Конспект урока-экскурса по математике во 2 классе с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий «Вычитание типа 35-7»
учебно-методический материал по математике (2 класс)

Гетьман Светлана Николаевна

Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях игровой и  здоровьесберегающей технологий.

      Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни детей, но и резким увеличением нагрузок на отдельные органы ребенка. Физиологическим возможностям организма для учеников первых классов более всего соответствует 30-ти минутная продолжительность урока. Для учащихся 2 – 4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием 5 – 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как динамическая пауза, разучивание физических упражнений и другое. Несомненно, лучшими методами сохранения работоспособности на уроках является смена форм работы ученика. Одним из способов есть игра  . В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Ведь ни для кого не секрет, что используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Но учитывая, что динамичность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз. Ибо из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Но важно не только это. Ребёнок должен усвоить ,что здоровье – это самое большое богатство . И заботиться о нём мы  тоже должны научить . Вся структура урока и его содержание подчинено этой задаче .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад1.4 МБ
Файл конспект707.59 КБ
Файл презентация2.92 МБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Учитель Гетьман С.Н.

Класс 2 Г

МАОУ Видновская СОШ №10  

УРОК - КЕЙС

ИСТОРИКО – МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС . ПИРАМИДА .

Тема урока: «Устные приёмы сложения и вычитания вида: 35-7»

Цели:

- познакомить с новым приемом вычитания;

- формировать умение находить значения сумм в случаях вида: 26 + 7;

- продолжать работу над задачами и выражениями;

- развивать наблюдательность, мышление, навыки счета.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Предметные: знают, как из двузначного числа, оканчивающегося нулем, вычесть однозначное число, двузначное число, оканчивающееся нулем, двузначное число, которое не оканчивается на нуль; как из двузначного числа, которое не оканчивается на нуль, вычесть однозначное, в котором число единиц больше числа единиц двузначного числа; как сложить двузначное число, не оканчивающееся на ноль, с однозначным, двузначное и однозначное число, при сложении единиц которых получается 10; как сложить двузначное число, не оканчивающееся нулем, с однозначным, при сложении единиц которых получается двузначное число; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100, задачи различных видов; что такое периметр многоугольника; геометрические фигуры; умеют: складывать и вычитать двузначные числа в случаях вида: 36 + 2, 36 + 20, 36 – 2, 36 – 20, 26 + 4, 30 – 7, 60 – 24, 26 + 7, 35 – 7; решать задачи и выражения изученных видов; выполнять краткую запись задачи.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

регулятивныеформулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; прогнозируют результаты и уровень усвоения знаний; контролируют собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; корректируют свои действия, оценивают себя и партнеров; способны к саморегуляции; познавательные:формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию; анализируют, выделяя существенные признаки, структурируют знания, сравнивают; самостоятельно создают алгоритмы деятельности; строят логическую цепочку рассужденийкоммуникативные: слушают и понимают партнера, планируют и согласованно выполняют совместную деятельность, управляют поведением партнера, уважают в общении и сотрудничестве как партнера, так и самого себя; не создают конфликтов в спорных ситуациях.

Методы и формы обучения: частично - поисковый; индивидуальная, фронтальная, в парах, групповая.

Образовательные ресурсы: дидактический материал , конспект урока , кейсы – задания , мультимедийная презентация

Основные понятия и термины: увеличить, уменьшить, сложение, вычитание, сумма, разность, прибавить, вычесть, задача, чертеж, выражение, четырехугольник, треугольник, отрезок.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран или интерактивная доска, компьютер, презентация Power Point,карточки с заданием по группам, карточки для работы в паре.

Тип урока: Формирование новых знаний и способов действий

Ход урока

I. Организационный момент

- Что значит уметь учиться? Сейчас мы начнем свое восхождение по «Лесенке знаний».

2. Актуализация знаний.

- Какая первая ступенька на пути (повторяем)

- Для чего нужно преодолеть эту ступеньку? (для того, чтобы могли самостоятельно работать и самостоятельно открывать новые знания).

Мудрые писцы!

Их имена сохранятся навеки.

Они ушли, завершив свое время,

Но они оставили свое наследство в писаниях .

Человек угасает, тело его становится прахом,

Всё исчезает с земли,

Но писания заставляют вспоминать его.

Ибо книга нужнее построенного дома .    

II. Актуализация знаний

Сегодня на уроке математики мы с вами будем писцами истории этой великой науки . А поможет нам в этом древнегреческий философ, математик и мистик . Историю его жизни  трудно отделить от легенд . Если правильно назовёте слова по горизонтали , то по вертикали прочитаете его имя , зашифрованное в кроссворде . 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.


  1. Сумма длин всех сторон (ПЕРИМЕТР)
  2. Наименьшее однозначное число (ОДИН)
  3. Знак для записи чисел (ЦИФРА)
  4. Прибор для измерения времени (ЧАСЫ)
  5. 12 месяцев (ГОД)
  6. Линия с началом и концом (ОТРЕЗОК)
  7. Единица измерения длины (МЕТР)

ПИФАГОР

Знаете ли вы , что Пифагор разделил все числа на чётные и нечётные ?Вспомните , какие это числа .

Найдите  закономерность и  продолжите числовой ряд ещё на два числа .

  • 8,8,6,6,4,4,… ,…. .
  • 5,10,15,20,25,30,
  • 9,1,7,1,5,1,
  • 3,7,11,15,19,23,

Перед нами древнегреческий стадион . Попробуйте пробежаться по нему и решите цепочку круговых примеров :

4+ 44 - 40 + 8 +4 + 60 – 70 -6 = 4

А знаете ли вы , что именно в Древней Греции зародились олимпийские игры . А Пифагор становился олимпийским чемпионом ровно 4 раза. Вот так он не только наукой занимался , но и поддерживал прекрасную физическую форму . Кстати    , у Пифагора была своя школа , но выдержать обучение в ней мог не каждый . Первые пять лет ученики только молчали и слушали . Так они учились скромности и терпению .

        Но это было потом . А когда Пифагору было  всего18 лет ,он покинул родной остров и отправился в путешествие в поисках мудрости . Так он добрался до Египта, где прожил целых  22 года .

III. Постановка проблемы. Выявление места затруднения.

Кто знает ,какая самая известная достопримечательность Египта?

Конечно , пирамиды . Величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса . Это огромные каменные сооружения пирамидальной формы, которые служили в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид ..Слово «пирамида» — греческое, означает многогранник. А знаете ли вы ,что это самая устойчивая геометрическая фигура ?

Давайте с вами узнаем , на сколько одна из  пирамид выше самой маленькой . Итак , высота 1 пирамиды – 35 метров , другой – 7 м .

   Как нам это сделать ?

Вычесть однозначное число из двузначного с переходом через разряд.

Какие у вас есть версии, предположения?

Каким способом вы предлагаете выполнить эти действия?

Как объясните ? (выслушиваем ответы)

Давайте проверим, правильно ли мы предположили.  

О б ъ я с н е н и е: число 7 представили в виде суммы удобных слагаемых 5 и 2. Удобно из тридцати пяти вычесть пять, получится тридцать. Осталось из тридцати вычесть две единицы. Из тридцати вычесть два – получится двадцать восемь.

35 – 7 = (35 – 5) – 2 = 30 – 2 = 28
 

Давайте составим алгоритм действия.

 

Алгоритм вычитания из двузначного числа однозначного

с переходом через разряд.

  1. Сначала вычту из двузначного числа столько, чтобы получилось круглое число. (Для этого раскладываю уменьшаемое на разрядные слагаемые)
  2. Затем вычту оставшуюся часть.
  3. Называю ответ.

На мультимедийной доске высвечиваются по очереди радуга , гамма , ноты , цветик – семицветик .

 -    Что общего у этих изображений ? Число семь .

Литературная минутка . Назовите литературные фразы , в которых встречается число семь .

   Если вы правильно решите примеры , то прочитаете имя того , кто охраняет пирамиды и узнаете его загадку .

36 – 20 = 16                            36 – 2 =  34                            

 30 – 7 = 23                              36 + 2 = 38                            

 26 + 4  = 30                             36 + 20 = 56

16        23      30       34        38        56

 С        Ф        И        Н         К         С

В древнеегипетском искусстве сфинкс  — животное с телом льва  и головой человека , которое охраняет покой пирамид .

  А  загадка Сфинкса звучит так: «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время?». Ответ таков: это человек. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости — опирается на трость.

     

  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

БОГ СОЛНЦА РА С УТРА НАС ВСТРЕТИЛ,

МЫ ЕМУ ПОМАШЕМ , ДЕТИ .

НА ВЕРБЛЮДАХ МЫ КАТАЛИСЬ

И ОТ МУМИИ СМАСАЛИСЬ .

БУРЯ НАС ПЕСКОМ НАКРЫЛА ,

МЫ ЖЕ ИСКУПАЛИСЬ В НИЛЕ .

КРОКОДИЛОВ В НИЛЕ НЕТ .

ИЗ ЕГИПТА ВСЕМ ПРИВЕТ !

Ребята , а кто знает , на чём писали в Древнем Египте ?

Это папирус . А вы знаете , что в переводе с французского , немецкого и украинского «папир» - это бумага . Вот так в разных языках отражается культура Древнего Египта . В этой амфоре я нашла странный папирус. Дело в том , что части его от времени рассыпались . Нам его нужно собрать . 1 группа – это 1-2 ряд, 2 группа – 3-4 ряд , 3 группа – 5-6 . Каждая группа соберёт свою часть , а вместе мы должны сложить воедино и прочитать текст . Итак ,это задача. В задаче сказано

На императорском дворе стояло 20 повозок . Для перевозки воинов использовали 10 повозок , а для охоты – 7 . Поставь вопрос и реши задачу по группам :

 1группа

На императорском дворе стояло 20 повозок . Для перевозки воинов использовали 10 повозок , а для охоты – 7 . Поставь вопрос и реши задачу  :

  1. Сделай чертёж
  2. Выполни вычисления только с помощью вычитания

На императорском дворе стояло 20 повозок . Для перевозки воинов использовали 10 повозок , а для охоты – 7 . Поставь вопрос и реши задачу :

  1. Напиши краткую запись
  2. Реши задачу выражением

На императорском дворе стояло 20 повозок . Для перевозки воинов использовали 10 повозок , а для охоты – 7 . Поставь вопрос и реши задачу:

  1. Сделай чертёж
  2. Выполни вычисления так :
  1. Действием сложения
  2. Вычитанием

Рефлексия

                                                                               

                                                                              Я могу                                                                                                                                                                                                

                                                                                                        научить других

                                                                      Я могу применить

                                                                     их на практике

                                       Я усвоил

                                       новые знания.                                

    Я остался на

   прежнем уровне.

- А сейчас каждый из вас оценит работу на уроке. Кому было на уроке всё понятно, со всеми заданиями справились уверенно – возьмите зелёную звёздочку. Кто сомневался в выполнении некоторых заданий – жёлтую, а кто испытывал затруднения – красную. На своей звёздочке напишите одним словом, чего бы вы хотели пожелать своему другу-однокласснику. Положите свои пожелания в чемоданчик «Счастливых путешествий».(Рисунок чемоданчика на доске.)

VIII. Релаксация «Улыбка». 

Учитель:

- Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя… Окружающий тебя мир есть радость для тебя...Теперь откройте глаза и посмотрите вокруг. Ты всегда радость для другого… Береги себя и другого береги… Уважай, люби всё, что есть на Земле – это чудо! И каждый человек – тоже чудо! Спасибо всем за работу, за то, что вы есть! Спасибо!

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК МАТЕМАТИКИ 2 КЛАСС УРОК – ЭКСКУРС ПРИЁМЫ ВЫЧИТАНИЯ ТИПА 35-7

Слайд 2

« Лесенка знаний» Повторяем . Ищем проблему Решаем проблему. Тренируемся применять . Проверяем Делаем выводы.

Слайд 3

1. 2. 3. 4. 5. 6. П Е Р И М Е Т Р 1.Сумма длин всех сторон 7.

Слайд 4

1. 2. 3. 4. 5. 6. П Е Р И М Е Т Р О Д И Н 2. Наименьшее однозначное число 7.

Слайд 5

1. 2. 3. 4. 5. 6. П Е Р И М Е Т Р О Д И Н Ц И Ф Р А 3. Знак для записи чисел 7.

Слайд 6

1. 2. 3. 4. 5. 6. П Е Р И М Е Т Р О Д И Н Ц И Ф Р А Ч А С Ы 4. Прибор для измерения времени 7.

Слайд 7

1. 2. 3. 4. 5. 6. П Е Р И М Е Т Р О Д И Н Ц И Ф Р А Ч А С Ы Г О Д 5. 12 месяцев 7.

Слайд 8

1. 2. 3. 4. 6. П Е Р И М Е Т Р О Д И Н Ц И Ф Р А Ч А С Ы 5. Г О Д О Т Р Е З О К 6. Прямая линия с началом и концом 7.

Слайд 9

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. П Е Р И М Е Т Р О Д И Н Ц И Ф Р А Ч А С Ы Г О Д О Т Р Е З О К М Е Т Р 7.Единица измерения длины

Слайд 10

Пифагор Самосский

Слайд 11

Найди закономерность и продолжи числовой ряд. 8,8,6,6,4,4,… ,…. . 5,10,15,20,25,30 ,…,… . 9,1,7,1,5,1 ,…,… . 3,7,11,15,19,23 ,… …. .

Слайд 12

ПРОВЕРКА 8,8,6,6,4,4, 2 , 2 . 5,10,15,20,25,30, 35,40. 9,1,7,1,5,1, 3,1. 3,7,11,15,19,23, 27,31.

Слайд 13

4 +8 -40 +4 +60 +44 -70 -6 =

Слайд 14

В юном возрасте Пифагор отправился в Египет , чтобы набраться мудрости и тайных знаний у египетских жрецов .

Слайд 15

Компоненты действия сложения: слагаемое, слагаемое, сумма. Чтобы найти слагаемое ,нужно от суммы вычесть слагаемое. Компоненты действия вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность. Чтобы найти уменьшаемое,нужно к разности прибавить вычитаемое. Чтобы найти вычитаемое,нужно от уменьшаемого вычесть разность.

Слайд 16

Высота 1 пирамиды – 35 метров , другой – 7 м . 35м 7м

Слайд 17

35-7= 5 2 Вычесть однозначное число из двузначного с переходом через разряд . 35-7=(35-5)-2=30-2=28

Слайд 18

Алгоритм вычитания из двузначного числа однозначного с переходом через разряд. Сначала вычту из двузначного числа столько, чтобы получилось круглое число. ( Для этого раскладываю уменьшаемое на разрядные слагаемые) Затем вычту оставшуюся часть. Называю ответ.

Слайд 19

Найди значение выражений , вычитая и складывая по частям 1. 36-8 =(36-6)- 2=30-2=28 6 2 2. 36+7=(36+4)+3=40+3=43 4 3 3. 36-20=(30-20)+6=10+6=16 30 6 4. 36+20 =(30+20)+ 6=50+6=56 30 6 5. 36-2=30 +(6-2)= 30+4=34 6 6. 36+2=30 +(6+2)= 30+8=38 30 6 28 С 43 Ф 16 И 56 Н 34 К 38 С

Слайд 20

Загадка сфинкса

Слайд 21

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 22

БОГ СОЛНЦА РА С УТРА НАС ВСТРЕТИЛ, МЫ ЕМУ ПОМАШЕМ , ДЕТИ . НА ВЕРБЛЮДАХ МЫ КАТАЛИСЬ И ОТ МУМИИ СМАСАЛИСЬ . БУРЯ НАС ПЕСКОМ НАКРЫЛА , МЫ ЖЕ ИСКУПАЛИСЬ В НИЛЕ . КРОКОДИЛОВ В НИЛЕ НЕТ . ИЗ ЕГИПТА ВСЕМ ПРИВЕТ !

Слайд 24

Найди значение выражений , вычитая и складывая по частям 36-8=(36-6)- 2=30-2=28 6 2 36-20=(30-20)+ 6=10+6=16 6 36+7=(36+4)+ 3=40+3=43 4 3 36+20=(30+20)+ 6=50+6=56 30 6 36-2=30+(6-2)= 30+4=34 6 36+2=30 +(6+2)= 30+8=38 30 6 28 С 16 Ф 43 И 56 Н 34 К 38 С Задача №1. На императорском дворе стояло 20 повозок . Для перевозки воинов исполь-зовали 10 повозок , а для охоты – 7 . Поставь во- прос и реши задачу по группам .

Слайд 25

Из каких отрезков на рисунке можно составить прямоугольник?

Слайд 26

Из каких отрезков на рисунке можно составить прямоугольник?  Чему равен периметр прямоугольника? 3 см Р=3 см + 3 см + 5см + 5см Р = 16 см Ответ: 16см периметр прямоугольника . 5 см

Слайд 27

Я могу научить других. Я могу применить их на практике Я усвоил новые знания . Я остался на прежнем уровне . Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...

Конспект урока-экскурсии по окружающему миру во 2 классе "В гости к осени"

Урок  окружающего мира во 2 классе по УМК "Школа России" по теме "В гости к осени"(экскурсия). Во время экскурсии учащиеся знакомятся с осенними изменениями в природе.В ходе экскурсии применяется...

Конспект урока математика 1 класс "Таблицы сложения и вычитания с числом 2".

Конспект урока по математике 1 класс по теме: "Таблицы сложения и вычитания  с числом 2". Составила: Яцуценко Ю.В., учитель нач.классов. Цели: опираясь на знания о связи между целым и частями цел...

Конспект урока-экскурсии во 2 классе "Какой бывает транспорт?"

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Какой бывает танспорт?"...

План-конспект урока "Урок-экскурсия по окружающему миру" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Какие бывают растения"....