Урок математики во 2 классе
план-конспект урока по математике (2 класс)

Ишкинина Светлана Галиевна

Патриотическое воспитание на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математика. 2 класс.

Учитель: Ишкинина С.Г.

Тема: Письменные вычисления сложения вида 37+48

Цель: познакомить с  письменным приёмом сложения вида 37+48; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.

Углубить знания об одной из наиболее ярких и героических страницах истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов -872 дневной блокаде Ленинграда;

Используя умения сравнения, анализа, обобщения представленных материалов, помочь учащимся определить задачи, которые стояли перед жителями блокадного города;

Способствовать развитию чувств сопереживания к трагической судьбе ленинградцев, восхищения и гордости за народ, проявивший стойкость и мужество в схватке с врагом;

Развивать чувство патриотизма и гражданственности.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся выполнять вычисления вида 37+48;

Метапредметные: моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи;

Личностные: выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.

УУД:

Регулятивные: понимать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: поиск необходимой информации в учебнике для решения познавательной задачи; применение полученной информации для выполнения вычислений.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Межпредметные связи: окружающий мир

Формы работы учащихся: работа в парах, фронтальная, индивидуальная работа, групповая работа.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, карточки для  интегрированных учеников с ОВЗ,  учебник, распечатки звезд для рефлексии.

  1. Орг. момент. Оформление тетрадей.

- Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Светлана Галиевна,  сегодня урок математики проведу у вас я.

Пожелаю вам удачи –

За работу, в добрый час!

-Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением. 

- Я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками. 

- Хлопните в ладоши, если вы не любите ссориться и обижать друг друга. 

- Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважать себя и других.

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

 - Ребята, у вас на партах лежат  - Лист «Успеха» После каждой работы, если справитесь с заданием поставите «+», если не справитесь поставите « - ».

 - Звёздочки  красного, зеленого и желтого цвета. Звездочки нам понадобятся только в конце . Но если вам потребуется моя помощь  при решение каких то заданий, поднимите желтую звездочку – «ПОМОГИ, пожалуйста».

 - Карточки с  кружочками ( у кого то – желтый, зеленый, красный) Пока их не трогайте. Когда я скажу только тогда возмёте)))

Обратите внимание на экран! работаем с заданием , которое вы видите на экране. (карточки у каждого  тоже имеется)

СЛАЙД

Задание 1 -Расположите числа в порядке  возрастания и прочитайте  слово

900

14

16

8

20

12

27

а

о

к

Б

а

л

д

8

12

14

16

20

27

900

Б

л

о

к

а

д

а

На листке « успеха» ставим + или -

Слайд

Блокада – это действия направленные на уничтожение объекта  (города)

- Как вы уже догадались мы с вами сегодня будем говорить о Блокаде Ленинграда. Решая математические задачи и примеры вы узнаете какие трудные испытания пришлось пройти ленинградцам.

- Найдите наименьшее число. – 8 . Дайте характеристику. (двузначное, чётное)

 8 сентября 1941 года Ленинград был взят в блокадное кольцо.  

Фашисты говорили, что Москва – это сердце СССР (России) А Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда мы стерём с лица земли Ленинград,  считали они. Но фашисты глубоко ошиблись. Жители мужественно защищали свой город.

 - Найдите самое наибольшее число .  900 – какое это число ? ( трехзначное, четное)

Почти 900 дней ( я округлила число 872) длилась Блокада Ленинграда .

 

- Найдите нечётное число? (27.)

. -  27 января 1944 года  после начала блокады, Ленинград был полностью освобожден от фашистов. И каждый год мы отмечаем эту дату.

- Дайте характеристику числу 27. ( двузначное, состоит из 2 дес. и 7ед., сумма разрядных слагаемых 20 и 7 , нечётное, предыдущее 26, последующее 28. Для записи нужно две клетки)

- Сделаем пальчиковую гимнастику «Семья» (Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка, этот пальчик я – вот и вся моя семья)

- Пропишем 27 в минутке чистописания. (объясняю на доске)

Задание 2 - Работа с карточками. (желтый  – ОВЗ ,  зеленый – среднеуспевающие, красный – сильные)

- У вас  на партах лежат карточки с желтым, зеленым и красным  кружочком в левом верхнем углу  - выполните задание в них . Только проверять эти задания у каждого  мы будем отдельно в течении  урока по очереди) И в оценочных листах тогда поставите + или -.

Карточки с желтым кружочком в левом верхнем углу для индивидуальной работы (для ОВЗ)

50+2  =

83+6 =

33+5 =

22+7  =

 Дни Блокады были самыми трудными испытаниями для ленинградцев.

К началу блокады в городе имелись лишь недостаточные по объёму запасы еды. 

 - Давайте спросим у одноклассников , которые работали с желтыми карточками.

Слайд

На начало блокады было –

Муки – на 52 дня

Крупы – 89 дней

Мяса – 38 дней

Масла – 29 дней

Первое испытание – голод

Оцените себя в листе «Успеха»

 - Чтобы узнать какое еще испытание пришлось терпеть им, спросим  тех ребят у которых  на карточках зелёный кружочек.

30 + 12 =

20 + 10 =

25 + 11 =

Слайд

 в морозную зиму температура достигала до  42 градусов

 стены домов промёрзли до 30 см, не было электричества, отопления.

 36 школах в бомбоубежищах учили детей.

 Второе испытание – холод.

Несмотря на голод и холод дети  учились.

Ребята, когда  работали с карточками были трудности ?  

-Оцените себя в листе «Успеха»

Какое действие вы выполняли?

С какими числами работали?

  1. Актуализация знаний.

- Чтобы повысить работоспособность нашего организма,

  • помассируем мочки ушек;
  • потяните слегка мочки ушей сверху вниз;
  • нарисуйте носом пятерку.

3.Самоопределение к деятельности. «Мозговой штурм»

Задание 3

5+6=11       5+7=12      7+9=16              

 На это задание у вас будет несколько секунд.

Проверка.

- У кого другие ответы?   

  Оцените себя в листе «успеха»

СЛАЙД

Ребята , эти цифры рассказывают нам , что ленинградские мальчишки и девчонки до 11 лет после школы работали в госпиталях, ухаживали за ранеными. А после 12 лет они уже работали на станках, где выпускали оружия для фронта.  И работали они по 16 часов в день.                               

- Что общего в записанных равенствах? (при сложении двух однозначных чисел получается двузначное число)

-Сколько единиц? Сколько десятков?

- Как вы выполняли сложение? (по частям. Сначала дополняли первое слагаемое до десяти, а потом прибавляли оставшуюся часть)

 - Когда мы складываем единицы,  в ответе получаем двузначные числа – это наше новое условие.

- И так сегодня мы с вами будем учиться применять новое условие  при сложение двузначных чисел столбиком.

Слайд

  25+ 16 ( объясняю)

- Запишем это пример столбиком, попытаемся раскрыть секрет записи.

- Можно ли записать под единицами сразу две цифры?

- Как вы предлагаете записать решение?

4. Сообщение темы урока. Постановка целей на урок.

- Сформулируйте тему урока.

СЛАЙД   - Письменные вычисления сложения вида 37+48)

- Откройте учебник на с.12. Прочитаем задачи урока.

5. Знакомство с вычислительным приёмом.

     1

+37    

  48

  85

- Как вы думаете, что обозначает цифра 1 в этой записи? (При сложении единиц получилось двузначное число и десяток перешёл в свой разряд)

- В чём секрет примера нового вида?

6. Первичное закрепление.

- На экране примеры, решаем с комментированием.

 Слайд - Физминутка для глаз

Задание 4  - №1

-  На с.12 выполним № 1,  решите самостоятельно, используя алгоритм сложения.

Проверка  -  на экране ответы, меняемся тетрадями с соседами, проверяем работу соседей карандашом.  

- У кого все правильно, поднимите красные звездочки.

У кого есть ошибки , поднимите желтые звездочки, если вам требуется помощь, я помогу!

Оцените свою работу на листке «Успеха»

 Фашисты Отрезали Ленинград от всей страны с суши.  Но была воздушная «Дорога жизни».  К сожалению были большие потери самолётов,  нехватка численного состава лётчиков и горючего.

Физкультминутка – самолёты

Самолеты загудели

Самолеты полетели

На поляну тихо сели

Да и снова полетели.

Задание 5.

На доске запись: (из №5 )  Вычислите примеры самостоятельно.

Проверка

Оцените в листке «Успеха»

37 + 8 = 45      - л

56 – 9 = 47       - х

60 – 32 = 28     - б

80 – 47 =33      -е

- Расставив ответы в порядке убывания и перевернув карточки вы узнаете , что давали ежедневно ленинградцам.

47      45    33    28

х        л       е       б

Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из- за куска хлеба и перестанут защищать свой город. Но люди не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

 - Давайте , мы тоже будем дружненько работать в группах -  и узнаем про какой кусок хлеба говорится.

7. Работа в группах с геометрическими фигурами)

Задание 6.

 Вам даны фигуры, поразмышляйте и скажите какая фигура лишняя и почему?

1гр -  Фигура 2 - Желтого  цвета - остальные зеленые (по цвету)

2 гр - Фигура 3 – Больше по размеру (состоит из 5 клеток)

3 гр - Фигура 1 – по форме

А теперь подумайте и  составьте из двух из этих фигур  прямоугольник.

4 гр - Что вы  знаете про прямоугольника? (Противоположные стороны равны)

 5 гр. - А насколько частей разделён ваш прямоугольник?

 Вы согласны.

Да ребята ваш прямоуголник разделен на 8  частей.

Оцените свою работу в листке «Успеха»

Именно одна такая «восьмушка» была дневной нормой для ленинградских детей.

Слайд  

В Санкт – Петербургском музее хранится кусочек хлеба ( Это семейная реликвия Карпушкиных. У них в семье хранился 30 лет)

Муку для хлеба  завозили через Ладожеское озеро . Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды озера Летом по воде – судами (корабли, лодки), зимой по льду . сначала конный обоз, а потом на грузовых автомобилях.  Это дорогу назвали «Дорогой жизни»

8. Работа по учебнику.

Задание 7. -   С.12 №3 коллективное выполнение.

- Прочитайте  задачу.

(Делаю краткую запись при помощи детей)

Слайд

Стояло- ?л 18л. и 7л.

Ушло- 20л.

Осталось-?л.

- О чем говориться в задаче?

- Они одинаковые? (Нет, большие и маленькие)

- Сколько маленьких? (18)

- Сколько больших? (7)

- Зная это, что можем узнать? (Сколько всего лодок стояло?)

- Каким действием? (Сложением)

- Что еще известно в задаче? (20 лодок ушло)

- Какое действие выполним? (Вычитание)

- Что этим мы узнаем? (Сколько лодок осталось?)

- Запишите решение задачи по действиям с пояснениями самостоятельно. ( 1 ученик решает за доской)

  1. 18+7=25(л)-стояло
  2. 25-20=5(л)-осталось

- Запишите решение задачи одним выражением.

(18+7)-20=5(л)- осталось

 И так решив задачу мы получили какое число?

Оцените себя в листе «Успеха»

Узнаем сколько миллионов человек спасли через «ДОРОГУ ЖИЗНИ»

Больше пяти миллионов человек эвакуировали ( спасли) через «Дорогу жизни»

Задание 8 – с. 12 № 4  - устно

Прочитайте задачу.

Сначала сколько лодок ушло? – 9

А потом сколько – 4

Каким действием можно узнать  сколько всего лодок ушло?  (Сложением)

Сколько же всего лодок ушло? – 13

- У кого другое число?

Оцените в листке «Успеха»

Ребята с числом 13 тоже есть связанные события из Ленинградской блокады.

13 млн – детей погибло

13 часов продолжался самый длинный обстрел города.

13 городов и крепость - героев ВОВ

Слайд (города – герои)

Среди 13 городов-героев Советского Союза, Ленинград стоит на особом месте - он единственный город, переживший почти 3-х летнюю блокаду ( 900 дней), но так и не сдавшийся врагам.  Юные ленинградцы были награждены орденами и медалями «За оборону Ленинграда»

Слайд ( Санкт – Петербург)

Сейчас – это один из красивейших городов мира . И с 1991 года называется Санкт – Петербург. Красивые улицы, здания, мосты, каналы. Особенно знамениты разводные мосты, и Зимний дворец, ныне Эрмитаж.

 - У кого были карточки с красным цветом  , проверим вашу работу

Музей Эрмитаж насчитывает несколько  картин, посвященных блокаде Ленинграда. В большом зале музея 60 картин, а 36 размещены в малом зале. Сколько всего картин, посвященных блокадному Ленинграду, находится в музее Эрмитажа?   (96)

-Оцените себя в листке «успеха»  - (Задание 2 )

9. Рефлексия.

- Давайте вспомним какая была задача нашего урока? ( сложение двузначных чисел столбиком, применяя новое условие)

- Достигли ли мы её? (Да )

-Какое  задание вам показалось  трудным?

- Чем интересен был сегодняшний урок?

- О каком задании вы расскажите дома?

 - Возьмите Лист «Успеха». Подсчитайте количество баллов. Оцените свою работу. Откройте дневники, поставьте свою оценку  и запишите домашнюю работу. С.12 №6.

Если кому то нужна помощь – поднимите жёлтую звездочку.

Оценочные листы на перемене сдадите Галиме Нургалиевне!

 - Ребята, Надо помнить о героях  ВОВ . Они проявляли героизм и отвагу в годы войны, чтобы завоевать для нас мирную жизнь. Вы - будущие защитники, будьте достойны наших прадедов.

 В честь Победы гремят салюты. Я предлагаю нам создать свой салют.

-если были выполнены все задания без ошибок, то вы берёте красную звездочку и ставьте  магнитиком в ватман

-если в работе возникли небольшие трудности, то возьмите зелёную звездочку и ставьте  магнитиком в ватман .

-если ли вы почувствовали, что нужно повторить материал, чтобы выполнить  задания, то возьмите жёлтую звездочку и ставьте  магнитиком в ватман .   

Звучит песня «Пусть всегда

  - Ребята, спасибо большое вам за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...