Программа внеурочной деятельности
рабочая программа по математике

Новикова Наталья Николаевна

Программа внеурочной деятельности "Объёмное конструирование" может использоваться в классах с технической направленностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obemnoe_konstruirovanie.docx76.73 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Объемное конструирование»

                                               Возраст обучающихся: 7 - 10 лет

                                               Срок реализации: 4 года

                                         

                                              Пояснительная записка

Программа курса «Объёмное конструирование» разработана на основе ФГОС третьего  поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. В начальной школе конструирование служит вспомогательным звеном для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при конструировании, станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

      Основная цель курса "Объёмное конструирование" в начальных классах состоит в том, чтобы сформировать элементы технического мышления, графической грамотности и конструкторских умений, дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие.

      Задачи курса:

 1) расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений       младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей;

2)  формирование   у   детей   графической   грамотности   и   совершенствование
практических действий с чертёжными инструментами

3) овладение обучающимися различными способами моделирования, развитие элементов
логического    и    конструкторского    мышления,    обеспечение    более    разнообразной
практической деятельности младших школьников

Сроки реализации программы и режим занятий: 4 года (1-4 класс).

Курс включает одно занятие в неделю: для 1 класса (33 учебные недели), 33ч. в год, для 2-4х классов (34 учебные недели), 34ч. в год. Весь курс обучения составлен на 135 ч.

Ожидаемые результаты по курсу «Объёмное конструирование»

Личностные:

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на урока;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

- слушать и понимать речь других.

Предметные:  

Знать

- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, клей), их свойства и названия;

- конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;

- технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы разметки: сгибанием, по шаблону;

- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

- виды отделки: раскрашивание, аппликацию.

уметь организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

- анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для

сушки изделий.

Уметь

реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно- творческой и трудовой деятельности.

 К концу 1 класса обучающиеся научатся:

  • группировать, описывать и сравнивать пространственные геометрические фигуры по размерам и форме;
  • исследовать и описывать реальные объекты, отмечая их схожесть/ различие с пространственными геометрическими фигурами – многогранниками и телами вращения;
  • устанавливать, моделировать и описывать расположение объектов и зданий, находящихся в непосредственном окружении относительно заданного тела отсчета, используя общеупотребительную лексику (внутри, вне, вверху/выше, внизу/ ниже, слева/левее, справа/правее, рядом с, перед/впереди, за/сзади/ позади, между и т.п.).

  • различать плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, пятиугольник)
  • выполнять простейшие чертежи с помощью линейки,
  • сравнивать длины отрезков и предметов,
  • классифицировать объекты, сравнивать,
  • планировать свою деятельность,
  • развивать геометрическую наблюдательность и пространственное мышление.

К концу 2 класса обучающиеся научатся:

  • оценивать "на глаз" длины предметов, временные интервалы  с последующей проверкой измерением;
  • группировать, описывать и сравнивать пространственные геометрические фигуры по размерам и форме;
  • распознавать, находить на чертежах, рисунках, схемах прямые и ломаные линии, лучи и отрезки;
  • с помощью линейки и от руки строить и обозначать отрезки заданной длины, отмечая концы отрезка; измерять длину отрезка на глаз и с помощью линейки;
  • с помощью линейки и/или клетчатой бумаги (от руки) проводить прямые линии и лучи, обозначать их, использовать их для изображения числовой оси, линий симметрии, сетки, таблиц;
  • проводить с помощью клетчатой бумаги и/или угольника прямые линии, направленные вдоль и под углом (прямым, тупым и острым) к числовому лучу;
  • выявлять углы в реальных предметах; распознавать на чертежах.

К концу 3 - 4 класса обучающиеся научатся:

  • устанавливать соотношения между значениями одноименных величин и выражать все величины в одних и тех же единицах при выполнении вычислений;
  • использовать навыки измерений и зависимости между величинами  для решения практических задач;
  • исследовать и описывать реальные объекты, отмечая их схожесть/ различие с пространственными геометрическими фигурами – многогранниками (кубом, прямым параллелепипедом, призмой, пирамидой) и телами вращения (шаром, цилиндром, конусом);
  • классифицировать, группировать, называть, обозначать и строить с помощью линейки, угольника, циркуля, “по клеточкам” и от руки все типы треугольников:
  • разносторонний/ равносторонний/ равнобедренный;
  • остроугольный/ тупоугольный/ прямоугольный;
  • выявлять, обозначать и называть элементы треугольника: стороны, углы, вершины;
  • измерять с помощью линейки и оценивать “на глаз” длину сторон треугольника;
  • вычислять периметр треугольника, прямоугольника, квадрата;
  • распознавать круги и окружности в ряду других фигур, называть их и строить с помощью циркуля, обозначая центр.

    Обучающиеся  научатся:

  • оценивать "на глаз" массы, объемы, с последующей проверкой измерением;
  • измерять с помощью измерительных приборов, фиксировать результаты измерений (в т.ч. в форме таблиц и диаграмм), сравнивать величины с использованием произвольных и стандартных способов и единиц измерений;
  • выбирать меры, шкалы и измерительные приборы, адекватные измеряемой величине и задаче измерения (включая нужную точность); правильно пользоваться измерительными приборами с простыми шкалами для измерения:
  • длин, расстояний – линейки, рулетки, деревянный метр,
  • площадей – палетку, миллиметровую бумагу,
  • масс – балансовые и пружинные весы (в т. ч. бытовые),
  • объемов – мензурки и сосуды известной емкости;
  • находить примеры симметрии в непосредственном окружении и пояснять их; создавать и пояснять простые симметричные образцы, устанавливать с помощью зеркала, при помощи поворота или сгиба фигуры линии симметрии и проводить их;
  • с помощью ИКТ-технологий создавать и использовать простейшие электронные таблицы и базы данных с двумя – тремя полями; при работе с таблицами и базой данных пользоваться возможностями сортировки и группировки данных, подсчета промежуточных итогов и построения диаграмм.

     

       

 Содержание курса

 

Основное содержание

 (по темам или разделам) 

Характеристика основных видов

учебной деятельности 

1 класс

Раздел 1. Взаимное расположение предметов

Представление                                      

Ориентируются по «схеме тела» и относительно

о пространственных отношениях:

произвольной точки отсчёта.

«справа - слева,», «перед - за»,

Работают         с         пространственными         отношениями:

«между», «над - под» и т.д.

«справа - слева,», «перед - за», «между», «над - под» и

Ориентировка по «схеме тела» и

т.д.

относительно         произвольной

Изображают видимые и невидимые части фигур на

точки отсчёта, на плоскости и в

рисунке.

пространстве.

Получают представление о квадрате, прямоугольнике,

Квадрат, прямоугольник,

треугольнике, круге.

треугольник. Конструирование

Конструируют геометрические фигуры из палочек.

фигурок из палочек.

 

Выделяют на рисунке предметы одинаковой и разной формы.

Раздел 2. Целое и части

Представления         о         способах

Получают представление о форме, размере.

конструирования

Конструируют прямоугольник, треугольник из двух

геометрических фигур:

фигур.

геометрическая   фигура как

Конструируют геометрические фигуры из её частей.

целое, которое можно составить

 Конструируют         прямоугольник,         треугольник         из

из нескольких других фигур,

палочек.

её частей.

Различают понятия «форма», «размер».

Понятия «форма», «размер».

 

 

Сравнивают         геометрические фигуры по форме, размеру, цвету.

Различают понятия «целое», «части».

Раздел 3. Поверхности. Линии. Точки

Первые         представления         о

Получают         представление         о         плоской         и         кривой

поверхностях         (кривой         и

поверхностях.

плоской), умение проводить на

Распознают плоскую и кривую поверхности на

них линии и изображать их на

изображениях геометрических тел.

рисунке.

Различают понятия «незамкнутая линия», «замкнутая

Свойства   замкнутых областей:

линия», «ломаная линия».

соседние, несоседние области,

Определяют         взаимное         положение         плоских

граница области.

поверхностей в пространстве.

Проект «Геометрический конструктор»

Изображают невидимые линии.

 

 

 

 

 

 

Используют понятия «область», «граница области». Проводят линии внутри области при определённых условиях.

Различают соседние и несоседние области.

Делят области на части с помощью линий.

Получают информацию об области с «дыркой».

2 класс

Раздел 1. Поверхности. Линии. Точки

Прямая и кривая линии. Точки

Получают представление о внешней и внутренней,

пересечения         кривых         линий.

плоской и кривой поверхностях, о прямой и кривой

Замкнутые         и         незамкнутые

линиях и их пересечении.

кривые линии. Ломаная линия.

Соотносят положение предмета в пространстве с его

Длина ломаной.

изображением.

Получают представление о ломаной линии.

Конструируют ломаную по данным вершинам.

Определяют точку, лежащую на прямой и вне прямой.

Чертят кривую линию.

Ищут различия в рисунках, определяя прямые и кривые линии.

Различают отрезок и луч.

Раздел 2. Угол. Виды углов. Многоугольники и многогранники

Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов. Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

Острый, прямой и тупой углы. Построение луча из вершины угла. Построение прямого и острого углов через две точки.

Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами. Измерение углов. Транспортир.

Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников. Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения. Многоугольники с прямыми углами. Периметр многоугольника.

Четырехугольник. Трапеция. Прямоугольник. Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат.

Взаимное расположение предметов в пространстве.

        Многогранники.         Грани.

Границы плоских поверхностей – ребра. Плоские фигуры и объемные тела. Куб. развертка куба. Видимые невидимые грани.

Проект «В мире геометрии».

Различают угол, вершину и стороны угла.

Распознают, сравнивают, строят и обозначают углы.

Строят прямой угол.

Определяют вершину и стороны прямого угла.

Строят углы с помощью угольника.

Получают представление о многоугольнике и его элементах.

Строят треугольник по данным вершинам. Проводят в треугольнике отрезки и распознают треугольники на рисунке.

Строят четырехугольник в соответствии с данным условием.

Выделяют четырехугольники, треугольники и прямые углы на рисунке.

Делают вывод о прямоугольнике и о квадрате как разновидности прямоугольника.

Различают видимые и невидимые (штриховые) линии на изображении геометрических фигур.

Узнают многогранники и         их изображение на плоскости.

Отмечают рёбра многогранника.

Соотносят объект с его изображением.

Знакомятся с возможными поворотами куба в пространстве и их графической интеграцией.

Работают с развёрткой куба.

Соотносят изображения куба с его разверткой и с поворотами модели куба в пространстве.

Читают графическую информацию.

Мысленно преобразовывают куб.

Изменяют расположения рисунков на его гранях. Знакомятся с первоначальными представлениями о сечении многогранника.

3 класс

Раздел 1. Кривые и плоские поверхности

Плоские и кривые поверхности.

        Видимые и  невидимые

поверхности          геометрических тел.

Видимые плоские поверхности на изображениях.

Видимые и невидимые элементы многогранника.

Повторяют         материал о плоских         и кривых поверхностях.

Получают представления о видимых и невидимых поверхностях геометрических тел.

Распознают видимые плоские поверхности на изображениях.

Находят видимые         и невидимые         элементы многогранника.

        Распознают видимые и         невидимые         элементы

многогранника на изображениях.

Собирают многогранник из элементов.

Раздел 2. Пересечение фигур

Пересечение фигур на плоскости.

Плоская фигура, являющаяся пересечением граней многогранника.

Пересечение прямой и куба.

Пересечение лучей.

Пересечение отрезков. Пересечение углов. Конструирование геометрических фигур.

Площадь многоугольника.

Многогранник и его элементы

Получают         представление о пересечении геометрических фигур.

Читают графическую информацию.

Определяют плоскую фигуру,         являющуюся пересечением граней многогранника.

Выявляют         плоскую фигуру, являющуюся пересечением многогранников.

Знакомятся со случаями пересечения прямой и куба.

Расширяют представления о пересечении лучей.

Уточняют представления о пересечении геометрических  фигур, о многограннике и его элементах.

Работают с заданиями по пересечению отрезков.

Находят на изображении пересечение углов.

Разбивают многоугольник на треугольники с помощью отрезков.

Делят многоугольник на части с помощью ломаной. Находят и строят пересечение геометрических фигур на плоскости.

Составляют из данного многоугольника фигуры одинаковой площади

Раздел 3. Шар. Сфера. Круг

Окружность.

Круг как сечение шара.

Окружность как границе круга.

Взаимное расположение окружности         и  круга на плоскости.

Радиус окружности.

Построение окружностей. Проект «Плоские и объёмные фигуры».

Получают представления о шаре и о круге как сечении шара.

Читают графическую информацию.

Делают вывод об окружности как о границе круга.

Рассматривают взаимное расположение окружности и круга.

Получают представления о радиусе окружности, находят радиус.

Выделяют структуру объекта (изменяют положение частей фигуры, выбор частей, из которых можно её составить).

Строят окружность по определённым условиям

4 класс

Раздел 1. Цилиндр. Конус. Шар (Тела вращения)

Цилиндр, как тело вращения. Конус, как тело вращения. Шар, как тело вращения. Цилиндр, конус, шар как тела вращения. Рисунок плоской фигуры и тело вращения. Плоские фигуры в разрезе цилиндра. Плоские фигуры в разрезе конуса. Знакомство с усечённым конусом. Штриховая линия. Объемное тело. Развертки тел вращения. Параллелепипед.

Пирамида. Графическая информация. Геометрические формы в окружающем нас мире.

Видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел. Танаграм.  Изображение объёмных фигур .Плоские и объёмные геометрические фигуры.

Проект «Объёмные тела».

Проект «Мы – строители».

Раздел 2. Пересечение фигур

Пересечение плоских и объёмных геометрических фигур.  Пересечение многоугольников.    Плоская фигура при пересечении многоугольников.    Плоская фигура при пересечении объёмных геометрических тел. Конус. Сечение конуса. Цилиндр. Сечение цилиндра. Сечение   объемного геометрического тела. Соотношение   объемной геометрической фигуры и её развертки.

Проект «Сказочный город объёмных фигур»

Принимают учебную задачу: планируют работу, понимают предлагаемый план действий.

Читают текст, воспринимают новую информацию по изучаемой теме, обсуждают её.

Знакомятся с цилиндром, конусом, шаром как телами вращения.

Рассматривают и анализируют геометрические тела. Аргументировано излагают свою точку зрения, внимательно выслушивают мнения одноклассников. Используют полученные знания и умения в практической работе.

Обсуждают способы и варианты работы с товарищами.

Анализируют текстовую и зрительную информацию.

Анализируют виды геометрических фигур.

Читают и слушают информацию о геометрических фигурах и его элементах.

Определяют плоскую фигуру в разрезе конуса.

Планируют последовательность операций.

Прогнозируют взаимосвязи предполагаемых действий и результатов.

Воспринимают инструкцию и выполняют работу в соответствии с ними.

Обозначают невидимые линии на изображении объёмного тела с помощью штриховой линии.

Проявляют проектно-исследовательские умения.

Оценивают результаты выполненной работы.

Анализируют элементы развертки тел вращения.

Выполняют чертёж развертки тел.

Читают графическую информацию.

Упражняются в построении пирамиды.

Выполняют задания связанные с геометрическими формами. Соотносят геометрические фигуры с частями, из которых их можно составить.

Изображают объёмные фигуры на плоскости.

Читают и обсуждают информацию о плоских и объёмных геометрических фигурах.

Планируют умственные действия.

Аргументировано излагают свою точку зрения, выслушивают мнение своих товарищей.

Выполняют задания в тетради на печатной основе. Повторяют представления о пересечении плоских и объёмных фигурах, их пересечении.

Определяют фигуру, являющуюся пересечением многоугольников.

Выделяют         плоскую фигуру, являющуюся пересечением многогранников.

Выделяют         плоскую фигуру, являющуюся пересечением объёмных геометрических тел.

Выполняют построения конуса и его сечения. Проявляют познавательную самостоятельность, настойчивость в решении поставленных задач.

Производят контроль, корректировку и оценку.

Знакомятся с понятием «сечение объёмного геометрического тела».

Выполняют чертеж объёмного геометрического тела. Соотносят изображение объёмной геометрической фигуры с ее разверткой

         

         

 Основные формы организации курса

     Основной формой данного курса являются следующие виды внеурочной занятости:

игры, моделирование и конструирование, практические работы с бумагой, пластилином, цветным пластиком.

 

    Тематическое планирование

 

п/п

 

Наименование разделов (или тем)

Общее количество часов на изучение раздела (тем)

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1.

Взаимное расположение предметов

13

 

 

 

2.

Целое и части

6

 

 

 

3.

Поверхности. Линии. Точки

14

4

 

 

4.

Углы. Многоугольники. Многогранники

 

30

 

 

5.

Кривые и плоские поверхности

 

 

4

 

6.

Пересечение фигур

 

 

17

 

7.

Шар. Сфера. Круг

 

 

13

 

8.

Цилиндр. Конус. Шар (Тела вращения)

 

 

 

23

9.

Пересечение фигур

 

 

 

11

 

Итого

33

34

34

34

         

Календарно - тематический план

 

             1 класс

Планируемые результаты

Дата проведения

Тема занятия

Раздел 1. Взаимное расположение предметов (13 ч.)

1.

 

Вводное занятие

 Узнают правила по ТБ на уроке

2.

 

Пространственные                                

отношения         

 «между», «слева»,         «справа»

                                                   

Научатся ориентироваться по   «схеме тела»

3.

 

Ориентировка по         «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта

Игра « Оживи рисунки», работа с карточками и флажками

         

Научатся ориентироваться по   «схеме тела» и относительно произвольной точки

 

4.

 

Ориентировка по «схеме произвольной точки отсчёта. Игра « Дорожка Машеньки»

 тела»         и         относительно

5.

 

Ориентировка по «схеме произвольной точки отсчёта. Поделка из полосочек    «Мишка»

 тела»         и         относительно

6.

 

Отношения «слева-справа», «ближе-дальше». Видимые и невидимые части фигуры  Игра «Кольца», « Прятки с фигурами»

«за-перед», «над-под»,

Сформируется навык ориентирования по заданным схемам

7.

 

Квадрат, прямоугольник, треугольник. Конструирование фигурок из палочек. Игра «Кольца», « Прятки с фигурами»

Научатся конструировать фигуры из палочек

8.

 

Отношения «слева-справа», «за-перед», «над-под», «ближе-дальше». Видимые и невидимые части фигур.

 Игра « Кольца», « Прятки с фигурами»

Сформируется навык ориентирования по заданным схемам

9.

 

Квадрат, прямоугольник, треугольник. Конструирование фигурок из палочек.

Научатся конструировать фигуры из палочек

10.

 

Отношения «слева-справа», «на-под», «между».

Научатся использовать фигуры в составлении композиции

11.

 

Квадрат, треугольник, круг. Поделка из квадратов и прямоугольников Поделка из квадратов и прямоугольников « Паровозик из Ромашково»

12.

 

Ориентировка на плоскости и в пространстве. Поделка из квадратов и прямоугольников « Паровозик из Ромашково»

Научатся использовать фигуры в составлении композиции

13.

 

Ориентировка на плоскости и в пространстве. Конструирование Оригами «Кораблик»

Научатся ориентироваться на плоскости листа бумаги при изготовлении игрушки

Раздел 2. Целое и части (6 ч.)

14.

 

Форма, размер. Игра « Заплатки»

Научатся различать фигуры по форме и размеру

15.

 

Конструирование геометрических фигур. Игра «Танграм»

Научатся играть в «Танграм»

16.

 

Конструирование прямоугольника. Оригами                  «Конвертик»

Научатся делить прямоугольник на части путём складывания бумаги

17.

 

Конструирование треугольников.

Научатся чертить треугольники на листе в клетку

18.

 

Конструирование прямоугольника из данных фигур.

Оригами «Двойной квадрат»

 Научатся путём складывания лист бумаги на квадраты

19.

 

Конструирование прямоугольника из данных фигур.

Оригами «Лягушка»

Научатся путём складывания бумаги конструировать игрушку

Раздел 3. Поверхности. Линии. Точки (14 ч.)

20.

 

Плоская и кривая поверхность.

Научатся различать плоские и кривые поверхности

21.

 

Плоская и кривая поверхность. Игры с коробочками и полосками

22.

 

Плоская и кривая поверхность. Распознавание         на геометрических телах. Игры и задания с цветными полосочками

Научатся различать плоские и кривые поверхности

23.

 

Понятия «незамкнутая линия»,         «замкнутая линия», «ломаная линия». Поделки из полосочек «Зайка»,

Познакомятся с понятиями «замкнутая и незамкнутая линия»

Научатся конструировать игрушки из замкнутых и незамкнутых полосок

24.

 

Положение поверхностей в пространстве.

Поделки из полосочек « Неваляшка»

25.

 

Невидимые линии на рисунке. Оригами               «Птичка»

 Научатся определять невидимые линии на плоскости.

26.

 

Невидимые линии на рисунке. Оригами               «Птичка»

27.

 

Понятия «область», «граница области».

Научатся работа в парах,     самостоятельно с «границами» ,       «областями»

28.

 

Понятия «область», «граница области».

29.

 

Соседние и несоседние области на плоскости. Игра «Соседи»

 Научатся изображать и определять

 соседние и несоседние плоскости

30.

 

Соседние и несоседние области на плоскости. Оригами «Бабочка»

31.

 

Деление области с помощью линий. Область с «дыркой». Конструирование из пластилина            «область с дырками»

Научатся конструировать  из пластилина            «область с дырками»

32.

 

Проект «Геометрический конструктор».

 Научатся придумывать игры с фигурами, рассказывать их правила, презентовать игру.

33.

 

Проект «Геометрический конструктор».

         

п/п

                               2 класс

Планируемые результаты

Дата проведения

 Тема занятия

Раздел 1. Поверхности.

 Линии. Точки (4 ч.)

1.

 

Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности. Игра «Фотограф»

Научатся соотносить положение предмета в пространстве

2.

 

Замкнутые и незамкнутые кривые линии.

Поделки из полосок  « Овощи»

Научатся конструировать из полосок игрушки

3.

 

Ломаная линия. Длина ломаной. Поделка                «Гусеница»

Научатся путём складывания бумаги делать ломаные

4.

 

Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч. Конструирование « Солнышко»

Научатся конструировать по схеме

Углы. Многоугольник. Многогранник (30 ч.)

5.

 

Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов. Поделка оригами      « Угловая закладка

Научатся изображать углы, сравнивать путём накладывания

6.

 

Построение угла с помощью угольника. Работа с моделями углов, построение углов

Научатся строить углы

7.

 

Многоугольник, его элементы. Оригами «Многоугольник-трансформер»

Научатся делать разные виды многоугольников путём складывания бумаги

8.

 

Построение треугольников. Вырезание треугольников по заданному условию

Научатся строить и вырезать треугольники

9.

 

Построение четырёхугольников. Вычерчивание разных видов четырёхугольников

Научатся строить и вырезать четырёхугольники

10.

 

Построение четырёхугольников. Работа с моделями четырёхугольников, деление на фигуры путём складывания

Научатся сравнивать четырёхугольники по заданным признакам

11.

 

Распознавание многоугольников и прямых углов. Игра « Ловушка»

Научатся находить многоугольники с прямыми углами

12.

 

Прямоугольник. Квадрат. Работа с пластилином

« Мебель»

Научатся конструировать из пластилина из квадратов и прямоугольников

13.

 

Видимые и невидимые линии. Оригами «Коробочка»

Научатся путём складывания конструировать коробочку

14.

 

Многогранники, их изображение на плоскости. Работа с развёртками

Научатся по развёрткам находить многогранники

15.

 

Видимые и невидимые части объекта. Игра «Разноцветная полосочка»

Научатся ориентироваться по граням многогранников при помощи полосок

16.

 

Куб в пространстве. Развёртка куба. Игры с кубиками

Научатся строить развёртку куба

17.

 

Чтение графической информации. Построение развёртки куба

Научатся строить развёртку куба

18.

 

Чтение графической информации. Построение развёртки куба

Научатся строить развёртку куба

19.

 

Куб в пространстве. Развёртка куба. Поделка « Домик»

Научатся из развёртки конструировать

20.

 

Куб в пространстве. Развёртка куба. Поделка « Домик»

Научатся из развёртки конструировать

21.

 

Распознавание кубов в результате преобразований. Игры-превращения с кубиками

Научатся выполнять задание  в группе

22.

 

Распознавание кубов в результате преобразований. Игра с Кубиком Рубика

Научатся выполнять задание  в группе

23.

 

Расположение рисунков на гранях куба в процессе преобразования. Поделка « Кубики-азбука»

Научатся правильно ориентироваться на гранях куба

24.

 

Чтение графической информации по преобразованию куба. Поделка « Кубики-азбука»

Научатся правильно ориентироваться на гранях куба

25.

 

Видимые грани куба. Игра « Найди жука на кубе»

Научатся выстраивать маршрут по граням кубика

26.

 

Первоначальные представления о сечении многогранника. Заполнение таблицы    « Многогранники»

Научатся работать с таблицей   «Многогранники»

27.

 

Чтение графической информации по преобразованию куба.

Приобретут навык чтения графической информации

28.

 

Невидимые грани куба. Игра « Найди жука на кубе»

 Научатся выстраивать маршрут по граням кубика

29.

 

Сечение многогранников. Оригами «Многоугольник»

Научатся путём складывания бумаги делать многоугольники

30.

 

Сечение многогранников. Оригами «Многоугольник»

Научатся путём складывания бумаги делать многоугольники

31.

 

Обобщение: поверхности, линии, точки. Игра «Геоконт»

 Игра « Геоконт»

32.

 

Обобщение: углы, многоугольники. Игра «Пифагор»

 Научатся играть с пособием « Пифагор»

33.

 

Проект «В мире геометрии».

 Научатся презентовать свой проект

34.

 

Проект «В мире геометрии».

         

п/п

                                                             3 класс

Планируемые результаты

 

Дата проведения

Тема занятия

Раздел 1. Кривые и плоские поверхности (4 ч.)

1.

 

Плоские и кривые поверхности.

Научатся различать плоские и кривые поверхности

2.

 

Видимые и невидимые поверхности геометрических тел.

Научатся распознавать видимые и невидимые поверхности геометрических тел

3.

 

Видимые плоские поверхности на изображениях.

Научатся распознавать видимые и невидимые поверхности геометрических тел

4.

 

Видимые и невидимые элементы многогранника.

Научатся распознавать видимые и невидимые поверхности многогранников

Пересечение фигур (17 ч.)

5.

 

Пересечение геометрических фигур на плоскости.

Научатся определять признаки пересекающихся фигур

6.

 

Пересечение геометрических фигур на плоскости.

7.

 

Плоская фигура, являющаяся пересечением граней многогранника.

Научатся находить фигуру, являющуюся  пересечением граней многогранника

8.

 

Плоская фигура, являющаяся пересечением граней многогранника.

Научатся находить фигуру, являющуюся  пересечением граней многогранника

9.

 

Пересечение прямой и куба.

10.

 

Чтение графической информации.

Научатся читать графические изображения

11.

 

Пересечение лучей.

Научатся изображать лучи

12.

 

Пересечение геометрических фигур. Многогранник и его элементы.

Научатся изготавливать объёмные модели фигур с базой «многогранник»

13.

 

Чтение графической информации.

Научатся читать графические изображения

14.

 

Пересечение отрезков.

Научатся выполнять чертёж пересекающихся отрезков на плоскости

15.

 

Пересечение отрезков.

16.

 

Разбивка многоугольника на треугольники с помощью отрезков.

Научатся разбивать многоугольник на части при помощи отрезков по принципу игры «Калейдоскоп»

17.

 

Деление многоугольника на части с помощью ломаной.

Научатся делить многоугольники путём сгибания

18.

 

Пересечение геометрических фигур на плоскости.

Научатся определять  пересечение фигур на плоскости

 

19.

 

Фигуры одинаковой площади.

Научатся сравнивать площади фигур путём накладывания друг на друга и с помощью палетки

20.

 

Конструирование геометрических фигур.

 Научатся конструировать из геометрических фигур

21.

 

Конструирование геометрических фигур.

 Научатся конструировать из геометрических фигур

Шар. Сфера. Круг (13 ч.)

22.

 

Представление о шаре и о круге как сечении шара.

Научатся конструировать шары из пластилина, выделять путём сечения круг

23.

 

Круг как сечение шара.

24.

 

Представление об окружности как о границе круга.

Научатся чертить окружность при помощи циркуля

25.

 

Взаимное расположение окружности и круга на плоскости.

Научатся чертить окружность при помощи циркуля

26.

 

Радиус окружности.

Научатся чертить окружность при помощи циркуля по заданному радиусу

27.

 

Радиус окружности.

28.

 

Изменение структуры объекта.

Научатся конструировать

29.

 

Построение окружностей по определённым условиям.

Научатся чертить окружность при помощи циркуля по заданному условию

30.

 

Построение окружностей по определённым условиям.

31.

 

Конструирование геометрических фигур.

 Научатся конструировать из геометрических фигур игрушки

32.

 

Конструирование геометрических фигур.

33.

 

Проект «Плоские и объёмные фигуры».

 Защита проектов

34.

 

Проект «Плоские и объёмные фигуры».

         

 

п/п

                                                    4 класс

Планируемые результаты

Дата проведения

Тема занятия

Раздел 1. Цилиндр. Конус. Шар (Тела вращения) (23 ч.)

1.

 

Вводное занятие.

 Научатся планировать свою деятельность

2.

 

Цилиндр, как тело вращения.

Научатся отличать цилиндр от других фигур и изготавливать его

3.

 

Конус, как тело вращения.

Научатся отличать конус от других фигур и изготавливать его

4.

 

Шар, как тело вращения.

 Научатся отличать шар от других фигур и изготавливать его

5.

 

Тела вращения.

 Научатся конструировать из объёмных фигур башню, узнают что такое « ось вращения»

6.

 

Усеченный конус.

Научатся отличать усечённый конус от других фигур и изготавливать его

7.

 

Обозначение невидимых линии на изображении объемного тела с помощью штриховых линий.

 Научатся обозначать невидимые линии на объёмной фигуре

8.

 

Плоская фигура и тела вращения, полученного из него.

 Научатся определять ось вращения фигуры

9.

 

Плоские фигуры в разрезе цилиндра.

Научатся определять, какие фигуры получатся в разрезе цилиндра

10.

 

Плоские фигуры в разрезе конуса.

 Научатся определять, какие фигуры получатся в разрезе конуса

11.

 

Объемные тела.

 Научатся конструировать из объёмных фигур

12.

 

Проект «Объёмные тела».

13.

 

Параллелепипед и пирамида.

 Научатся отличать параллелепипед и пирамиду от других фигур и изготавливать их

14.

 

Развертки тел вращения.

 Научатся по развёрткам изготавливать тела вращения и составлять из них элементы построек

15.

 

Развертки тел вращения.

16.

 

Проект «Мы – строители».

17.

 

Чтение графической информации.

Научатся читать чертежи на бумаге

18.

 

Чтение графической информации.

19.

 

Геометрические формы в окружающих предметах.

Научатся находить геометрические формы в окружении и определять их значимость в жизни

20.

 

Видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел.

Научатся находить видимые и невидимые поверхности геометрических тел

21.

 

Видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел.

22.

 

Изображение объемных фигур на плоскости.

Научатся изображать объёмные фигуры на листе в клетку

23.

 

Изображение объемных фигур на плоскости.

Раздел 2. Пересечение фигур (11 ч.)

24.

 

Плоские и объемные геометрические фигуры, пересечение.

их

Научатся выделять фигуру, являющуюся пересечением многоугольников

25.

 

Фигура, являющаяся пересечением         многоугольников.

Научатся выделять фигуру, являющуюся пересечением многоугольников

26.

 

Плоская фигура, являющаяся пересечением многогранников.

Научатся выделять фигуру, являющуюся пересечением многоугольников

27.

 

Плоская фигура, являющаяся пересечением         объемных геометрических тел.

Научатся выделять фигуру, являющуюся пересечением многоугольников

28.

 

Изображение конуса и его сечения.

Научатся изображать конус на бумаге и выделять его сечения

29.

 

Изображение цилиндра и его сечения.

Научатся изображать конус на бумаге и выделять его сечения

30.

 

Сечение объемного геометрического тела.

Научатся по сечению фигуры определять её вид

31.

 

Объемная геометрическая фигура, ее развертка.

Вычерчивание развёртки

32.

 

Объемная геометрическая фигура, ее развертка.

33.

 

Проект «Сказочный город объёмных фигур».

Научатся презентовать свой проект

34.

 

Проект «Сказочный город объёмных фигур».

 

                       Оборудование и кадровое обеспечение программы.

 

Для осуществления образовательного процесса по программе «Объёмное конструирование» необходимы следующие принадлежности:

  • игра «Геоконт»;
  • игра «Пифагор»;
  • игра «Танграм»;
  • набор геометрических фигур;
  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор.        

Занятия по программе ведёт учитель начальных классов или учитель математики, либо любой другой специалист в области математики, обладающий достаточным опытом работы с детьми, с педагогическим образованием.

 

Материально-техническое обеспечение

 

  1. Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. Программа курса математики для четырехлетней школы. – М.: Баласс, 2013.
  2. Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 1 – 4 классов.- М.: Линка – Пресс, 2013.
  3. Н.Б. Истомина., З.Б. Редько. Тетрадь по математике «Наглядная геометрия» 1-4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Линка – Пресс, 2013.
  4. Мультимедийный проектор, экран, компьютер.
  5. Линейка, простые и цветные карандаши, ластик, ножницы, клей, пластилин

 

Литература для учителя.

 

  1. В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М.,

« Педагогика-Пресс», 2014

  1. Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М.,

 «ВАКО», 2004

3.Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для

учителей и родителей. – М.: Знание, 2004. – 336 с.

       4.Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М.,

«Просвещение», 1990

       5. Шадрина И.В. Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей.

1-4 классы.- М. «Школьная Пресса». 2003

  1. Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003
  2. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для

учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...