«Формирование функциональной грамотности обучающихся во внеурочной деятельности и на уроках математики в начальной школе»
статья по математике (3 класс)
Обобщение опыта работы по теме семинара
«Формирование функциональной грамотности обучающихся во внеурочной деятельности и на уроках математики в начальной школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_13.12.2023_dlya_vystupleniya.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги! Рада представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности в рамках методического семинара по теме:«Формирование функциональной грамотности школьников во внеурочной деятельности и на уроках математики в начальной школе»
Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, ИТ-компетентность, финансовая и гражданская грамотности . Заказ общества - это всесторонне развитая личность, способная принимать нестандартные решения, умеющая анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания.
В связи с этими требованиями, формирование функциональной грамотности у учащихся становится очень важной целью для каждого педагога. При изучении любого учебного предмета есть возможность для формирования и развития функциональной грамотности. В рамках любой учебной темы необходимо поставить перед обучающимися проблемы вне предметной области, которые решались бы с помощью знаний, полученных при изучении того или иного предмета. Математика предоставляет хорошие возможности для рассмотрения подобных задач. На уроках математики чаще, чем на других уроках учащиеся сталкиваются с текстовыми задачами различного содержания и привычным образом составляют модель для применения математических знаний для конкретной задачи. Математическая грамотность-это одна из составляющих функциональной грамотности.
Математическая грамотность – способность проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
Разберем проблемы, с которыми я столкнулась при формировании функциональной грамотности на уроках математики.
Во-первых, обучающиеся испытывают затруднения, связанные с избирательным чтением. Они не могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи. В своей работе я обратила внимание на то,что ученик, видя нестандартную задачу, не приступал к решению, только из-за того, что его пугает большое количество данных или большой объём текстовой информации. Хотя со стандартными задачами из учебника ученик справляется. Невнимательность к прочтению условия, непривычность и необычность формулировок пугает обучающихся ,т.е. ученик не умет выделять главное ,анализировать условие задачи.
Вторая проблема при формировании математической грамотности: как сформулировать (переформулировать) задачу, чтобы найти тот математический аппарат, с помощью которого уже можно решить привычную математическую задачу? Оценить математические связи между событиями. Это и есть основная проблема для школьника.
Третья немало важная проблема возникает при интерпретации результата, полученного математическими вычислениями, обратный перевод с математического языка на язык решаемой проблемной задачи. Очень часто учащиеся, получив ответ при решении задачи, не задумываются, возможен ли такой результат в реальности.
На уроках математики в начальной школе мы рассматриваем следующие типы задач :межпредметные задачи, практико-ориентированные задачи, ситуационные задачи.
В практико-ориентированных задачах: в условии описана такая ситуация, с которой учащиеся встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только математические знания, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта. Данные в задаче должны быть взяты из реальной действительности.
Работая над математической грамотностью детей приходится задумываться о том, как и в какой форме донести до наших детей учебный материал.
Этот вопрос волнует не только меня, но и всех учителей начальных классов.
В учебниках недостаточно заданий такого вида, поэтому я начала составлять подборку заданий практико-ориентированного характера для достижения планируемых результатов.
Я представлю некоторые практико-ориентированные задания для учащихся 2-4 классов, которые можно предлагать детям для решения как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Задачи составлены на основе следующих жизненных ситуаций:
Расчёт стоимости покупки
Нахождение сдачи покупки ,прибыли
Расчёт количества плитки объёма краски на ремонт;
Стоимость похода в кино, на экскурсию;
Расчёт стоимости проезда по городу, в другой город, село;
Расчёт времени выхода и возвращения в школу, на работу;
Работа с календарем
Расчёт времени окончания занятий;
Стоимость электроэнергии по показаниям счётчика;
Сравнение результатов соревнований;
Задания для развития математической речи,
На правильное применение математических терминов.
Я попыталась представить различные задания в виде вопросов, игр, других нестандартных заданий, направленных на формирование и развитие математической грамотности. Главным критерием выбора перечисленных заданий являлась их доступность для обучающихся начальной школы.
Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Достигла ли я своей цели? Каждый из вас по-своему ответит на этот вопрос.
Таким образом, формируя функциональную грамотность обучающихся, мы решаем задачи стратегического развития Российской Федерации:
• усиление позиций Российской Федерации в глобальной конкуренции путем развития человеческого потенциала как основного фактора экономического развития;
• технологическое первенство на мировой арене, усиление роли инноваций в социально-экономическом развитии.
Функциональная грамотность –основа жизненной и профессиональной успешности наших обучающихся!
Закончить своё выступление я хочу словами Алексея Алексеевича Леонтьева, советского и российского лингвиста, психолога, доктора психологических и филологических наук: «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Эти слова как нельзя лучше относятся как к нашим ученикам, так и к нам, педагогам!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе."
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе." Содержит методические приёмы,пути и способы активизации с помощью которых учитель мож...
публичное представление опыта "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе".
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса....
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе.
Данный материал можно использовать для обсуждения на МО учителей начальных класов. . Проводя работу по обучению детей младшего школьного возраста, хотелось бы отметить большую роль использования...
Формирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Для раз...
Формирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности.
Сегодня внеурочная деятельность призвана формировать единство образовательного и воспитательного процесса, целостной картины мира у учащихся, создавать условия для усвоения личностью российских традиц...
Выступление на РМО Формирование функциональной грамотности на внеурочной деятельности "По ступенькам финансовой грамотности"
Авторская разработка доклада и презентации!!!...
Обобщение опыта работы по теме семинара «Формирование функциональной грамотности обучающихся во внеурочной деятельности и на уроках математики в начальной школе»
Детей надо учить тому,что пригодится им, когда они вырастут.Аристипп...