологии на уроке математики в начальной школе"
Данная статья раскрывает значение игровых технологий на уроках математики и приводит примеры занятий....