Формирование вычислительных навыков
презентация к уроку по математике

Соснина Ирина Олеговна

Презентация  "Формирование вычислительных навыков в начальной школе"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование вычислительных навыков у учащихся начальной школы

Слайд 2

« Развитие навыков должно предшествовать развитию ума» Аристотель Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе

Слайд 3

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей Цель на уроках математики не только отрабатывать вычислительные умения, но и развивать учащихся.

Слайд 4

Мария Александровна Бантова определила вычислительный навык как высокую степень овладения вычислительными приёмами. «Приобрести вычислительные навыки — значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро».

Слайд 5

Полноценный вычислительный навык обучающихся характеризуется следующими показателями: правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщенностью, автоматизмом и прочность ю

Слайд 6

Правильность – ученик правильно находит результат арифметического действия, то есть правильно выбирает и выполняет операции, составляющие приём. Осознанность – ученик осознаёт, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения, в любой момент может объяснить, как он решал и почему так может решать.

Слайд 7

Рациональность – ученик выбирает для данного случая более рациональный приём, то есть выбирает те из возможных операций, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату. Обобщённость – ученик может применить приём вычисления к большому числу случаев, то есть способен перенести приём вычисления на новые ситуации.

Слайд 8

Автоматизм – ученик выполняет и выделяет операции быстро и в свёрнутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций. Высокая степень автоматизации должна быть достигнута по отношению к табличным случаям сложения и вычитания, умножения и деления. Прочность – ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время.

Слайд 9

Организация работы на уроке по формированию вычислительных навыков позволяет решать следующие задачи:  активизировать работу учащихся пробуждать интерес к изучению математики  способствовать развитию познавательного интереса  формировать интеллектуальные умения  улучшать весь педагогический процесс и повышать его эффективность

Слайд 10

Для создания условий успешности ученика необходимо: -сформировать вычислительные навыки; -проводить диагностику вычислительных навыков учащихся; -вести мониторинг формирования вычислительной культуры учащихся; -постоянно закреплять все вычислительные навыки на уроках и во внеурочной деятельности по предмету; -учитывать уровень подготовленности и развития каждого ученика; -постепенно усложнять устный счет; -использовать интересные формы работы на уроке; -учить различным способам быстрых вычислений; -привлекать учащихся к самоконтролю по повышению вычислительной культуры.

Слайд 11

Основная задача формирования вычислительных навыков на уроках математики – задача повышения вычислительной культуры. Данная технология включает различные формы устного счета приемы быстрых вычислений таблицы-тренажеры

Слайд 12

Устный счет Устные вычисления (счет в уме) – самый древний и простой способ вычисления. Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий успешного обучения , как основа обучения математике. Залог успешности – от «легкого» к постепенно «трудным» вычислениям.

Слайд 13

Два вида устного счёта . Первый (основан на зрительном восприятии информации); Второй вид устного счёта (основан на слуховом восприятии) . Необходимо стараться сделать так, чтобы устный счёт воспринимался учащимися как интересная игра.

Слайд 14

Формы устного счёта : «Цветик-семицветик», «Кто быстрее», «Цепочки» «Индивидуальное лото», «Составь круговые примеры», « Покормите рыбок», « Математическая рыбалка», «Математический биатлон» и т.д

Слайд 15

“ Украсьте елочку”

Слайд 16

«Цепочки» 8 + 2 = □ – 3 = □ + 1 = □ – 4 = □ + 2 = □ – 3 = □ + 2 = □ “Угадай, какое число задумано”. Из числа 9 я вычла задуманное число и получила 4. Какое число я задумала? К задуманному числу я прибавила 2 и получила 8. Какое число я задумала? Из задуманного числа я вычла 3 и получила 8. Какое число я задумала?

Слайд 17

Раскрасьте фигуры с ответом 9 желтым цветом, с ответом 8 синим цветом, с ответом 10 коричневым цветом.

Слайд 18

Способы быстрых вычислений: Сложение столбцами; Умножение на 101; Умножение на 1001

Слайд 19

Таблицы-тренажеры Однако 5-7 минут успешного счёта на уроке недостаточны не только для развития вычислительных навыков, но и для их закрепления, если нет системы устного счёта.

Слайд 20

Организация устных упражнений всегда была и остаётся “узким местом” в работе на уроке: суметь за небольшое время дать каждому ученику достаточную “вычислительную нагрузку”, предложить разнообразные задания, стимулирующие развитие внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, оперативно проверить правильность решений, обеспечить необходимый уровень самостоятельности в работе детей – действительно весьма трудная задача.

Слайд 21

Таким образом, оттачиваются не только собственно вычислительные навыки , формиру-ется “числовая зоркость ”, но и тренируется внимание, развивается оперативная память ребёнка. /. 13 Х 5 + 15 : 20 х 8 - 16 При выполнении цепочных вычислений резуль-таты промежуточных действий не записываются, ученик фиксирует только окончательный ответ.

Слайд 22

Разработка алгоритмов

Слайд 23

63 : 9 Есть в таблице? ДА НЕТ

Слайд 24

ДА РЕШАЮ ПИШУ ОТВЕТ

Слайд 25

63 : 3 Есть в таблице? ДА НЕТ

Слайд 26

НЕТ Делятся разрядные слагаемые? ДА НЕТ

Слайд 27

ДА РЕШАЮ (60:3+3:3) ПИШУ ОТВЕТ (21)

Слайд 28

65 : 5 Есть в таблице? ДА НЕТ

Слайд 29

НЕТ Делятся разрядные слагаемые? ДА НЕТ

Слайд 30

НЕТ Заменяю удобными слагаемыми Решаю (50:5+15:5 ) Пишу ответ (13)

Слайд 31

Вычислительные навыки можно тренировать и так . В начале урока дети получают карточки-задания . По сигналу ребята начинают записывать свои ответы. Через 2 минуты тренировка заканчивается. После занятий с учениками-помощниками подсчитываем количество правильных ответов и заносим результаты в сводную таблицу , которую вывешиваем в классе, и так на каждом уроке.

Слайд 32

Учителю необходимо использовать систему диагностических самостоятельных работ для отработки скорости и правильности вычислений

Слайд 33

Тема урока Вид задания Формируемый вычислительный прием Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд Нахождение значений выражений. Задания на классификацию Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд и с переходом Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд Нахождение значений выражений и сравнений этих значений Вычитание двузначных чисел без перехода через разряд и с переходом. Обратные операции Нахождение значения выражений Многовариантные задания Сложение двузначных чисел с переходом через разряд и без перехода Осознанность Длина ломаной. Периметр Сравнение выражений с переменной. Нахождение значения выражений по цепочке. Осознанность вычислительных действий. Сложение с переходом через разряд и без перехода. Порядок выполнения действий в выражениях Нахождение значения выражений Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд Виды алгоритмов. Нахождение значения выражений (по алгоритму) Сложение двузначных чисел с переходом через разряд и без перехода Угол. Прямой угол. Нахождение значений выражений с элементом занимательности Сложение и вычитание с переходом через разряд Свойства сложения Нахождение значений выражений с элементом занимательности Сложение двузначных чисел с переходом через разряд. Сложение двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд Осознанность Вычитание суммы из числа Нахождение значения выражений Вычитание двузначных чисел из трехзначных с переходом через разряд. Сложение двузначных чисел с переходом через разряд Вычитание числа из суммы. Задания с многовариантными решениями с элементом занимательности Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд Тема урока Вид задания Формируемый вычислительный прием Программа включения заданий на формирование вычислительных навыков в уроки математики

Слайд 34

Задания Проверяемый вычислительный навык или прием Сравни выражения не вычисляя их значения: 54 + 2 … 48 + 2 89 – 9 …. 89 – 1 234 + 48 … 48 + 234 Осознанность вычислительных действий (могут ли не вычисляя значение выражений дать верный ответ) 2. Реши письменно примеры, подробно записывая ход своих рассуждений: 45 – 28 27 + 39 67 – 29 45 + 47 Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд 3. Реши: 89 – 18 81 + 26 385 – 314 884 + 111 Сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд; От крышки стола отпилили угол. Сколько осталось углов? Осознанность вычислительных действий Примеры заданий для самостоятельной работы

Слайд 35

Типичные ошибки учителей при работе по формированию вычислительных навыков новые способы и приемы вычисления подаются в готовом виде; многократное повторение однотипных примеров, опора на активную работу памяти и напряжения произвольного внимания;

Слайд 36

зазубривание таблиц сложения и умножения и использование их при выполнении однообразных тренировочных упражнений; запрет считать «на пальцах» (следует понимать, что на первых порах это необходимо ребёнку, он сам «организует» себе деятельностный подход к освоению вычислительных навыков!)

Слайд 37

таблица умножения «на лето» (заучивание без понимания смысла умножения и деления); необоснованная замена устных вычислений письменными; нерациональность вычислений;

Слайд 38

чрезмерное увлечение использованием калькуляторов; обучение счёту при помощи компьютерных игр, не дающих теоретических аспектов вычислительных приёмов

Слайд 39

Творческих успехов всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе.

Задача формирования вычислительных навыков  является     центральной в курсе преподавания математики в начальной школе. Однако, не всегда вычислительные навыки у учащи...

Интегрированный урок математики и информатики по теме"Алгоритмы. Использование, построение алгоритмов при решении задач и при формировании вычислительных навыков", 2 класс

Веду факультативный курс "Информатика в играх и задачах" (автор Горячев А.В.) Одна из основных целей курса - развитие логического мышления. На этом уроке отрабатывалась одна из тем информатики "Алгори...

Презентация по теме "Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков у учащихся начальной школы"

Презентация раскрывает роль устного счёта в выработке вычислительных навыков у учащихся и развитии личностных качеств у учащихся....

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «РОЛЬ УСТНОГО СЧЁТА В ФОРМИРОВАНИИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА»

Роль устного счёта в формировании навыков и в развитии личностных качеств ребёнка....

«Использование информационных технологий при формировании вычислительных навыков у младших школьников»

Педагогический проект по курсам повышения квалификации. Презентация к данному проекту....

Формирование вычислительных навыков в системе Л. В. Занкова

В статье раскрываются некоторые вопросы формирования вычислительных навыков, которые с успехом применяются и в других системах обучения....