Технологическая карта урока математики по теме "Решение задач. Повторение" УМК "Школа России", 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс)

Тип урока: общеметодологической направленности

Цель урока:  обобщение и систематизация знаний о способах решения задач изученных видов.

Задачи урока:

Дидактические:

1. Совершенствовать навыки решения задач с помощью схематического рисунка и чертежа.

2. Систематизировать знания о текстовых задач, способах вычисления.

Развивающие:

1. Развивать память, мышление, грамотную устную речь;

2. Развивать навыки самостоятельной индивидуальной и парной работы;

Воспитательные:

1.Воспитывать адекватное понимание причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности, используя самооценивание;

2.Воспитывать осознание причастности каждого школьника к результатам совместной учебной.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Решать задачи с помощью схематического рисунка и чертежа, составлением плана решения с помощью вопросов.

2. Решать текстовые задачи в 1—3 действия, выбирать при решении подходящие способы вычисления.

Личностные:

1.Оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей, стремиться углублять свои  математические знания и умения;

2. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МАТЕМАТИКИ

Дата: 24.11.2023

Школа: МАОУ «МЛ №148 г. Челябинск»

Класс:

Урок: 1

Время: 8:00-8:40  Кабинет: 204

Студент: Мухамедьярова Элина Владиславовна

Группа: 45

Учитель: Макаренко Марина Александровна

Методист: Булдакова Галина Викторовна

Тема урока «Решение задач. Повторение»

Тип урока: общеметодологической направленности

Цель урока:  обобщение и систематизация знаний о способах решения задач изученных видов.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Совершенствовать навыки решения задач с помощью схематического рисунка и чертежа.

2. Систематизировать знания о текстовых задач, способах вычисления

Предметные:

1.Решать задачи с помощью схематического рисунка и чертежа, составлением плана решения с помощью вопросов.

2. Решать текстовые задачи в 1—3 действия, выбирать при решении подходящие способы вычисления.

Развивающие:

1. Развивать память, мышление, грамотную устную речь;

2. Развивать навыки самостоятельной индивидуальной и парной работы;

Личностные:

1.Оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей, стремиться углублять свои  математические знания и умения;

2. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям.

Воспитательные:

1.Воспитывать адекватное понимание         причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности, используя самооценивание;

2.Воспитывать осознание причастности каждого школьника к результатам совместной учебной.

УМК: «Школа России» Математика 4 кл. М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – М. «Просвещение» 2011. – Ч1; Рабочая тетрадь математика 1 ч. М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Практический метод: упражнение

Словесный метод: беседа

1.Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Элина Владиславовна, сегодня я проведу у вас урок математики, садитесь.

-Послушайте, интересные факты о математике:

1)Самым большим числом в мире является центиллион. Это единица с шестью сотнями нулей.

2)Сумма чисел от 1 до 100 составляет 5050.

3)Есть лишь одна цифра, у которой два официальных названия вместо одного. Это ноль, он же нуль

4)У числа 10.000 есть собственное название – мириада

Приветствуют учителя.

Садятся.

Выполняют упражнение.

УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий.

УУКД: конструировать утверждения, проверять их истинность;

строить логическое рассуждение.

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный метод: беседа

Наглядный метод:

Карточка с заданием

Внешний контроль

Ф

Словесный метод: беседа

Наглядный метод:

демонстрация слайда

1. Проверка знаний по пройденным темам.

- На доске вы видите уравнения. 1 вариант решает первые 2 уравнения, 2 вариант последние.

Х+18=40, 150-Х=70

36-Х=25, Х-16=20

- Сверим ответы. Поднимите руку, у кого не так.

-А теперь выполнение вычислений удобным вам способом.

45 + 36 + 25 + 64

48 + 530 + 70 + 52

130 + 366 + 234 + 270

- Какой ответ у вас получился в первом примере?

- Во втором?

-В третьем?

-Послушайте задачи и скажите ответ.

1)Кит достигает в весе 150 000 кг. Сколько тонн весит кит? 

2)Прыжок дельфина составляет 680 см. Выразите высоту прыжка в метрах и сантиметрах.

3)Дима делал уроки 135 мин. Сколько это часов и минут?

Вспоминают и  обобщают учебный материал.

Выполняют устный счёт.

1: 22 и 80

2: 11 и 36

-170

-700

-900

-150 тонн

-6 м 80 см

-2 часа 15 мин

УУРД:

планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий.

УУПД:

применять базовые логические универсальные действия:

сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение.

Презентация, карточки

Постановка учебной задачи  (4 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Наглядный метод: демонстрация слайдов

Словесный метод: беседа

Практический метод: восстановление последовательности плана

Внешний контроль

Подведение к формулировке темы и целей урока.

-Разгадайте ребус и вы догадаетесь, какая тема нашего урока:

 

- Сформируйте тему нашего урока исходя из полученных слов.

- Сегодня на уроке мы будем решать задачи, составляя план решения по вопросам, и проверять полученный ответ.

- Какую цель на урок перед собой поставим?

- Отлично. Посмотрите на слайд, наш план урока перепутался.

1.Выполнить самостоятельную работу.

2. Сделать выводы.

3. Порешаем задачи

Формулируют тему и цель урока.

-Решение

-Задач

-Решение задач

-Закрепим полученные знания с помощью решения задач.

1.Порешаем задачи

2. Выполнить самостоятельную работу

3. Сделать выводы.

УУПД: понимать и адекватно использовать математическую терминологию:

УУПД: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач.

УУРД:

выбирать и при необходимости корректировать способы действий.

Презентация

Обобщение и систематизация знаний и умений
 
(20 мин)

Обобщение в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесный метод:

Беседа

Практический метод: выполнение упражнения

Внешний контроль

Самоконтроль

1.Организует деятельность обучающихся по закреплению знаний

- Откройте учебник на странице 66. Посмотрите на задачу под номером 306.

- Прочитайте задачу.

- Предлагаю вам оформить эту задачу с помощью схемы.

- Открываем тетради, записываем число, «классная работа», задача 306.

- О чем говорится в задаче?

- Записываем.

- Что известно в задаче?

- Записываем.

- Что еще известно?

- Записываем.

- А что еще известно?

-Что требуется найти?

- Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?

- Что можно узнать, зная, что тыква и арбуз весят вместе 13 кг, а масса дыни, арбуза и тыквы вместе составляет 16 кг?

- Каким действием?

- Хорошо, массу дыни узнали. Можем ли мы узнать массу тыквы? Каким действием?

- Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос задачи? Почему?

- Как нам ее узнать? Каким действием?

- Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос задачи?

- Записываем ответ.

Работа над задачей. Работа в парах.

- Посмотрите на задачу под номером 307. Прочитайте ее.

- О ком говорится в задаче?

-Что нам известно?

- Какой стоит главный вопрос в задаче?

- Что вы заметили?

- Попробуйте самостоятельно составить схему чертёж к задаче на листочках, которые лежат у вас на парте, работая в парах.

- Проверим, как вы составили схему задачи. Сравните вашу схему и схему на слайде/доске. Поднимите руку, у кого получилась такая же.

1 школа - ?                1225 уч.

2 школа - ?                                       1945 уч.

3 школа - ?         1300 уч.

- Запишем решение задачи, устно формулируя вопросы. Запишите «Задача 307».

- На какой вопрос можно ответить, зная, сколько в трёх школах учеников и в первой и второй школах вместе? Как?

- Каким действием?

- Записываем.

- Можем ли мы узнать, сколько учеников учится в 3 школе. Каким действием?

- Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос задачи? Почему?

-Можем ли мы узнать? Как?

- Можем ли мы ответить на главный вопрос задачи?

- Записываем ответ.

1 школа - ?                1225 уч.

2 школа - ?                                       1945 уч.

3 школа - ?         1300 уч.

1) 1945 – 1300 = 645 (уч.) – в 1 школе.

2) 1945 – 1300 = 720 (уч.) – в 3 школе.

3) 1945 – (645 + 720) = 580 (уч.) – во 2 школе.

Ответ: 645 учеников, 580 учеников и 720 учеников.

- Как можно проверить правильно ли мы решили задачу?

Слушают и отвечают на вопросы.

Выполняют упражнение.

Схема:

Тыква-?            13 кг

Арбуз-?                             16кг

Дыня-?         8 кг

-О тыкве, арбузе и дыни

-Известно, что масса тыквы, арбуза и дыни вместе 16 кг.

-Масса тыквы и арбуза 13 кг

-Масса арбуза и дыни 8 кг

-Надо найти массу дыни, арбуза и тыквы в отдельности

-Нет

-Массу дыни

-Вычитанием

16 – 13 = 3 (кг) – дыня.

-Да, вычитанием

16 – 8 = 8 (кг) – тыква.

- Нет, мы не знаем массу арбуза

-Вычитанием

16– (8 + 3) = 5 (кг) – арбуз.

-Да

  1. 16 – 13 = 3 (кг) – дыня.
  2. 16 – 8 = 8 (кг) – тыква.
  3. 16 – (8 + 3) = 5 (кг) – арбуз.

Ответ: 8 кг, 3 кг и 5 кг.

-Об учениках

-В трёх школах 1945 учеников. В первой и второй школах вместе 1225 учеников, а во второй и третьей – 1300 учеников.

-Сколько учеников в каждой школе?

-Задача похожа на ту, которую мы сейчас решали.математика 4 класс Моро, Бантова - 1 часть страница 66, номер 307

- Сколько учеников в 1 школе.

-Вычитанием

1945 – 1300 = 645 (уч.) – в 1 школе.

-Да, Вычитанием

1945 – 1300 = 720 (уч.) – в 3 школе.

-Нет, мы не знаем, сколько учеников во 2 школе

-Да, сначала прибавить количество учеников 1и 3 школы, потом вычесть из 1945

1945 – (645 + 720) = 580 (уч.) – во 2 школе.

-Да

-Сложить количество учеников всех школ

645 + 580 + 720 = 1945 (уч.)

Ответ.: 1945 учеников всего.

УУПД: устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость).

УУКД:

комментировать процесс вычисления, построения, решения.

УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий.

Учебник, тетрадь

Динамическая пауза (1 мин)  Видео

Г

Практический метод:

Упражнение

Внешний контроль

Самоконтроль

-Ребята, скажите, вы знаете, что такое уравнение?

-Посмотрите на задачи, под номером 309. Прочитайте задание про себя.

- Что нам надо сделать?

- Прочитайте первую задачу.

- Что нам надо найти?

- Какое уравнение мы можем составить исходя из этой задачи?

- Поднимите руку, кто согласен с таким уравнением?

- Реши его и сделай проверку.

- Прочитайте вторую задачу.

-Что нам надо найти?

- Какое уравнение мы можем составить исходя из этой задачи?

- Поднимите руку, кто согласен с таким уравнением?

- Реши его и сделай проверку. Остальные решают уравнения в тетради.

- Проверим решение первого уравнения.

- Посмотрите на доску, кто не согласен, поднимите руку.

- Проверим решение второго уравнения.

- Посмотрите на доску, кто не согласен, поднимите руку.

Выполняют задание

Уравнение - это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин.

-Решить задачи, составив уравнение.

-Неизвестное число

1 человек выходит к доске.

Х – 80 = 360+140

Число, которое задумали.

1 человек выходит к доске.

430 – Х = 640 : 8

Х – 80 = 360 + 140

Х – 80 = 500

Х = 500 + 80

Х = 580

Проверка:

580 – 80 = 360 + 140

500 = 500

430 – Х = 640 : 8

430 – Х = 80

Х = 430 – 80

Х = 350

Проверка:

430 – 350 = 640 : 8

80 = 80

УУКД: ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные.

УУКД: комментировать процесс вычисления, построения, решения.

Учебник, тетрадь

Самостоятельная работа с самопроверкой
(6 мин)

Интериоризация нового способа действий, создание ситуации успеха

И

Практический метод:

Упражнение

Взаимоконтроль

1. Начало самостоятельной работы учащихся. Вариант 1

Задача 1. Сколько листов бумаги, купил каждый из трех учителей, если у одного 23 учеников, у другого 27 учеников, у третьего 30 учеников? Всего тремя учителями было куплено 480 листов бумаги, на каждого ученика равное количество листов. Выбери верный ответ:

  • а) 160, 190, 155;
  • б) 138, 162, 180;
  • в) 200, 195, 120

Задача 2. На ремонт школы нужно 120 банок белой и коричневой краски. По 2 банки белой и 4 коричневой для каждого класса. Сколько банок каждой краски было куплено? Укажи верный ответ:

  • а) 20 и 30;
  • б) 80 и 40;
  • в) 70 и 10.

Вариант 2

Задача 1. У одного угря 116 позвонков. Сколько позвонков у акулы, если у 6 акул и 4 угрей 2840 позвонков? Укажи верный ответ:

  • а) 285;
  • б) 396;
  • в) 576;
  • г) 814.

Задача 2. Сколько ткани понадобится для изготовления 9 курток, если на 19 курток нужно 38 метров ткани. Укажи верный ответ:

  • а) 25 м;
  • б) 21 м;
  • в) 18 м;
  • г) 32 м.

Выполняют самостоятельную работу.

Решение:

  • 1) 23 + 27 + 30 = 80 (всего учеников)
  • 2) 480 : 80 = 6 (листов бумаги каждому ученику)
  • 3) 23 * 6 = 138
  • 4) 27 * 6 = 162
  • 5) 30 * 6 = 180
  • Ответ: б) 138, 162, 180.

Решение:

  • 1) 2 + 4 = 6 (белой и коричневой краски на класс)
  • 2) 120 : 6 = 20 (классов в школе)
  • 3) 2 * 20 = 40 (банок белой краски купили)
  • 4) 4 * 20 = 80 (банок коричневой краски купили)
  • Ответ: б) 80 и 40.

Решение:

  • 1) 116 * 4 = 464 (позвонков у 4 угрей)
  • 2) 2840 - 464 = 2376 (позвонков у 6 акул)
  • 3) 2376 : 6 = 396 (позвонков у 1 акулы)
  • Ответ: б) 396.

Решение:

  • 1) 38 : 19 = 2 (метра ткани на 1 куртку)
  • 2) 2 * 9 = 18 (метров ткани на 9 курток)
  • Ответ: в) 18 м.

УУРД: выбирать и при необходимости корректировать способы действий.

УУРД: находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины,

вести поиск путей преодоления ошибок.

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их

Учебник, рабочая тетрадь

Презентация

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Самооценивание

1.Организует анализ работы по критериям.

- Ребята, наш урок подходит к концу и нам пора подводить итоги.

- Какая была тема урока?

- Какую цель мы перед собой ставили?

- Продолжите одну из фраз на слайде:

«Я быстро справился с заданием, потому что...»;

«Мне больше понравилось выполнять задания...»;

«Сегодня я узнал (научился)...» 

- Наш урок подошел к концу.  Молодцы, вы хорошо поработали. Спасибо за урок!

1.Анализируют свою работу на уроке.

- Решение задач

-Закрепить полученные знания с помощью решения задач.

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по теме "Задачи. Проверка знаний" 1 класс УМК Школа России

Технологическая карта предназначена для урока математики по теме "Задачи. Проверка знаний". 1 класс, УМК Школа России...

Технологическая карта урока математики по теме «Задача.Структура задачи(условие, вопрос). Анализ задачи». (УМК "Школа России" 1 класс)

Цель урока:  знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры   8.созда...

Технологическая карта урока математики "Закрепление решения задач и выполнения вычисления", 3 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Закрепление решения задач и выполнения вычисления» Тип урока: урок рефлексии Цель урока: создание условий для отработки знаний учащихся, посредством решения...

Технологическая карта урока математики по теме «Задачи на нахождение неизвестного з-го слагаемого».УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения решать задачи на нахождение третьего слагаемого, ознакомление с алгоритмом решения задач на нахождение третьего слагаемог...

Технологическая карта урока математики по теме «Задачи с величинами: цена, количество, стоимость» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость; установление связи между этими понятиями.Задачи урокаДидактическ...

Технологическая карта урока математики "Закрепление.Решение задач" УМК "Школа России" 4 класс

Технологическая карта урока математики "Закрепление.Решение задач"Цель урока: закрепление умений решать задачи.Задачи урокаДидактические:Закрепить умение записывать краткую запись задачи;Уме...

Технологическая карта урока математики "Решение текстовых задач" (4 класс), УМК "Школа России"

Цель урока: закрепление полученных знаний, умений и навыков.Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить вычислительные навыки, умение решать задачи изученного вида2. Устранить пробелы в знаниях о решении ...