"Развитие наблюдательности у детей на уроках математики"
статья по математике
Использование различных методов и приемов для развитие наблюдательности на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_nablyudatelnosti_u_detey_na_urokah_matematiki.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие наблюдательности у детей на уроках математики
К. Д. Ушинский писал: «Надо обязательно формировать у детей умение зорко наблюдать, правильно сводить наблюдения в одну мысль и верно выражать эту мысль словами». Умение наблюдать необходимо каждому человеку. Наблюдательность — важная черта личности, позволяющая понимать, усваивать новое и на этой основе проявлять творчество. Это помогает воспитывать самостоятельность мышления, интерес к учению. Умение это необходимо развивать на всех уроках и особенно на уроках математики.
Для этой цели я использую различные упражнения. Шестилетние дети с большим интересом выполняют, например, такие упражнения:
- На доске выставлены круги разной величины и цвета и один треугольник. Задание: рассмотри выставленные фигуры и покажи, какая фигура лишняя. Почему она лишняя?
- Даны различные геометрические фигуры одного цвета. Вопрос: что общего в этих фигурах?
- Игровая ситуация «Что изменилось?». Даны фигуры, разные по форме и цвету. Задание: рассмотри фигуры, закрой глаза (в это время учитель убирает или переставляет одну из фигур). А теперь посмотри, что изменилось.
- Даны фигуры, разные по форме и размеру. Задание: назови, после какой фигуры стоит самый большой круг.
Можно также предлагать задания-вопросы из окружающей жизни, например:
- Сколько этажей в нашей школе?
- Сколько классов, на нашем этаже?
- Сколько лип растет у школы? Ответы учеников интересно потом проверить.
Выполнение таких упражнений я называю «наблюдательные разминки».
При изучении темы «Сложение и вычитание в пределах 100» предлагаю детям такие «наблюдательные разминки»:
- Даны числа:
23 74 41 14
40 17 60 50
Какое число лишнее в каждой строке? (В первой строке лишнее число 74, у остальных чисел сумма цифр равна 5; во второй строке лишнее число 17, в записи остальных чисел есть 0.)
- Что общего в записи чисел каждой
12 24 20 22
30 37 13 83
(В записи чисел первой строки использована цифра 2, а второй — цифра 3.)
- По какому правилу записан каждый ряд чисел? Продолжи его:
10 30 50...
14 34 54...
(Числа в первой и во второй строках записаны через 20.)
- По какому признаку записаны столбики примеров:
27+5 76+20 44+2
39+5 56+30 34+5
29+4 35+40 32+6
(Основу классификации составляет вычислительный прием.)
- Чем похожи между собой записанные в каждом столбике примеры и чем они отличаются?
60—6 32—11
60—16 32—13
- Придумай к каждому данному примеру похожий пример:
12+6=18
16—4=12
(При составлении таких примеров учащиеся должны указать тот признак, на который они ориентируются, например вычислительный прием.)
- Найди ошибки и исправь решение примеров:
43 - 11 = 43 - (10 + 1) = 33 + 1 = 34
60 – 17 = 60 - (10 + 7) = 50 + 7 = 57
В 3 классе можно предложить математические задания более сложные, которые также требуют от учащихся наблюдательности, например:
- Найди (устно) значение выражения: 7 – 13 + 7 – 12 + 25 – 13
- Найди значение неизвестного в равенствах:
23 – х = 17 – 23
100 : х = 100 : (2 - 2)
- Какие значения может принимать а? а + 100 < а + 101
В результате работы над развитием наблюдательности на уроках математики у учащихся повышается интерес к предмету, дети лучше и быстрее усваивают новый материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка
Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит е...
Развитие творческих способностей детей на уроках в начальной школе
Развитие творческих способностей детей на уроках в начальной школе Чепрасова Светлана Викторовна, учитель начальных классов Психологами установ...
Развитие познавательных способностей детей на уроках математики
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.Познавательные способности - это способности, которые включают в себя сенсорные способности и интеллектуальные способности, обеспе...
Развитие творческой активности детей на уроках русского языка и литературы
Выявление творческих способностей учащихся.Создание ситуаций успеха.Задания для развития творческого мышления учащихся....
Условия развития логического мышления детей на уроках математики в начальной школе
Условия развития логического мышления детей на уроках математики в начальной школе...
Развитие наблюдательности и внимания на уроках математики при устном счёте.
Применение различных приёмов устного счёта, использование элементов игры, соревнования, наглядных пособий делают учебный процесс более эффективным....
Развитие интеллектуальной одаренности детей при обучении математике
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15997434","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"59","width":"62"}}]] Сов...