Открытый урок математики в 3 классе по функциональной грамотности "Решение задач"
план-конспект урока по математике (3 класс)
Цель урока: формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач
Задачи урока: 1.Создать условия для формирования у учащихся:
- умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических (жизненных) задач,
- умения работать в парах,
- умения формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме.
2. Развивать активность и самостоятельность учащихся путем вовлечения их в поисковую и познавательную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 901.46 КБ |
Лист самооценки | 13.35 КБ |
Презентация Решение задач | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по развитию функциональной грамотности школьников
на уроке математики 3 класс
Тема: Закрепление пройденного материала. «Решение жизненных задач»
Цель урока: формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач
Задачи урока: 1.Создать условия для формирования у учащихся:
- умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических (жизненных) задач,
- умения работать в парах,
- умения формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме.
2. Развивать активность и самостоятельность учащихся путем вовлечения их в поисковую и познавательную деятельность.
Планируемые результаты: Личностные: формировать внимательность и аккуратность при выполнении вычислений; развивать навыки самоконтроля, самоанализа, умение работать в коллективе.
Познавательные: создавать условия для формирования умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических (жизненных) задач,
умение ориентироваться в системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках математики. Формировать умение ставить и решать проблемы, развивать умение строить речевое высказывание;
Регулятивные: формировать умения определять и ставить цели с помощью учителя, проговаривать последовательность действий при решении задач и выполнении заданий. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предложение.
Предметные: повышать интерес к изучению математики, показать значение математики в различных сферах человеческой деятельности.
Ход урока
I. Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые гости. Начинаем урок
Дети разыгрывают сценку-«Покупатель – продавец»
- Ребята, знакомая для вас ситуация? А где ее можно встретить? (в нашей жизни)
- Почему у покупателя не получилось дать продавцу нужную сумму денег? (Плохо знает математику)
- А что мы с вами уже знаем? Какие темы изучили? Какие величины услышали в сценке?
- Можно тогда сказать, что все то что вы изучаете на математике может пригодиться вам в жизни? Приведите примеры. (Покупка в магазине, измерять, строить дом, изобретать)
Без математики не возможно в жизни
Без математики, друзья,
Прожить на свете нам нельзя
Без нее ты пропадешь.
И хлеба не купишь,
Рубля не сочтешь,
Что сколько стоит - не узнаешь,
А, узнав, не разберешь!
II.Постановка цели и задач урока.
-Сегодня тема урока: Закрепление пройденного материала. Решение «жизненных» задач (Слайд 2).
-Как вы понимаете термин «жизненные» задачи?
-Поставьте цель урока (Слайд 3).
- Да, сегодня мы будем учиться применять полученные знания и умения на уроках, для решения «жизненных задач».
-Желаю вам удачи,
И успешности в придачу.
Ш.Закрепление знаний в знакомых ситуациях.
-Вместе с нами выполнять задания будут ученик 3 класса Миша, его сестра Таня, мама, папа (Слайд 4).
-На мобильный телефон мамы поступило СМС сообщение от бабушки и дедушки:
Дорогие мои! Мы очень соскучились, едем в гости. Выезжаем сегодня, отправление автобуса в 10.00. В пути мы будем три часа. До встречи! (Слайд 5).
-Представьте ситуацию и составьте план действий.
1.Встретить бабушку с дедушкой
2. Закупить продукты
3. Приготовить обед.
- Ребята а для чего нам нужен план действий.
Работаем по плану.
- У каждого на столе есть лист оценивания, где вы сможете определенным значком оценить каждое выполненное задание.
1. Встреча бабушки и дедушки. Задача №1. (Устно)
-Прочитайте задачу. (Слайд 6).
Каких данных бабушка не сообщила, но мы их можем узнать?
Определите время прибытия 10ч+3ч=13ч
- Время на подготовку к встрече у нас есть.
- Оцените свою работу в листе оценивания.
IV.Творческое применение и добывание знаний в новых ситуациях.
1.Поход в магазин за продуктами. (слайд7)Работа в группах
Мама отправляет Мишу с сестрой в магазин за продуктами.
- Ребята поможем брату с сестрой совершить покупку в магазине?
- С чем нужно идти в магазин, для того чтобы купить продукты? (Деньги, банковской картой, карты для получения скидок)
- Для этого разобьемся на группы. Каждая группа выполняет свое задание. (Слайд 8).
Задача №2.
1 группа: Прочитайте список продуктов, которые необходимо купить.
(Мама дает 300р и просит купить: буханку черного хлеба, батон, пакет молока, картофель, сливочное масло).
-Какой возникает вопрос? ( Хватит ли денег? Сколько средств потратят на покупку?)
-Составлен план ваших действий.
1.Изучить прейскурант цен по таблице.
2.Определить, в каком магазине выгоднее сделать покупку?
Работа по таблице Сделайте вывод: выгоднее сделать покупку в магазине «Пятерочка».
Выполните расчет стоимости покупки и определите, хватит ли денег.
Прейскурант цен на продукты в магазинах города.
№ | Продукты | «Пятерочка» | «Магнит» | «Цезарь» |
1 | Батон | 30 | 32 | 33 |
2 | Буханка черного хлеба | 35 | 40 | 34 |
3 | Молоко (1 пакет) | 60 | 65 | 63 |
4 | Пряники (1 упаковка) | 70 | 75 | 73 |
5 | Чай (1 пачка) | 58 | 60 | 59 |
6 | Сахар (1 пакет) | 69 | 70 | 71 |
7 | Кефир (1 пакет) | 50 | 57 | 54 |
8 | Картофель | 35 | 42 | 38 |
9 | Сливочное масло | 150 | 155 | 153 |
Выполняют решение задачи, записывают ответ, делают вывод.
Ответ: 305 рублей.
Вывод: денег не хватит,
2 группа: Прочитайте список продуктов, которые необходимо купить.
(Мама дает 300р и просит купить: пряники, пачку чая, пакет сахара). ( Слайд 9)
-Какой возникает вопрос? ( Хватит ли денег? Сколько средств потратят на покупку?)
-Составлен план ваших действий.
1.Изучить прейскурант цен по таблице.
2.Определить, в каком магазине выгоднее сделать покупку?
Работа по таблице
Сделайте вывод: выгоднее сделать покупку в магазине «Пятерочка».
Выполните расчет стоимости покупки и определите, хватит ли денег.
Прейскурант цен на продукты в магазинах города.
№ | Продукты | «Пятерочка» | «Магнит» | «Цезарь» |
1 | Батон | 30 | 32 | 33 |
2 | Буханка черного хлеба | 35 | 40 | 34 |
3 | Молоко (1 пакет) | 60 | 65 | 63 |
4 | Пряники (1 упаковка) | 70 | 75 | 73 |
5 | Чай (1 пачка) | 58 | 60 | 59 |
6 | Сахар (1 пакет) | 70 | 72 | 71 |
7 | Кефир (1 пакет) | 50 | 57 | 54 |
8 | Картофель | 35 | 42 | 38 |
9 | Сливочное масло | 150 | 155 | 153 |
Выполняют решение задачи, записывают ответ, делают вывод.
Ответ: 198 рублей.
Вывод: денег хватит,
- Ребята, первой группе наличных денег не хватает. Ваши предложения (Воспользоваться банковской картой)
3 группа: Задание «Карты .
У детей есть карты разных магазинов (Слайд 14).
- Какой картой воспользуемся для оплаты продуктов? (Воспользуемся картой «Мир» Сбербанка России )
Для нее нужен Пин-код. (Слайд 16)
Расшифруйте Пин-код по таблице. Решите примеры.
- Какой картой воспользуемся для получения скидки? (Карта «Пятерочка»).
(Слайд 15).
Проверка
Оцените свои действия.
1 цифра | Частное чисел 42 и 7 | 6 |
2 цифра | Произведение чисел 45 и 0 | 0 |
3 цифра | Во сколько раз 24 больше 8? | 3 |
4 цифра | На сколько 75 меньше 80? | 5 |
ФИЗМИНУТКА
Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)
Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)
Пять — руками помахать. (Движения руками.)
Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)
2.Приготовление обеда
а) Приготовление картофельного пюре
-Приступаем к приготовлению обеда.
Задача №4. Готовим блюдо. (Работа в паре)
Это будет картофельное пюре. Работа по слайду. (Слайд 20).
-Сколько нужно штук картофеля для приготовления пюре на 6 порций, если на одну порцию уходит 2шт картофеля? (6 *2 = 12 штук )
- Что добавляли к картофелю при дворе царя Петра Первого?
Когда русский царь Петр Первый был в Голландии, он заинтересовался необычными «земляными яблоками» и отправил их целый мешок для посадки в Россию. С той поры картофель стали подавать на банкетах при царском дворе. Вместо соли на блюдо с картофелем клали сахар, а сами клубни считали редким лакомством- вроде заморского пирожного.
Задача №6 Самостоятельная работа. Готовим витаминный напиток из ягод и фруктов. (Слайд 22).
- Узнайте стоимость каждого фрукта по картинке.
Проверка. Оцените свои успехи.
VI. Итог урока. Рефлексия.
(Слайды 23-24).
Опрос учащихся.
- Справились мы с решением «жизненных задач»?
- Что нам помогало решать «жизненные задачи»?
- Что еще выполняли в ходе нашего урока?
- Какой вывод сделаем?
Вывод: Полученные знания и умения в школе необходимы для жизни.
А еще ребята в 4 классе вы будете сдавать экзамен, который называется ВПР, вы будете там выполнять задание, которое вам встретилось сегодня на уроке, это работа с таблицей.
- Продолжите ту фразу, которой вы бы хотели закончить наш урок.
Было интересно…………..
Было трудно……………
Могу похвалить себя за то, что…………
Могу похвалить одноклассников за то, что…….
Мне показалось важным……
Учитель оценивает учеников.
Спасибо за урок!
1 группа Задача №2.
Мама дала 300р и попросила купить продукты: пряники, пачку чая, пакет сахара.
Вопрос:____________________________________________________________
План действий.
1.Изучить прейскурант цен по таблице.
2.Определить, в каком магазине выгоднее сделать покупку?___________ (Вывод)
Прейскурант цен на продукты в магазинах города.
№ | Продукты | «Пятерочка» | «Магнит» | «Цезарь» |
1 | Батон | 30 | 32 | 33 |
2 | Буханка черного хлеба | 35 | 40 | 34 |
3 | Молоко (1 пакет) | 60 | 65 | 63 |
4 | Пряники (1 упаковка) | 70 | 75 | 73 |
5 | Чай (1 пачка) | 58 | 60 | 59 |
6 | Сахар (1 пакет) | 70 | 72 | 71 |
7 | Кефир (1 пакет) | 50 | 57 | 54 |
8 | Картофель | 35 | 42 | 38 |
9 | Сливочное масло | 150 | 155 | 153 |
Решение:_______________________________________________________
Хватит ли денег?_________________________________________________
2 группа Задача №2.
Мама дала 300р и попросила купить продукты: буханку черного хлеба, батон, пакет молока, картофель, сливочное масло Вопрос:____________________________________________________________
План действий.
1.Изучить прейскурант цен по таблице.
2.Определить, в каком магазине выгоднее сделать покупку?___________ (Вывод)
Прейскурант цен на продукты в магазинах города.
№ | Продукты | «Пятерочка» | «Магнит» | «Цезарь» |
1 | Батон | 30 | 32 | 33 |
2 | Буханка черного хлеба | 35 | 40 | 34 |
3 | Молоко (1 пакет) | 60 | 65 | 63 |
4 | Пряники (1 упаковка) | 70 | 75 | 73 |
5 | Чай (1 пачка) | 58 | 60 | 59 |
6 | Сахар (1 пакет) | 70 | 72 | 71 |
7 | Кефир (1 пакет) | 50 | 57 | 54 |
8 | Картофель | 35 | 42 | 38 |
9 | Сливочное масло | 150 | 155 | 153 |
Решение:_______________________________________________________
Хватит ли денег?_________________________________________________
3 группа Задача № 2
План действий.
1.Определить по какой карте можно произвести оплату за покупку
_______________________
Расшифруйте Пин-код по таблице.
1 цифра | Частное чисел 42 и 7 | |
2 цифра | Произведение чисел 45 и 0 | |
3 цифра | Во сколько раз 24 больше 8? | |
4 цифра | На сколько 75 меньше 80? |
2.Определить, в каком магазине выгоднее сделать покупку?___________ (Вывод)
3. Определить какой картой можно воспользоваться для получения скидки
____________________________________
Прейскурант цен на продукты в магазинах города.
№ | Продукты | «Пятерочка» | «Магнит» | «Цезарь» |
1 | Батон | 30 | 32 | 33 |
2 | Буханка черного хлеба | 35 | 40 | 34 |
3 | Молоко (1 пакет) | 60 | 65 | 63 |
4 | Пряники (1 упаковка) | 70 | 75 | 73 |
5 | Чай (1 пачка) | 58 | 60 | 59 |
6 | Сахар (1 пакет) | 70 | 72 | 71 |
7 | Кефир (1 пакет) | 50 | 57 | 54 |
8 | Картофель | 35 | 42 | 38 |
9 | Сливочное масло | 150 | 155 | 153 |
Задача 3. Горячее блюдо.
Сколько нужно штук картофеля для приготовления пюре на 6 порций, если на одну порцию уходит 2шт картофеля?
_______________________________________________________________________
Задача 3. Горячее блюдо.
Сколько нужно штук картофеля для приготовления пюре на 6 порций, если на одну порцию уходит 2шт картофеля?
_______________________________________________________________________
Задача 3. Горячее блюдо.
Сколько нужно штук картофеля для приготовления пюре на 6 порций, если на одну порцию уходит 2шт картофеля?
_______________________________________________________________________
Задача 3. Горячее блюдо.
Сколько нужно штук картофеля для приготовления пюре на 6 порций, если на одну порцию уходит 2шт картофеля?
_______________________________________________________________________
Задача 3. Горячее блюдо.
Сколько нужно штук картофеля для приготовления пюре на 6 порций, если на одну порцию уходит 2шт картофеля?
_______________________________________________________________________
Задача 3. Горячее блюдо.
Сколько нужно штук картофеля для приготовления пюре на 6 порций, если на одну порцию уходит 2шт картофеля?
_______________________________________________________________________
Задача 3. Горячее блюдо.
Сколько нужно штук картофеля для приготовления пюре на 6 порций, если на одну порцию уходит 2шт картофеля?
_______________________________________________________________________
Задача 3. Горячее блюдо.
Сколько нужно штук картофеля для приготовления пюре на 6 порций, если на одну порцию уходит 2шт картофеля?
Задача
Пирожное в магазине Надежда» стоит 80рублей. Если приготовить дома, то на изготовление 10 штук потребуется сумма 500 рублей. Выгодно ли испечь пирожные дома? На сколько рублей домашнее пирожное стоит дороже или дешевле пирожного из магазина?
Задача
Пирожное в магазине Надежда» стоит 80рублей. Если приготовить дома, то на изготовление 10 штук потребуется сумма 500 рублей. Выгодно ли испечь пирожные дома? На сколько рублей домашнее пирожное стоит дороже или дешевле пирожного из магазина?
Задача
Пирожное в магазине Надежда» стоит 80рублей. Если приготовить дома, то на изготовление 10 штук потребуется сумма 500 рублей. Выгодно ли испечь пирожные дома? На сколько рублей домашнее пирожное стоит дороже или дешевле пирожного из магазина?
Задача
Пирожное в магазине Надежда» стоит 80рублей. Если приготовить дома, то на изготовление 10 штук потребуется сумма 500 рублей. Выгодно ли испечь пирожные дома? На сколько рублей домашнее пирожное стоит дороже или дешевле пирожного из магазина?
Задача
Пирожное в магазине Надежда» стоит 80рублей. Если приготовить дома, то на изготовление 10 штук потребуется сумма 500 рублей. Выгодно ли испечь пирожные дома? На сколько рублей домашнее пирожное стоит дороже или дешевле пирожного из магазина?
Задача
Пирожное в магазине Надежда» стоит 80рублей. Если приготовить дома, то на изготовление 10 штук потребуется сумма 500 рублей. Выгодно ли испечь пирожные дома? На сколько рублей домашнее пирожное стоит дороже или дешевле пирожного из магазина?
Задача
Пирожное в магазине Надежда» стоит 80рублей. Если приготовить дома, то на изготовление 10 штук потребуется сумма 500 рублей. Выгодно ли испечь пирожные дома? На сколько рублей домашнее пирожное стоит дороже или дешевле пирожного из магазина?
Решение: ________________________________________________________
Ответ: __________________________________________________________
Задача
Пирожное в магазине Надежда» стоит 80рублей. Если приготовить дома, то на изготовление 10 штук потребуется сумма 500 рублей. Выгодно ли испечь пирожные дома? На сколько рублей домашнее пирожное стоит дороже или дешевле пирожного из магазина?
1)_________________________________________________________
2)___________________________________________________________
Ответ: ______________________________________________________
Задача 6. Узнайте стоимость каждого фрукта по картинке.
Решение:1)_______________________________________________________________
2) _______________________________________________________________________
3) _______________________________________________________________________
Ответ:___________________________________________________________________
Подведем итоги:
-Было интересно
-Было трудно
-Я узнал много полезного
-Я оцениваю свою работу на уроке на
Предварительный просмотр:
Лист самооценки
Ф.И.___________________________
Задание №1 (Устно) | Задание № 2 (работа в группе) | Задание № 3 (работа в паре) | Задание № 4 (самостоятельно) | Работа на уроке: (поднимал руку-отвечал) | Итого: Твоя оценка |
«+»- выполнил задание правильно 4-5 «+» - оценка «5»
«-« - выполнил задание неверно 3 «+» - оценка «4»
«?»- при выполнения задания возникли трудности 2 «+» - оценка «3»
_________________________________________________________________________________________
Лист самооценки
Ф.И.___________________________
Задание №1 (Устно) | Задание № 2 (работа в группе) | Задание № 3 (работа в паре) | Задание № 4 (самостоятельно) | Работа на уроке: (поднимал руку-отвечал) | Итого: Твоя оценка |
«+»- выполнил задание правильно 4-5 «+» - оценка «5»
«-« - выполнил задание неверно 3 «+» - оценка «4»
«?»- при выполнения задания возникли трудности 2 «+» - оценка «3»
_________________________________________________________________________________________
Лист самооценки
Ф.И.___________________________
Задание №1 (Устно) | Задание № 2 (работа в группе) | Задание № 3 (работа в паре) | Задание № 4 (самостоятельно) | Работа на уроке: (поднимал руку-отвечал) | Итого: Твоя оценка |
«+»- выполнил задание правильно 4-5 «+» - оценка «5»
«-« - выполнил задание неверно 3 «+» - оценка «4»
«?»- при выполнения задания возникли трудности 2 «+» - оценка «3»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Закрепление пройденного материала. Решение «жизненных» задач.
Цель урока: тренироваться в решении задач, которые встречаются в жизни.
Задачи на движение Выезжают- в 11.00 Время в пути – 3 часа Время прибытия - ? 11 + 3 = 14 ч
Буханку черного хлеба, батон, пакет молока, пачку чая, упаковку сосисок, пакет сахара.
1 группа № Продукты «Пятерочка» «Магнит» «Цезарь» 1 Батон 30 32 33 2 Буханка черного хлеба 35 40 34 3 Молоко (1 пакет) 60 65 63 4 Пряники (1 упаковка) 70 75 73 5 Чай (1 пачка) 58 60 59 6 Сахар (1 пакет) 70 72 71 7 Кефир (1 пакет) 50 57 54 8 Картофель 35 42 38 9 Сливочное масло 150 155 153 70+ 58+70=198 (р) - стоимость всей покупки Вывод: денег хватит
2 группа № Продукты «Пятерочка» «Магнит» «Цезарь» 1 Батон 30 32 33 2 Буханка черного хлеба 35 40 34 3 Молоко (1 пакет) 60 65 63 4 Пряники (1 упаковка) 70 75 73 5 Чай (1 пачка) 58 60 59 6 Сахар (1 пакет) 69 70 71 7 Кефир (1 пакет) 50 57 54 8 Картофель 35 42 38 9 Сливочное масло 150 155 153 30+ 35+60+35+150=310(р) - стоимость всей покупки Вывод: денег не хватит
3 группа Выбери карту
Расшифруйте Пин-код по таблице. Решите примеры. Оцените свои действия. 1 цифра Частное чисел 42 и 7 2 цифра Произведение чисел 45 и 0 3 цифра Во сколько раз 24 больше 8? 4 цифра На сколько 75 меньше 80? 6 0 3 5
Готовим обед Горячее блюдо
Готовим обед Фруктовый напиток 10 12
Было интересно………….. Было трудно…………… Могу похвалить себя за то, что………… Могу похвалить одноклассников за то, что……. Мне показалось важным…….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок математики 3 класс "Решение задач и уравнений"
«Решение задач и уравнений»Тип урока: нестандартныйКласс: 3Тема урока: Закрепление решение задач и уравнений.Цель урока: закрепление и обобщение имеющихся знаний учащихся при решении уравне...
Открытый урок математики 3 класс школа 2100 на тему: "Решение задач"
На уроке использованы материалы по ПДД. Дети отправляются на экскурсию в краеведческий музей и по ходу решают множество задач....
Открытый урок математики 4 класс (Петерсон) по теме: Решение задач на нахождение целого по части и части по целому
Урок путешествия. Перед детьми стоит задача, пройдя все математические испытания, они находят послание спрятанное в древнем замке....
Открытый урок в 4 классе на тему «Решение задач »
Цель:Образовательная: Формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию практических навыков работы с величинами, обеспечить условия для ...
Открытый урок в 1 классе по теме " Решение задач"
Урок дан по СДО (способу диалектического познания) по ФГОС. учебник М.И. Моро...
Конспект открытого урока математики "От теории к практике. Решение задач на движение"
Материал предназначен для проведения урока математики в 4 классе. Цель урока: отработка знаний по теме "Решение задач на движение"...
Открытый урок математики 4 класс "Умножение на 0 и 1. Решение задач"
Открытый урок математики 4 класс "Умножение на 0 и 1. Решение задач"...