Технологическая карта урока математики по теме "Решение задач. Повторение" УМК "Школа России", 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс)
Тип урока: общеметодологической направленности
Цель урока: обобщение и систематизация знаний о способах решения задач изученных видов.
Задачи урока:
Дидактические:
1. Совершенствовать навыки решения задач с помощью схематического рисунка и чертежа.
2. Систематизировать знания о текстовых задач, способах вычисления.
Развивающие:
1. Развивать память, мышление, грамотную устную речь;
2. Развивать навыки самостоятельной индивидуальной и парной работы;
Воспитательные:
1.Воспитывать адекватное понимание причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности, используя самооценивание;
2.Воспитывать осознание причастности каждого школьника к результатам совместной учебной.
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Решать задачи с помощью схематического рисунка и чертежа, составлением плана решения с помощью вопросов.
2. Решать текстовые задачи в 1—3 действия, выбирать при решении подходящие способы вычисления.
Личностные:
1.Оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей, стремиться углублять свои математические знания и умения;
2. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МАТЕМАТИКИ
Дата: 24.11.2023 Школа: МАОУ «МЛ №148 г. Челябинск» Класс: 4А Урок: 1 Время: 8:00-8:40 Кабинет: 204 | Студент: Мухамедьярова Элина Владиславовна Группа: 45 Учитель: Макаренко Марина Александровна Методист: Булдакова Галина Викторовна |
Тема урока «Решение задач. Повторение»
Тип урока: общеметодологической направленности
Цель урока: обобщение и систематизация знаний о способах решения задач изученных видов.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Совершенствовать навыки решения задач с помощью схематического рисунка и чертежа. 2. Систематизировать знания о текстовых задач, способах вычисления | Предметные: 1.Решать задачи с помощью схематического рисунка и чертежа, составлением плана решения с помощью вопросов. 2. Решать текстовые задачи в 1—3 действия, выбирать при решении подходящие способы вычисления. |
Развивающие: 1. Развивать память, мышление, грамотную устную речь; 2. Развивать навыки самостоятельной индивидуальной и парной работы; | Личностные: 1.Оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей, стремиться углублять свои математические знания и умения; 2. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям. |
Воспитательные: 1.Воспитывать адекватное понимание причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности, используя самооценивание; 2.Воспитывать осознание причастности каждого школьника к результатам совместной учебной. |
УМК: «Школа России» Математика 4 кл. М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – М. «Просвещение» 2011. – Ч1; Рабочая тетрадь математика 1 ч. М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Практический метод: упражнение Словесный метод: беседа | 1.Налаживание контакта с классом. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Элина Владиславовна, сегодня я проведу у вас урок математики, садитесь. -Послушайте, интересные факты о математике: 1)Самым большим числом в мире является центиллион. Это единица с шестью сотнями нулей. 2)Сумма чисел от 1 до 100 составляет 5050. 3)Есть лишь одна цифра, у которой два официальных названия вместо одного. Это ноль, он же нуль 4)У числа 10.000 есть собственное название – мириада | Приветствуют учителя. Садятся. Выполняют упражнение. | УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий. УУКД: конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение. | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный метод: беседа Наглядный метод: Карточка с заданием Внешний контроль Ф Словесный метод: беседа Наглядный метод: демонстрация слайда | 1. Проверка знаний по пройденным темам. - На доске вы видите уравнения. 1 вариант решает первые 2 уравнения, 2 вариант последние. Х+18=40, 150-Х=70 36-Х=25, Х-16=20 - Сверим ответы. Поднимите руку, у кого не так. -А теперь выполнение вычислений удобным вам способом. 45 + 36 + 25 + 64 48 + 530 + 70 + 52 130 + 366 + 234 + 270 - Какой ответ у вас получился в первом примере? - Во втором? -В третьем? -Послушайте задачи и скажите ответ. 1)Кит достигает в весе 150 000 кг. Сколько тонн весит кит? 2)Прыжок дельфина составляет 680 см. Выразите высоту прыжка в метрах и сантиметрах. 3)Дима делал уроки 135 мин. Сколько это часов и минут? | Вспоминают и обобщают учебный материал. Выполняют устный счёт. 1: 22 и 80 2: 11 и 36 -170 -700 -900 -150 тонн -6 м 80 см -2 часа 15 мин | УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий. УУПД: применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение. | Презентация, карточки |
Постановка учебной задачи (4 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Наглядный метод: демонстрация слайдов Словесный метод: беседа Практический метод: восстановление последовательности плана Внешний контроль | Подведение к формулировке темы и целей урока. -Разгадайте ребус и вы догадаетесь, какая тема нашего урока:
- Сформируйте тему нашего урока исходя из полученных слов. - Сегодня на уроке мы будем решать задачи, составляя план решения по вопросам, и проверять полученный ответ. - Какую цель на урок перед собой поставим? - Отлично. Посмотрите на слайд, наш план урока перепутался. 1.Выполнить самостоятельную работу. 2. Сделать выводы. 3. Порешаем задачи | Формулируют тему и цель урока. -Решение -Задач -Решение задач -Закрепим полученные знания с помощью решения задач. 1.Порешаем задачи 2. Выполнить самостоятельную работу 3. Сделать выводы. | УУПД: понимать и адекватно использовать математическую терминологию: УУПД: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач. УУРД: выбирать и при необходимости корректировать способы действий. | Презентация |
Обобщение и систематизация знаний и умений | Обобщение в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесный метод: Беседа Практический метод: выполнение упражнения Внешний контроль Самоконтроль | 1.Организует деятельность обучающихся по закреплению знаний - Откройте учебник на странице 66. Посмотрите на задачу под номером 306. - Прочитайте задачу. - Предлагаю вам оформить эту задачу с помощью схемы. - Открываем тетради, записываем число, «классная работа», задача 306. - О чем говорится в задаче? - Записываем. - Что известно в задаче? - Записываем. - Что еще известно? - Записываем. - А что еще известно? -Что требуется найти? - Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи? - Что можно узнать, зная, что тыква и арбуз весят вместе 13 кг, а масса дыни, арбуза и тыквы вместе составляет 16 кг? - Каким действием? - Хорошо, массу дыни узнали. Можем ли мы узнать массу тыквы? Каким действием? - Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос задачи? Почему? - Как нам ее узнать? Каким действием? - Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос задачи? - Записываем ответ. Работа над задачей. Работа в парах. - Посмотрите на задачу под номером 307. Прочитайте ее. - О ком говорится в задаче? -Что нам известно? - Какой стоит главный вопрос в задаче? - Что вы заметили? - Попробуйте самостоятельно составить схему чертёж к задаче на листочках, которые лежат у вас на парте, работая в парах. - Проверим, как вы составили схему задачи. Сравните вашу схему и схему на слайде/доске. Поднимите руку, у кого получилась такая же. 1 школа - ? 1225 уч. 2 школа - ? 1945 уч. 3 школа - ? 1300 уч. - Запишем решение задачи, устно формулируя вопросы. Запишите «Задача 307». - На какой вопрос можно ответить, зная, сколько в трёх школах учеников и в первой и второй школах вместе? Как? - Каким действием? - Записываем. - Можем ли мы узнать, сколько учеников учится в 3 школе. Каким действием? - Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос задачи? Почему? -Можем ли мы узнать? Как? - Можем ли мы ответить на главный вопрос задачи? - Записываем ответ. 1 школа - ? 1225 уч. 2 школа - ? 1945 уч. 3 школа - ? 1300 уч. 1) 1945 – 1300 = 645 (уч.) – в 1 школе. 2) 1945 – 1300 = 720 (уч.) – в 3 школе. 3) 1945 – (645 + 720) = 580 (уч.) – во 2 школе. Ответ: 645 учеников, 580 учеников и 720 учеников. - Как можно проверить правильно ли мы решили задачу? | Слушают и отвечают на вопросы. Выполняют упражнение. Схема: Тыква-? 13 кг Арбуз-? 16кг Дыня-? 8 кг -О тыкве, арбузе и дыни -Известно, что масса тыквы, арбуза и дыни вместе 16 кг. -Масса тыквы и арбуза 13 кг -Масса арбуза и дыни 8 кг -Надо найти массу дыни, арбуза и тыквы в отдельности -Нет -Массу дыни -Вычитанием 16 – 13 = 3 (кг) – дыня. -Да, вычитанием 16 – 8 = 8 (кг) – тыква. - Нет, мы не знаем массу арбуза -Вычитанием 16– (8 + 3) = 5 (кг) – арбуз. -Да
Ответ: 8 кг, 3 кг и 5 кг. -Об учениках -В трёх школах 1945 учеников. В первой и второй школах вместе 1225 учеников, а во второй и третьей – 1300 учеников. -Сколько учеников в каждой школе? -Задача похожа на ту, которую мы сейчас решали. - Сколько учеников в 1 школе. -Вычитанием 1945 – 1300 = 645 (уч.) – в 1 школе. -Да, Вычитанием 1945 – 1300 = 720 (уч.) – в 3 школе. -Нет, мы не знаем, сколько учеников во 2 школе -Да, сначала прибавить количество учеников 1и 3 школы, потом вычесть из 1945 1945 – (645 + 720) = 580 (уч.) – во 2 школе. -Да -Сложить количество учеников всех школ 645 + 580 + 720 = 1945 (уч.) Ответ.: 1945 учеников всего. | УУПД: устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость). УУКД: комментировать процесс вычисления, построения, решения. УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий. | Учебник, тетрадь |
Динамическая пауза (1 мин) Видео | ||||||
Г Практический метод: Упражнение Внешний контроль Самоконтроль | -Ребята, скажите, вы знаете, что такое уравнение? -Посмотрите на задачи, под номером 309. Прочитайте задание про себя. - Что нам надо сделать? - Прочитайте первую задачу. - Что нам надо найти? - Какое уравнение мы можем составить исходя из этой задачи? - Поднимите руку, кто согласен с таким уравнением? - Реши его и сделай проверку. - Прочитайте вторую задачу. -Что нам надо найти? - Какое уравнение мы можем составить исходя из этой задачи? - Поднимите руку, кто согласен с таким уравнением? - Реши его и сделай проверку. Остальные решают уравнения в тетради. - Проверим решение первого уравнения. - Посмотрите на доску, кто не согласен, поднимите руку. - Проверим решение второго уравнения. - Посмотрите на доску, кто не согласен, поднимите руку. | Выполняют задание Уравнение - это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. -Решить задачи, составив уравнение. -Неизвестное число 1 человек выходит к доске. Х – 80 = 360+140 Число, которое задумали. 1 человек выходит к доске. 430 – Х = 640 : 8 Х – 80 = 360 + 140 Х – 80 = 500 Х = 500 + 80 Х = 580 Проверка: 580 – 80 = 360 + 140 500 = 500 430 – Х = 640 : 8 430 – Х = 80 Х = 430 – 80 Х = 350 Проверка: 430 – 350 = 640 : 8 80 = 80 | УУКД: ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные. УУКД: комментировать процесс вычисления, построения, решения. | Учебник, тетрадь | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация нового способа действий, создание ситуации успеха | И Практический метод: Упражнение Взаимоконтроль | 1. Начало самостоятельной работы учащихся. Вариант 1 Задача 1. Сколько листов бумаги, купил каждый из трех учителей, если у одного 23 учеников, у другого 27 учеников, у третьего 30 учеников? Всего тремя учителями было куплено 480 листов бумаги, на каждого ученика равное количество листов. Выбери верный ответ:
Задача 2. На ремонт школы нужно 120 банок белой и коричневой краски. По 2 банки белой и 4 коричневой для каждого класса. Сколько банок каждой краски было куплено? Укажи верный ответ:
Вариант 2 Задача 1. У одного угря 116 позвонков. Сколько позвонков у акулы, если у 6 акул и 4 угрей 2840 позвонков? Укажи верный ответ:
Задача 2. Сколько ткани понадобится для изготовления 9 курток, если на 19 курток нужно 38 метров ткани. Укажи верный ответ:
| Выполняют самостоятельную работу. Решение:
Решение:
Решение:
Решение:
| УУРД: выбирать и при необходимости корректировать способы действий. УУРД: находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок. УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их | Учебник, рабочая тетрадь Презентация |
Рефлексия деятельности (3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Самооценивание | 1.Организует анализ работы по критериям. - Ребята, наш урок подходит к концу и нам пора подводить итоги. - Какая была тема урока? - Какую цель мы перед собой ставили? - Продолжите одну из фраз на слайде: «Я быстро справился с заданием, потому что...»; «Мне больше понравилось выполнять задания...»; «Сегодня я узнал (научился)...» - Наш урок подошел к концу. Молодцы, вы хорошо поработали. Спасибо за урок! | 1.Анализируют свою работу на уроке. - Решение задач -Закрепить полученные знания с помощью решения задач. | УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их. | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики по теме "Задачи. Проверка знаний" 1 класс УМК Школа России
Технологическая карта предназначена для урока математики по теме "Задачи. Проверка знаний". 1 класс, УМК Школа России...
Технологическая карта урока математики по теме «Задача.Структура задачи(условие, вопрос). Анализ задачи». (УМК "Школа России" 1 класс)
Цель урока: знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры 8.созда...
Технологическая карта урока математики "Закрепление решения задач и выполнения вычисления", 3 класс, УМК "Школа России"
Тема урока «Закрепление решения задач и выполнения вычисления» Тип урока: урок рефлексии Цель урока: создание условий для отработки знаний учащихся, посредством решения...
Технологическая карта урока математики по теме «Задачи на нахождение неизвестного з-го слагаемого».УМК "Школа России" 2 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения решать задачи на нахождение третьего слагаемого, ознакомление с алгоритмом решения задач на нахождение третьего слагаемог...
Технологическая карта урока математики по теме «Задачи с величинами: цена, количество, стоимость» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость; установление связи между этими понятиями.Задачи урокаДидактическ...
Технологическая карта урока математики "Закрепление.Решение задач" УМК "Школа России" 4 класс
Технологическая карта урока математики "Закрепление.Решение задач"Цель урока: закрепление умений решать задачи.Задачи урокаДидактические:Закрепить умение записывать краткую запись задачи;Уме...
Технологическая карта урока математики "Решение текстовых задач" (4 класс), УМК "Школа России"
Цель урока: закрепление полученных знаний, умений и навыков.Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить вычислительные навыки, умение решать задачи изученного вида2. Устранить пробелы в знаниях о решении ...