Технологическая карта урока математики по теме «Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20 (все случаи)»
план-конспект урока по математике (2 класс)

Технологическая карта урока математики во 2 классе. Тема «Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20 (все случаи)». Тема находится в разделе «Сложение и вычитание с переходом через десяток». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_2_klass.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми

«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 9» с. Ижма

Технологическая карта урока математики во 2 классе.

Тема

«Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20 (все случаи)»

Рочева Надежда Васильевна

Тема урока математики: «Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20 (все случаи)»

Класс: 2

Тип урока: урок актуализации умений и навыков (урок повторения)

Цель: совершенствование умений выполнять различные задания на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.

Задачи:

Образовательные: отработка вычислительных навыков решения приёмом 2сложения и вычитания по частям»»; повторение состава чисел; закрепление умения решать задачи на увеличение на несколько единиц

Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие мышление на основе упражнений в решении и примеров и задач; развитие мелкой моторики, пространственной ориентировки

Воспитательные: воспитание мотивации к учебе, развитие навыков работать в паре, самостоятельно

Предметные БУД: овладение вычислительными навыками решения примеров и задач приёмом «сложения и вычитания по частям» в пределах 20 с переходом через десяток

Познавательные БУД:

ориентироваться в учебнике,

находить ответы на вопросы в тексте,

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Регулятивные БУД:

Совершенствование умения выполнять учебное задание в соответствии с целью. Проверять результат выполнения учебного задания и вносить корректировку, выполнять учебное действие в соответствии с правилом

Личностные УДД: 

желание осваивать учебный материал, необходимый для решения задач;

осознание собственных достижений при освоении учебной темы; самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

комментирование учебного задания с использованием математических терминов; участие в парной работе, нахождение общего решения в рамках учебного диалога

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы и для работы в паре), оценочный лист

Этапы урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивационный

Цель: создание комфортной психологической атмосферы, мотивации к учебной деятельности, включение в  работу на личностно-значимом уровне

Упражнение «Ладошки»

 Коснемся ладошками к ладошкам друга и подарим тепло своим друзьям, улыбнемся и с хорошим настроением начнем работать.

-Ребята, у нас сегодня необычный урок. Сегодня мы с вами приглашены ….  А куда именно мы приглашены вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Вот большой и круглый дом.

Ой, какое место!

Ведь всегда ребятам в нем

Очень интересно.

В этом доме непременно

Есть и звери, и арена.

Есть такие в нем артисты,

Трюкачи и акробаты,

Что хвостаты и пушисты,

Острозубы и рогаты. (Цирк) ( слайд 2)

- Как вы догадались? (круглый дом, есть звери)

-Что такое арена? (круглая сцена) (слайд 3,4)

-Кто же артисты в цирке? (люди и животные)

Выполняют упражнение: становятся в круг, вытягивают руки, касаются ладошками

Отгадывают загадку, отвечают на вопросы

2.Актуализация знаний обучающихся.

Цель: повторение изученного материала, мотивация к учебному действию

А)решение примеров на вычитание, знание десятичного состава чисел

Б) работа с числовым рядом

В) Игра «Десяточка»

- Конечно, вы уже догадались, куда мы приглашены? И это конечно же в цирк.(слайд 3)

- На представлении в цирке  вы должны быть очень внимательны и вам обязательно понадобятся те знания, которые мы получили на прошлых уроках.

Итак, нам пора. Но, ребята, чтобы попасть в цирк, мы должны купить билеты. Сегодня, билеты мы будем покупать не за деньги, а  за знания, то есть, чтобы купить билет надо вспомнить состав чисел, отгадать имя клоуна (дети решают примеры в парах и называют имя клоуна)

-Из чего состоят двузначные числа? (десятка и единиц) (слайд 5)

-Что означает  1 в числе 13? (десятки) А цифра 3? (единицы) Какое число должно получиться в ответе во всех примерах? (10, а это -…? -десяток )

Какое правило нужно вспомнить при решении этих примеров? (чтобы в числе остался десяток, нужно вычесть все единицы)

Отгадайте имя клоуна  (самостоятельное решение примеров на карточках. Карточка1: нужно вставить пропущенное число, выбрать соответствующую ответу букву и назвать имя клоуна, клоун поделится с вами билетами)

-Как зовут клоуна? (Тим). Он приготовил вам билеты.

-Что должно быть указано на билете? (номер ряда и места) (слайд 6,7)

Клоун Тим любит говорить загадками, поэтому он говорит:  «Мы все будем сидеть на одном ряду, перед нами 5 ряд, а за нами-7. На каком ряду наши места?» (6)

(дети у доски, учитель раздает билеты) (слайд 8,9)

Твои соседи сидят на местах 15 и 17? (16) (слайд 10)

Твое место- это число, состоящее из двух одинаковых цифр? (11) (слайд 11)

В следующем за 11 местом (12) (слайд 12)

В следующем за местом 13 (14) (слайд 13)

Твои соседи сидят на местах 12 и 14? (13) (слайд 14)

В предшествующем 16? (15) (слайд 15)

Приготовимся к представлению. Звучит музыка начало представления (слайд 16)

Клоун Тим хочет поиграть с вами игру «Десяточка» (слайд 17)

Он бросает вам мяч с числом, а вам надо дополнить это число до 10. (Проверка- с помощью условных сигналов «ладошка-пальчик»)    

Отвечают на вопросы полным предложением, обосновывают (слабые – пользуются числовым рядом)

Самостоятельно решают примеры на карточках, отгадывают имя клоуна, получают билеты, называют номер своего места и ряда

Запоминают условие игры, играют, проверяют с помощью условного сигнала

3.Этап выявления затруднения.

Цель: определение и формирование вместе с обучающимися затруднений, темы и целей урока

Введение в тему

Клоун Тим просит вас выполнить следующее задание.

Расставить примеры в порядке возрастания первого слагаемого: 8+8= 10+6= 9+7= (слайд 18)

8+8

9+7

10+6

-Какой пример лишний? Почему? (двузначное +однозначное число) (слайд 19)

Мы умеем решать такие примеры? Значит, что будем повторять? (при сложении этих чисел больше 10- это сложение с переходом через десяток) (слайд 20)

А каким действием проверим сложение? (вычитанием)

Тема урока: «Сложение и вычитание с переходом через десяток с числом 16» (слайд 21)

Цель: решать примеры и задачи (слайд 22)

Вспомнить состав чисел

Алгоритм решения примеров по частям

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя, решают устно примеры

Формулируют тему урока, цели с помощью учителя и приема «Незаконченное предложение».

4.Этап применение знаний и умений в новой ситуации.

Цель: постановка целей учебной деятельности выбора и способа. Средства реализации. Формирование новых знаний, коррекция речи, мышления,

Мотивация на  аналитическую деятельность

Развитие внимания, моторной координации, снятие напряжения.

Развитие двигательной активности, организация условия для эмоциональной разгрузки

Представление продолжается. На арене выступает дрессировщик со своими животными (слайд23)

- Чем занимается дрессировщик в цирке? (готовит цирковые номера с животными, проводит с ними тренировки, занятия, учит выполнять команды, воспитывает)

- Каким он должен быть по характеру? (добрый, заботливый, внимательный наблюдательный, должен знать повадки животных) Это лёгкая работа? (сложная, учит животных дружить с человеком, опасная)

Решение логической задачи (работа в парах, карточка №3)

Дрессировщик во время выступления работал с 3 животными: медведем, собачкой, обезьянкой.

-Чье выступление было первым, если медведь выступал не вторым и не первым, собачка выступала – не второй? (слайд 24)

-Какое животное выступало первым? (собака) (слайд 25)

Физминутка (слайд 26)- танцевальные ритмичные движения под песню «Цирк» О.Попова) +нейроупражнения и пальчиковая гимнастика

1.Окошко (1-2-3-4)- замок (1-2-3)- хлопок

2.Руки по стеклу 91-2-3-4)- хлопки(1-2)- заячьи ушки (правой, левой руками)

3.Хлопки (12-3)-Ладошки(1-2)- Фонарики (правой-левой)

4.Касание руками плеч(1-2-3) – касание руками ног (1-2-3)

4.Хлопки вытянутыми руками (1-2-3)- Волны (1-2-3)

Самостоятельная работа по карточкам (Карточка №2, слайд 29)

Собака показывала следующий номер: она решала примеры, ей нужно помочь выбрать дорожку с числом-помощником/примером-помощником (найти самый легкий способ решения, дополнить до 10, затем прибавить оставшееся число)

9+7=

7+9=

8+8= (слайд 27)

Как легко прибавлять? (по частям, дополнив до 10, к 10 легко прибавлять единицы). Вспомним алгоритм. (слайд 28)

Самостоятельная работа по карточкам (Карточка №2, слайд 29)

Проверка по эталону  с комментированием. (слайд 30)

Составьте по примерам на сложение примеры на вычитание (16-7, 16-9, 16-8) (слайд 31)

-Как легче вычитать? (можно вспомнить пример на сложение или вычитать по частям: вычесть все единицы, разбить вычитаемое на 2 числа, из 10 легко вычесть единицы)

Оцени свою работу (лист самооценки, поставь знак)

Слушают рассказ

Отвечают на вопросы

Работают в парах, решают задачу.

Выполняют упражнения с учителем под музыку

Самостоятельно решают примеры с карточек

Повторяют правило, алгоритм

5.Этап обобщения и систематизации знаний

Цель: формирование умения выполнять решение самостоятельно. Развитие аналитико-синтетической деятельности

-Кто выступал после собаки/кто был вторым выступающим? (обезьянка)

-Что могут делать обезьянки в цирке? (танцуют, играют на муз. инструментах, показывают акробатические номера)

Решение задачи с краткой записью (слайд 32)

-О ком говорится в задаче?

-Что получила за свое выступление обезьянка?

-Сколько бананов? Что сказано про мандарины?

-Какой вопрос задачи? Можем на него ответить?

-Какая это задача? (простая)

Запишите краткую запись и решение в тетради. (Коля Ч., Семен- измените вопрос задачи, чтобы она решалась в 2 действия, запишите решение в тетрадь)

Проверка решения задачи по эталону с комментированием (слайд 33-34)

Оцени свою работу (лист самооценки, поставь знак)

 Анализируют задачу

Отвечают на вопросы.

1 ученик решает задачу у доски, остальные – в тетради ( 2 «сильных» учеников преобразовывают в составную и решают в тетради самостоятельно)

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Цель: усвоение нового способа действия

Формирование умения комментировать решение задачи

Графический диктант

-Кто выступал с дрессировщиком третьим? (медведь)

Какой номер был у медведя? (поднимал штангу), значит медведь силач, атлет. (слайд 36)

Оцени свою работу (лист самооценки, поставь знак)

Читают, соотносят слова с предложением, обосновывают.

Отвечают на вопросы.

7.Домашнее задание

Цель: организация обсуждения и записи домашнего задания

Клоун Тим дарит свою фотографию на память, но она черно-белая, раскрасьте соответствующими цветами, решив примеры.

Записывают домашнее задание

9.Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: организовать рефлексию обучающихся по определению психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Подведение результатов работы, развитие самооценки

 

-Где мы сегодня побывали? ( в цирке)

- Кто нас встречал в цирке? (Клоун Тим)

-Какое задание было самым легким Как ты его выполнил? (сам нужно было немного помощи)

-Какое задание было выполнять сложно? Как ты справился?

-Что сегодня тебя удивило? Обрадовало? Огорчило?

Оценивание.

Аргументирует оценки, акцентирует внимание на результатах деятельности.

Осуществляют

оценивание деятельности и её результативности в ходе

самоанализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёр по математике для 1 класса по теме:"Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20"

Тренажёр поможет в увлекательной форме проверить знания учащихся  по теме:  «Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20».  Тренажёр предназначен для отработки на...

Тренажёр по математике для 1 класса по теме:"Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20"-новый

Тренажёр поможет в увлекательной форме  в режиме "он-лайн" проверить знания учащихся  по теме:  «Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20».  Тренажёр предназнач...

Урок математики по теме "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Случаи сложения +5"

Урок математики по теме "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Случаи сложения +5"...

Технологическая карта урока математики по теме "Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд вида 41+273+136" - 2 класс

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: Обобщение у обучающихся умение складывать трёхзначные числа с переходом через разряд.Задачи урокаДидактические:Сформировать умение склады...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ "Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ "Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток" Предмет :  математика 1 классТема Общий приём сложения однозначных чисел с...

Технологическая карта урока по математике по теме " Сложение и вычитание без перехода через десяток (все случаи)"

Данная разработка предназначена для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...