"Развитие наблюдательности у детей на уроках математики"
статья по математике

Якшинская  Ольга Евгеньевна

Использование различных методов и приемов для развитие наблюдательности на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие наблюдательности у детей на уроках математики

К. Д. Ушинский писал: «Надо обязательно формировать у детей умение зорко наблюдать, правильно сводить наблюдения в одну мысль и верно выражать эту мысль словами». Умение наблюдать необходимо каждому человеку. Наблюдательность — важная черта личности, позволяющая понимать, усваивать новое и на этой основе проявлять творчество. Это помогает воспитывать самостоятельность мышления, интерес к учению. Умение это необходимо развивать на всех уроках и особенно на уроках математики.

Для этой цели я использую различные упражнения. Шестилетние дети с большим интересом выполняют, например, такие упражнения:

  1. На доске выставлены круги разной величины и цвета и один треугольник. Задание: рассмотри выставленные фигуры и покажи, какая фигура лишняя. Почему она лишняя?
  2. Даны различные геометрические фигуры одного цвета. Вопрос: что общего в этих фигурах?
  3. Игровая ситуация «Что изменилось?». Даны фигуры, разные по форме и цвету. Задание: рассмотри фигуры, закрой глаза (в это время учитель убирает или переставляет одну из фигур). А теперь посмотри, что изменилось.
  4. Даны фигуры, разные по форме и размеру. Задание: назови, после какой фигуры стоит самый большой круг.

Можно также предлагать задания-вопросы из окружающей жизни, например:

  1. Сколько этажей в нашей школе?
  2. Сколько классов, на нашем этаже?
  3. Сколько лип растет у школы? Ответы учеников интересно потом проверить.

Выполнение таких упражнений я называю «наблюдательные разминки».

При изучении темы «Сложение и вычитание в пределах 100» предлагаю детям такие «наблюдательные разминки»:

  1. Даны числа:

23        74        41        14

40        17        60        50

Какое число лишнее в каждой строке? (В первой строке лишнее число 74, у остальных чисел сумма цифр равна 5; во второй строке лишнее число 17, в записи остальных чисел есть 0.)

  1. Что общего в записи чисел каждой

12            24        20        22

30            37        13        83

(В записи чисел первой строки использована цифра 2, а второй — цифра 3.)

  1. По какому правилу записан каждый ряд чисел? Продолжи его:

10    30    50...

14    34    54...

(Числа в первой и во второй строках записаны через 20.)

  1. По какому признаку записаны столбики примеров:

27+5     76+20        44+2

39+5             56+30        34+5

29+4     35+40        32+6

(Основу классификации составляет вычислительный прием.)

  1. Чем похожи между собой записанные в каждом столбике примеры и чем они отличаются?

60—6                32—11

60—16        32—13

  1. Придумай к каждому данному примеру похожий пример:

12+6=18

16—4=12

(При составлении таких примеров учащиеся должны указать тот признак, на который они ориентируются, например вычислительный прием.)

  1. Найди ошибки и исправь решение примеров:

43 - 11  =  43 - (10 + 1) = 33 + 1 = 34

60 – 17 = 60 - (10 + 7)  =  50 + 7  =  57

В 3 классе можно предложить математические задания более сложные, которые также требуют от учащихся наблюдательности, например:

  1. Найди (устно) значение выражения: 7 – 13 + 7 – 12 + 25 – 13
  2. Найди значение неизвестного в равенствах:

23 – х = 17 – 23

100 : х = 100 :  (2 - 2)

  1. Какие значения может принимать а? а + 100 < а + 101

В результате работы над развитием наблюдательности на уроках математики у учащихся повышается интерес к предмету, дети лучше и быстрее усваивают новый материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка

Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит е...

Развитие творческих способностей детей на уроках в начальной школе

Развитие творческих способностей детей на уроках  в начальной школе Чепрасова Светлана Викторовна, учитель начальных классов           Психологами установ...

Развитие познавательных способностей детей на уроках математики

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.Познавательные способности - это способности, которые включают в себя сенсорные способности и интеллектуальные способности, обеспе...

Развитие творческой активности детей на уроках русского языка и литературы

Выявление творческих способностей учащихся.Создание ситуаций успеха.Задания для развития творческого мышления учащихся....

Условия развития логического мышления детей на уроках математики в начальной школе

Условия развития логического мышления детей на уроках математики в начальной школе...

Развитие наблюдательности и внимания на уроках математики при устном счёте.

Применение различных приёмов устного счёта, использование элементов игры, соревнования, наглядных пособий делают учебный процесс более эффективным....

Развитие интеллектуальной одаренности детей при обучении математике

   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15997434","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"59","width":"62"}}]]          Сов...