«Формирование функциональной грамотности обучающихся во внеурочной деятельности и на уроках математики в начальной школе»
статья по математике (3 класс)

Зарубина Елена Владимировна

Обобщение опыта работы по теме семинара

«Формирование функциональной грамотности обучающихся  во внеурочной деятельности и на уроках математики в начальной школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_13.12.2023_dlya_vystupleniya.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

 Уважаемые коллеги! Рада представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности в рамках методического семинара по теме:«Формирование функциональной грамотности школьников  во внеурочной деятельности и на уроках математики в начальной школе»

Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, ИТ-компетентность, финансовая и гражданская грамотности . Заказ общества - это всесторонне развитая личность, способная принимать нестандартные решения, умеющая анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания.

В связи с этими требованиями, формирование  функциональной грамотности у учащихся становится очень важной целью для каждого педагога. При изучении любого учебного предмета есть возможность для формирования и развития функциональной грамотности. В рамках   любой  учебной темы необходимо  поставить   перед обучающимися проблемы вне предметной области, которые решались бы с помощью знаний, полученных при изучении того или иного предмета. Математика предоставляет хорошие возможности для рассмотрения подобных задач. На уроках математики чаще, чем на других уроках учащиеся сталкиваются с текстовыми задачами различного содержания и привычным образом составляют модель для применения математических знаний для конкретной задачи.  Математическая грамотность-это  одна из составляющих функциональной грамотности.

Математическая грамотность – способность  проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем  в разнообразных контекстах реального мира.

 Разберем проблемы, с которыми я  столкнулась при формировании функциональной грамотности на уроках математики.

Во-первых, обучающиеся   испытывают затруднения, связанные с избирательным  чтением. Они не  могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи.  В своей работе я обратила внимание на то,что ученик, видя нестандартную задачу, не приступал к решению, только из-за того, что его пугает большое количество данных или большой объём текстовой информации. Хотя со стандартными задачами  из учебника ученик справляется.  Невнимательность к прочтению условия, непривычность и необычность формулировок пугает обучающихся ,т.е.  ученик не умет выделять главное ,анализировать условие задачи.

Вторая  проблема при формировании математической  грамотности: как сформулировать  (переформулировать) задачу, чтобы найти тот математический аппарат, с помощью которого уже можно решить привычную математическую задачу? Оценить математические связи между событиями. Это и есть основная проблема для школьника.  

Третья немало важная проблема возникает при  интерпретации результата, полученного математическими вычислениями, обратный перевод с математического языка на язык решаемой проблемной задачи. Очень часто учащиеся, получив ответ при решении задачи, не задумываются, возможен ли такой результат в реальности.

 На уроках математики в начальной школе мы рассматриваем следующие типы задач :межпредметные задачи, практико-ориентированные задачи, ситуационные задачи.

В практико-ориентированных задачах: в условии описана такая ситуация, с которой учащиеся встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только математические знания, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта. Данные в задаче должны быть взяты из реальной действительности.

Работая над математической грамотностью детей приходится задумываться о том, как и в какой форме донести до наших детей учебный материал.

 Этот вопрос волнует не только меня, но и всех учителей начальных классов.

В учебниках недостаточно заданий такого вида, поэтому я начала составлять подборку заданий практико-ориентированного характера для достижения планируемых результатов.

Я представлю некоторые практико-ориентированные задания для учащихся 2-4 классов, которые можно предлагать детям для решения как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Задачи составлены на основе следующих жизненных ситуаций:

 Расчёт стоимости покупки

 Нахождение сдачи покупки ,прибыли

 Расчёт количества плитки   объёма краски на ремонт;

Стоимость похода в кино, на экскурсию;

Расчёт стоимости проезда по городу, в другой город, село;

Расчёт времени выхода и возвращения  в школу, на работу;

 Работа с календарем

Расчёт времени окончания занятий;

Стоимость электроэнергии по показаниям счётчика;

Сравнение результатов соревнований;

 Задания для развития математической речи,

На правильное применение математических терминов.

  Я  попыталась представить различные задания  в виде вопросов, игр, других нестандартных заданий, направленных на формирование и развитие математической грамотности. Главным критерием выбора перечисленных заданий являлась  их доступность для обучающихся начальной школы.

Систематическое использование на уроках математики  специальных задач и заданий,  формирует и развивает функциональную грамотность  младших школьников,   позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

 Достигла ли я своей цели? Каждый из вас по-своему ответит на этот вопрос.      

Таким образом, формируя функциональную грамотность обучающихся, мы решаем задачи стратегического развития Российской Федерации:

• усиление позиций Российской Федерации в глобальной конкуренции путем развития человеческого потенциала как основного фактора экономического развития;

• технологическое первенство на мировой арене, усиление роли инноваций в социально-экономическом развитии. 

Функциональная грамотность –основа жизненной и профессиональной успешности наших обучающихся!

Закончить своё выступление  я хочу словами Алексея Алексеевича Леонтьева, советского и российского лингвиста, психолога, доктора психологических и филологических наук: «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Эти слова как нельзя лучше относятся как к нашим ученикам, так и к нам, педагогам!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе."

Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе." Содержит методические приёмы,пути и способы активизации с помощью которых учитель мож...

публичное представление опыта "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе".

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса....

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе.

Данный материал можно использовать для обсуждения на  МО учителей начальных класов. . Проводя работу по обучению детей младшего школьного возраста, хотелось бы отметить большую роль использования...

Формирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности

Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Для раз...

Формирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности.

Сегодня внеурочная деятельность призвана формировать единство образовательного и воспитательного процесса, целостной картины мира у учащихся, создавать условия для усвоения личностью российских традиц...